Характер теорий
происхождения государства.
Исторические условия
возникновения государства и права, понимание сущности государства разными
исследователями истолковываются по - своему. Множественность точек зрения
составляет трудность в изучении «Теории государства и права». Точек зрения
может быть множество, а истина одна.
Одной из ранних теорий на
происхождение государства и права является теологическая теория, которую
нельзя считать научной, так как она опирается не на научные доказательства а на
веру. Зачатки этих воззрений восходят еще к Древнему Востоку и Древнему Западу.
Основоположниками теологической теории были греческие мыслители Сократ,
Аристокл, Платон, Аристотель. Сущность этой теории сводится к идее создания
государства и права Богом. В основе законов лежит божественный порядок, не
зависящий от воли людей, - утверждали эти мыслители. Законы не только
божественны по своему происхождению, но и составляют естественное право людей.
Аристотель, например, считает рабство естественным состоянием: «Рабы - это
говорящие орудия труда».
В средневековой Европе
появилась теория «двух мечей», которые Господь вложил в руки церкви. Один мечь
она вручила правителям, другой оставила себе. Государь, по мнению богословов
должен повелевать людьми и подчиняться церкви. Фома Аквинский, развивая
теологическое происхождения государства и права, создал учение, получившее
название томизм. Суть его сводится к тому, что процесс возникновения
государства аналогичен сотворению мира, что и должна обосновывать религия,
монарх – это помазанник Божий. Современный Ватикан утверждает, что Бог, создав
государство и право, не указал конкретных лиц и конкретные формы, методы
правления. Таким образом, теологическая теория существует и в настоящее время.
Патриархальная теория тоже зародилась в античности. Одним
из создателей её является Аристотель, который утверждал, что патриархальная
семья лежала в основе общества, из нее произросли все другие общественные
институты, в том числе, и государство. В Англии VII века эта теория вылилась в теорию Фильмера
божественного права королей, как изначальных патриархов. Эту же теорию
поддерживал русский мыслитель Михайловский. Современная наука опровергает эту
теорию, считая, что патриархальная семья возникает в период разложения
первобытных отношений, в то же самое время, что и государство.
В период Просвещения складываются
договорная и естественно - правовая теории, которые считаются наиболее
емкими нематериалистическими воззрениями. Договорная теория основана на
естественных правах человека и включает следующие положения:
1). Возникновению
государства предшествует естественное состояние людей
2). Государство возникло
на основе общественного договора как продукт разума и воли людей, добровольно
отдавших государству часть своих врожденных прав и свобод. Государство же
должно обеспечивать защиту безопасности и собственности людей.
3). С созданием
государства возникают две системы права: позитивное и естественное. Позитивное
право исходит от государства, а естественное - присуще человеку от рождения,
дано самой природой: право на жизнь, свободу, равенство, собственность.
Естественное право первично по отношению к позитивному, определяет идеал
законов и норм, устанавливаемых государством. В период антифеодальных революций
образуется школа естественного права, создателями которой стали Спиноза, Гоббс,
Локк, Руссо, Дидро, Монтескье, а в России - Радищев, Пестель и др. Руссо
считал, что каждый человек передает обществу добровольно свою личность и силы.
Практическое применение
основы естественного права нашли в Декларации независимости США, автором
которой был Томас Джефферсон. Декларация независимости провозглашала право
народа на суверенитет внешний и внутренний, право на справедливую власть,
равенство, свободу, справедливость (собственность).
Свое продолжение эти идеи
нашли в Декларации прав человека и гражданина, принятой французской революцией.
Свобода, равенство, собственность, сопротивление угнетению – вот основные
ценности, которые человек имеет от рождения. Эти ценности общепризнанны и
сегодня и закреплены во Всеобщей Декларации прав человека (1948 года).
Официальное выражение естественные права нашли и в Конституции РФ 1993 года
(ст. 2). В большинстве развитых стан цели демократических преобразований
достигнуты, но всякий раз, когда обостряются социальные отношения наблюдается
рост естественно - правовых теорий. Важно отметить, что само естественное
право, как нравственные идеи, принципы, идеалы не является правом в юридическом
смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические
устремления, то есть предпосылку права. Претворение их должно быть выражено в
государственно - нормативном или международном нормативном акте. Влияние
естественно - правовых теорий с принятием Европейской конвенции о правах
человека 1950 года и других правовых документов пошло на убыль.
В VIII веке договорную школу стала теснить историческая
школа права, возникшая в Германии. Эта школа стоит на позиции историзма
права. Савиньи, Пухт, Гуго утверждали, что право появляется самопроизвольно.
Оно не создается законодателем, а возникает и развивается вместе с народом,
аналогично языку, обычаям. Государство является органическим проявлением
народа. Причин возникновения государства и права эта теория не объясняет.
Психологическая теория возникла в начале ХХ века. Её
представителями являются Петражицкий, Фрейд, Дюркгейм. Право здесь подразделяется
на интуитивное (представления и взгляды, присущие человеку) и позитивные
(Официальные правовые нормы). Фрейд считал, что потребность человека повелевать
ведет к возникновению государства.
Более научными являются
материалистические теории. Одной из них является органическая теория, в
которой биологические закономерности переносятся и на общество. Так Спенсер
рассматривает государство как господство целого организма над его частями. Но
современная наука утверждает, что биологические и социальные закономерности не
совпадают. Теория насилия имеет зачатки еще в античности и развита в XIX веке Гумпиловичем. Суть ее в том,
что стремление одного народа поработить другой, завоевания, а также порабощение
одного класса другим ведет к образованию государства. Елинек утверждает, что
теория насилия имеет целью не объяснение причин возникновения права и
государства, а объяснение его существования в настоящем. Марксистско-ленинская
теория объясняет происхождение государства и права совершенствованием орудий
труда, зарождением собственности и классов. Развитие государства и права
происходит благодаря классовой борьбе. Но и эта теория ограничена, так как
утверждает, что государство как институт отомрет. Историческая
немарксистская теория считает, что роль классов в возникновении государства
преувеличена.
Существует ирригационная
теория (Витфогель), которая утверждает, что государство в странах Востока
возникло с необходимостью сооружения ирригационных систем, образовался
бюрократический класс, поработивший общество. Таким образом, имеется множество
теорий, объясняющих происхождение государства и права, многие из которых
страдают антинаучностью или ограниченностью.
3. Сущность и типы
государств
Государственная власть
как особая разновидность социальной власти. Социум – понятие более широкое, чем
понятие «государство». В социальную власть включают всю политическую систему,
куда входят: государство, политические партии, политические движения,
общественные объединения и организации, общественные фонды. В этой системе
государство является главным, но не единственным элементом. Поэтому нельзя
отождествлять государство с политической системой. Такое положение обусловлено
тем, что государство – охватывает все население своей территории, имеет
монополию на правотворчество, имеет особый аппарат управления и принуждения,
является единственным носителем суверенитета и основным источником политической
власти. Если государство подменяет собой всю политическую систему, то
превращается в тоталитарное, которое попирает интересы большинства, приводит к
беззаконии. С другой стороны, государство с помощью правового регулирования
создает возможность для полнокровной деятельности остальных элементов
политической системы (партий, организаций и т.д.).
Власть является
легитимной, если она законна. Закон может позволять наследовать власть,
передавая по родственной линии, может предусматривать выборность властных
структур. Все зависит от сложившихся на данной территории условий развития,
традиций и т.п. Но если данный порядок нарушен, глава государства приходит к
власти путем переворота, свержения существующего режима, либо правящая верхушка
устанавливает свое господство путем заговора и пр., то такая власть не будет
легитимной, так как установлена не на основе закона. Такое положение
многократно бывало в политической истории многих народов, в т.ч. и в России. 17
век вошел в историю государства, как век государственных переворотов. Сущность
государства от этого не менялась – оно оставалось дворянским, изменялась только
правящая элита. Нелигитимная власть со временем может стать законной, если она
будет выражать интересы большинства граждан или подданных. Так в современных
условиях во многих странах Африки и Латинской Америки происходили военные
перевороту, свергавшие законные режимы. Устанавливая хунту, они вели
прогрессивные преобразования и или добровольно передавали в последствии власть
новым органам или становились общепризнанными. Лигитимная власть всегда
открыта, значит легальна. Нелегальная власть может скрываться под законным
правлением и проводить свою политику с помощью инструментов лоббирования,
давления, политического шантажа, коррупции .
Плюрализм в понимании
государства. В
широком смысле слова под государством понимают общество как таковое или особую
форму организации политической власти. На разных этапах человеческой истории
подходы к пониманию государства были различными. Так, Аристотель понимал
государство как самодавлеющее общение граждан ни в ком не нуждающееся и ни от
кого не зависящее. Средневековый мыслитель Николо Макиавелли в государстве
видел «всеобщее благо» - продукт выполнения реальных государственных интересов,
а Томас Гоббс отождествлял государство с владыкой, сувереном, как волю всех и
результат общественного договора. «Совокупность всех под началом установленного
ими же закона», - таково государство в видении Д. Локка. Русские юристы
отождествляли государство с общественным союзом с предоставлением ему
исключительного права принуждения. Маркс и его последовали считали, что
государство является машиной для поддержания господства эксплуататоров над
эксплуатируемыми. Сегодня в понимании государства на первый план выдвигаются
общечеловеческие ценности и юристы снова пытаются видеть в государстве
организацию «всех и для всех».
Государство как особый
социальный институт отличается следующими признаками: Во - первых, любое
государство – это политическая организация всего общества, население которого
составляют граждане или подданные, во - вторых, ни какое государство не может
обойтись без публичной власти (органов управления, отряда чиновников), армии,
прокуратуры, полиции, суда и т.д.. В - третьих, любое государство имеет
определенную территорию, которая разбивается на административные единицы по
географическому или национальному принципу. В - четвертых, каждое государство
имеет суверенитет внешний и внутренний, что понимается, как право государства
устанавливать на своей территории законы и независимость во внешней политике,
невмешательство во внутренние дела других государств. Для осуществления своей
деятельности, решения социальных программ, содержания публичной власти государство
нуждается в финансовых средствах, поэтому каждое государство облагает
юридических и физических лиц обязательными платежами – налогами. Кроме
перечисленных пяти признаков государства имеют свою символику, отличающую их от
других государств мира: герб, флаг, гимн. Таким образом, государство не просто
политическая организация общества, это еще и организация публичной власти,
призванной решать как классовые, так и общечеловеческие интересы на определенной
территории.
Понятие типа
государства
осуществляется на основании того, какой экономический базис это государство
защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. Формационный
подход в определении типологии государств основан на марксистско-ленинском
учении о государстве и общественно - экономических формациях. По этой теории
тип производственных отношений (базис) является решающим и именно он определяет
надстройку общества, в том числе, государство и право. Тип государства по
формационному подходу - это совокупность основных черт, свойственных
государствам той или иной формации. Эта теория выделяет рабовладельческие
государства, возникшие на основе расслоения первобытного общества и
формирования классов. Этот тип государств делится на две стадии развития:
древневосточного земледелия, где наряду с частной собственностью на рабов
сохранялась общинная собственность на землю, сохранялась община с коллективным
трудом, и греческое рабовладение с более высокими технологиями, господством
частной собственности и совершенным бесправием рабов. В этом типе государства
ярко проявляется господства одного класса над другим: рабовладельцев над
рабами. Источником рабства был захват военнопленных, долговое рабство,
обращение в раба за тяжкие преступления. Основными функциями такого государства
было: создание условий для эксплуатации и охраны частной собственности,
подавление сопротивления угнетаемых классов (внутренние) и завоевание, оборона,
установление торговых отношений, установление порядка на захваченных
территориях (внешние). Для осуществления этих функций создавались армия,
полиция, суд, администрация и управленческий аппарат. Все структуры формировались
по классовому принципу, где господствующую роль занимали вельможи, крупные
рабовладельцы и землевладельцы. В рабовладельческих государствах наблюдается
обожествление правителей. Вторым типом государства, по этой теории, стало
феодальное, которое вырастало на основе первобытного или разложения
рабовладельческого. Оба пути шли по одной схеме: формирование крупной землевладельческой
знати, частной собственности на землю, закабалении общинников, или крестьян и
превращение крестьян и рабов в колонов или «рабов с хижинами». Основу
зависимости стала составлять ипотека в виде барщины и оброка. Если внешние
функции такого государства почти не изменились, то во внутренних появляется
необходимость удерживать крепостных в полной зависимости и создавать систему
идеологического и духовного воздействии Яна эксплуатируемых. Исключительная
роль в феодальных государствах придавалась церкви. На смену феодальной формации
приходит капиталистическая, а вместе с ней меняется и тип государства. Основой
буржуазного типа является господство частной собственности на средства
производства. Признаками такого государства является конкуренция, содействие
техническому прогрессу, создание транснациональных корпораций, кризисы
перепроизводства, низкое вмешательство государства в экономику. Социальную
структуру современного буржуазного государства составляют три слоя: высший,
средний и низший, которые выделяют по уровню доходов. Вмешательство
государства, как правило, ограничивается законодательством, налоговой
политикой, решение социальных, экологических вопросов. Речь идет о перерастании
буржуазного государства в «социальное», в котором стираются грани между слоями
населения, но нигде в мире такого государства пока не существует. Формационная
теория утверждает, что буржуазное государство сменяется в социалистическим, что
было проверено на практике в СССР и странах народной демократии. Но этот опыт
признан неудовлетворительным. Базис социалистического государства составляет
общественная (государственная) собственность, которая уничтожает основу для
эксплуатации, а следовательно, существуют только трудящиеся классы.
Экономической основой их существования является свободный от эксплуатации труд.
Политическую основу составляет государство диктатуры пролетариата (исторически
оно существовало в трех формах – в виде Парижской Коммуны, Советов и народной
демократии), отражающей волю трудящихся классов. Марксисты полагали, что социалистическое
общество со временем перерастет в коммунистическое, где надобность в
государстве исчезнет, то есть они утверждают, что наступит отмирание
государства. Основная идея такова: причиной возникновения государства стали
частная собственность и классы, с исчезновением частной собственности, исчезнут
классы, а значит и государство. Управление будет осуществляться через
самоуправляющиеся ассоциации. Хотя формационная теория научно доказательна, она
имеет недостатки, развитие общества проявило слабые места данной идеи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|