Реферат: Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике
Беларусь
Содержание
Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
Принципы организации и деятельности прокуратуры
Система и структура органов прокуратуры
Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности.
Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
Классные чины (воинские звания) прокурорских работников
Поощрения и ответственность прокурорских работников
Материальное и социальное обеспечение прокурорских
работников
Введение
Прокуратура Республики Беларусь - это система
органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой
формы государственной деятельности - надзор за точным и единообразным исполнением
законов. Прокурорский надзор является основной функцией органов прокуратуры, определяющей
их предназначение, роль и место в механизме государства.
Согласно Конституции Республики Беларусь прокуратура выделена
в особую систему органов, призванных выполнять функцию “сдержек и противовесов”
в системе разделения властей. Она устанавливает и принимает меры к устранению любых
нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили. Вместе с тем, прокуратура
всей своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных ветвей власти,
их согласованному функционированию как единой государственной власти, поскольку
все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности.
Характеризуя деятельность прокуратуры, необходимо отметить некоторые
особенности, определяющие ее специфику. Во-первых, прокурорский надзор осуществляется
от имени государства (ст.1 Закона “О прокуратуре”). Во-вторых, ограниченность “усеченность”
полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям
власти. Та к прокуратуре не только не поднадзорна деятельность Президента и Парламента,
напротив она обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов.
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, и полномочия
прокуроров определяются Конституцией Республики Беларусь, законом Республики Беларусь
“О прокуратуре Республики Беларусь”, другими законодательными актами Республики
Беларусь (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального Прокурора
Республики Беларусь.
История создания органов прокуратуры Республики Беларусь берет
свое начало с конца 1921 года, когда в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии
в БССР были созданы органы охраны революционной законности. Положением о народном
комиссариате юстиции БССР, утвержденным Президиумом ЦИК БССР 3 января 1922 года,
при судебных органах республики устанавливались должности прокурора кассационного
трибунала, прокурора революционного трибунала и товарищей прокурора, состоявших
при Совете народных судей, а также выполнявших функции надзора за законностью в
уездах.
В аппарате Наркомата юстиции БССР был образован отдел охраны
революционной законности в составе заведующего отделом (нарком юстиции) и товарищей
прокурора. Такие же отделы были созданы и на местах.
26 июня 1922 года в целях осуществления надзора за соблюдением
законности и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью Постановлением
Ш сессии ЦИК БССР была учреждена государственная прокуратура и принято Положение
о прокурорском надзоре в БССР.
Прокуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата
юстиции. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стал Народный комиссар
юстиции, который был ответственен перед Президиумом ЦИК БССР и подотчетен ему.
Прокуратура осуществляла надзор за точным исполнением законов
путем проверки законности действий служащих государственных учреждений, общественных
и частных организаций и граждан, опротестования противоречащих закону постановлений,
возбуждения против виновных уголовного преследования, непосредственного надзора
за деятельностью органов дознания и следствия, а также органов Госполитуправления.
В компетенцию прокуратуры входило также осуществление надзора за законностью и обоснованностью
судебных решений и правильностью содержания заключенных под стражей.
С образованием Союза ССР потребовала своего разрешения поставленная
В.И. Лениным задача: установить единую для всего государства законность. В тесной
связи с решением этой задачи начался процесс преобразования прокуратуры во всесоюзный
орган. Первым шагом на этом пути было образование в 1923 году прокуратуры Верховного
Суда СССР.
Прокурору Верховного Суда СССР были даны широкие права: право
законодательной инициативы, право совещательного голоса в заседаниях Президиума
ЦИК СССР, СНК СССР, коллегий наркоматов и другие. Однако полномочий по руководству
прокуратурой БССР (равно как и других республик) Прокурор Верховного Суда ССР не
имел, поскольку она находилась в системе наркомата юстиции республики.
20 июня 1933 года Постановлением ЦИК и СНК ССР была образована
Прокуратура СССР. На нее вместе с осуществлением надзорных полномочий было возложено
руководство деятельностью прокуратур союзных республик. Это проявилось в том, что
Прокурор ССР давал прокурорам союзных республик указания, проводил обследование
и проверку их деятельности, получал отчеты о их работе. Вместе с тем прокуратура
БССР по прежнему находилась в составе наркомата юстиции республики. Прокурор БССР
как и раньше являлся наркомом юстиции республики. Однако руководящие работники прокуратуры
стали назначаться с согласия Прокурора Союза ССР. Прокурор БССР назначался и отзывался
Прокурором СССР по согласованию с ЦИК БССР.
Процесс централизации органов прокуратуры в СССР был завершен
в 1936 году, когда Постановлением ЦИК и СНК СССР был образован союзный наркомат
юстиции. Согласно этому постановлению Прокуратура БССР (равно как и других союзных
республик) была выведена из состава Наркомюста БССР и полностью подчинена Прокурору
Союза ССР.
Конституция СССР 1936 года закрепила сложившуюся систему органов
прокуратуры, определила задачи и основные начала организации и осуществления прокурорского
надзора в СССР. Конституция БССР 1937 года воспроизвела и конкретизировала эти положения
применительно к Прокуратуре БССР - составной части Прокуратуры СССР. В последующие
годы до распада Союза ССР прокуратура БССР оставалась составной частью Прокуратуры
СССР, деятельность которой в начале регулировалась Положением о прокурорском надзоре
в СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР 24 мая 1955 года,
а затем Законом о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года, принятым в соответствии
со статьей 164 Конституции СССР 1977 года.
С распадом Союза ССР Прокуратура СССР перестала существовать
как самостоятельный государственный орган. В соответствии с Декларацией о государственном
суверенитете и на основании Конституции БССР, Верховный Совет БССР образовал на
базе действующих на территории республики органов прокуратуры единую систему органов
- Прокуратуру Республики Беларусь, возглавляемую Генеральным прокурором Республики
Беларусь.
После образования Республики Беларусь как суверенного государства
Закон о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года действовал на территории республики
лишь в той части, в которой он не противоречил ее законодательству.29 января 1993
года был принят Закон Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь” (далее
закон “О прокуратуре”), который действует в настоящее время с внесенными в него
изменениями и дополнениями.
Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
Деятельность прокуратуры Республики Беларусь направлена на обеспечение
верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан,
законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений организаций,
общественных объединений. Это выражено в законодательном закреплении направлений
деятельности прокуратуры (ч.2 ст.2 Закона “О прокуратуре”).
Под направлениями деятельности прокуратуры следует понимать те
пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры
осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные
на них задачи.
Прокуратура Республики Беларусь в соответствии с возложенными
на нее задачами действует по следующим направлениям:
1) надзор за точным и единообразным исполнением
законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления
и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления,
воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности,
внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности
и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными
общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами (общий
надзор);
2) надзор за исполнением законов органами
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
3) надзор за соответствием закону судебных
решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
4) надзор за исполнением законов в местах
содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и
иных мер принудительного характера, назначаемых судом;
5) расследование преступлений в случаях,
предусмотренных уголовно-процессуальным законом;
6) участие в рассмотрении дел судами,
поддержание государственного обвинения.
Направления деятельности прокуратуры неравнозначны и могут быть
классифицированы на три вида. Первый вид, включающий в себя первые четыре направления
представляют отрасли прокурорского надзора. Второй вид включает пятое направление,
характерное для работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью. Третий вид
составляют два важнейших участка работы - участие в рассмотрении дел судами и поддержание
государственного обвинения.
Полномочия Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных
ему прокуроров в области общенадзорной деятельности довольно широки. Так, в соответствии
со ст.22 Закона “О прокуратуре" прокурор вправе: по предъявлении служебного
удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещение поднадзорных
органов и организаций, иметь доступ к их документам, проверять исполнение закона:
требовать от руководителей и иных должностных лиц представления издаваемых ими приказов,
инструкций, решений, распоряжений и иных актов, необходимых документов и материалов,
статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных
или подведомственных предприятий, учреждений и организаций и подчиненных им должностных
лиц, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения экспертиз,
проверок по поступившим в прокуратуру материалам, сообщениям и заявлениям, обязывать
сообщать о их результатах: вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них
объяснений по поводу нарушений закона; в случаях предусмотренных законом, истребовать
от должностных лиц, граждан декларации об источниках доходов; проверять законность
административного задержания и применения к ним мер воздействия за административные
правонарушения.
Полномочия прокуроров по общему надзору, как и по другим отраслям
прокурорского надзора, реализуются путем принесения в соответствующие органы протестов,
представлений, постановлений, предписаний, официальных предупреждений.
Протест в порядке общего надзора приносится в соответствии со
ст.35 Закона “О прокуратуре" на противоречащий закону правовой акт учреждения
или организации, а также на незаконный акт или действие должностного лица. Протест
подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом
не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а Местным Советом депутатов
- на очередной сессии. О результатах рассмотрения протеста прокурор незамедлительно
оповещается в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом
о дне заседания заранее сообщается прокурору, который вправе принять участие в его
заседании. Принесении протеста приостанавливает действие противоречащего закону
акта до его рассмотрения.
В случае не рассмотрения протеста в установленный срок либо его
отклонения прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего
закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд
приостанавливает действие опротестованного акта.
Предъявление в порядке общего надзора вносится в соответствии
со ст.36 Закона “О прокуратуре" об устранении нарушений закона, причин нарушений
и способствующих им условий. Представление вносится в орган или должностному лицу,
полномочным устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Не позднее чем в месячный срок по представлению прокурора должны быть приняты конкретные
меры по устранению нарушений закона, причин и условий способствовавших им и о результатах
должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным
органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять
участие.
Постановление в процессе общенадзорной деятельности согласно
ст.37 Закона “О прокуратуре" выносится в зависимости от характера нарушения
закона должностным лицам или гражданином. Прокурор вправе вынести постановлении
о возбуждении уголовного дела, возбуждении дисциплинарного производства или о возбуждении
производства об административном правонарушении.
Прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела,
если в процессе общенадзорной деятельности им будут обнаруженные данные, указывающие
на признаки преступления. Постановление о возбуждении уголовного дела прокурор направляет
по подследственности соответствующему органу дознания и предварительного следствия.
Он может также принять дело к своему производству и расследовать преступление.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|