на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь

1) организация и проведение межведомственных совещаний;

2) организация и проведение совместных проверок исполнения законов;

3) совместная разработка плана мероприятий по борьбе с нарушениями законов.

При осуществлении взаимодействия каждый из участвующих органов сохраняет свою компетенцию.

Прокуратура в деле укрепления законности и правопорядка наряду с правоохранительными органами взаимодействует и с другими государственными органами, участвуя в их работе. Так, Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители вправе принимать участие в заседаниях Парламента Республики Беларусь и образуемых им органов, Правительства Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и его Президиума, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов депутатов (ст.8 Закона “О прокуратуре”).

Органы прокуратуры действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной или иной охраняемой законом тайны. Этот принцип организации и деятельности органов прокуратуры означает, что деятельность органов прокуратуры открыта и доступна для граждан, средств массовой информации.

Гласность характерна для всех направлений деятельности прокуратуры. Проверки исполнения законов, их результаты, в том числе меры по устранению выявленных нарушений закона и привлечению виновных к ответственности, как правило, становятся широко известными не только в коллективе учреждений, организаций, предприятий, но и населению. Для этого прокуроры используют средства массовой информации, выступая в них с сообщениями о выявленных нарушениях закона и принятых в этой связи мерах.

 

Система и структура органов прокуратуры

Органы прокуратуры в Республики Беларусь образуют единую, централизованную систему, возглавляемую Генеральным Прокурором Республики Беларусь, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Эти начала построения системы прокуратуры закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст. ст.125-127) и Закона “О прокуратуре”

Статья 12 Закона “О прокуратуре" устанавливает в Республике Беларусь трехзвенную систему органов прокуратуры, которую образуют территориальные и специализированные прокуратуры.

Система территориальных прокуратур Республики Беларусь соответствует административно-территориальному делению Республики Беларусь и включает прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), а также межрайонные прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов на территории нескольких районов.

К числу специализированных прокуратур относятся: военная, транспортная, прокуратура по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

Военная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов в Вооруженных силах Республики Беларусь и действует по тем же направлениям и теми же методами, что и территориальная прокуратура.

Система военных прокуратур включает Белорусскую военную прокуратуру, действующую на правах областной, межгарнизонные, прокуратуру по надзору за законностью на государственной границе и в пограничных войсках Республики Беларусь, приравненных по своему правовому положению к районным и межрайонным прокуратурам.

Надзор за исполнением законов на транспорте (водном, воздушном, железнодорожном,, метрополитене) за исключением автомобильного, осуществляют транспортные прокуратуры.

Система транспортных прокуратур включает Белорусскую транспортную прокуратуру, действующую на правах областной, и транспортные прокуратуры городов Минска, Могилева, Бреста, Гродно, Витебска, Гомеля, Барановичей и Орши, действующих на правах межрайонных прокуратур.

В начале 80-х годов в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, были образованы прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. (г. Орша и Могилев). Они имеют статус районных прокуратур и подчиняются прокурорам, соответствующих областей (Витебской и Могилевской).

Как было отмечено выше, всю систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь, который руководит деятельностью всех органов прокуратуры и осуществляет силами аппарата контроль за работой подчиненных ему прокуратур. Он непосредственно руководит деятельностью прокуроров областей, города Минска, Белорусского военного и Белорусского транспортного прокуроров, а через них прокуроров районов (городов), межрайонных, межгарнизонных, прокуроров по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, прокурора по надзору за законностью на государственной границе и в пограничных войсках Республики Беларусь (ст.16 Закона “О прокуратуре”).

Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.

Высшее звено в иерархической системе органов прокуратуры является республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры. Прокуратуру Республики Беларусь возглавляет Генеральный Прокурор Республики Беларусь, который имеет первого заместителя и заместителей. В прокуратуре Республики Беларусь имеются управления и отделы, начальники и заместители начальников назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором Республики Беларусь и являются соответственно его старшими помощниками по должности.

Приказом Генерального Прокурора Республики Беларусь от 3.10.1999 г. № 157 утверждена структура аппарата прокуратуры Республики Беларусь:

управление общего надзора, которое объединяет: отдел по надзору за исполнением законов в сфере экономики; отдел по надзору за исполнением законов в социальной и экологической сферах; отдел по надзору за исполнением таможенного и налогового законодательства; отдел по надзору за исполнением банковского законодательства;

управление по надзору за следствием в органах прокуратуры, в состав которого входят: отдел по надзору за расследованием особо важных уголовных дел в прокуратуре Республике Беларусь; отдел по надзору за следствием в органах прокуратуры;

управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, в составе которого имеются: следственный отдел; отдел по надзору за расследованием дел и исполнением законов об организованной преступности и коррупции;

управление организации работы и методики прокурорского надзора в составе отдела организации работы и контроля исполнения; отдела методики и анализа; отдела по рассмотрению писем и приему граждан; пресс-центра;

управление планирования, финансирования и материально-технического обеспечения, в состав которого входят: отдел планирования, материально-технического обеспечения и капитального строительства; отдел бухгалтерского учета и отчетности;

следственный отдел;

отдел по надзору за следствием в органах внутренних дел;

отдел по надзору за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью;

отдел по надзору за исполнением законов в войсках и на транспорте;

отдел по надзору за соответствием закону судебных решений по уголовным делам;

отдел по надзору за соответствием закону судебных решений по гражданским делам;

отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних;

отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

международно-правовой отдел;

отдел кадров;

отдел безопасности и защиты информации;

инспекция по личному составу;

отдел организации и ведения делопроизводства;

дежурная часть.

В прокуратуре Республики Беларусь образуется коллегия в составе Генерального прокурора Республики Беларусь (председатель), его первого заместителя, заместителей и других руководящих работников республиканской прокуратуры, назначаемых Генеральным прокурором Республики Беларусь. Коллегия обсуждает практические вопросы оперативной деятельности прокуратуры, назначения на руководящие должности и освобождения от них прокуроров, проекты важнейших приказов и инструкций, решает вопросы подбора кадров. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Генерального прокурора Республики Беларусь.

Центральный аппарат республиканской прокуратуры проводит большую методическую работу. Для оказания помощи в проведении этой работы при Генеральном прокуроре создан методический совет. В состав методического совета входят практические работники и ученые-юристы. Персональный состав методического совета утверждается Генеральным прокурором.

В прокуратуре Республики Беларусь действует учебный центр, где проходят подготовку и повышение квалификации прокуроры и следователи.

Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры (Белорусская транспортная и Белорусская военная) образуют второе звено прокурорской системы. Возглавляют эти прокуратуры соответственно прокурор области, города Минска, Белорусский военный прокурор, Белорусский транспортный прокурор, который имеет первого заместителя и заместителей.

Указанные прокуроры осуществляют надзор за законностью в пределах своей компетенции на определенной территории или отрасли государственного управления. Они руководят деятельностью аппаратов, возглавляемых ими прокуратур, а также подчиненными им нижестоящими прокуратурами, издают приказы, указания и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками (ст.17 Закона “О прокуратуре”).

Структура прокуратуры области, города Минска, Белорусской военной прокуратуры, Белорусской транспортной прокуратуры утверждена приказом Генерального прокурора Республики Беларусь № 448 от 18 ноября 1997 г. Она образуется на тех же организационных принципах что и республиканская прокуратура и включает управления и отделы, начальники которых - являются старшими помощниками соответствующего прокурора. Направления деятельности прокуратуры, где объем работы небольшой и нет необходимости создавать отделы, возглавляют старшие помощники прокурора (например, старший помощник прокурора по работе с кадрами и т.д.).

В прокуратуре области города Минска, Белорусской военной и Белорусской транспортной прокуратурах образуются коллегии в состав которых входят прокурор (председатель), его первый заместитель и заместители, а также другие прокурорские работники, занимающие руководящие должности. Персональный состав коллегий этих прокуратур утверждает Генеральный прокурор Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора (области, города Минска и т.д.). Решения коллегии проводятся в жизнь приказами руководителя соответствующей прокуратуры.

Прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также приравненные к ним специализированные (межгарнизонные, прокуратура по надзору за законностью на государственной границе и в пограничных войсках, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях) прокуратуры образуют первое и основное звено прокурорской системы.

Эти прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первого заместителя и заместителей. В прокуратуре имеются старшие помощники и помощники прокурора, старшие следователи и следователи, а также канцелярия, которую возглавляет заведующий, назначаемый соответствующим прокурором.

Распределение обязанностей между прокурорскими работниками данных прокуратур производится согласно приказу соответствующего прокурора, по отраслевому принципу. Однако следует отметить, что в силу действия единства и централизации прокурорского надзора все акты прокурорского надзора выносятся только соответствующим прокурором (района, города, межрайонного и т.д.).

 

Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров

Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности установлен Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь”.

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Беларусь (статья 125 Конституции Республики Беларусь). Заместители Генерального прокурора Республики Беларусь назначаются Генеральным прокурором Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь (статья 13 Закона “О прокуратуре”).

Прокуроры областей, города Минска, Белорусский военный прокурор, Белорусский транспортный прокурор, прокуроры районов (городов), межрайонные прокуроры и приравненные к ним военные, транспортные прокуроры, прокуроры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь (статья 14 Закона “О прокуратуре”).

Срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и всех нижестоящих прокуроров - 5 лет (статья 15 Закона “О прокуратуре”).

Порядок назначения и освобождения от занимаемой должности работников аппаратов республиканской прокуратуры, прокуратуры области, города Минска, БВП, БТП и всех нижестоящих прокуратур, регламентирован “Положением о прохождении службы в органах.

Согласно Положению Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должность и освобождает от должностей:

·  начальников структурных подразделений аппарата республиканской прокуратуры, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров, старших помощников и помощник Генерального прокурора Республики Беларусь, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и следователей - криминалистов республиканской прокуратуры (статья 5).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.