на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Парламент Великобритании

Партийный состав палаты .

По своему социальному составу большинство парламен­тариев — лица, принадлежащие к так называемому “средне­му классу” (в парламенте созыва 1983 г. их было среди кон­серваторов — 95%, лейбористов — 60%). В основном это представители таких профессий, как юристы, преподаватели высших учебных заведений, учителя. Среди депутатов-кон­серваторов довольно велик процент бизнесменов (37—46 % в парламентах созывов 1945—1974 гг.). В 80-х гг. их число со­кратилось. Что касается выходцев из рабочего класса, то в консервативной партии их число не превышает 1%, в лей­бористской партии их 12—18%. Большинство парламентари­ев (около 80%) имеют высшее образование. По своему воз­растному составу большинство парламентариев находится в возрастной группе 30—60-летних (не более 2% — лица 21— 30 лет, около 14% — свыше 60 лет). В палате общин 42 депутата — женщины.

Главный фактор, оказывающий влияние на состав депу­татов, — то, что все 650 членов палаты (за исключением спикера) представляют политические партии. В палате об­щин, образованной после выборов 1987 г., 375 депутатов — от консервативной партии, 229 — от лейбористской, 17 — от либеральной, 5 — от социал-демократической, 24 — от других партий (Ольстерские националисты, Шинн Фейн, Шотландская национальная партия).

Партийная структура — основа всей организации и дея­тельности палаты общин. Две главные партии образуют офи­циально признанные стороны в палате общин — правитель­ственное большинство и “официальную оппозицию Ее вели­чества”. Партия, победившая на выборах, располагает большинством и в силу этого формирует правительство. Ли­дер этой партии становится премьер-министром. Сторонники победившей партии образуют в палате правительственное большинство. Партия, вторая по количеству мест, становит­ся официальной оппозицией, а ее лидер — лидером оппози­ции. Должность лидера оппозиции получила законодатель­ное закрепление в 1937 г., когда ему было назначено жало­ванье в размере 2 тыс. фунтов стерлингов в год (в настоящее время он получает 48148 фунтов). Для оппозиции характер­но состояние готовности принять власть от правительствен­ного большинства. Лидер оппозиции формирует из руково­дящих членов фракции “теневой кабинет” и назначает “ми­нистров-теней”,   которым   поручается   выступать   в парламенте по определенным вопросам государственной по­литики.

Даже само расположение депутатов в палате общин отра­жает ее разделение на правительственное большинство и партию официальной оппозиции. Справа от спикера распо­ложены скамьи правительственного большинства; слева — оппозиции. Члены палаты — министры сидят на передних скамьях, а руководители оппозиции — напротив них. Соот­ветственно их называют “переднескамеечниками”, и “задне-скамеечниками”.

Отношения между партиями в палате общин подчиняют­ся некоторому неписаному кодексу, или правилам “честной игры” (“fair play”). Правительство, руководящее большинст­вом, должно действовать в соответствии с принципом ответ­ственного правления. Оппозиция должна быть ответственной и конструктивной.

Постоянным правилам и иным правилам парламентской процедуры едва ли знакомы такие понятия, как “партии” или “фракции”, но вся организация и деятельность палаты строится в соответствии с партийным делением палаты.

Партийные фракции — базовые единицы в палате общин. Они именуются парламентскими партиями. Термин “партия” означает, что фракции в палате общин являются неза­висимыми, автономными образованиями и не связаны в своей деятельности решениями и предписаниями партийных организаций вне парламента.

Лидер партия является также лидером парламентской фракции, что подтверждает значение, которое придается партиями парламентской деятельности.

Лидер консервативной партии избирается членами парла­ментской фракции после консультации с пэрами-консерва­торами и партией вне парламента. Проводятся собрания ря­довых членов фракции, имеющие форму так называемого “Комитета 1922 года”. На заседаниях, созываемых ежене­дельно, обсуждаются текущие дела, которые предполагается внести на обсуждение палаты общин. “Комитет 1922 года” — средство связи лидера и рядовых членов.

Начиная с 1980 г. в выборах лидера лейбористской партии и его заместителя принимают участие не только члены парла­ментской партии, но и представители тред-юнионистов и ме­стных партийных организаций. Когда партия находится в оп­позиции, члены парламентской фракции избирают так назы­ваемый “парламентский комитет” (по существу, это и есть “теневой кабинет”). Проводятся регулярные заседания всех членов фракции.

Каждая парламентская фракция имеет в палате свои пар­тийные комитеты. Их организация и деятельность не регули­руются какими-либо документами, а определяются нормами, сложившимися в ходе деятельности фракций. Не существует определенного и строго установленного состава членов. На за­седании может присутствовать любой член фракции, по ка­ким-либо причинам заинтересованный в его работе.

Партийные фракции имеют особых должностных лиц в палате, роль которых чрезвычайно велика в организации всего хода парламентского производства. Это парламентские организаторы партий, официально именуемые “кнутами”. Должность “кнута” не предусмотрена правилами парламен­тской процедуры. Она появилась в ходе эволюции партийной организации в палате общин.

В консервативной партии “кнуты” назначаются лидером партии; в лейбористской — избираются собранием парла­ментской фракции путем тайного голосования.

Правительственное большинство имеет главного “кнута” правительства, его заместителей и младших “кнутов”. “Кну­ты” правительства являются министрами и получают жало­ванье из государственной казны. Оппозиция имеет главного “кнута”, его заместителей и помощников.

Главная обязанность “кнутов” — налаживать сотрудниче­ство фракций так, чтобы она шла без эксцессов и неожидан­ностей, при взаимной координации деятельности. Главный “кнут” правительства должен также следить за тем, чтобы все намеченные правительством к рассмотрению законопро­екты прошли через палату к концу сессии. “Кнуты” прави­тельства и оппозиции находятся в тесном контакте друг с другом и образуют те обычные каналы, через которые дости­гается компромиссное урегулирование спорных вопросов между правительством и оппозицией. Консультации между “кнутами” правительства и оппозиции стали обычной прак­тикой, хотя они нигде не регламентированы.

“Кнуты” обеспечивают присутствие сторонников своих партий на заседаниях палаты и соответственно поддержку политики правительства или оппозиции. С этой целью им предоставлен целый ряд полномочий по отношению к депу­татам. “Кнуты” следят за соблюдением партийной дисципли­ны. Ни один депутат не вправе покинуть заседание палаты, не посоветовавшись с “кнутом”. Если какой-либо депутат не может по каким-либо причинам присутствовать на заседа­нии палаты, он обязан уведомить об этом “кнута” своей партии. Последний, в свою очередь, договаривается с “кнутом” другой партии так, чтобы не нарушалось равновесие между партиями в палате общин и число отсутствующих в прави­тельственной партии соответствовало числу отсутствующих депутатов официальной оппозиции.

Главный “кнут” правительства занимает должность парламентского сек­ретаря министерства финансов, хотя он не имеет ничего общего с финансовыми делами. Правящая консервативная партия имеет 14 “кнутов” в палате, лейбо­ристская оппозиция — 11. Остальные партии оппозиции — по одному (жало­ванье получают только “кнуты” правительственной партии, три “кнута” офи­циальной оппозиции; остальные “кнуты” оппозиционных партий не оплачи­ваются) .

Способом согласования деятельности партийных сторон­ников служит документ, который также именуется “кну­том”. Этот документ посылается членам соответствующей фракции еженедельно. В нем содержится перечень дел, стоящих в повестке дня заседания палаты на следующую неделю. Каждый вопрос в “кнуте” в зависимости от того значения, которое ему придает партийное руководство, подчеркивается. Если вопрос повестки дня подчеркнут од­ной чертой, то это означает, что он не носит спорного характера и по нему не ожидается голосования; двумя чер­тами — возможна постановка на голосование; тремя черта­ми — вопрос исключительно важен, по нему определенно будет голосование и потому присутствие члена фракции обязательно. Член фракции, получивший документ, дол­жен согласовать свои планы с содержащимися в нем пред­писаниями. При наличии трех линий член фракции обя­зан присутствовать, а в случае отсутствия дать удовлетво­рительное объяснение (болезнь, договоренность с “кнутом” и пр.).

Вручение “кнута” означает, что партийное руководство во фракции признает получателя членом фракции. Если же партийное руководство считает, что деятельность члена фракции не согласуется с предписаниями “кнута”, то доку­мент больше не посылается депутату. Почти в 90% случа­ев голосование проводится в соответствии с партийным де­лением палаты. В редких, заранее оговариваемых руковод­ством фракций случаях в палате объявляется свободное голосование и депутаты голосуют по собственному усмот­рению, вне зависимости от партийной принадлежности (по таким вопросам, как отмена смертной казни, разрешение или запрещение абортов и др.). Случается, что депутаты голосуют и против партийных установок. В парламентской практике это довольно частое явление. Но в принципе от члена фракции ждут, что он будет поддерживать партий­ную фракцию в качестве представителя либо правительст­венного большинства, либо — оппозиционной партии. Де­путат, отклоняющийся от партийной линии, может быть не выдвинут на следующих выборах, что фактически рав­носильно утрате места в парламенте.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ПРОЦЕДУРА И ВНУТРЕННЯЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛАТЫ ОБЩИН

Правила парламентской процедуры

В отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы зафиксированы основные прин­ципы внутренней организации палаты общин. Это не зна­чит, что британский парламент не руководствуется в своей деятельности никакими правилами. Напротив, вопросам процедуры придается чрезвычайно большое значение в пар­ламентском производстве. Это означает лишь, что правила процедуры не кодифицированы и содержатся не в одном до­кументе, а в различных источниках (“практика” парламен­та, постоянные и сессионные правила, решения спикера, за­коны) .

Основной источник парламентской процедуры в настоя­щее время — постоянные правила. Они принимаются, изме­няются и отменяются палатой в обычном порядке. Их дей­ствие продолжается и после окончания сессии, на которой они были приняты. Действие постоянного правила может быть приостановлено палатой в любой момент в порядке обычного голосования простым большинством голосов.

Помимо постоянных палата принимает сессионные пра­вила, срок действия которых ограничен временем сессии, на которой они были приняты. Цель сессионных правил обычно состоит в том, чтобы предоставить преимущество какому-ли­бо делу, подлежащему обсуждению и решению на данной сессии. Палата может также принять правило ad hoc в связи с рассмотрением какого-либо отдельного дела.

Решения спикера образуют современную прецедентную форму установления правил парламентской процедуры. Обычно эти решения выносятся в порядке толкования спи­кером уже существующих правил. Вследствие противоречи­вости норм процедуры это право имеет огромное значение. Право спикера создавать новые правила парламентской про­цедуры является дискреционным.

Авторитетным сборником правил парламентской проце­дуры является “Трактат Эрскина Мэя о праве, производстве и обычаях парламента” (сокращенно его называют “Эрскин Мэй”). Систематическое издание правил началось в про­шлом веке, и с тех пор работа выдержала 20 изданий. Ре­дакторы сборника — клерки палаты общин.

Организация парламентских сессий и заседаний палаты общин. Созыв и роспуск парламента являются прерогативой главы государства и производятся путем издания королев­ской прокламации. Эти полномочия осуществляются короле­вой по совету премьер-министра.

Срок полномочий парламента одного созыва равен пяти годам. Парламент может быть распущен досрочно. Парла­ментские сессии созываются ежегодно.

Сессия парламента начинается осенью (обычно в конце октября или начале ноября) и продолжается почти круглый год. В течение сессии до летних каникул парламент преры­вает заседания в связи с рождеством, пасхой и троицей. В августе сессия прерывается на летние каникулы. Число дней, которое палата заседает в течение одной сессии, неодинако­во (в среднем — 160—190 дней). Заседания палаты проис­ходят ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

Заседания палаты общин, как правило, являются откры­тыми. Однако спикер вправе отдать распоряжение о выво­де посторонних, и в этом случае заседание идет при закры­тых дверях.

Иногда заседание палаты общин принимает форму так называемого “заседания комитета всей палаты”. Палата вы­носит решение о преобразовании себя в комитет для рас­смотрения какого-либо конкретного билля. Обычно комитет всей палаты рассматривает либо самые важные, имеющие конституционный характер законопроекты, либо те из них, которые не имеют спорного характера и которые палата не считает нужным направлять в постоянные комитеты. Прави­ла процедуры в комитете не столь жесткие, как в палате. Здесь, например, не действует правило, запрещающее члену палаты общин выступать более одного раза. В конце заседа­ния комитет утверждает отчет, представляемый палате, и вновь преобразуется в палату.

Язык парламентского производства — английский, и вы­ступления на других языках не допускаются.

Стенографический отчет о заседаниях палаты публикует­ся с 1803 г. в официальных сборниках “Парламентские де­баты. Официальный отчет (Ханзард)” (имя первого издате­ля). Ныне отчеты составляются персоналом палаты, но ста­рое название “Ханзард” сохранилось и стало официальным. В стенограмме допускается лишь редакционная правка, но не исправления по существу. В “Ханзарде” публикуются не только стенограммы заседаний палат, но и постоянных ко­митетов. Отдельные отчеты публикуются для палаты общин и палаты лордов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.