на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Судебная система в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации

Закон дал возможность обращаться в Конституционный Суд РФ всем гражданам России, иностранцам, лицам без гражданства и юридическим лицам, утверждающим, что их основные права и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

д) Мировые судьи.

Суд по своей инициативе гражданских дел не возбуждает. Возбуждаются гражданские дела либо по заявлению самого лица, обращающегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса; либо по заявлению прокурора; либо по заявлению органов государственного управления, профсоюзов, предприятий, учреждений, организаций и т.д.

По делам искового производства подаются исковые заявления, а по делам, вытекающим из публичных отношений и по делам особого производства - жалобы и заявления.

Судья может рассматривать дела либо единолично, либо коллегиально. Мировые судьи рассматривают дела только единолично.

Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

7) дела об определении порядка пользования имуществом

Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

3. Понятие звена и инстанции в судебной системе.

Одной из важных организационных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено» , которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Судебным звеном являются суды, наделённые одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе. Суды общей юрисдикции как общие, так и военные подразделяются на три звена.

Первое звено общих судов составляют районные( городские ) суды.

Второе звено образуют:

·  Верховные суды республик;

·  Краевые суды;

·  Областные суды;

·  Городские суды Москвы и Санкт-Петербурга;

·  Суды автономной области и автономных округов.

Первым звеном военных судов являются военные суды гарнизонов,

Вторым- военные суды военных округов, флотов.

Высшим, третьим звеном , как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд Российской Федерации, в составе которого действует и Военная коллегия.

Система арбитражных судов состоит тоже из трёх звеньев.

Первое звено составляют арбитражные суды:

·  республик,

·  областей,

·  краёв,

·  автономной области,

·  автономных округов,

·  городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Второе звено – федеральные арбитражные суды округов.

Третье звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

В Российском гражданском и уголовном процессе различают суды:

·  первой,

·  апелляционной,

·  кассационной,

·  надзорной инстанций.

На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой вышестоящий суд имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять или отменять эти решения.

Суд первой инстанции – суд, уполномоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговоров.

Суд второй инстанции (апелляционной или кассационной) проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или представления прокурора. Суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость решений или приговоров, вынесенных мировыми судьями. При этом приговоры и постановления, принимаемые судом апелляционной инстанции по уголовным делам, можно обжаловать в вышестоящий суд в кассационном порядке. Постановление или определение апелляционной инстанции по гражданским делам вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Суд кассационной инстанции является непосредственно вышестоящим по отношению к суду, вынесшему решение, приговор. Он вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или постановление апелляционной инстанции, либо в определённых пределах изменить его. В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд Российской Федерации  – по отношению к судам субъектов РФ и приравненным к ним.

Суд третьей инстанции (надзорной) проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения апелляционной или кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании представления уполномоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов обей юрисдикции могут выступать и в качестве кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд Российской Федерации также является и кассационной и высшей надзорной инстанцией. В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают дела в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесённые законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов Российской Федерации. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор , но не  вправе дать указания:

·  о квалификации содеянного;

·  о мере наказания;

·  об оценке доказательств;

·  о характере решения.


3. Роль судов в обеспечении экономической безопасности

За сравнительно небольшой срок, прошедший с принятия Концепции судебной реформы, были приняты решительные меры по утверждению судебной власти как самостоятельной, независимой и сильной ветви государственной власти, осуществляющей свои полномочия в интересах защиты прав граждан и организаций, конституционного строя, единого экономического и правового пространства Российской Федерации.

Особое место в системе органов судебной власти занимают арбитражные суды. Их создание чуть более 10 лет тому назад было, пожалуй, наиболее действенной мерой реализации Концепции судебной реформы. Арбитражные суды образовали самостоятельную ветвь судебной власти со своей, присущей только им, компетенцией, пределы которой определяются разрешением экономических споров и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Сфера экономики - решающая сфера в развитии общества. Она имеет собственное правовое регулирование, обусловленное характером складывающихся в этой сфере правоотношений. И совершенно правильно, что в целях осуществления правосудия в этой сфере, для защиты прав предпринимателей и в связи с необходимостью обеспечения судебного контроля в предпринимательской деятельности были созданы самостоятельные суды с особой юрисдикцией - арбитражные суды.

В условиях рыночной экономики система арбитражных судов играет особую роль, их значимость и ответственность намного возрастают. Осуществляемое арбитражными судами правосудие позволяет дисциплинировать договорные отношения, пресечь административный произвол, цивилизованно осуществлять процесс банкротства, разрешать острые споры в области отношений собственности, находить выход из договорных конфликтов в связи с неплатежами.

При этом арбитражные суды являются не только судами по разрешению экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, они фактически стали административными судами, поскольку разрешают значительное количество дел, возникающих из административных правоотношений (во всех арбитражных судах с 1995 года образованы специализированные судебные коллегии). Им приходится разрешать острые споры между налоговыми органами и банками, между органами управления (таможенными, антимонопольными, органами валютного контроля и др.) и предпринимателями.

Арбитражные суды находятся на острие экономических проблем, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования и развития законодательства, регулирующего их деятельность. Надо сказать, что за десять с небольшим лет оно меняется уже третий раз, решая задачи обеспечения доступности правосудия и эффективности защиты прав и интересов предпринимателей, в том числе и зарубежных, с участием которых арбитражные суды рассматривают экономические споры.

Наиболее значимым направлением развития законодательства об арбитражных судах представляется совершенствование арбитражного процессуального законодательства. Судебные процедуры не должны отставать от развития экономики и законодательства, ее регламентирующего. Это реальная потребность сегодняшнего дня. Необходимость совершенствования процессуального законодательства была обусловлена и вступлением России в Совет Европы, требованиями международных стандартов, касающимися обеспечения доступа к правосудию, повышения эффективности судебной защиты, устранения излишнего «администрирования» из судебных процедур.

Новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации призван решить проблему создания современной законодательной базы, определяющей порядок разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. При сохранении общих процессуальных институтов, традиционно присущих как гражданскому, так и арбитражному процессу, в Кодексе 2002 года проводится линия на закрепление особенностей судопроизводства в арбитражных судах как органах по разрешению экономических споров и иных дел, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, где сторонами, как правило, являются предприниматели. Процессуальное законодательство должно обеспечивать доступность правосудия, одним из препятствий которого является неопределенность в вопросах подведомственности. Подведомственность, являясь институтом процессуального права, непосредственно связана с более общим понятием судебной компетенции.

От правильного определения судебной компетенции зависит выбор надлежащего суда при реализации права на доступ к суду и обеспечении права на эффективное средство правовой защиты, что имеет особое значение в силу существования в Российской Федерации трех ветвей судебной власти и наличия в связи с этим судов различных видов юрисдикции. При этом все суды являются органами правосудия, осуществляемого в специфических формах судопроизводства, но преследующих общую цель судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Эта общая цель обеспечивает единство судебной системы Российской Федерации, которое во многом зависит от четкого определения судебной компетенции и разграничения юрисдикции.

Вопросам компетенции арбитражных судов уделено особое внимание в ходе подготовки нового Кодекса (им посвящена гл. 4 АПК РФ), и это было одним из основных направлений совершенствования процессуального законодательства.

В Кодексе для определения юрисдикции арбитражных судов используется понятие компетенции, включающее в себя традиционно используемые в процессуальном праве институты подведомственности и подсудности.

Использование универсального понятия компетенции для определения юрисдикции арбитражных судов представляется оправданным, поскольку в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» на арбитражные суды возложено осуществление правосудия путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, Законом об арбитражных судах, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Таким образом, Закон об арбитражных судах, являющийся по своему характеру судоустройственным законом, в качестве правовой базы определения компетенции арбитражных судов назвал АПК РФ и другие федеральные законы.

Понятие компетенции позволяет унифицировать терминологию, используемую для определения юрисдикции в судоустройственном законе и в процессуальном кодексе, а также в международном гражданском процессуальном праве1.

В самом общем виде компетенция арбитражных судов определена в ст. 127 Конституции РФ и в ст. 4 и 5 закона об арбитражных судах, согласно которым к ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Казалось бы, в этих положениях законодатель четко определил компетенцию арбитражных судов, обозначил сферу их юрисдикции. Однако сложность в том, что ни понятие экономической деятельности, ни понятие экономического спора не имеют нормативного определения, хотя и используются довольно широко в Конституции РФ (ст. 8, 34, 127).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.