Статьи «Строительный
подряд» гл. 37 ГК РФ распространяются и на работы по удовлетворению бытовых или
других личных потребностей, выступающего в роли заказчика гражданина (например,
на работы по строительству жилого дома, гаража или дачи). Однако в соответствующих
случаях статьи указанного параграфа, действуют вместе с нормами о договоре бытового
подряда[7]. При определении источников правового
регулирования договора строительного подряда в рассматриваемых случаях следует
иметь в виду отмеченную уже выше цель специального режима договоров бытового
подряда: то, что он установлен именно для защиты прав потребителей. По этой
причине к договору на удовлетворение соответствующих потребностей заказчика -
гражданина должны применяться нормы о защите прав потребителей, содержащиеся не
только в законах о защите прав потребителей и иных правовых актах, принятых в
соответствии с ними, но также в статьях вышеуказанного § 3.
Правила о
договорах подряда на капитальное строительство неоднократно менялись[8].
При этом последние по времени издания Правила были утверждены 26 декабря 1986
г.[9],
а свое действие, как это видно из самого их названия, соответствующие акты
распространяли на отношения в области «капитального строительства». Обращение
к обычному толкованию каждого из этих двух терминов могло помочь определить
границы охватываемой ими области.
Первый из них -
«строительство». «Строить» означает «сооружать» - «производить постройку
чего-нибудь», а второе («капитальное») - «дорогой, стоящий больших денег»[10].
В данном конкретном
случае понятие «капитальное строительство» имело специфический смысл. Речь шла
об отношениях между государственными, а также между государственными и
кооперативными организациями по поводу выполнения работ, финансируемых главным
образом непосредственно из бюджета. Эти отношения опирались на обязательные для
каждой из сторон плановые акты, а сами работы предполагали строгий
государственный контроль за началом, ходом и завершением строительства. В
результате именно в области капитального строительства сложился к тому времени
по сути самый жесткий организационно-правовой режим.
В
подтверждение можно сослаться на то, как решались соответствующие вопросы в
первых, из принятых Правилах (1938 г.). Ими предусматривалось, что подрядные
договоры заключаются на строительство, включенное в утвержденные титульные
списки. На каждый год строительства должны были заключаться годовые договоры
по ценам сметы с учетом утвержденного для данной стройки размера снижения
стоимости строительства. Материально-техническое снабжение обеспечивалось по
выделенным фондам и контингентам в соответствии с нарядами и правами на
получение ресурсов. Утвержденные в то же время Правила финансирования
строительства предполагали, что Промышленный банк СССР, на который
непосредственно возлагалось аккумулирование предназначенных для всего
строительства средств (главным образом бюджетных), был обязан проверять
подрядные договоры. И в случае, если включенные в них объекты не были
обеспечены утвержденными техническими проектами и сметами или сумма годового
договора превышала титул, финансирование в соответствующей части следовало
прекратить.
Отмеченные исходные
начала правового регулирования подряда на капитальное строительство сохранялись
и позднее. Так, даже Правила 1986 г. устанавливали, среди прочего, что договор
подряда заключается на весь период нового строительства, расширения,
реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений
или их очередей, включенных в план капитального строительства и имеющих
утвержденные в установленном порядке титульные списки. Соответственно
изменение договоров допускалось только в случае изменения министерствами и
ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик утвержденных годовых
планов капитального строительства.
Последние по времени
Правила финансирования строительства, утвержденные постановлением Совета
Министров СССР от 8 октября 1965 г.[11] (ст. 156), возлагали обязанность на
Стройбанк СССР, через который в то время шло практически обеспечение денежными
ресурсами по всей стране строек, осуществлять контроль за строительством, предоставляя
этому Банку для указанной цели право применять самые строгие экономические
санкции по отношению к тем, кто не выполняет планы ввода в действие мощностей
и основных фондов, задания по снижению себестоимости строительно-монтажных
работ и др.
Превалирование
административных элементов в правовом режиме капитального строительства повлекло
за собой то, что содержание договора, связывающего заказчика с подрядчиком,
оказалось полностью подчиненным обязательным для сторон нормативным и
ненормативным актам. В результате сфера действия договорного согласования была
резко ограничена. Подтверждением могли служить обязательные для сторон
Типовой генеральный и Типовой годовой договоры подряда, утвержденные
Правительством СССР, а позднее - соответствующим министерством (ведомством).
Типовые договоры не содержали ни одного условия, которое стороны должны были бы
согласовать между собой. Индивидуализация в этой форме отношений сторон
сводилась к заполнению граф, содержащих указание на то, кто и когда заключает
соответствующий договор, идет ли в нем речь о строительстве, расширении или
реконструкции, кто и когда утвердил технический проект и смету, а также какова
указанная в утвержденной смете стоимость работ. Приложением к типовым
договорам, о которых идет речь, служили Особые условия. Однако эти последние не
вполне соответствовали своему наименованию, поскольку их содержание также
предопределялось в значительной мере вышестоящими органами.
Не удивительно что,
принятый в 1964 г. Гражданский кодекс признал подряд и подряд на капитальное
строительство самостоятельными договорами. При этом дифференциация правового
регулирования подрядных отношений оказалась столь резкой, что законодатель
отказался от использованного им в ряде других случаях приема-отсылки к
родственным договорам (имеются в виду содержавшиеся в этом Кодексе указания на
субсидиарное применение норм о купле-продаже к договору мены (ст. 255 ГК), имущественного
найма - к договору безвозмездного пользования имуществом (ст. 342 ГК),
поручения - к договору комиссии (ст. 149 ГК) и др.). Таких отсылок в главе 31
ГК 1964 г. «Подряд на капитальное строительство» к главе «Подряд» не
оказалось. Отсутствовали отсылки к главе «Подряд» и в специальных актах об этом
договоре.
Различие между договорами
подряда и подряда на капитальное строительство выражалось в их субъектном
составе (в первом сторонами могли выступать любые участники гражданского
оборота, а во втором - только социалистические организации), в предмете
(договор подряда опосредствовал выполнение любых работ, а договор подряда на
капитальное строительство - лишь строго определенных), в содержании (в то время
как в договоре подряда речь шла о выполнении работ на свой риск, в договоре
подряда на капитальное строительство обязанность подрядчика состояла в том,
чтобы построить и сдать объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией;
кроме того, как уже отмечалось ранее, предполагалось возложение риска случая
на заказчика). Наконец, особое значение придавалось тому, что договор подряда
на капитальное строительство имел непременным основанием обязательный для
сторон плановый акт[12].
Основы гражданского
законодательства 1991 г., возвратившись тем самым к ГК 1922 г., признали
договор подряда на капитальное строительство разновидностью подрядного
договора. Соответственно из определения договора подряда на капитальное строительство
была исключена ссылка на плановые его основы, и одновременно предполагалось
ограничение вмешательства государства в установление взаимных прав и
обязанностей сторон. При столь существенных изменениях в правовом режиме обоих
договоров отпала необходимость в формировании договора строительного подряда
как отдельной главы ГК. Все сводилось к тому, что указанному договору была
посвящена одна из статей (ст. 95), помещенная в главу 12 «Подряд».
С учетом вступивших в
действие Основ постановление Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа
1993 г.[13] предусмотрело, что Правила о
договорах подряда на капитальное строительство 1986 г. на территории Российской
Федерации не действуют.
На основании сделанного выше анализа, можно выделить основные
признаки обязательства по договору подряда:
1) подрядчик выполняет работу по заданию заказчика с целью
удовлетворения тех или иных индивидуальных запросов и требований заказчика;
2) подрядчик обязуется выполнить определенную работу,
результатом которой является создание новой вещи либо восстановление улучшение,
изменение уже существующей вещи;
3) вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве
собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком;
4) подрядчик самостоятелен в выборе средств и способов
достижения обусловленного договором результата;
5) подрядчик обязуется выполнять работу за свой страх и риск,
т.е. он выполняет работу своим иждивением и может получить вознаграждение лишь
в том случае, если в ходе выполнения работы он достигает оговоренного договором
результата;
6) подрядчик выполняет работу за вознаграждение, право на
получение которого у него возникает по выполнению и сдаче, как правило, всей
работы заказчику, кроме случаев установленных законом или договором.
Таким образом, как указывает
Законодатель, можно сделать вывод. Данный вид договорных отношений, как договор
строительного подряда, представляет собой отношения между заказчиком и
подрядчиком, в результате которых подрядчик обязуется в установленный договором
срок построить по заданию заказчика определенный объект, либо выполнить иные
строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые
условия для выполнения работ, принять их результаты и уплатить обусловленную
цену. Следовательно, данный договор отличается от других, по мнению Брауде
И.М., тем, что: во-первых, результатом таких работ является, как правило
создание нового недвижимого имущества; во-вторых, одной из особенностей
является то, что отношения между сторонами могут продолжаться и после сдачи
объекта в эксплуатацию. С данными отличиями, по моему мнению следует
согласиться, но хотелось бы добавить, что в данном договоре также могут
встречаться и элементы других договоров, что говорит о предусмотрительности
сторон. В результате, стороны хотят уладить проблемные вопросы до их
появления. Далее, мне хотелось бы указать на суждение Варшанского К.М.
который считает, что с принятием нового ГК РФ, многие
ранее принятые акты не могут применяться теперь уже по той причине, что они
вступили в противоречие с действующим Кодексом. Законодатель не стал
образовывать самостоятельный договор строительного подряда, с выделением его в
отдельной главе, а включил его в группу договоров подряда. Данный автор
считает, что данные действия не приемлемы к данным правоотношениям, однако, по
моему мнению, Законодатель преследовал цель, как можно лучше урегулировать
проблемные вопросы, складывающиеся на практике. Тем самым, в некоторых случаях,
появилась возможность применять наряду со специальными нормами и общие нормы
подряда.
Глава 2. Элементы договора строительного подряда
§1. Стороны в договоре
Заключение договора
строительного подряда составляет один из элементов инвестиционной деятельности,
участниками которой являются инвесторы - те, кто осуществляют вложение
собственных, заемных или привлеченных средств, в форме инвестиций и
одновременно обеспечивают их целевое использование. Инвесторы могут сами, от
своего имени, выступать в договоре строительного подряда в качестве заказчиков.
Возможны и такие варианты, при которых заказчиками являются те, кого инвестор
уполномочил в силу инвестиционного договора. Инвесторам предоставляется
возможность передавать по контракту (договору) в установленном законом порядке
принадлежащие им полномочия гражданам, юридическим лицам, государственным
и муниципальным органам.
В случаях, когда на
стороне заказчика выступают несколько инвесторов либо подрядчик и заказчик
являются одновременно со- инвесторами по отношению к предмету подрядного
договора, возникает необходимость после завершения строительства осуществить
раздел результата работ, в частности выстроенного здания. Здание как таковое
является неделимой вещью, а значит, между со- инвесторами могут быть распределены
лишь идеальные доли. Исключение составляют случаи, когда речь идет о жилом
доме. Имеется в виду, что в подобных случаях объектом права собственности
могут стать отдельные квартиры (ст. 289 ГК РФ) и даже достаточно обособленные
части квартир (ст. 558 ГК РФ). По этой причине, например, при рассмотрении
одного из дел Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ счел неправильным решение
нижестоящего суда о признании за застройщиком права собственности на жилую площадь
в натуре в размере определенного количества квадратных метров. Сославшись на
ст. 209 ГК, Президиум обратил внимание на то, что «право собственности
возникает только в отношении конкретного имущества, обособленного от иных
вещей этого же рода. Следовательно, суд не мог признать право собственности
на... кв.м. жилой площади, не определив ее состав в натуре»[14].
В некоторых случаях чисто
подрядные и инвестиционные отношения сливаются в единый договор. Это имеет
место при выступлении подрядчика и заказчика одновременно в качестве со-
инвесторов. Так, например, произошло в договоре, заключенном
производственно-коммерческой фирмой со строительной организацией. В нем было
предусмотрено, что стороны осуществляют инвестирование в размере 50% каждая и,
соответственно, выстроенное здание должно быть разделено между ними поровну.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при рассмотрении дела указал на
ошибочность решения нижестоящего суда, который, во-первых, признал такой
договор недействительным и, во-вторых, считал невозможным для подрядчика
осуществить самостоятельно, без согласия заказчика распределение квартир в
пределах своей доли[15].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|