- неофициальная
инкорпорация осуществляется
теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим
органом полномочий издавать собрания законодательства и осуществляют эту
деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или
пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей,
учителей, военнослужащих и т. д.). Неофициальные сборники законодательства не
являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе
правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране
сборников законодательства — это неофициальная инкорпорация. В рамках
неофициальной различаются профессиональная и обыденная инкорпорация.
Изданиями, где все из
помещаемых актов сохраняют свое самостоятельное значение и первоначальную
форму, являются:
сборники как
упорядоченные издания законов и иных нормативных актов, принятых в основном
рядом правотворческих органов на тематической основе (например, сборники
трудового, финансового, земельного или иного законодательства, включающие
соответствующие акты различных по уровню государственных органов);
бюллетени -
инкорпорированные издания нормативных актов определенных правотворческих
органов на хронологической основе (к примеру, бюллетени министерств и других
исполнительных органов государственной власти);
собрания, к которым
относят инкорпорированные издания нормативных актов - высших органов
государственной власти страны, помещаемые в хронологическом порядке (примером
может служить «Собрание законодательства Российской Федерации»);
своды законов -
официальное систематизированное полное собрание всех без исключения действующих
нормативных актов общегосударственного значения, публикуемое по предметному
принципу, т. е. по отраслям и институтам законодательства. Свод законов государства
признается важнейшим видом инкорпорации, источником официального опубликования
и результатом значительной законотворческой работы в сфере систематизации
законодательства.
3. Кодификация – это форма (вид) систематизации, при
которой происходит глубокая всесторонняя внутренняя переработка нормативного
материала, заключающаяся в создании нового, сводного, систематизированного
нормативно-правового акта[28].
В процессе кодификации
составитель стремится не только объединить и систематизировать
зарекомендовавшие себя действующие нормы, но и переработать их содержание, изложить
нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную
полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена
на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия
и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения,
пробелы, дублирование норм.
Результатом кодификации
является издание кодифицированного акта: кодекса, устава, положения, правила.
Кодификация обладает
рядом характерных черт:
1. кодификационный акт является
важнейшим среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни,
содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм
соответствующей отрасли или института права;
2. такой акт регулирует значительную и
достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные
отношения, борьба с преступностью);
3. будучи итогом совершенствования
законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт,
упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний;
4. кодификация предусматривает создание
более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их
действия;
5. предмет кодификации обычно
определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и
институты;
6. акт кодификации всегда имеет
значительный объем, сложную структуру (части, разделы, главы и другие
подразделения).
Обычно в юридической
литературе и практике различают несколько видов кодификации:
1. всеобщая кодификация, под которой понимается принятие
целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и,
как следующий этап — создание объединенной, внутренне согласованной системы
таких актов типа «кодекса кодексов»;
2. отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той
или иной отрасли (гражданский, трудовой, уголовный кодексы и т. д.);
3. специальная (комплексная) кодификация — это издание актов, регулирующих
тот или иной правовой институт (налоговый, лесной кодексы и т. д.).
Кодификация способствует
усилению стабильности законодательства, созданию четкой, опирающейся на научный
фундамент, системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную
скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных
нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи — совершенствовать
и содержание, и форму законодательства.
Заключение
В результате проведенного
исследования автор пришел к следующим выводам:
1. В российской
юридической науке сформировалось два принципиально разных подхода к понятию
правотворчества – суть первого состоит в том, что под правотворчеством понимают
процесс познания, оценки правовых потребностей общества, а также создания норм
права; суть второго сводится только к процессу создания нормы права.
2. Вопрос о принципах
правотворческой деятельности продолжает оставаться дискуссионным. Исследованные
в курсовой работе принципы правотворчества являются результатом обобщения
теоретических и нормативных источников; однако для окончательного решения
вопроса о формировании исчерпывающего списка принципов правотворчества
необходимы специальные научные исследования.
3. Аналогичным образом
обстоит дело и с вопросом о классификации правотворческой деятельности,
поскольку в юридической литературе нет единого подхода к этому вопросу, то в
курсовой работе рассматривались виды правотворческой деятельности на основе
анализа мнений различных ученых.
4. Круг субъектов
правотворчества, как элементов правотворческого процесса, получивших
нормативное закрепление, определен в Конституции и законах, однако проблемным
остается вопрос о соотношении субъектов и участников правотворческого процесса.
5. Количество стадий
правотворческого процесса тесно корреспондируется с широким или узким
пониманием процесса правотворчества, автор, придерживаясь широкого понимания
правотворчества, и перенося акценты на процесс создания закона считает, что
правотворчество включает в себя предпроектный и проектный этап, каждый из
которых, в свою очередь, делится на стадии.
6. Законодательство как
понятие юриспруденции и правовой практики трактуется неоднозначно, нередко
вбирая в себя и всю совокупность правовых норм, функционирующих в государстве,
и ограничиваясь лишь отдельными законодательными актами, которые регулируют
определенную сферу правовых отношений.
7. Систематизация
законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития
законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка
правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы
актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности,
способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем
законодательстве. Во-вторых, систематизация законодательства нужна как
эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии
действующей правовой системы. В-третьих, она обеспечивает возможность хорошо
ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать
все нужные нормы. Наконец, в-четвертых, систематизация является необходимой
предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и
воспитания, научных исследований, обучения студентов.
Список используемой литературы
1.
Венгеров А.Б.
Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист,
1998.
2.
Законодательная
техника: Научно-практическое пособие. – М.: Городец, 2000.
3.
Законодательный
процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Отв. ред.
д.ю.н., проф. Р.Ф.Васильев. – М.: Юриспруденция, 2000.
4.
Законотворчество
в Российской Федерации. Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 2000.
5.
Керимов Д.А.
Законодательная техника. М.: Норма-Инфра, 1998.
6.
Комаров С.А.,
Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий
курс для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА, 1999.
7.
Комментарий к
Конституции Российской Федерации. Под общ. ред. Ю.В.Кудрявцева. М., 1996.
8.
Лазарев В.В.,
Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Спарк», 1998.
9.
Марченко М.Н.
Источники права. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
10.
Мухаев Р.Т.
Теория государства и права. – М.: Издательство ПРИОР, 2002.
11.
Нерсесянц В.С.
Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов.
– М.: НОРМА, 2000.
12.
Общая теория
государства и права. Академический курс в 2-х томах./ Под ред. Марченко М.Н. т.
2. Теория права. – М.: Зерцало, 1998.
13.
Общая теория
права. / Под ред. Пиголкина А.С. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.
14.
Общая теория
права и государства. / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Юристъ, 2002.
15.
Оксамытный В.В.
Теория государства и права: Учеб. – М., 2004
14. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации.
Научно-практическое пособие. Отв. ред. А.С.Пиголкин. – М., 2000.
15. Синельников Б.М., Горчиков В.А., Свечников В.П. Системный
подход в научном познании. – М.: Пресс, 1999.
16. Систематизация законодательства в Российской Федерации. /
Под ред. ПиголкинаА.С. – Спб.: Юридический центр Пресс, 2003.
17. Теория государства и права. / Под ред. Перевалова В.Д. –
М.: Норма, 2005.
18. Теория права и государства. / Под ред. Сальникова В.П.,
Ромашов В.А. – Спб.: "Университет", 2002.
19. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред.
Матузова Н.И., Малко А.В. – М.: Юристъ, 2000.
20.
Теория
государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О.Лучина,
Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000.
21.
Юридический
энциклопедический словарь. М., 1984.
[1]
Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учеб. – М., 2004 – с.373.
[2]
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое
пособие. Краткий курс для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА., 1999. – с.319.
[3] Общая теория государства
и права. Академический курс в 2-х томах./ Под ред. проф. Марченко М.Н. т. 2.
Теория права. – М.: Зерцало, 1998. – с. 164.
[4]
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.:
«Спарк», 1998. – с.242.
[5]
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое
пособие. Краткий курс для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА., 1999. – с.320.
[6] Оксамытный В.В. Теория
государства и права: Учеб. – М., 2004 – с.376.
[7]
Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред.проф.
М.Н.Марченко. Том 2. Теория права. М.: Издательство Зерцало, 1998. – с.163.
[8]
Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред.проф.
М.Н.Марченко. Том 2. Теория права. М.: Издательство Зерцало, 1998. – с.167.
[9] Оксамытный В.В. Теория
государства и права: Учеб. – М., 2004 – с.383.
[10] Теория государства и
права./ Под ред. М.Н.Марченко. М., 1987. – с. 353, 354.
[11] . Комментарий к
Конституции Российской Федерации. Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. –
с.443.
[12] Оксамытный В.В. Теория
государства и права: Учеб. – М., 2004 – с.390.
[13] Теория права и
государства. / Под ред. Сальникова В.П., Ромашов В.А. – Спб.:
"Университет", 2002. – с. 55.
[14] Общая теория права и
государства. / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Юристъ, 2002. – с. 197.
[15] Марченко М.Н. Источники
права. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – с. 98.
[16] Теория государства и
права. / Под ред. Перевалова В.Д. – М.: Норма, 2005. – с. 177.
[17] Теория государства и
права: Курс лекций. / Под ред. Матузова Н.И., Малко А.В. – М.: Юристъ, 2000. –
с. 419.
[18] Синельников Б.М.,
Горчиков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. – М.: Пресс,
1999. – с. 67.
[19] Мухаев Р.Т. Теория
государства и права. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – с. 330.
[20] Теория государства и
права. / Под ред. Рассолова М.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – с.
395.
[21] Систематизация
законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. – Спб.:
Юридический центр Пресс, 2003. – с. 20-21.
[22] Общая теория права. /
Под ред. Пиголкина А.С. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – с. 219.
[23] Керимов Д.А.
Законодательная техника. – М.: Норма-Инфра, 1998. – с. 91.
[24] Общая теория права. /
Под ред. Пиголкина А.С. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – с. 228.
[25] Керимов Д.А.
Законодательная техника. М.: Норма-Инфра, 1998. – с. 90.
[26] Мухаев Р.Т. Теория
государства и права. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – с. 330.
[27] Керимов Д.А.
Законодательная техника. М.: Норма-Инфра, 1998. – с. 84.
[28]
Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О.
Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000, с. 207
|