Методика 1 «Образная
память»
Цель. Изучение
кратковременной образной памяти.
Описание. В качестве
единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая
фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное
количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты он
должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).
Инструкция. «Сейчас я
покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из
нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что
успели запомнить. Время предъявления таблицы – 20 секунд. Оценка.
Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и
более правильных ответов.
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Кол-во воспроизведенных образов |
15-16 |
13-14 |
10-12 |
7-9 |
6 |
5 |
4 |
3 |
1-2 |
Бланк к методике см.
приложение 3.
Методика 2. «Исследование
кратковременной памяти»
Цель. Определить объем
кратковременной зрительной памяти.
Описание. Испытуемый
должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из
предъявляемой ему таблицы.
Инструкция. «Сейчас вам
будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд
запомнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание,
начали!»
Оценка. По количеству
правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной
памяти. Максимальное количество информации, которое может хранится в
кратковременной памяти, - 10 единиц материала. Средний уровень 6-7 единиц.
5 баллов – все задание выполнено,
верно;
4 балла – часть задания
выполнено с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
3 балла – ошибки
исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла – часть задания
недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 балл – невыполнение.
Бланк к методике см.
приложение 4.
Методик 3. «Узелок на
память»
Цель. Исследование логической памяти.
Материал. Набор из 30
карточек с изображением предметов и набор из 15 слов.
Ход выполнения. На столе
перед испытуемым раскладывают все карточки в любом порядке так, чтобы они были
хорошо ему видны.
Инструкция. «Сейчас мы
проверим твою память. Я буду называть слова, а ты к каждому слову выбери и
отложи такую карточку, которая поможет потом тебе припомнить его. Например,
слово для запоминания – лес. Здесь лес нигде не нарисован, но можно выбрать
карточку, которая поможет потом вспомнить это слово».
После того как карточка
выбрана и отложена, испытуемому задают вопрос: «Как эта карточка напомнит про
лес?»
Таким образом испытуемый
подбирает к каждому слову какую-нибудь карточку. Когда все отобранные карточки отложены,
испытуемого предупреждают о том, что он должен будет вспомнить слова позже,
через некоторое время. Через 40 – 60 минут исследователь показывает в
произвольном порядке каждую карточку и просит испытуемого вспомнить, для какого
слова она выбрана. При этом обязательно задают вопрос: «Чем тебе данная
карточка напоминает это слово?» - или: «Как ты смог вспомнить это слово?».
В протокол записываются: какая
карточка к какому слову выбрана, как это испытуемый объяснил, воспроизведение
слов и объяснение по этому поводу, а также другие высказывания испытуемого и
исследователя.
Слова для запоминания.
Свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорого,
ночь, мышь, молоко, стул.
Оценка.
5 баллов – все задание
выполнено, верно;
4 балла – часть задания
выполнено с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
3 балла – ошибки
исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла – часть задания
недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 балл – невыполнение.
Бланк к методике см.
приложение 5.
Методика 4. «Заучивание
10 слов»
Цель: Оценка состояния
памяти, утомляемости, активности внимания.
Материал. Протокол с десятью
короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой
связи.
Инструкция.
Первое объяснение. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать
надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько
запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Экспериментатор читает
слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в
своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает
инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же
самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и
те, которые в первый раз пропустили, — все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор снова
ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова
повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор
просто говорит: «Еще раз».
В случае если исследуемый
называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их
рядом с крестиками, а если слова эти повторяют — ставит и под ними крестики.
В случае если исследуемый
пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор
останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта
допускать нельзя.
После десятикратного
повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце
исследования, т. е. примерно спустя 50—60 минут, снова спрашивает у
исследуемого эти слова (без напоминания).
2.3 Анализ результатов
Результаты исследования по методике «Образная память»
представлены в таблице 1 и 2.
Таблица 1. Результаты методики
№ 1 «Образная память» у больных не перенесенных ОНМК
Уровни |
Количество испытуемых в % |
Норма |
0 % |
Ниже нормы |
35% |
Значительно ниже нормы |
65% |
|
|
|
На основании полученных
результатов исследования можно сделать следующий вывод.
Ни у одного испытуемого 2-й
группы не имеет показатели образной памяти в пределах возрастной нормы, 35%
испытуемых ниже нормы и 65% - значительно ниже нормы.
Представим полученные
результаты графически:
Рис.1. Результаты
исследования образной памяти
Таким образом, были
сделаны следующие выводы: у данной группы отмечается ослабление кратковременной
образной памяти, характер деятельности более ровный относительно второй группы,
что связано с особенностями эмоциональной вялостью, отмечается истощаемость
психических процессов.
Таблица 2. Результаты методики
№ 1 «Образная память» у больных перенесенных ОНМК
Уровни |
Количество испытуемых в % |
Норма |
0 % |
Ниже нормы |
30% |
Значительно ниже нормы |
70% |
|
|
|
На основании полученных
результатов исследования можно сделать следующий вывод.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|