на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Статистический анализ демографической ситуации в Российской Федерации

    Всего в Финляндию из России за период с 1992 по 2000год сроком более чем на 1 год, прибыло порядка 15 тысяч, а выбыло в Россию - около 1200 человек. Последняя цифра в десятки раз отличается о тех, которые предоставляет Госкомстат по иммиграции в Россию из Финляндии. Финские оценки числа иммигрантов из России также существенно отличаются от российских, согласно которым в

    Финляндию с 1992 по 2002 год выбыло 4457 человек. Таким обра­зом, за 7 лет миграционной прирост населения Финляндии за счет России составил около 13800 человек.

Любопытно, что если определять происхождение мигрантов не по стране последнего места жительства, а по их гражданству, то Финляндию прибыло около 16 тысяч российских граждан. Это зна­чит, что часть российских граждан прибыла в Финляндию не из России. Следует также отметить, что если в начале 1990 года в Фин­ляндии было зарегистрировано чуть более 4 тысяч граждан бывшего  СССР, то в конце 2002 года численность только российских граждан равнялась 20,5 тысяч.[24]

    В какой-то степени различия между финскими и российскими оценками иммиграции объясняются различиями в определениях. Финское определение иммигрантов включает в себя не только тех, кто прибыл в страну на постоянное место жительства. В терминах долговременной миграции в России общее число эмигрантов в Фин­ляндию (с поправкой на недоучет) примерно в 3 раза превышает величину зарегистрированного эмиграционного оттока.

2.2.13                                  В поисках разумной стратегии

    Реальные масштабы и перспективы современной эмиграции опре­деляет не только внутренняя ситуация в СНГ, но и положение в тех странах и регионах, куда направляются потенциальные эмигранты.

С начала 70-х годов европейские страны проводят все более огра­ничительную иммиграционную политику, а в ряде случаев даже поощряют возврат иммигрантов на родину, что не имеет, правда, ус­пеха. Эти меры вызваны разными причинами, среди которых

называют энергетический кризис и общий экономический спад, пе­реструктурирование экономики, приток в состав рабочей силы более

многочисленных когорт, родившихся в 50-е и 60-е годы, разрастание иностранцев, усиление межэтнической напряженности и подъем

расистских настроений. В последние два десятилетия рост числа иностранцев в Западной Европе идет в основном не за счет

целенаправленного привлечения рабочей силы из-за рубежа, как это было после войны, а в результате семейной миграции, отчасти

нелегальной трудовой миграции, притока беженцев, а также относи­тельно более высокой рождаемости иммигрантов.

    Если оставить в стороне особые случаи этнической эмиграции (евреи в Израиль, немцы в Германию), то в мировых миграционных

потоках иммиграция из бывшего СССР занимает сейчас и может бу­дущем лишь очень ограниченное место. Во всяком случае, Европе под влиянием событий в Восточной Европе и Советском Союзе ан­тииммиграционные настроения усиливаются, хотя однозначное от­ношение к возможной массовой иммиграции из этих регионов пока не выработано.

    Заметная сдержанность по отношению к потенциальной иммигра­ции из бывшего СССР наблюдается и в США. Многомиллионная

эмиграция из бывшего СССР действительно маловероятна  сущест­вуют достаточно серьезные лимитирующие факторы. Вместе с тем новые политические и экономические реальности могут действовать и в противоположном направлении. Сейчас не вполне ясно, например, как повлияют на миграционные процессы независимость республик, их превращение в суверенные государства. По крайней мере для некоторых из них эйфория независимости, подъем нацио­нальных чувств могут послужить противовесом действию выталкивающих экономических факторов. Прибалтийские государ­ства, имеющие значительную зарубежную диаспору, возможно, даже будут стремиться к возвращению части соотечественников на родину. Однако в крупных республиках  в России, вероятно, и на Украине  новая государственно-политическая ситуация едва ли сможет уменьшить эмиграционные потоки.

Какой представляется общая стратегическая линия как стран въезда, так и стран выезда в подобных, пока довольно неопределен­ных условиях?

У нас давняя идеологическая традиция неблагожелательного от­ношения к эмиграции. Хотя сейчас в общественных настроениях происходит перелом и выезд за рубеж начинает восприниматься бо­лее спокойно, определенная настороженность общественного мне­ния сохраняется. В то же время плохо осознаются и привлекают мало внимания проблемы, с которыми столкнутся не государства (Россия и другие), а сами эмигранты, если их выезд примет сколько-нибудь массовые масштабы. Такой выезд предполагает, помимо оп­ределенной степени психологической готовности (а она не особенно высока, соответствующих традиций не было), также и довольно раз­витую и сложную инфраструктуру. Уже сейчас он наталкивается на большие трудности чисто технического характера: железнодорож­ный и авиационный транспорт, визовые, пограничные и таможенные службы не справляются с растущими потоками выезжающих за ру­беж.

Но существует еще социальная инфраструктура. Нужны более или менее сложившаяся сеть эмиграционных связей, система капилля­ров, облегчающих движение из привычной в непривычную социаль­ную среду. Такая система складывается постепенно, по мере самоор­ганизации иммигрантов, создания землячеств, иммигрантских об­щин и т. д. Пока это есть только у «третьей эмиграции». Для «четвертой» же, по крайней мере в ближайшие годы, будет харак­терно возникновение сил самоторможения. Проявления этих сил мо­гут оказаться весьма болезненными, драматичными для многих, что неизбежно ограничит эмиграционные потоки.

Предвидение подобных трудностей уже сейчас заставляет обще­ство (российское, украинское и т.п.) приступить к выработке новой стратегии в отношении эмиграции. Все лучше осознается, что надо не препятствовать ей с помощью всякого рода запретительных мер, а искать способы превращения неорганизованной, «дикой» эмигра­ции на свой страх и риск, к которой сейчас склонны многие бывшие советские граждане, не рассчитывающие на помощь государства в столь неблаговидном (с точки зрения идеологии недавнего про­шлого) деле, в организованную, цивилизованную. Новая стратегия в странах выезда должна бы способствовать постепенному превраще­нию «кризисной» эмиграции рабочей силы, которой сейчас все так опасаются, в «нормальную», по возможности временную, устране­нию всех помех для выезда и въезда, формированию устойчивых по­токов прямой и возвратной миграции. Один из элементов такой стратегии — межправительственные соглашения между странами эмиграции и иммиграции (здесь, однако, важна встречная стратегия последних, которая пока также не выработана).

Важно видеть и подводные камни, с которыми может столкнуться массовая эмиграция, политические последствия, в том числемеждународные, которые она может породить. Уже сейчас в Европе ощущается беспокойство не только официальных властей, но и представителей иммигрантов из стран Африки и Азии, которые опа­саются дискриминации в конкуренции с более подготовленными и более близкими покультуре западным европейцам русскими и дру­гими «европейцами» избывшего СССР. Наши эмигранты могут столкнуться с враждебным отношением и оказаться в еще более сложном положении, чем у себя дома. В случае серьезных эксцессов на этой почве может возникнуть определенная межгосударственная напряженность между странами эмиграции, защищающими права своих граждан за границей, и странамииммиграции, не обеспечи­вающими в полной мере соблюдение этих прав.

Не закроешь глаза и на другие аспекты новой эмиграции. Доста­точно напомнить реакцию арабских соседей Израиля на массовый приток в эту страну наших эмигрантов и их расселение на террито­риях, которые арабы не считают израильскими. Другой пример —обеспокоенность западных стран по поводу возможной эмиграции в такие страны, как Ирак или Ливия, советских специалистов, владеющих атомными или другими военно-промышленными секре­тами.

Все это говорит не только о сложности проблем, порождаемых возможной крупномасштабной эмиграцией из бывшего СССР, но и об особой геополитической важности их решения. Недостаточно рассматривать сам феномен такой эмиграции лишь как «экономиче­ский» или «этнический». Это также (а может быть, в первую оче­редь) и необходимый, важнейший шаг на пути превращения одного из самых больших на Земле индустриальных обществ из закрытого в открытое.

3 Анализ демографического развития России в 1992-2003 гг

3.1.   Демографический анализ

Согласно расчетам Госкомстата, численность наличного населения России на начало 2001 года составила 145184,8 тысячи человек и сократилась за 2000 год на - 740,1 тысячи. Таким образом, в 2001 году убыль населения Рос­сии несколько сократилась, что произошло за счет увеличения на 59 тысяч человек миграционного прироста, при этом естественный прирост умень­шился, но только на 30,7 тысячи.

Таблица. 9

Годы

Население на начало года

Общий прирост

Среднегодовые темпы прироста, промилле

Естественный прирост

Миграционный прирост

Население на конец года

1992 148040,7 502 3,4 338 164 148542,7
1993 148542,7 161,6 1,1 110 51,6 148704,3
1994 148704,3 -30,9 -0,2 -207 176,1 148673,4
1995 148673,4 -307,6 -2,1 -737,7 430,1 148365,8
1996 148365,8 -59,7 -0,4 -869,7 810 148306,1
1997 148306,1 -329,7 -2,2 -831,9 502,2 147976,4
1998 147976,4 -474 -3,2 -817,6 343,6 147502,4
1999 147502,4 -397,8 -2,7 -750,4 352,6 147104,6
2000 147104,6 -411,3 -2,8 -696,5 285,2 146693,3
2001 146693,3 -768,4 -5,3 -923 154,6 145924,9
2002 145924,9 -740,1 -5,1 -953,7 213,6 145184,8

Население страны начало убывать в 1992 г. За 9 лет с 1992 до 2002 г. – оно сократилось на 3519,5 тыс. человек, в том числе за 2002 год – на 740,1 тыс. человек. В силу своей внутренней обусловленности, тенденция сокращения населения достаточно устойчива.

Возрастная структура населения играет активную роль в демографиче­ских процессах.

Возрастная структура накапливает в себе и хранит запас демографиче­ской инерции, потенциал роста населения, в силу которого движение насе­ления продолжается долгое время после того, как движущей силы этого движения уже иссякли или изменили свое направление на противополож­ное. Поэтому влияние возрастной структуры всегда учитывается при ана­лизе динамики демографических процессов.

На протяжении ХХ в. население России сокращается уже в четвертый раз. Но в отличие от первых трех периодов - Первой мировой и Гражданской войны, голода и репрессий 30-х годов, Второй мировой войны, - когда убыль населения была обусловлена недемографическими факторами, в 90-е годы она предопределена самим ходом демографического развития. Она предсказывалась демографами на конец уходящего столетия. Общесистем­ный кризис, развернувшийся в переходный период, только ускорил и усугу­бил реализацию давних прогнозов. Хотя убыль населения пока не так ве­лика и катастрофична, как в предыдущие три периода, эта тенденция, в силу своей внутренней обусловленности, устойчива и, вероятнее всего, сохра­нится в ближайшей перспективе.

Общей тенденцией изменения возрастной структуры населения всех стран по мере снижения рождаемости и роста средней продолжительности жизни является неуклонный рост в возрастной структуре доли населения старших возрастов. Этот процесс называется демографическим старением населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.