Глава 2. Систематизация
законодательства
2.1 Понятие и характерные черты
систематизации законодательства
Законодательство как
понятие юриспруденции и правовой практики трактуется неоднозначно, нередко
вбирая в себя и всю совокупность правовых норм, функционирующих в государстве,
и ограничиваясь лишь отдельными законодательными актами, которые регулируют
определенную сферу правовых отношений.
Законодательство в
общем (широком) понимании представляет собой совокупность нормативных правовых актов общегосударственного
значения. В него традиционно включают всю систему законов и основанных на них
подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения, которые имеют значение в
масштабах страны в целом.
Законодательство в
узком понимании предполагает
совокупность законодательных актов государства. Это научно обоснованное и
правильное с точки зрения юридической теории определение законодательства
используется в юриспруденции, однако, и это признают правоведы, оно на практике
не имеет хождения, поскольку является ограниченным и не жизненным для
правоприменителя.
Законодательство в
отраслевом понимании
охватывает важнейшие нормативные акты, действующие в отдельных сфере правоотношений.
Общее законодательство
страны представляет собой огромный массив актов, принятых в различные
исторические периоды, что, соответственно, требует их упорядочения, учета и
сведения воедино на основе определенных классификаций.
Региональное
законодательство
рассматривается как совокупность нормативных правовых актов, имеющих общее и
специальное значение для субъектов федерации.
Рассмотрим различные
определения понятия "систематизация законодательства", которые даются
в юридической литературе, и выделим характерные черты и основные задачи данного
вида юридической деятельности.
Систематизация законодательства:
-это
целенаправленная деятельность по упорядочению и совершенствованию
законодательства, приведение действующих актов в определённую систему путём
составления единых нормативных актов или их сборников;[12]
-деятельность
компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых
норм в целях удобства пользования ими на практике.[13]
Таким образом, можно
выделить следующие существенные признаки систематизации законодательства:
1. особый вид юридической деятельности;
2. цель систематизации – это создание единой стройной,
эффективно функционирующей системы законодательства, обладающей внутренней
упорядоченностью и структурностью;
3. систематизация осуществляется компетентными органами,
но может быть и неофициальная систематизация;
4. объектом данного вида деятельности является
действующее законодательство как система нормативно-правовых актов;
5. научно обоснованная, унифицированная;
6. в идеале должна быть непрерывной, так как постоянно
издаются новые нормативно-правовые акты;
7. результатом систематизации является создание
кодифицированных актов.
Итак, цель
систематизации – создание системы законодательства. Системность законодательства
заложена в самой природе нормативно-правовых актов, источников права, правовых
норм.[14],[15]
Рассмотрим, какими свойствами должна обладать данная система.
Система законодательства
– совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективизируются
внутренние содержательные и структурные характеристики права.[16]
Однако, это не просто совокупность нормативно-правовых актов, а их
дифференцированная система, основанная на принципах субординации и
скоординированности её основных компонентов.[17]
Системный подход[18]
позволяет выделить основные задачи, направления и требования к проведению
систематизации законодательства:
-
совершенствование
действующих нормативных актов, придание им свойств системности, непротиворечивости;
-
обнаружение
пробелов в нормативном материале, устаревших, дублирующих или противоречащих
друг другу нормативных актов и быстрая их ликвидация, что влияет на обеспечение
законности и правопорядка;
-
обеспечивает
возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и
правильно толковать все нужные нормы;
-
систематизация –
необходимая предпосылка целенаправленного и эффективного правового просвещения
и воспитания, научных исследований, обучения студентов.
В зависимости от того, на
что направлена деятельность по упорядочению законодательства: на
совершенствование содержания новых нормативных актов или совершенствование форм
изложения норм без изменения содержания выделяют следующие виды (формы) систематизаций:
внутренняя и внешняя.[19],[20]
Обычно в понятие
систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы
правовой деятельности[21],[22]:
1.
сбор
государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и
организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по
определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных
органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
2.
подготовка и
издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация
законодательства);
3.
подготовка и
принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов,
изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
4.
подготовка и
принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя
нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).
Также выделяют общие и
отраслевые формы систематизации.[23]
В первом случае проводят упорядочение нормативных актов однородных по значению
или юридической силе. Во втором случае – нормативных актов по отдельным
отраслям хозяйства или права.
2.2 Формы
систематизации законодательства
правотворчество
систематизация законодательство
В зависимости от степени
обработки нормативно-правового материала выделяют следующие основные виды
юридической систематизации:
1. Учет и консолидация.
Четко налаженный учет
законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированного применения
правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов,
администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т. д. Кроме
того, такой учет необходим для квалифицированной подготовки проектов
законодательных и иных правовых актов, для составления разного рода сборников
законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих
изменению или признанию утратившими силу, для осуществления
справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству,
составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по
проектам нормативных актов. Наконец, без надлежащего учета нормативных актов
невозможно эффективное правовое просвещение, деятельность учебных и научных
юридических учреждений.
В Российской Федерации
обычно подлежат учету федеральные законы, нормативные указы Президента РФ и
Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления
Конституционного Суда РФ, акты Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда
РФ, Центрального банка РФ. В зависимости от функций органов и учреждений,
производящих учет, в информационный массив могут быть включены и иные акты
(например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов
местного самоуправления и т. д.).
Выделяют следующие виды
учёта законодательства: журнальный
учет; карточный учет; ведение контрольных текстов действующих нормативных
актов; автоматизированный учет законодательства.
С течением времени в
любой правовой системе образуется значительное число нормативных актов, имеющих
один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются,
а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим
возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения,
создания своеобразных «блоков» законодательства. Возможный путь преодоления
такой множественности – консолидация законодательства. Это такая форма
систематизации, в процессе которой большое число нормативных актов по одному и
тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается
правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а
прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Объединению подлежат
предписания одинаковой юридической силы.
Консолидацию можно
рассматривать как своеобразный вид правотворчества[24]
(принимается компетентным правотворческим органом и имеет все официальные
реквизиты), особенность которого заключается в том, что новый укрупненный акт
не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в
действующее законодательство.
В процессе подготовки
консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной
логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта.
Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка
предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем,
использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия,
повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы
близкого содержания объединяются в одну статью (пункт). Поэтому консолидацию,
ряд авторов[25],[26],
рассматривают как форму систематизации, выполняющую вспомогательную роль, не
имеющую самостоятельного значения, как этап в переходе от инкорпорации к
кодификации, наиболее совершенную форму инкорпорации.
2. Инкорпорация — это такая форма систематизации,
когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо
частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в
определенном порядке. Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную
деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать
законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его
доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной
информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции. По
словам Д.А. Керимова, инкорпорация – "это средство "уплотнения"
законодательства"[27],
так как позволяет не учитывать официально отменённые документы, исключая повторение
нормативных актов.
Инкорпорация – низкий
уровень систематизации и предпосылка для кодификации. В свою очередь,
инкорпорация связана с учетом, поскольку базируется на определенном максимально
полном фонде соответствующих актов и поисковой системе, способной обеспечить
нахождение всех необходимых актов. Особенность инкорпорации состоит в том, что
в нормативное содержание помещаемых в сборники актов какие-либо изменения
обычно не вносятся, а, значит, и содержание правового регулирования по существу
не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным
содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и
консолидации. Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов
претерпевает определенные, а иногда довольно существенные изменения, поскольку
инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной
редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов тексты таких актов
печатаются с учетом последующих официальных изменений и дополнений, с указанием
официальных реквизитов тех актов, которыми внесены соответствующие коррективы,
убираются сведения о лицах, подписавших нормативный акт, также вносятся
изменения редакционного или технического характера.
Деление инкорпорации на
отдельные виды можно производить по различным основаниям.
В зависимости от
юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства, по субъекту,
производящему систематизацию, выделяют следующие виды инкорпорации:
- официальная
инкорпорация
осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа
(органов), который утверждает или иным способом официально одобряет
подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный
характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования нормативных
актов, и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной
деятельности; Примером официальной инкорпорации может служить изданный в 80-х
годах Свод законов РСФСР;
-официозная
(полуофициальная) инкорпорация — это издание собраний и сборников законодательства по поручению
правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами
(например. Министерством Юстиции), причем правотворческий орган официально не
утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в
нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например.
Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в
Российской Федерации в 60-х годах;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|