1) организация и проведение межведомственных совещаний;
2) организация и проведение совместных проверок исполнения законов;
3) совместная разработка плана мероприятий по борьбе с нарушениями
законов.
При осуществлении взаимодействия каждый из участвующих органов
сохраняет свою компетенцию.
Прокуратура в деле укрепления законности и правопорядка наряду
с правоохранительными органами взаимодействует и с другими государственными органами,
участвуя в их работе. Так, Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители
вправе принимать участие в заседаниях Парламента Республики Беларусь и образуемых
им органов, Правительства Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики
Беларусь и его Президиума, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также
по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных
органов государственного управления и местных Советов депутатов (ст.8 Закона “О
прокуратуре”).
Органы прокуратуры действуют гласно и открыто в той мере, в какой
это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно
государственной или иной охраняемой законом тайны. Этот принцип организации и деятельности
органов прокуратуры означает, что деятельность органов прокуратуры открыта и доступна
для граждан, средств массовой информации.
Гласность характерна для всех направлений деятельности прокуратуры.
Проверки исполнения законов, их результаты, в том числе меры по устранению выявленных
нарушений закона и привлечению виновных к ответственности, как правило, становятся
широко известными не только в коллективе учреждений, организаций, предприятий, но
и населению. Для этого прокуроры используют средства массовой информации, выступая
в них с сообщениями о выявленных нарушениях закона и принятых в этой связи мерах.
Система и структура органов прокуратуры
Органы прокуратуры в Республики Беларусь образуют единую, централизованную
систему, возглавляемую Генеральным Прокурором Республики Беларусь, с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим. Эти начала построения системы прокуратуры закреплены
в Конституции Республики Беларусь (ст. ст.125-127) и Закона “О прокуратуре”
Статья 12 Закона “О прокуратуре" устанавливает в Республике
Беларусь трехзвенную систему органов прокуратуры, которую образуют территориальные
и специализированные прокуратуры.
Система территориальных прокуратур Республики Беларусь соответствует
административно-территориальному делению Республики Беларусь и включает прокуратуры
областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), а также межрайонные прокуратуры,
осуществляющие надзор за исполнением законов на территории нескольких районов.
К числу специализированных прокуратур относятся: военная, транспортная,
прокуратура по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.
Военная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов
в Вооруженных силах Республики Беларусь и действует по тем же направлениям и теми
же методами, что и территориальная прокуратура.
Система военных прокуратур включает Белорусскую военную прокуратуру,
действующую на правах областной, межгарнизонные, прокуратуру по надзору за законностью
на государственной границе и в пограничных войсках Республики Беларусь, приравненных
по своему правовому положению к районным и межрайонным прокуратурам.
Надзор за исполнением законов на транспорте (водном, воздушном,
железнодорожном,, метрополитене) за исключением автомобильного, осуществляют транспортные
прокуратуры.
Система транспортных прокуратур включает Белорусскую транспортную
прокуратуру, действующую на правах областной, и транспортные прокуратуры городов
Минска, Могилева, Бреста, Гродно, Витебска, Гомеля, Барановичей и Орши, действующих
на правах межрайонных прокуратур.
В начале 80-х годов в целях усиления влияния на состояние законности
при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного
характера, назначаемых судом, были образованы прокуратуры по надзору за исполнением
законов в исправительных учреждениях. (г. Орша и Могилев). Они имеют статус районных
прокуратур и подчиняются прокурорам, соответствующих областей (Витебской и Могилевской).
Как было отмечено выше, всю систему органов прокуратуры возглавляет
Генеральный прокурор Республики Беларусь, который руководит деятельностью всех органов
прокуратуры и осуществляет силами аппарата контроль за работой подчиненных ему прокуратур.
Он непосредственно руководит деятельностью прокуроров областей, города Минска, Белорусского
военного и Белорусского транспортного прокуроров, а через них прокуроров районов
(городов), межрайонных, межгарнизонных, прокуроров по надзору за исполнением законов
в исправительных учреждениях, прокурора по надзору за законностью на государственной
границе и в пограничных войсках Республики Беларусь (ст.16 Закона “О прокуратуре”).
Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя
организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.
Высшее звено в иерархической системе органов прокуратуры является
республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры.
Прокуратуру Республики Беларусь возглавляет Генеральный Прокурор Республики Беларусь,
который имеет первого заместителя и заместителей. В прокуратуре Республики Беларусь
имеются управления и отделы, начальники и заместители начальников назначаются на
должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором Республики Беларусь и являются
соответственно его старшими помощниками по должности.
Приказом Генерального Прокурора Республики Беларусь от 3.10.1999
г. № 157 утверждена структура аппарата прокуратуры Республики Беларусь:
управление общего надзора, которое объединяет: отдел по надзору
за исполнением законов в сфере экономики; отдел по надзору за исполнением законов
в социальной и экологической сферах; отдел по надзору за исполнением таможенного
и налогового законодательства; отдел по надзору за исполнением банковского законодательства;
управление по надзору за следствием в органах прокуратуры, в
состав которого входят: отдел по надзору за расследованием особо важных уголовных
дел в прокуратуре Республике Беларусь; отдел по надзору за следствием в органах
прокуратуры;
управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией,
в составе которого имеются: следственный отдел; отдел по надзору за расследованием
дел и исполнением законов об организованной преступности и коррупции;
управление организации работы и методики прокурорского надзора
в составе отдела организации работы и контроля исполнения; отдела методики и анализа;
отдела по рассмотрению писем и приему граждан; пресс-центра;
управление планирования, финансирования и материально-технического
обеспечения, в состав которого входят: отдел планирования, материально-технического
обеспечения и капитального строительства; отдел бухгалтерского учета и отчетности;
следственный отдел;
отдел по надзору за следствием в органах внутренних дел;
отдел по надзору за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью;
отдел по надзору за исполнением законов в войсках и на транспорте;
отдел по надзору за соответствием закону судебных решений по
уголовным делам;
отдел по надзору за соответствием закону судебных решений по
гражданским делам;
отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних;
отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
международно-правовой отдел;
отдел кадров;
отдел безопасности и защиты информации;
инспекция по личному составу;
отдел организации и ведения делопроизводства;
дежурная часть.
В прокуратуре Республики Беларусь образуется коллегия в составе
Генерального прокурора Республики Беларусь (председатель), его первого заместителя,
заместителей и других руководящих работников республиканской прокуратуры, назначаемых
Генеральным прокурором Республики Беларусь. Коллегия обсуждает практические вопросы
оперативной деятельности прокуратуры, назначения на руководящие должности и освобождения
от них прокуроров, проекты важнейших приказов и инструкций, решает вопросы подбора
кадров. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Генерального прокурора Республики
Беларусь.
Центральный аппарат республиканской прокуратуры проводит большую
методическую работу. Для оказания помощи в проведении этой работы при Генеральном
прокуроре создан методический совет. В состав методического совета входят практические
работники и ученые-юристы. Персональный состав методического совета утверждается
Генеральным прокурором.
В прокуратуре Республики Беларусь действует учебный центр, где
проходят подготовку и повышение квалификации прокуроры и следователи.
Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные
прокуратуры (Белорусская транспортная и Белорусская военная) образуют второе звено
прокурорской системы. Возглавляют эти прокуратуры соответственно прокурор области,
города Минска, Белорусский военный прокурор, Белорусский транспортный прокурор,
который имеет первого заместителя и заместителей.
Указанные прокуроры осуществляют надзор за законностью в пределах
своей компетенции на определенной территории или отрасли государственного управления.
Они руководят деятельностью аппаратов, возглавляемых ими прокуратур, а также подчиненными
им нижестоящими прокуратурами, издают приказы, указания и распоряжения, обязательные
для исполнения всеми подчиненными работниками (ст.17 Закона “О прокуратуре”).
Структура прокуратуры области, города Минска, Белорусской военной
прокуратуры, Белорусской транспортной прокуратуры утверждена приказом Генерального
прокурора Республики Беларусь № 448 от 18 ноября 1997 г. Она образуется на тех же организационных принципах что и республиканская прокуратура и включает
управления и отделы, начальники которых - являются старшими помощниками соответствующего
прокурора. Направления деятельности прокуратуры, где объем работы небольшой и нет
необходимости создавать отделы, возглавляют старшие помощники прокурора (например,
старший помощник прокурора по работе с кадрами и т.д.).
В прокуратуре области города Минска, Белорусской военной и Белорусской
транспортной прокуратурах образуются коллегии в состав которых входят прокурор
(председатель), его первый заместитель и заместители, а также другие прокурорские
работники, занимающие руководящие должности. Персональный состав коллегий этих прокуратур
утверждает Генеральный прокурор Республики Беларусь по представлению соответствующего
прокурора (области, города Минска и т.д.). Решения коллегии проводятся в жизнь приказами
руководителя соответствующей прокуратуры.
Прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также
приравненные к ним специализированные (межгарнизонные, прокуратура по надзору за
законностью на государственной границе и в пограничных войсках, транспортные прокуратуры,
прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях) прокуратуры
образуют первое и основное звено прокурорской системы.
Эти прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые
имеют первого заместителя и заместителей. В прокуратуре имеются старшие помощники
и помощники прокурора, старшие следователи и следователи, а также канцелярия, которую
возглавляет заведующий, назначаемый соответствующим прокурором.
Распределение обязанностей между прокурорскими работниками данных
прокуратур производится согласно приказу соответствующего прокурора, по отраслевому
принципу. Однако следует отметить, что в силу действия единства и централизации
прокурорского надзора все акты прокурорского надзора выносятся только соответствующим
прокурором (района, города, межрайонного и т.д.).
Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности.
Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности установлен
Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь “О прокуратуре Республики
Беларусь”.
Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Президентом
Республики Беларусь с согласия Совета Республики Беларусь (статья 125 Конституции
Республики Беларусь). Заместители Генерального прокурора Республики Беларусь назначаются
Генеральным прокурором Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь
(статья 13 Закона “О прокуратуре”).
Прокуроры областей, города Минска, Белорусский военный прокурор,
Белорусский транспортный прокурор, прокуроры районов (городов), межрайонные прокуроры
и приравненные к ним военные, транспортные прокуроры, прокуроры по надзору за исполнением
законов в исправительных учреждениях, назначаются и освобождаются от должности Генеральным
прокурором Республики Беларусь (статья 14 Закона “О прокуратуре”).
Срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и
всех нижестоящих прокуроров - 5 лет (статья 15 Закона “О прокуратуре”).
Порядок назначения и освобождения от занимаемой должности работников
аппаратов республиканской прокуратуры, прокуратуры области, города Минска, БВП,
БТП и всех нижестоящих прокуратур, регламентирован “Положением о прохождении службы
в органах.
Согласно Положению Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает
на должность и освобождает от должностей:
· начальников
структурных подразделений аппарата республиканской прокуратуры, их заместителей,
старших прокуроров и прокуроров, старших помощников и помощник Генерального прокурора
Республики Беларусь, старших следователей по особо важным делам, следователей по
особо важным делам и следователей - криминалистов республиканской прокуратуры (статья
5).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|