При наличии данных о совершении теми или иными лицами правонарушений,
за которые установлена административная ответственность, прокурор выносит постановление
о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление об
административном правонарушении направляется органу или должностному лицу правомочным
налагать дисциплинарные взыскания и подлежит рассмотрению ими в десятидневный срок
со дня поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.
Предписание в процессе общенадзорной деятельности согласно ст.38
Закона “О прокуратуре" выносится когда выявленное прокурором нарушение закона
носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам
государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина. Предписание выносится
только в письменной форме и направляется органу или должностному лицу, допустившим
нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу,
правомочным устранить допущенное нарушение. Предписание подлежит немедленному исполнению,
о чем безотлагательно сообщается прокурору. В случае несогласия с требованием, содержащемся
в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан
рассмотреть жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнение
предписания, если этого не сочтет нужным сделать вышестоящий прокурор.
Официальное предупреждение в порядке общего надзора выносится
в соответствии со ст.39 закона “О прокуратуре" в целях предупреждения правонарушений
при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях должностных лиц и граждан.
Официальное предупреждение выносится в письменной форме и объявляется должностному
лицу или гражданину. При несогласии с официальным предупреждением лицо, которому
оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору.
Второй отраслью надзора является надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное
следствие.
Для выполнения задач, стоящих перед прокурором в этой отрасли,
он наделяется широкими полномочиями, которые закреплены в Законе “О прокуратуре”,
УПК Республики Беларусь, других законах, например, в Законе “Об оперативно-розыскной
деятельности”, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора Республики
Беларусь. Так, согласно ст.24 Закона “О прокуратуре" прокурор в порядке установленном
законодательством, в пределах своей компетенции:
проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации
и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях,
о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия;
рассматривает и разрешает жалобы на действия и решения лиц, производящих
дознание и предварительное следствие;
отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей
и лиц, производящих дознание, а также не соответствующие закону указания и постановления
руководителей следственных подразделений и органов дознания;
прокуратура прокурор беларусь должность
санкционирует заключение лица под стражу, производство обыска,
наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, прослушивание
телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, которые передаются по техническим
каналам связи, извлечение трупа из мест захоронения (эксгумация), помещение подозреваемого
или обвиняемого содержащегося под стражей в лечебно-психиатрическое учреждение,
отстранение от должности;
продлевает и устанавливает срок расследования, содержания под
стражей в качестве меры пресечения, в случаях и порядке, установленных законом;
возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного
следствия с письменными указаниями о производстве дополнительного расследования;
вправе участвовать в производстве дознания и предварительного
следствия, а также лично производить отдельные следственные действия и расследование
в полном объеме по любому делу либо поручить это подчиненному прокурорскому работнику;
изымает от органа дознания и передает в следственные подразделения
любое дело, а также изымает от одного следователя и поручает руководителю соответствующего
следственного подразделения предать дело другому следователю в целях обеспечения
наиболее полного и объективного расследования;
возбуждает уголовные дела и передает их по подследственности,
прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам, направляет уголовные
дела в суд;
при необходимости требует от руководителей органов внутренних
дел, государственной безопасности, следственных аппаратов и органов дознания производства
проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона.
Названные полномочия позволяют прокурору не только выявлять нарушения
закона в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельности,
дознание и предварительное следствие, но и устранять их своей властью. В этом состоит
отличие этой отрасли прокурорского надзора от других отраслей.
Актами прокурорского надзора в этой отрасли являются: постановление;
указание; санкция; представление.
Постановление - решение принимаемое прокурором по наиболее важным
вопросам, возникающим в ходе осуществления надзора за расследованием преступлений:
о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о приостановлении
и прекращении производства по уголовному делу. Постановлением прокурор отменяет
незаконные решения следователя, органа дознания, дознавателя.
Указание - это, как правило, письменное обращение прокурора к
следователю, органу дознания или дознавателю о необходимости выполнения ими тех
или иных процессуальных действий. Указания прокурора являются для органа дознания
и следователя обязательными. Несогласие с указанием и его обжалование не приостанавливает
исполнение. Исключение составляют случаи предусмотренные ч.4 ст.36 УПК Республики
Беларусь, когда следователь не согласен с указанием прокурора о привлечении в качестве
обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения, передаче уголовного дела
прокурору для направления в суд или прекращении производства по уголовному делу.
Во всех этих случаях следователь вправе не выполнять указания прокурора и представить
дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий
прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство
предварительного следствия по этому делу другому следователю.
Санкция - письменное решение прокурора о направлении процессуальных
действий в случаях, когда их проведение затрагивает конституционные права и законные
интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под стражу, залог, домашний
арест, обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции и др.).
Представление выносится прокурором для устранения причин и условий,
способствовавших совершению преступления. Оно направляется в соответствующий государственный
орган, общественную организация или должностному лицу для принятия мер по устранению
этих причин и условий. Представление может быть внесено руководителю органа дознания
(следствия) в связи с нарушением закона, прав и законных интересов граждан при производстве
предварительного расследования. Не позднее чем в месячный срок по представлению
должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено прокурору.
Третьей отраслью прокурорского надзора является надзор за соответствием
закону судебных решений. Предметом надзора в этой отрасли являются законность и
обоснованность решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и
уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдение законности
при их исполнении.
При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений
прокурор согласно ст.29 Закона “О прокуратуре" вправе участвовать в судебном
разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, излагать
мнение по гражданским делам; в случаях и в порядке, установленном законом приносить
частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и
постановления суда (судьи); направлять в суд представления о пересмотре решений,
определений, постановлений по гражданским делам и заключения о возобновлении уголовных
дел по вновь открывшимся обстоятельствам; в пределах своей компетенции истребовать
из суда любое дело (группу дел), по которому решение, приговор, определение или
постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо,
если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему
прокурору о принесении им протеста; отзывать принесенный им протест на решение,
приговор, определение или постановление суда (судьи) до начала рассмотрения протеста
судом (судьей); проверять законность исполнения решений, приговоров, определений
и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.
Основным актом прокурорского реагирования в этой отрасли является
протест прокурора, посредством которого он добивается устранения нарушения закона,
допущенного судом при рассмотрении дела и вынесшего в силу этого незаконный и необоснованный
приговор, решение, определение или постановление. Различают частный, кассационный
и надзорный протесты прокурора. Право принесения частного протеста на определение
суда и кассационного протеста на приговор или решение суда первой инстанции не вступившие
в законную силу принадлежит руководителям соответствующих звеньев прокурорской системы
и их заместителям независимо от того принимали они участие в рассмотрении дела в
суде или нет. Помощники прокурора, прокуроры отделов и управлений могут приносить
протест только по делу, в рассмотрении которого они принимали участие (ст.30 закона
“О прокуратуре”).
Если приговор, решение, определение и постановление суда вступили
в законную силу, прокурор, в пределах своей компетенции, вправе истребовать из суда
любое дело (группу дел) для изучения. В случае установление оснований к отмене или
изменению приговора, решения, определения или постановления прокурор приносит протест
в порядке надзора. Правом принесения протеста в порядке надзора наделяются все прокуроры,
начиная с прокурора области и приравненного к нему прокурора. Прокурор района не
наделяется правом принесения протеста в порядке надзора на судебные решения по уголовным
и гражданским делам, однако в случае обнаружения незаконного или необоснованного
судебного решения он вправе войти с представлением к вышестоящему прокурору с тем,
чтобы он принес протест. Что касается постановлений судьи вступивших в законную
силу по делу об административном правонарушении, то протест может быть принесен
как вышестоящим прокурором, так и прокурором района и приравненном к нему прокурором.
По результатам надзорной практики за законностью судебных решений
Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе вносить на рассмотрение Пленума
Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь представления о даче ими судам в соответствии со своей компетенцией разъяснений
по вопросам применения законов при рассмотрении дел (ст.32 Закона “О прокуратуре”).
Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных,
предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного
характера, назначаемых судом, является четвертой отраслью прокурорского надзора.
Ее предметом согласно ст.33 Закона “О прокуратуре" являются: законность нахождения
лиц в местах содержания, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных
учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые
судом; соблюдение установленных уголовно-исполнительным законодательством порядка
и условий содержания либо отбывания наказания лицами в вышеуказанных учреждениях,
их прав и выполнение ими своих обязанностей; законность исполнения наказаний, не
связанных с лишением свободы.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора в данной отрасли
обширны и многие из них носят властно-распорядительный характер, что позволяет прокурору
самому незамедлительно устранять нарушения закона, не дожидаясь, когда это сделают
вышестоящие органы управления по предложению прокурора.
Статья 34 Закона “О прокуратуре" наделяет прокурора следующими
полномочиями:
в любое время посещать места содержания задержанных предварительного
заключения, места лишения свободы и иные учреждения, исполняющие уголовное наказание
и другие меры принудительного характера назначаемые судом;
знакомиться с документами, на основании которых эти лица подвергнуты
задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, а
также отбыванию наказания в виде лишения свободы и иным мерам наказания или подвергнуты
мерам принудительного характера;
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и
лиц, в отношении которых применяются меры принудительного характера, назначаемые
судом;
проверять соответствие приказов, распоряжений и постановлений
администрации учреждений содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых
и иных учреждений, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера,
назначаемых судом по законодательству, регулирующему порядок и условия содержания
лиц в этих учреждениях и исполнения наказания;
приостанавливать исполнение, а затем опротестовывать в установленном
порядке противоречащие законодательству приказы, распоряжения и постановления администрации
учреждений содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых
и иных учреждений, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера,
назначаемые судом;
требовать объяснений от представителей администрации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|