Сконцентрированные в
бюджете средства предназначены для осуществления государственной
социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. Он
представляет собой форму образования и использования централизованного фонда
денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти,
утверждается государственным собранием, имеет силу закона.
Функции бюджета:
1. Перераспределение
национального дохода и ВВП;
2. Государственное регулирование
и стимулирование экономики;
3. Финансовое обеспечение
социальной экономики;
4. Контроль за
образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Местное самоуправление — обязательный
компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим
населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения
функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они
наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов
власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные
этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и
исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и
получать от них доходы.
Местные бюджеты — один из главных
каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них
общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами
населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей
производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности,
коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным
компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Местный бюджет — это централизованный
фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование,
утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которой
осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Экономическая сущность местных
бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
• формирование денежных фондов, являющихся финансовым
обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народного
хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,
организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты
в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую
очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие
социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных
бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских
бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших
материальных и финансовых ресурсов.
2.
Доходная и
расходная части местных бюджетов
Доходная часть местных бюджетов
состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также
может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции,
средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по
взаимным расчетам.
Закрепленные доходы (собственные)
— это доходы, полностью
поступающие в соответствующие бюджеты, минуя вышестоящие бюджеты (налог на
имущество предприятий — региональный налог).
Регулируемые доходы — совокупность денежных средств,
передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх
закрепленных доходов для покрытия его расходов, зачисляемых в соответствующие
бюджеты, исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при
утверждении вышестоящего бюджета.
Таблица 1. Доходы местных бюджетов.
Наименование
показателя |
Значение, млрд.
руб. |
Налоговые доходы в том числе: |
A |
1. Налог на
прибыль |
B |
2. Подоходный
налог с физических лиц |
C |
3. Налог на
добавленную стоимость |
D |
4. Акцизы |
E |
5. Налог на
имущество с физических лиц |
F |
6. Налог на
имущество предприятий |
G |
7. Платежи за
использование природных ресурсов |
H |
Неналоговые
доходы в том числе: |
I |
1. Доходы от
государственной собственности или от деятельности |
J |
2. Доходы от
продажи принадлежащего государству имущества |
K |
Безвозмездные
перечисления в том числе: |
L |
1. От других
уровней власти, из них: |
M |
Дотации |
N |
Субвенции |
O |
Средства,
перечисляемые по взаимным расчетам |
P |
Трансферты |
Q |
2. От целевых
бюджетных фондов |
R |
Итого доходов |
S |
В состав местных налогов и сборов входят:
Земельный налог
·
Земельный налог и
арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, включая
сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
·
Земельный налог и
арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения;
·
Доходы от
централизации средств земельного налога и арендной платы за земли
сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;
·
Возмещение потерь
сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;
·
Возмещение потерь
сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных
угодий.
1.
Налог на
имущество физических лиц (13%);
2.
Налог на рекламу
(5%);
3.
Налог на
наследство или дарение (ставки налога указаны в законе "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования
или дарения");
4.
Местные
лицензионные сборы;
5.
Доходы от
приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям:
·
Доходы от
приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
·
Доходы от продажи
земли;
·
Доходы от продажи
квартир гражданам;
6.
Средства
обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых
фондов.
К числу главных регулируемых доходов
местных бюджетов относятся отчисления:
1.
От налога на
добавленную стоимость;
2.
От акцизов;
3.
От налога на
прибыль (доход) предприятий;
4.
От подоходного налога
с физических лиц.
Нормативы отчислений
регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти
в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных
доходов.
По объему и
экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают
отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении
финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении из
заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении
эффективности производства на подведомственной им территории.
Развитие экономического
потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации
являются основными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов.
Расходная часть местных
бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных
процессов в стране.
Главные стороны
деятельности местных органов власти – разработки и осуществление планов
экономического и социального развития на подведомственной им территории.
Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление
мероприятий по развитию социально-коммунального хозяйства и улучшению
благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов.
Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат
на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
В соответствии с
Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие
функциональные виды расходов:
·
содержание
органов местного самоуправления;
·
формирование
муниципальной собственности и управление ею;
·
организация,
содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры,
физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений,
находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного
самоуправления;
·
организация,
содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
·
муниципальное
дорожное строительство и содержание дорого местного значения;
·
благоустройство
и озеленение территорий муниципальных образований;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|