Курсовая работа: Роль местных бюджетов в развитии экономики и культуры региона
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ижевский
Государственный Технический Университет
Кафедра "Финансы
и кредит"
Курсовая
работа по дисциплине "Финансы и кредит"
на тему: "Роль
местных бюджетов в развитии экономики и культуры региона"
Выполнил:
студентка гр. 6-51-4
Чуракова С.С.
Проверил: преподаватель
Дудин Е.В.
Ижевск, 2010
Содержание
Введение
Глава I. Местные бюджеты, основные понятия и
функции, роль в развитии экономики и культуры региона
1.
Понятие бюджета, местные
бюджеты. Функции местных бюджетов
2.
Доходная и
расходная части местных бюджетов
3.
Роль местных
бюджетов в развитии экономики и культуры региона
Глава II. Изучение бюджета муниципального
образования "город Ижевск"
1.
Краткая
характеристика исследуемого муниципального образования – города Ижевска
2.
Доходная и
расходная части бюджета города Ижевска. Основные выводы
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время одним
из наиболее важных механизмов, позволяющих государству проводить экономическую
и социально-культурную политику, является финансовая система, состоящая из трех
основных звеньев - государственного бюджета (федерального), региональных и местных бюджетов. Данные
звенья являются самостоятельными и в тоже время взаимосвязанными.
Формирование и исполнение местных
бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности, функции и проблемы.
К муниципальным образованиям (другими
словами местным бюджетам) относятся районные, городские, сельские и поселковые бюджеты.
Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического и
культурного развития региона, обеспечивая финансирование основной сети
дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.
Актуальность темы состоит в необходимости
исследования роли местного бюджета в социально-экономическом и культурном
развитии региона, как основного предназначения его существования.
В соответствии с актуальностью
формируются цели и задачи курсовой работы.
Целью курсовой работы является определение
роли местного бюджета в социально-экономическом и культурном развитии региона,
на основе выделения основных функций местных бюджетов, их доходной и расходной
частей. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются
следующие задачи:
·
были раскрыты
содержание и понятие государственной бюджетной системы, местных бюджетов и их
функции;
·
была исследована
структура доходной и расходной частей местных бюджетов, сделаны основные выводы
по имеющимся данным;
·
были сделаны
основные выводы и заключения о роли местных бюджетов в социально-экономическом
и культурном развитии региона.
В курсовой работе были использованы
материалы налоговой инспекции РФ, Минфина РФ, Федеральной службы
государственной статистики и данные о бюджете города Ижевска.
Глава I. Местные
бюджеты, основные понятия и функции, роль в развитии экономики и культуры
региона
1.
Понятие бюджета,
местные бюджеты. Функции местных бюджетов
Финансовая система представляет собой
определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья
финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых
имеет внутреннюю структуру:
1.
Централизованные финансы:
·
Государственный бюджет;
·
Внебюджетные фонды;
·
Государственный кредит;
·
Фонды имущественного и личного
страхования;
·
Фондовый рынок;
2.
Децентрализованные финансы:
·
Финансы коммерческих предприятий и
организаций;
·
Финансовых посредников (кредитных
организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других
финансовых институтов);
·
Некоммерческие организации;
3.
Финансы домашних хозяйств.
Каждое звено этой системы
характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных
средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Так, централизованные финансы
используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в
целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную
систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями
народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.
Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и
социальных отношений в рамках отдельно хозяйствующих субъектов и составляют
основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение
страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.
Финансы домохозяйств – это личные финансы, то есть финансовые отношения между
физическими лицами, совместно проживающими и ведущими хозяйство.
Финансы выражают экономические
отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования
государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер
производства, обращения и домашних хозяйств.
Под финансовой политикой понимают
комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений,
мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе
финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь
средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет
вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может
разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.
Финансовая политика состоит из
следующих главных компонентов:
·
Налоговой политики;
·
Бюджетной политики;
·
Денежно-кредитной политики;
·
Ценовой политики;
·
Таможенной политики;
·
Социальной политики;
·
Инвестиционной политики;
·
Политики в области международных
финансов.
Финансовая политика РФ основывается
на следующей системе социально-экономических приоритетов:
·
Достижение социальной стабильности
в обществе;
·
Оздоровление государственных
финансов;
·
Восстановление нормального
функционирования кредитной системы;
·
Поддержка сбалансированности
натурально-вещественных и денежных потоков;
·
Достижение финансово-экономической
самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого
федеративного государства;
·
Создание равных условий в
бюджетно-налоговой сфере для регионов;
·
Создание условий по пересечению
финансовых злоупотреблений и коррупции.
Сформировавшаяся к настоящему времени
государственная бюджетная система Российской Федерации состоит из трех
самостоятельных звеньев:
·
Республиканского (федерального)
бюджета РФ;
·
Бюджетов
национально-государственных и административно-территориальных образований
(республиканских бюджетов республик в составе РФ(21); краевых, областных
бюджетов (56); областного бюджета автономной области (1), окружных бюджетов
автономных округов (10), городских бюджетов городов федерального значения – Москвы
и Санкт-Петербурга);
·
Бюджетов муниципальных образований
(местных бюджетов – городские, районные, поселковые и сельские бюджеты (около
29 тысяч)).
Бюджетная система РФ является
типичной для стран, имеющих федеративное устройство.
Государственный бюджет –
главное для всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных
групп статей: доходный и расходный. В доходной части бюджета содержаться
источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной
определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их
количественные параметры.
Свод бюджетов в целом по
Российской Федерации или по соответствующей территории носит название
консолидированных бюджетов, которые используются для аналитических и
статистических целей.
28 июля 1995 г. был
принят Федеральный закон
№ 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который ввел новое понятие — "муниципальное
образование". Муниципальное
образование — это
городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется
местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и
выборные органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет
собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования
средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ. Понятия "местные
бюджеты", "бюджеты муниципальных образований", "бюджеты
органов местного самоуправления" рассматриваются как синонимы.
Бюджетная политика РФ сводится к:
·
Определению доли валового
внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
·
Установлению оптимальных
взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов
РФ;
·
Оптимизация структуры расходной
части бюджета;
·
Распределению расходов между
бюджетами разных уровней;
·
Определению доли федерального
бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
·
Управлению государственным долгом;
·
Определению источников финансирования
дефицита бюджета и др.
К первоочередным задачам бюджетной
политики в период мирового экономического кризиса (из совещания президента Дмитрия
Медведева с Правительством РФ от 25 мая 2009 года) относятся:
1.
Исполнение социальных обязательств
и придание им более адресного характера;
2.
Последовательное снижение
бюджетного дефицита;
3.
Переход к режиму жесткой экономии
бюджетных средств;
4.
Поиск оптимальных форм поддержки
как реального сектора, так и финансовой системы. Повышение
эффективности и, прежде всего, энергоэффективности и производительности труда,
технологическая модернизация должны стать обязательными условиями
государственной поддержки;
5.
Кардинальном
повышении качества публичных услуг, которые предоставляются гражданам
(медицинские, образовательные и др. услуги социального характера);
6.
принципиальном
усовершенствовании механизма государственных закупок;
7.
определении
экономически оправданного уровня налоговой нагрузки, который стимулировал бы и
развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий;
8.
установить
ответственность за эффективное расходование средств на каждом уровне публичной
власти, обеспечить сбалансированность расходных полномочий, создать стимулы для
расширения собственного доходного потенциала;
9.
завершить
формирование надёжной и сбалансированной пенсионной системы;
10.
приступить к
созданию так называемой безбарьерной среды для инвалидов.
Бюджет — это общее понятие, объединяющее различные финансовые
документы, которые отражают планируемые доходы и государственные расходы в
течение определенного периода.
Термин "бюджет"
происходит от старофранцузского слова, означающего маленький портфель, с
которым британский канцлер казначейства приходил на сессию парламента и начинал
свой официальный ежегодный финансовый доклад. От него требовали открыть и
представить депутатам находящиеся в нем финансовые документы, на основе которых
правительство предполагало осуществлять свои политические и экономические
программы.
Бюджет содержит
финансовые документы, условно разделяемые на две группы:
·
основные
документы;
·
дополнительные
документы.
К первой группе относятся
финансовые законы, имеющие различные названия в каждом государстве (например,
закон о государственном бюджете — Швеция, РФ; закон о финансах — Франция).
Ко второй группе
относятся приложения к закону о финансах; документы, содержащие экономический
анализ и специальные исследования бюджетных показателей за предыдущий
финансовый год.
Государственные и местные
(муниципальные) бюджеты — центральное звено финансовой системы Российской
Федерации, как и любого другого государства.
Бюджет — необходимый
атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются
денежные фонды соответствующего государственного или муниципального
образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения,
создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной
власти и местного самоуправления.
В материальном аспекте
государственный, как и местный, бюджет представляет
собой централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении
соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем
концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления
расходов и т.п.
Бюджет — совокупность экономических
(денежных) отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и
использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для
осуществления общих задач государственных и муниципальных образований и
выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.
Согласно статье 6
Бюджетного кодекса (БК РФ) бюджет—это форма образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|