В целом эти два блока в системе права
соответствуют друг другу. Но отдельные нормы этих двух блоков могут оказаться и
противоречивыми, пребывать в коллизии, тогда возникает вопрос о том, какой
норме следует отдавать предпочтение. Ответ однозначен: если имплантация
произошла в установленном порядке (межгосударственный договор ратифицирован,
общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в декларациях,
конвенциях, протоколах и иных нормативно - правовых актах, признанных
государством), то тогда приоритет за межгосударственным договором, конвенцией,
декларацией и т.д. В случае коллизии действуют нормы, содержащиеся в этих
актах.
Юридическая процедура. Виды
юридических процессов. Юридическая процедура предусматривается нормами процессуального права. Их
выделяют три: уголовно - процессуальное право, гражданско-процессуальное право,
административно - процессуальное право. Так например, уголовный процесс – это
деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и
некоторых других организаций по уголовным делам, их возбуждению, расследованию,
судебному рассмотрению, разрешению. В уголовном процессе имеется несколько
стадий: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, передача
дела в ведение суда, судебное разбирательство, кассационное производство. Уголовный
процесс заканчивается исполнением приговора. Некоторые уголовные дела проходят
и через другие стадии, такие как пересмотр дела в порядке судебного надзора и
возбуждение дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Гражданский процесс
рассматривает и разрешает гражданские дела в целях защиту нарушенных или попранных
прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ,
интересов, субъектов РФ и др. Гражданский процесс состоит из следующих стадий:
возбуждение дела, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное
разбирательство, принятие решения по делу. Исполнение решений также может быть
обжаловано в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.
Соотношение национального и международного
права. Система российского права и международное право. Теория права выделяет на современном
этапе общепланетарные тенденции развития и состояния международного права. Прежде
всего, это постоянное возрастание роли и значения международного права в жизни
цивилизации, вообще один из реальных способов выживания и существования
человечества как биологического вида и неповторимой социальной организации. Две
крупные системные структуры международного права – публичная и частная –
оказывают основополагающее влияние и на политические, и на хозяйственные, и на
личностно - правовые функции международного права. Растет роль международного
гуманитарного права. Международное право постепенно перестает быть чем - то
внешним, специальным по отношению к национальным системам права, общепризнанные
принципы и нормы международного права включаются в национальные системы права. Очень
важно обратить внимание, что наряду с материальными нормами международного
права в XX веке мощно развивается процессуальная сторона международного права –
возникают многочисленные процедурные органы, призванные решать споры и
конфликты (третейские, арбитражные и иные судебные органы). Мощно развивается и
международно-правовой процесс: правила обращения в эти органы, международно-правовое
судопроизводство и т.д.Конституции ряда стран закрепляют и право гражданина,
исчерпавшего все возможности решить свое дело в рамках внутригосударственной
защиты прав, свобод и законных интересов, обратиться и в соответствующие
международно-правовые инстанции!
Международное право становится и
формой воздействия, влияния тех или иных групп государств на отдельные
государства, существенно отклоняющиеся от общепризнанных принципов и норм
международного права (агрессии, гражданские войны, опасная для всего человечества
экологическая деятельность и т.п.). Причем средствами обеспечения этого
воздействия становятся коллективные санкции экономического, военного свойства.
Нельзя не заметить, что под эту международно-правовую деятельность создаются и
специализированные военные формирования – силы быстрою реагирования, «голубые
каски», и т.п. Международное право, таким образом, получает и «материальные»
придатки, аппарат, способный по - новому обеспечивать его действие. Таким
образом, международное право является приоритетным по сравнению с национальным
правом. РФ, как страна, выбравшая демократический путь развития, признает это
положение. Конституция РФ закрепляет эту норму. Если нормы российского
законодательства расходятся с международными, то действуют нормы международного
права.
Система права и система
законодательства. Системность
и структурность – это объективные свойства права как социального института. Их
знание – это знание важнейших сторон права. Но, кроме того, изучение этих
свойств позволяет осуществить упорядочение, систематизацию законодательства, а
следовательно, и наиболее эффективную реализацию права. Проблема соотношения
системы права и системы законодательства существует объективно. Если система
права складывается из отраслей, подотраслей права, правовых институтов,
правовых норм, различных взаимосвязанных между собой блоков, то система
законодательства (в узком смысле) складывается из нормативно - правовых актов,
их структурных подразделений. Исторически сложилось так, что крупные массивы
некоторых нормативно - правовых актов также могут составить определенную
отрасль законодательства, например уголовное законодательство. И уголовное
законодательство как отрасль полностью совпадает с той отраслью права, которая
в теории обозначается как уголовное право. Уголовное законодательство – это
единственная форма выражения и существования уголовного права. Размещается это
уголовное законодательство, как правило, в Уголовном кодексе.). Однако
существуют отрасли права, которые в системе законодательства не имеют строго
определенной отрасли законодательства для своего воплощения и выражения,
например аграрное право. Нормы этой отрасли права могут быть размещены в
Конституции (право частной собственности на землю), в актах, регламентирующих
государственную поддержку фермеров (бюджетно-финансовое законодательство),
типовых договорах на аренду земельных участков (гражданское законодательство) и
т.п. Существуют в системе законодательства и такие отрасли, которые не
соотносятся с конкретными отраслями права, а имеют явно комплексный характер,
например чрезвычайное законодательство. Его во многом можно отнести к
конституционному праву, но ряд норм явно имеют уголовно - правовое, административно
- правовое содержание. Система законодательства, наряду с объективными, имеет и
субъективные начала – может строиться по источникам права или по отраслям
права, или сочетать оба этих критерия. Таким образом, система законодательства
складывается объективно в силу появления и отбора нормативных актов (или их
составных частей) и путем субъективного объединения их по определенным
признакам (критериям) в соответствующие группы, классы, прежде всего, массивы,
отрасли. Система права является надсистемой по отношению к системе
законодательства, определяя критерии, признаки, по которым происходит отбор и
строение элементов системы законодательства, происходит процесс упорядочения,
систематизации законодательства. Основные юридические способы систематизации
законодательства – кодификация, консолидация, инкорпорация. Современное
российское законодательство учитывает изменяющиеся отношения в стане. Появление
частной собственности, предпринимательства потребовали пересмотра многих
нормативно - правовых актов, отмены устаревших. Результатом стали новые кодексы
законов Трудовой кодекс, семейный кодекс, административный кодекс, гражданский
и т.д. Изменился и основной закон страны – в 1993 году принята новая
Конституция, закрепившая основы правового демократического государства и
создающая перспективу для складывания гражданского общества. Появились новые
институты права и новые отрасли: коммерческое право, земельное право и т.д.
Законодательство учитывает и прогресс общества и глобальные процессы,
происходящие в нем. Так появилось космическое право, экологическое право и пр.
Зависит система законодательства и от формы государственного устройства. Если
РФ является федеративным государством, то, следовательно, субъекты федерации
имеют право законотворчества. Законодательство в такой стране имеет иерархию,
предопределяемую структурой самого государства.
17. Правовые отношения
Понятие, виды и признаки правовых
отношений. Правоотношения как особая разновидность общественных отношений. Понятие правоотношение является одним
из ключевых в теории права. Большинство теоретиков определяют их как отношения
между людьми, урегулируемте правом. Но не все взаимодействия людей регулируются
правом. Правоотношения имеют следующие признаки: 1) это отношения социально
значимые, только тогда есть необходимость регулировать их юридическими
нормами.2) Эти отношения индивидуализированы, то есть конкретные участники 3) В
них четко определены юридические права и обязанности 5) Правоотношения носят
волевой характер участников, в том числе и государства. 6) Они обеспечиваются
возможностью государственного принуждения. Выделяют несколько видов
правоотношений: государственно - правовые, гражданско-правовые, административно-правовые,
если за основу взят предмет регулирования. Если в основе классификации лежит
специфика, то выделяют материальные и процессуальные правоотношения. По
функциональной роли различают регулятивные и охранительные правоотношения. Если
анализируют поведение сторон, то выделяют активные и пассивные правоотношения.
Можно классифицировать по составу участников как простые и сложные, по
продолжительности – кратковременные и долговременные, наконец, по степени
индивидуализации – абсолютные, где индивидуализирована лишь управомачивающая
сторона и относительные, где все участники точно определены.
Предпосылки возникновения
правоотношений, взаимосвязь с нормами права. Все мы самые разнообразные участники самых
разнообразных общественных отношений, и в этом проявляется великий и
замечательный принцип социализации. Конечно, в различных теоретических
конструкциях делались и делаются попытки выделить среди множеств общественных
отношений самые основные, определяющие ход социального развития, например
«производственные отношения» в марксистско-ленинской интерпретации истории, от
которых, по мнению сторонников марксизма, в той или иной степени производны
иные отношения. В других конструкциях вместо производственных отношений с их
приматом собственности на первое место выдвигаются не материальные, а духовные,
идеологические отношения – религиозные, мировоззренческие, нравственные. Но для
теории права основным является не столько социологический вопрос об иерархии
общественных отношений, хотя без ответа на него тоже не обойтись, сколько
вопросы о том, каким образом эти отношения превращаются в правовые, каковы
механизм и формы их существования и действенности в этом качестве. Вопрос о
том, какую же роль во всех этих процессах играет право: оформительскую, творческую,
преобразующую, консервирующую?
В общем плане ответ сводится к
следующему. Регулируя общественные отношения – упорядочивая их, стабилизируя,
развивая, изменяя, прекращая, – право придает им новое свойство: превращает их
в правовые отношения. Общественная природа человеческого общежития сохраняется,
но она уже обволакивается в правовую оболочку прав, обязанностей, ответственности
и становится правовой природой жизнедеятельности общества. Например, такие
социальные отношения, как родственные – между родителями и детьми, между иными
родственниками, – не исчезают, подвергаясь воздействию права, т.е. не исчезает
любовь друг к другу, привычка заботиться друг о друге, не исчезают привязанности,
нежность, поддержка и иные прекрасные человеческие качества, но в этот
идиллический мир родственных отношений вторгается юридический мир сухих прав и
обязанностей, появляются строгие взаимные алиментные обязанности, брачные
контракты и т.п. Появляется кодекс – Семейный кодекс, регулирующий сложные
отношения воспроизводства человеческого рода.
Эти отношения обволакиваются и брачно-семейные
юридические отношения, а их участники – муж, жена, дети, родители –
превращаются в субъектов правовых отношений. У них как у субъектов появляются
правомочия и обязанности по взаимной поддержке, управлению семейным имуществом
и т.п. Они уже не только социальные участники отношений, но и носители прав,
обязанностей, ответственности, они – субъекты правовых отношений. Цивилизация,
породив право как регулятивную систему на рубеже III - II
тыс. до н.э., шагнула в новое, правовое пространство, напяливая на себя по ходу
своего продвижения то удобное, то нелепое платье правовых отношений. Социальная
плата за правовое стеснение своих желаний и поступков оказалась немалой, но
человечество получило за эти издержки и новые возможности для своего выживания,
стабилизации, для установления великого правопорядка. Оно овладело социальными
ценностями последних трех тысячелетий и поставило их себе на службу, созданы не
только социальные, но и правовые отношения. Итак, правовые отношения – это
общественные отношения, урегулированные правом.
Участники правоотношений. Лица, которые могут быть
участниками правоотношений называются субъектами права, то есть они обладают
конкретными правами и обязанностями. В каждом правоотношении как минимум два
субъекта. Участник, имеющий право – управомачивающий, а участник на
котором лежит обязанность – обязанный субъект. Видами субъектов права
могут выступать как физические (граждане, иностранцы, лица без гражданства),
юридические лица (предприятия, организации, учреждения), так и государство. Оно,
как субъект права, имеет ряд особенностей: обладает властными полномочиями и
суверенитетом, то есть не зависит от других субъектов права, устанавливает
статус остальных участников, может выступать как субъект федеральных
правоотношений и международных отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|