Реферат: Парламент Великобритании
ПАРЛАМЕНТ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Британский
парламент — один из старейших парламентов мира (часто его называют
“праматерью” — точнее было бы говорить “праотцом” — парламентов). Он возник в
конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на
протяжении всей политической истории страны.
Длительный эволюционный путь
обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемственность.
Британский парламент — удивительный пример сочетания старых и новых форм, их
напластований, сосуществования. Эта особенность находит отражение во многих
сторонах его организации и деятельности.
Само понятие “парламент”
употребляется здесь в разных смыслах. Когда говорят о парламенте как верховном
законодательном органе, имеют в виду не только обе палаты парламента — палату
общин и палату лордов, но и монарха, ибо только единство всех названных
элементов образует в правовом смысле то, что называют парламентом. Иногда
термин “парламент” употребляют для обозначения обеих палат парламента, но чаще
всего под парламентом подразумевают его основную часть — палату общин. Члены
палаты общин именуются “членами парламента”. Правительство несет
ответственность только перед палатой общин, и эта ответственность именуется
“парламентской”. Именно палата общин осуществляет то, что называют
“парламентским контролем над финансами”.
Своеобразие британского
парламента — весьма современного по самой своей сути учреждения —проявляется и
в той роли, которую в организации его деятельности играют различного рода
церемонии. Пышно и торжественно, с соблюдением старинных ритуалов проходит
ежегодное открытие парламентских сессий. Специальное должностное лицо палаты
лордов — герольдмейстер приглашает членов палаты общин в палату лордов, чтобы
заслушать тронную речь королевы. Должностные лица палат проводят заседания,
облаченные в судейские парики и мантии. Обе палаты имеют свои символы — черный
жезл и булаву. С глубокими историческими традициями связано и само место, где
палаты проводят свои заседания. Вестминстерский дворец, возведенный еще до
норманнского завоевания, в течение длительного времени служил главной
резиденцией королей. В 1941 г. помещение, где заседала палата общин, было
разрушено немецкой бомбой. Позднее его восстановили в прежних размерах, хотя
мест на депутатских скамьях не хватало для всех членов палаты.
Особенностью британского
парламента является то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия
в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящиеся к его организации
и деятельности, содержатся в обычных законах страны (их очень мало), другие — в
неписаных нормах конституции, конституционных соглашениях. Положение
парламента в конституционной системе определяется двумя фундаментальными
принципами — парламентского верховенства и парламентарного (ответственного)
правления. Реальное же функционирование всего парламентского механизма
основано на существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием
находится вся организация избирательного процесса — начиная от выдвижения кандидатов,
деления страны на избирательные округа и кончая способом подсчета голосов
избирателей. Она оказывает определяющее воздействие на внутреннюю организацию
и деятельность парламента. Под ее влиянием сложились наиболее существенные
конституционные соглашения, обусловливающие весь комплекс отношений между
парламентом и правительством.
При двухпартийной системе обе
партии попеременно сменяются у власти. В таких условиях правительство, как правило,
располагает поддержкой большинства в палате общин, и это дает ему весьма
сильные позиции в парламенте. Фактором усиления роли правительства стало также
необычайное возрастание значения в государственном управлении постоянного,
профессионального чиновничества. Оба названных фактора содействовали
вытеснению классической модели парламентарного правления, названной
“вестминстерской” (по месту расположения парламента), новой — “моделью Уайтхолла”,
названной так по месту расположения правительства.
Процесс перемещения центра
власти от парламента к правительству весьма остро поставил вопрос о самом предназначении
представительного органа, его реальном положении в конституционной системе. В последние
два десятилетия в Англии были проведены серьезные реформы, общий смысл которых
сводился к тому, чтобы повысить эффективность деятельности парламента,
обеспечить парламентариям более широкие возможности для участия в осуществлении
основных функций представительного органа. Была реорганизована система
парламентских комитетов, создана должность омбудсмена, приняты меры по
повышению профессионализма депутатов и пр. При этом “праотец” парламентов
изучал и осваивал новый опыт других стран и часто заимствовал ту практику,
которую считал для себя выгодной и полезной (американская система комитетов по
расследованию деятельности министерств, институт уполномоченного по контролю за
недолжными действиями государственных органов и должностных лиц и пр.).
Британский парламент —
чрезвычайно активное представительное учреждение. Он имеет длительные политические
традиции и накопил богатый опыт ведения публичных дебатов и дискуссий. Его
действительная роль определяется не столько формально принадлежащими ему
полномочиями, сколько реальным положением в качестве форума, на котором
публично и гласно обсуждаются вопросы внутренней и внешней политики, важные
общественные и политические дела, волнующие население страны. Эта роль
парламента со всей очевидностью обнаруживается в моменты острых политических и
социальных кризисов, когда он становится центром политических дискуссий, фокусом
всей политической жизни. Парламент способен влиять на ход событий,
общественное мнение, политику правительства.
ПАЛАТА ОБЩИН;
ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ
ЧЛЕНОВ
Порядок формирования
Одна из важнейших
особенностей парламента (собственно, его основной части — палаты общин) —
выборность. Это единственный выборный центральный орган государственной власти
в стране.
Правила, определяющие
проведение выборов, имеют чрезвычайно большое значение для политической жизни
страны. В конце концов именно в процессе парламентских выборов решается вопрос
о том, какая из двух главных партий, составляющих двухпартийную систему, будет
править страной. Обычно основные правила, относящиеся к избирательной системе,
содержатся в конституции. В Великобритании порядок проведения выборов
определяется парламентским законодательством.
Парламентские выборы здесь
имеют глубокие исторические корни и традиции, и нормы избирательного права
складывались в ходе длительной эволюции. Другая особенность избирательного
права и избирательной системы заключается в их тесной связи с политическими
партиями, составляющими двухпартийную систему.
Активное избирательное
право. Палата общин в составе 650
членов избирается сроком на пять лет.
Право участия в голосовании
принадлежит всем британским гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Закон
предоставляет также право участвовать в парламентских выборах гражданам
Ирландской республики и всем гражданам Содружества, проживающим в
Великобритании. Однако одного этого недостаточно, чтобы принимать участие в
голосовании. Для этого необходимо проживать в избирательном округе на момент
определенной даты, установленной для составления регистрационного списка (10
октября), и быть внесенным в регистрационный список.
Регистрация — необходимое
условие для осуществления права голоса. Список составляется ежегодно чиновником
местного совета по регистрации на основании данных, сообщаемых домовладельцами.
Он заполняется каждый год к 10 октября. К 29 ноября временный список
вывешивается для всеобщего обозрения в публичной библиотеке или на каком-либо
публичном здании. Гражданин может возразить против включения или исключения его
имени из списка до 16 декабря. Регистрационный чиновник обязан выслушать
возражения и вынести решение. Соответственно он может исправить список. На его
решение может быть принесена жалоба в суд графства с последующим обжалованием в
Апелляционный суд. Список вступает в силу 16 февраля. Он является
действительным для любых выборов, которые проводятся в течение следующих 12
месяцев.
Военнослужащие, должностные
лица государства и должностные лица Британского совета, находящиеся за границей,
их супруги, проживающие за границей вместе с ними, и моряки торгового флота
рассматриваются как лица, проживающие в избирательном округе поскольку они
являлись бы таковыми, если бы не их служба в другом месте.
С 1985 г. право участвовать в
парламентских выборах предоставлено британским гражданам, проживающим за
границей на дату, установленную для составления регистрационного списка, и
подавшим соответствующее заявление. Они имеют право голосовать в том
избирательном округе, где были прежде зарегистрированы. Это право продолжает действовать
в течение пяти лет после того, как британский гражданин перестал проживать в
Великобритании.
Существует голосование по
почте и по доверенности. Это право предоставляется больным; тем, кто проживает
за границей или находится там в отпуске; а также гражданам, место работы
которых находится далеко от их дома.
Не могут принимать участия в
выборах: 1) иностранцы (aliens); 2) лица, не достигшие 18-летнего возраста к
моменту выборов; 3) душевнобольные; 4) пэры и пэрессы (за исключением пэров
Ирландии); 5) лица, осужденные за тяжкие уголовные преступления (в течение
срока содержания под стражей); 6) лица, осужденные за совершение правонарушений,
входящих в категорию “бесчестных и незаконных приемов на выборах”.
Пассивное избирательное
право. В английском праве отсутствует
перечень основных условий, которым должен отвечать член палаты общин. Имеется
перечень условий, лишающих права быть членом палаты общин, а следовательно,
и кандидатом на выборах.
Соответствующие нормы содержатся в парламентских законах и нормах общего
права.
Пассивным избирательным
правом наделен любой британский гражданин, достигший 21 года. Членами палаты
общин не могут быть иностранцы (это не относится к гражданам Ирландской
республики). Лишены права быть членами палаты общин лица, занимающие некоторые
государственные должности. К их числу принадлежат профессиональные
оплачиваемые судьи высших и низших судов (судьи Высокого суда, окружные судьи,
оплачиваемые магистраты). Установленное законом правило не относится к неоплачиваемым
магистратам. Не могут быть членами палаты общин гражданские служащие, то есть
профессиональные кадровые служащие министерств и центральных ведомств. Сюда же
включаются лица, находящиеся на дипломатической службе. Гражданский служащий,
желающий выдвинуть свою кандидатуру на парламентских выборах, должен подать в
отставку еще до выдвижения кандидатуры (это правило предусмотрено специальным
правительственным постановлением о выдвижении гражданскими служащими
кандидатур на парламентских выборах). Исключаются из числа членов палаты общин
лица, находящиеся на службе в вооруженных силах. Это правило не относится к
офицерам вооруженных сил, находящимся в отставке. Военнослужащие (так же как и
гражданские служащие) должны подать в отставку прежде, чем стать кандидатами
на парламентских выборах.
Принцип несовместимости
распространяется на лиц, занимающих должности в целом ряде других
государственных учреждений. Перечень должностей содержится в специальном
приложении к закону. Поправки к нему производятся правительственными
постановлениями, подлежащими одобрению палаты общин. Предусмотренные правилами
исключения распространяются на руководителей публичных корпораций (Би-Би-Си,
Независимое телевизионное управление (НТУ), управления национализованной промышленности),
клерков местных советов, членов административных трибуналов и пр. В обоснование
существующих ограничений приводится тот довод, что пребывание на указанных
должностях требует политической беспристрастности, судейской сдержанности и
иных качеств, несовместимых с членством в палате общин.
Некоторые ограничения
пассивного избирательного права предусмотрены законами, принятыми в прошлом
веке и действующими до сих пор. В частности, лишаются права быть членами
палаты общин представители духовенства английской, шотландской, ирландской и
римской католической церквей. Общее право лишает возможности членства в палате
общин пэров и пэресс (за исключением пэров Ирландии, которые не могут быть
членами палаты лордов).
Ограничения распространяются
также на лиц, отбывающих срок наказания за государственную измену; банкротов;
лиц, страдающих некоторыми тяжелыми психическими заболеваниями; лиц,
признанных виновными в применении “бесчестных и незаконных приемов на выборах”.
В последнем случае срок лишения права быть членом палаты общин может
составлять 5—10 лет в зависимости от нарушений, допущенных на выборах. Лишение
права может касаться отдельного избирательного округа или быть универсальным.
В случае избрания в палату
общин лица, не отвечающего требованиям, предъявляемым к членам палаты, выборы
объявляются недействительными, а место — вакантным. Назначаются новые выборы.
Правда, палата общин может издать постановление о том, что дисквалификация,
существовавшая в тот момент, не принимается во внимание, если препятствия к
занятию места в палате устранены (например, избранный депутат ушел в отставку с
должности). В этом случае новые выборы становятся ненужными.
Правом решать вопрос,
отвечает ли лицо требованиям закона об условиях членства в палате общин,
наделен также Судебный комитет Тайного совета. Любое лицо вправе обратиться в
эту инстанцию за получением соответствующего решения, но при этом оно должно
нести судебные издержки по ведению процесса. Споры о дисквалификации довольно
редки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|