проверять исполнение требований закона о праве лиц, подвергнутых
административному аресту, предварительному заключению под стражу, осужденных к лишению
свободы, а также лиц подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного
характера, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные
объединения, к должностным лицам и об обязанности администрации направлять жалобы
и заявления по принадлежности в установленном порядке и принимать предусмотренные
законодательством меры в случае нарушения администрацией этих требований закона;
немедленно своим постановлением освобождать незаконно содержащихся
в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры
принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, предварительному
заключению под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев
применения этих мер судебными органами.
Постановления и требования прокурора относительно исполнения
установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под
стражу, осужденных, лиц подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных
в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией,
а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию,
не связанному с лишением свободы (ст.7 Закона “О прокуратуре”).
Пятым направлением деятельности прокуратуры является расследование
преступлений. Прокуратура расследует те категории уголовных дел, которые в соответствии
со ст.182 УПК Республики Беларусь отнесены к ее подследственности. Расследование
преступлений производят следователи прокуратуры. Вместе с тем прокурор вправе принять
к своему производству любое уголовное дело независимо от подследственности и расследовать
его самостоятельно в полном объеме (ст.181 УПК Республики Беларусь).
Закон “О прокуратуре Республики Беларусь” в отличие от Закона
“О прокуратуре СССР” не называет в качестве отрасли надзора - надзор за исполнением
законов при рассмотрении дел в судах. С началом судебной реформы это положение подвергалось
острой критике, как равнозначное утверждение о поднадзорности суда прокуратуре,
противоречащее принципу независимости суда. Действующий ныне Закон “О прокуратуре"
разделил это направление деятельности прокуратуры на два: надзор за соответствием
закону судебных решений, являющимся отраслью прокурорского надзора и участие прокурора
в рассмотрении дел судами.
Согласно ст.28 Закона “О прокуратуре" прокурор в пределах
своей компетенции участвует в рассмотрении судом первой инстанции гражданских и
уголовных дел, дел об административных правонарушениях в случаях, когда это предусмотрено
законом или признано необходимым самим прокурором, используя полномочия закрепленные
процессуальным законодательством.
В уголовном процессе прокурор в суде первой инстанции выступает
в качестве государственного обвинителя (ч.1 ст.34 УПК Республики Беларусь). В соответствии
с принципом состязательности прокурор обязан поддерживать обвинение по всем делам
публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным
прокурором (ч.8 ст.34, ч.1 ст.293 УПК Республики Беларусь).
Прокурор оглашает в суде обвинение, предъявляет доказательства
и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения,
а также по другим вопросам возникающим во время судебного разбирательства, высказывает
суду предложения о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания,
предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск.
Поддерживая обвинение прокурор руководствуется требованием закона
и своим внутренним убеждением, основанным на результатах исследования всех обстоятельств
дела. Он вправе изменить обвинение как на более мягкое, так и более тяжкое, либо
предъявить новое обвинение, а также отказаться от обвинения (полностью или частично),
если придет к выводу, что оно не нашло подтверждение в судебном разбирательстве
ч.7 ст.293 УПК Республики Беларусь). Участвуя в рассмотрении гражданских дел в суде
прокурор способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм
гражданского судопроизводства. Статья 1 ГПК Республики Беларусь называет две формы
участия прокурора в гражданском процессе;
1) предъявление иска или подача заявления в суд;
2) вступление в дело, начатое по инициативе других лиц.
Прокурор предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и
законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций государственных
форм собственности, а в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования
негосударственных форм собственности и граждан - в случаях, если они лишены возможности
самостоятельно защищать свои интересы (п.6 ст.2 Закона “О прокуратуре”, ст.81 ГПК
Республики Беларусь).
Помимо возбуждения гражданского процесса, прокурор в силу своего
правового положения может вступать в него в любой его стадии, в том числе и в стадии
судебного разбирательства гражданского дела, начатого по инициативе других лиц.
Формой участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении споров о праве гражданском
является изложение мнения по вопросам, возникающим при разбирательстве и по существу
в целом, поскольку он не обращался в суд с заявлением и вступает в начатый процесс
при отсутствии каких-либо связей со сторонами.
Участие прокурора, в суде первой инстанции при вступлении в процесс,
начавшийся по инициативе других лиц, может быть осуществлено:
1) по инициативе самого прокурора;
2) в силу указаний закона;
3) в силу указаний Генерального прокурора Республики Беларусь;
4) по предложению вышестоящего прокурора;
5) вследствие привлечения его к участию в деле судом.
В отличие от гражданского судопроизводства в хозяйственном процессе
прокурор участвует лишь в случае предъявления им иска или подачи заявления Хозяйственный
процессуальный Кодекс Республики Беларусь не предусматривает также возможности участия
прокурора в деле по инициативе хозяйственного суда, он не называет категории дел,
рассматриваемые с обязательным участием прокурора.
Прокурор участвует не только в рассмотрении дел судом первой
инстанции, но и последующих, контрольных стадиях процесса: кассационной и надзорной,
а также в связи с возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия
прокурора в этих стадиях процесса определяются процессуальным законодательством
Республики Беларусь.
Наряду с направлениями в деятельности органов прокуратуры с учетом
специфических задач, решаемых ими, организационно обособлены участки работы: надзор
за исполнением законов о несовершеннолетних и работа с жалобами граждан.
Выделение надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
обусловлено задачами усиления охраны прав и предупреждения правонарушений несовершеннолетних,
повышения эффективности прокурорского надзора, поскольку осуществление надзора требует
от прокурора не только знания закона, но учета возрастных особенностей несовершеннолетних,
сочетания мер прокурорского реагирования с мероприятиями воспитательного характера.
Вторым важным участком деятельности прокуратуры является работа с заявлениями и
жалобами граждан. Заявления, жалобы и иные обращения - важный источник информации
о нарушениях законов.
Они в сочетании с другими данными позволяют прокурору оперативно
реагировать на нарушения прав и свобод граждан, законность издаваемых органами управления
правовых актов и иные нарушения. Закон “О прокуратуре" (ст.10) закрепляет обязанность
прокуроров в установленном законом порядке рассматривать заявления и жалобы граждан,
государственных и общественных организаций и принимать меры к восстановлению нарушенных
прав и защите законных интересов граждан и юридических лиц.
Особо подчеркивается, что прокуроры проводят личный прием граждан.
Принципы организации и деятельности прокуратуры
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены
в Конституции Республики Беларусь (ст. ст.126,127) и Законе “О прокуратуре"
(ст.4).
Органы прокуратуры: составляют единую и централизованную систему
- прокуратуру Республики Беларусь, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим
и Генеральному прокурору Республики Беларусь; осуществляют свою деятельность на
основе законности, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законами
Республики Беларусь; осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо
от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой
информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии
с Конституцией и законами Республики Беларусь; принимают меры по пресечению нарушений
закона, от кого бы эти нарушения не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению
к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения; взаимодействуют
с другими правоохранительными органами, в деле укрепления правопорядка; действуют
гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране
прав и свобод личности, и равно государственной и иной охраняемой законом тайны.
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные
прокуратуры, действующие на территории Республики Беларусь составляют единую систему.
Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений
как представитель единой системы всех органов прокуратуры, а все акты его деятельности
исходят от прокуратуры в целом. Все прокуроры (за некоторыми исключениями) наделены
одинаковыми полномочиями и правовыми средствами их реализации.
Действие принципа единства проявляется и в том, что одно лицо
прокурорского надзора может заменить другое. Так, вышестоящий прокурор может принять
на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, а также поручить выполнение
своих обязанностей нижестоящему прокурору, кроме случаев специально оговоренных
в законе. Например, вышестоящий прокурор не может поручить районному принести протест
в порядке надзора на решение районного суда, поскольку за районным прокурором закон
не закрепляет такого права.
Принцип централизации означает, что подчиненность прокуратуры
идет только по вертикали: нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему, а все прокуроры
Генеральному прокурору Республики Беларусь. В системе органов прокуратуры неприменим
принцип “двойного" подчинения, характерный для организации и деятельности органов
управления и заключающийся в подчинении как по вертикали - центру, так и по горизонтали
- местным органам. Если бы прокурор района, города или области находился в “двойном”
подчинении - местным органам и центру - он не смог бы обеспечить проведение в жизнь
требования единой законности в масштабе государства.
Принцип законности в деятельности органов прокуратуры означает,
что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия с строгом соответствии с Конституцией
Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
Принцип, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия
в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления,
должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и
религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь
означает, что все свои решения и действия (по осуществлению надзора, расследования
преступлений и др.) каждый прокурорский работник и следователь осуществляет только
на основе Конституции и законов Республики Беларусь, своего внутреннего убеждения,
материалов проверок и расследований, проведенных в соответствии с требованиями полноты,
всесторонности и объективности.
Воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов
государственной власти и управления, представителей политических партий и иных общественных
и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также
граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения
или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную
законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную).
Гарантией независимости прокуратуры служит также закрепленное
в законе положение о том, что прокурорские работники не могут заниматься политической
деятельностью и в своей служебной деятельности не связаны с решениями политических
партий и общественных объединений, преследующих политические цели (ст.6 Закона “О
прокуратуре”).
Органы прокуратуры принимают меры по пресечению нарушений закона
от кого бы эти нарушения не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению
к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения. Этот принцип
организации и деятельности прокуратуры обеспечивает:
1) равенство всех и каждого перед законом;
2) обязанность прокуроров не только выявлять нарушения закона,
но и своевременно устранять эти нарушении;
3) обязанность прокуроров принимать меры к восстановлению прав
и законных интересов граждан;
4) обязанность прокуроров принимать меры к привлечению лиц, виновных
в допущенных нарушениях закона, к установленной законом ответственности.
Органы прокуратуры взаимодействуют с другими правоохранительными
органами, в деле укрепления правопорядка. Задача укрепления законности и правопорядка
требует согласованности и взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными
органами (органами внутренних дел, государственной безопасности, таможенной службы,
государственного контроля и др.), разработки совместных мер по искоренению правонарушений.
Формы взаимодействия складываются в зависимости от задач, стоящих
перед тем или иным органом. Наиболее распространенными являются;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|