на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Защита избирательных прав граждан

Пункт "а" ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Госдумы..." предусматривает в качестве одного из оснований отказа в регистрации кандида­та, если представляемые кандидатом, уполномоченным пред­ставителем избирательного объединения, избирательного блока сведения "недостоверны и их недостоверность носит существенный характер". Как видно из приведенной нормы законодатель не проецирует эту недостоверность на возмож­ность ее влияния на свободу волеизъявления избирателей. Эта недоработка может быть устранена путем дополнения нормы: "если сведения недостоверны, их недостоверность существенно влияет на свободу волеизъявления избирате­лей".

148

Фактами, имеющими существенное значение для раз­решения избирательных споров, являются такие предусмот­ренные законом нарушения избирательного законодательст­ва, которые перечислены в ст.ст. 92-93 ФЗ от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Статья 92 перечисляет "Основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результа­тах выборов".

Статья 93 указанного закона предусматривает основа­ния привлечения к уголовной, административной, иной от­ветственности за нарушение избирательных прав граждан. Представляется, что перечисленные основания о привлече­нии к ответственности несомненно являются основаниями для вывода суда о наличии существенных нарушений избира­тельных прав граждан.

Имеются в законодательстве о выборах и безусловные основания отмены регистрации кандидата.

Об этом, например, указано в п. 5 ст. 91 ФЗ от 24 июня 1999 г.: "...Суд, установив факт злоупотребления свободой средств массовой информации, отменяет регистрацию канди­дата, федерального списка кандидатов".

Такое же значение существенных фактов имеют и на­рушения избирательного законодательства, допущенные за­регистрированным кандидатом, избирательным блоком, из­бирательным объединением, указанные в ст. 91 ФЗ от 24 ию­ня 1999 г.

Свобода волеизъявления избирателей - один из главных принципов избирательного права, нарушение которого, как правило, является безусловным основанием для суда при­знать выборы недействительными, отменить регистрацию кандидата в депутаты или на выборную должность.

149

Международно-правовые документы, в частности, Обя­зательства по ОБСЕ, принятые в Копенгагене на Втором Со­вещании Конференции по "человеческому измерению" в 1990 г. отмечают семь важнейших принципов избирательного пра­ва: всеобщность, равенство, справедливость, тайность, свобо­да, открытость, ответственность*.

Принцип свободы может быть обеспечен, если гражда­не страны информированы об избирательном процессе, име­ют право голосовать без всякого давления и в результате мо­гут выбирать своих лидеров. В конечном итоге любые выбо­ры являются празднованием прав человека2.

Другим международным документом, провозглашаю­щим принципы свободы и справедливости выборов является Декларация о критериях свободных и справедливых выборов /Париж, 26 марта 1994 г./. В ней, в частности закреплено:

1. Свободные и справедливые выборы. В любом го­сударстве полнота власти может проистекать только из воле­изъявления народа, выраженного на подлинных, свободных и справедливых выборах, организуемых через регулярные пе­риоды на основе всеобщего и тайного голосования"3.

В предмет доказывания входят существенные наруше­ния норм избирательного законодательства как организаци­онно-процедурного содержания, так и законности норматив­ного регулирования выборов.

К таким нарушениям могут быть отнесены: нарушения порядка формирования избирательных комиссий, установле­ние сроков выборов, отказ в регистрации инициативных групп, недостатки в оформлении подписных листов, оформ­лении протоколов избирательных комиссий, установление фактов подкупа избирателей, нарушение правил ведения аги­тации, издание региональных законов, ограничивающих ак­тивное и пассивное избирательные права и т.п.

Важным для определения предмета доказывания явля­ется выявление квалификации "недостоверность" сведений. Недостоверность означает несоответствие сведений, сооб­щаемых кандидатом, действительным обстоятельствам.

Чаще всего кандидаты сообщают недостоверные сведе­ния о своем имущественном положении, месте работы, зани­маемой должности и т.п^

Для установления недостоверности сведений, сообщае­мых кандидатом, суду достаточно установить несоответствие их действительным обстоятельствам. Недостоверность све­дений может быть обусловлена подлогом, фальсификацией, умолчанием, сокрытием, сообщением заведомо ложных све­дений, ошибочной информацией о фактах, имеющих сущест­венное значение. Поскольку достоверность сведений, касаю­щихся кандидата на выборную должность, имеет значение юридического факта, указана в нормах избирательного права, а потому входит в предмет доказывания по делу, суд прини­мает все меры для истинного установления этих обстоя­тельств.

При установлении любого из перечисленных выше ос­нований недостоверности сведений избирательная комиссия, суд вправе решить вопрос об отказе в регистрации, об отмене регистрации кандидата на выборную должность. Такой вывод вытекает из материального права и тех морально-нравствен-

151

ных требований, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности. Сведения о материальном положении, источниках дохода, месте работы, занимаемой должности, месте жительства кандидата, его семейном положении, влия­ют на сознание избирателей, на их свободу волеизъявления при реализации ими активного избирательного права изби­рать глав исполнительной власти, депутатов представитель­ной (законодательной) власти, выборных должностных лиц.

В судебной практике неоднозначно оценивается кате­гория существенности недостоверных сведений.

Так, разрешая заявление Динской территориальной из­бирательной комиссии об отмене регистрации кандидатом в депутаты Динского районного Совета депутатов гр. Р., суд счел существенным обстоятельством, способным повлиять на волеизъявление избирателей сокрытие дохода в сумме 8333 рублей. Суд удовлетворил требования избирательной комис­сии и отменил регистрацию кандидатом в депутаты гр. Р..'

В другом случае тот же суд отказал в удовлетворении требования избирательной комиссии об отмене регистрации кандидатом в депутаты гр. К. на том основании, что неуказа­ние по небрежности сведений о доходах в сумме 248 рублей является несущественным. В качестве дополнительного ос­нования суд также указал, что сведения о доходах кандидата в депутаты еще нигде не обнародовались, а потому избирате­ли не были введены в заблуждение этими недостоверными данными. На основании изложенного, суд отказал избира­тельной комиссии в требовании об отмене регистрации кан­дидатом в депутаты гр. К.2

Вопрос о существенности недостоверных сведений, сообщенных кандидатом на выборную должность, является, по сути своей, оценочным. Здесь имеет место широкое су­дебное усмотрение. Однако, это усмотрение должно быть ог­раничено рамками закона. Пока материальное избирательное право не выработало конкретное правовое обоснование кате­гории "существенные сведения". Безусловно перечисленные в избирательном законодательстве требования к заполнению всех необходимых реквизитов избирательных документов уже должны считаться существенными и потому должны

быть достоверными.

Это вытекает из содержания этих документов, направ­ленных на обеспечение правовых гарантий участников изби­рательных правоотношений. Так, для гарантии пассивного избирательного права - быть избранным - важными, сущест­венными, а потому достоверными являются указанные в за­коне сведения, которые могли повлиять на свободу волеизъ­явления избирателей: достоверные сведения о кандидатах -фамилия, имя, отчество; паспортные данные; сведения об имущественном положении, семейном, служебном положе­нии и т.п., то есть данные, необходимые для полной объек­тивной информации.

С точки зрения нравственности недостоверность сведе­ний, сообщенных о себе кандидатом, сродни понятию не­правды. Неправда может быть в силу умысла и должна рас­сматриваться как ложь. А ложь - недопустимое нарушение требований, предъявляемых к кандидатам, претендующим на выборную должность. Поэтому судам следует исходить из принципа правдивости сведений, которые обязан сообщить о себе гражданин, претендующий на выборную должность. Все, что влечет ложные, неправдивые сведения способно по-

153

влиять на волеизъявление избирателей, независимо от мас­штабов этой неправдивости, недостоверности.

Так, при разбирательстве спора об отказе территори­альной избирательной комиссии в регистрации кандидатом в депутаты органов местного самоуправления гр. К. суд удов­летворил жалобу заявительницы. При этом суд посчитал не­существенными недостоверные сведения, указанные канди­датом о месте работы и занимаемой должности. Гр. К. указа­ла, что она является адвокатом, тогда как на самом деле осу­ществляла предпринимательскую деятельность по оказанию юридических услуг. Представляется, что такая неправда дез­ориентирует избирателя. Полагаю, что кандидат К., будучи юристом по образованию, сознательно вводила в заблужде­ние избирателей, не будучи принятой в коллегию адвокатов и не являясь адвокатом. Данная неправда для данной личности кандидата в депутаты К. является существенной неправдой и избирательная комиссия поступила правильно, отказав в ре­гистрации такому кандидату.

Уважительными причинами, исключающими вину са­мого кандидата в недостоверности сведений, могут быть ус­тановленные судом обстоятельства, повлекшие недостовер­ность сведений, которые никак не зависят от воли самого кандидата: опечатка, арифметическая ошибка и другие нару­шения, допущенные иными органами и лицами без ведома кандидата.

Существенными можно считать и другие нарушения избирательного законодательства, если эти нарушения оказа­ли или могли оказать влияние на свободу волеизъявления избирателей, что в конечном итоге повлияло на исход голо­сования.

Существенные нарушения избирательного законода­тельства, повлиявшие на свободу волеизъявления избирате-

154

лей, могут быть основанием к отмене результатов голосова­ния и признанию выборов недействительными.

Таким образом, основаниями к отказу в удовлетворении решений избирательной комиссии об отказе в регистрации, об отмене регистрации кандидата на выборную должность являются малозначительность, несущественность недосто­верных сведений, не способных оказать влияние на свободу волеизъявления избирателей.

В предмет доказывания по делам, возникающим из из­бирательных отношений, могут входить факты нарушения процедурных правил организации и проведения выборов.

Особенно значительное число таких споров возникает в связи с неправильным оформлением подписных листов, их своевременным представлением и принятием.

Так, по некоторым делам избирательные комиссии не различали понятия: "представление документов" и "принятие документов". Представление документов осуществляется кандидатами и другими уполномоченными лицами. Принятие документов производят избирательные комиссии. Представ­ление документов в соответствии с законодательством осу­ществляется за 55 дней до дня выборов. Прием документов избирательными комиссиями в законах о выборах не уста­новлен. Из этих положений и следует исходить судам'.

На необходимость выяснять характер нарушений орга­низационно-правовых процедур, существенность этих нару­шений, а также возможность этих нарушений повлиять на достоверность волеизъявления избирателей при разрешении дел о признании выборов недействительными указал Верхов­ный Суд РФ2. Практически эти обстоятельства входят в

предмет доказывания по всем категориям избирательных споров, а не только по делам о признании выборов недейст­вительными.

По другому делу Верховный Суд РФ посчитал наруше­ния, допущенные в ходе выборов несущественными, не по­влиявшими на достоверность волеизъявления избирателей. Решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания о признании выборов недействительными по Тургеневскому избирательному округу № 58 было отменено'.

В предмет доказывания входят также факты бездейст­вия. К бездействиям избирательных комиссий, которые могут существенно повлиять на свободу волеизъявления избирате­лей можно отнести, например, непредставление или неопуб­ликование отчетов о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов; невыполнение возложен­ных законом обязанностей по проведению массовых меро­приятий, связанных с выборами; несвоевременность состав­ления списков избирателей и т.п.

К бездействиям, имеющим существенное значение для дела, и повлиявшим или могущим повлиять на волеизъявле­ние избирателей и, входящим в предмет доказывания, следу­ет отнести неосуществление должностными лицами государ­ственных органов по представлению избирательных комис­сий проверки информации о нарушениях избирательного за­конодательства и непринятие мер по пресечению этих нару­шений (п. "ц" ст. 93 ФЗ от 24 июня 1999 г. "О выборах депу­татов Госдумы...").

Таким образом, предмет доказывания по делам о защи­те избирательных прав представляет собой совокупность

юридически значимых фактов и обстоятельств, закрепленных в нормах избирательного законодательства, имеющих суще­ственное значение для разрешения дела по существу. При этом суды руководствуются оценочными категориями суще­ственности сведений, их достоверности и возможности фак­тов предмета доказывания влиять на волеизъявление избира­телей.

Для установления истины по делу судом исследуются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.