на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпаргалка: Предмет и методы теории государства и права

Принцип разделения власти: истоки, роль, назначение. Это один из основополагающих принципов конституционализма, который подразумевает, что единая власть государства делится на самостоятельные и независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную власти. Впервые принцип разделения властей был воплощен в конституции США в 1787 году, где было указано, что единая государственная власть, не только разделена на три независимые власти, но и данные власти должны контролировать друг друга благодаря разработанной системе «сдержки и противовесов». Конституция РФ 1993 года также закрепляет принцип разделения властей.

Понятие бюрократии, демократический и бюрократический централизм. Звено чиновников в администрации государства должно обладать специфическими особенностями работы. Наблюдается разрастание органов власти, усложнение функций чиновников, поэтому требуется владение ими техникой административной работы, обладание информацией, документацией и т.д. В связи с этим, периодически возникает необходимость в расширении кадров управления и контроля для выполнения специфической функции бюрократии

7. Государство в политической системе общества

Понятие и структура политической системы общества.

Политическая система общества – это упорядочение на основе права и иных социальных норм совокупность институтов. в рамках которой осуществляется политическая власть и политическая система общества. Элементами политической системы является государство, политические партии, политические организации, общественные организации, общественные фонды, политическое сознание, социально - политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества, а также политические отношения, складывающиеся между элементами политической системы. К элементам политической системы относятся политическая практика, состоящая из политической деятельности и политического опыта.

Основными субъектами политической системы являются государство, политические партии, движения, общественные организации и общественные объединения и т.д. Государство – главный институт власти, определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяется на все слои общества, опирающаяся на средства и меры принуждения и выступающая в качестве основного представителя общества. Политические партии – это общественные объединения, целью которых является участие в политической жизни общества, в организации и осуществлении государственной власти путем участия в выборах и в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные организации – это основанные на фиксированном членстве объединения граждан, создаваемые для реализации и защиты общественных интересов объединившихся лиц. Общественные фонды – это не имеющие фиксированного членства объединения, цель которых является в формировании имущества, в том числе, денежных средств в интересах третьих лиц. Политическое сознание – это отражение и осознание людьми своего политического бытия, политической действительности, интересов и целей политических сил общества, идеологические теории. Безграничное расширение среды, охватываемой политическим сознанием, ведет к отождествлению последнего с общественным сознанием вообще, в результате чего теряется смысл его выделения. Это равносильно отождествлению политической культуры с духовной культурой вообще. Для политического сознания характерно преобладание познавательных элементов, хотя она не сводится только к ним, в то время, как политическая культура присутствует в политическом сознании как бы незримо в виде фактора, влияющего на политическую систему, на формирование социально - политических ценностей, лежащих в основе идеологического и политического выбора, и конкретных политических мнений. В этом смысле политическое сознание вроде бы шире понятия политической культуры, но одновременно в ином контексте «политическая культура» шире, чем «политическое сознание», поскольку наличествует даже в тех случаях, когда политическое сознание выражено в слабой степени или вообще отсутствует. Политическое сознание являет собой лишь один из типов реализации политической культуры наряду с неосознанным реакциями и поведенческими актами. В целом политическое сознание функционирует и самовоспроизводится всегда в определенной политико-культурной среде. Вместе с тем оно есть и условие, и средство воспроизводства политической культуры. В структуре политического сознания выделяют теоретико - научное осмысление политических реалий и эмпирическое (обыденное) восприятие политики, политической реальности, не имеющее концептуальной формы, а складывающееся на основе мироощущений непосредственного жизненного опыта, некоторых элементарных политических знаний, социально - психологических установок. Эти уровни органично связаны между собой. Функциями политического сознания являются познавательная, коммуникативная, регулятивная, идеологическая, прогностическая, воспитательная. В политическое сознание включаются и такие компоненты, как нормы и правила политической игры, поведенческие стереотипы, политическая символика.

Место и роль государства в политической системе, его взаимодействие с институтами политической системе. Большое теоретическое и практическое значение имеет определение место государства в политической системен общества. Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать как важную составную часть этой системы, как её особое звено. Это обусловлено следующими обстоятельствами: 1) В отличие от других элементов политической системы государство охватывает всё население проживающее на его территории 2) Обладает монополией на правотворчество 3) располагает специальным аппаратом управления и принуждения 4) Обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения 5) является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти. Занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что и происходит с тоталитарным и фашистским режимом. Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества приводит к беззаконию и произволу. Поэтому важно конституционно установить и реально обеспечит пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от его регулирования. Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций которое сводится к следующему: никто не может быть принуждён к вступлению в какую либо партию или организацию; партии и общественные объединения свободно создаются на основе уставных документов и регистрации; эти политические институты не должны ущемлять основные права и свободы граждан; Решение политических партий не обязательны для органов государства; создание организационных структур политических партий недопустимо в государственных органах; действие государственных органов и должностных лиц по ограничению деятельности партии запрещены законом; Партии и общественные организации не могут призывать к свержению конституционного строя и пропагандировать национальную, социальную и религиозную роль.

Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

1) государство - это политическая организация всего общества, а никакой - то его части. Население составляют граждане или подданные, хотя предполагается социальная дифференциация. Сюда не входят иностранцы, беженцы, лица без гражданства. 2) публичная власть, которая стоит над обществом и предполагает его разделение на управляемых и управляющих. Публичной властью называют аппарат власти управления, состоящий из особого слоя людей. Свои должности эти люди занимают путём избрания, наследования, назначения. Аппарат принуждения так же является элементом публичной власти. Он состоит из особых отрядов вооружённых людей (армия, полиция, разведка, ИТУ). Публичная власть всегда и во всех государствах выражала интересы господствующих кругов. 3) территориальное деление населения любое государство может осуществлять только на определённой территории, разбиваемой на административно - территориальные единицы. Их назначение заключение в организации государственной власти и управления на определённой территории. 4) суверенитет, под которым понимается верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Верховенство означает способность государства самостоятельно устанавливать правила поведения, правопорядок, определять права и обязанности граждан, всех институтов общества. 5) учреждение обязательных платежей, взыскиваемых с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ. 6) флаг, герб, гимн.

Государство и церковь. Светские и теократические государства.

Государство и церковь в среде демократии существуют как самостоятельные институты. Государство решает интересы всего общества, а церковь - интересы только верующих граждан. Такое государство называется светским. В таком государстве сферы деятельности церкви и власти разграничены. Светский характер государства не запрещает оказывать материальную поддержку из государственного бюджета церквям и религиозным общинам. В Конституции РФ записано, что Россия является светским государством, то есть в нашей стране, нет законодательных оснований, считать какую либо религию государственной или общеобязательной. В светском государстве церковь отделена от образования, преподавание религиозных знаний должно осуществляться через специальные духовные учебные заведения, воскресные школы, или частным образом. Религиозное воспитание в светском государстве - это функция семьи а не государства. В теократическом государстве государственная и религиозная идеология соединены. Религиозные нормы здесь являются основой для законодательных норм. Как правило, в этих государствах глава церкви и глава государства одно и тоже лицо.

Представительная и непосредственная формы демократии и их роль в политической системе общества.

Непосредственная демократия – это форма народовластия, при которой граждане участвуют в принятии решений опосредственно, выбирая в органы власти своих представителей, призванных решать их интересы. Результатом распространения и принятия идеологии представительной демократии, как единственно разумной, является выработка критериев свободных выборов. Наличие свободно соревнующихся партий, свободы проведения избирательных компаний и дебатирование проблем, всеобщее избирательное право, равенство избирателей и честным подсчетом голосов, свободные выборы, парламентаризм, развитие партийных систем стали организационным костяком современной западной демократии.

8. Сущность, принципы и функции права

Понятие и определение прав. Право - это система обязательных, формально - определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Право есть система общеобязательных правил поведение, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Нормативность права заключается в том, что оно состоит из определённых норм. Это роднит его с моралью религией, обычаями, традициями. Нормы права содержат в себе правила поведения человека в той или иной ситуации. Нормы права отличаются и от социальных норм тем, что, во - первых, обеспечиваются государством, в особой процедуре установления правовых предписаний принята формальная определённость. Правом являются только те нормы, которые устанавливаются государством в официальных актах. Социальные же нормы могут содержаться в письменных документах. Право имеет волевой характер, так как выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимодействии. Социальные нормы отражают волевые интересы только определённых граждан или групп данного государства. Во - вторых, правовые нормы имеют обязательный характер, то есть, к нарушителем этих норм могут применяться меры юридической ответственности. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отражают интересы общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается. В - третьих, правовые нормы обладают системностью, что означает, что несколько юридических норм, объедённых в одно целое, составляют систему именуемою правом, которая регулирует определённую часть общественных отношений. Применение одной взятой юридической нормы при отсутствии других практически не возможно. Это ведёт к бесправию, произволу.

Классовая, обще - социальная, религиозная, расовая, национальная в сущности права. Право выражает волю государства в интересах большинства людей (общая воля) или определённой группы людей (классовая воля). Не зависимо от того, кто является источником этой воли: общество в целом или какая - то социальная группа, воля выраженная в праве, официально обеспечивается государственной властью. В этом смысле воля приобретает государственное выражения, является результатом согласования группы лиц стоящих у власти с интересами всего общества и прогрессивными идеями права. Сущность права в зависимости от того какие отношения урегулированы или интересы какой группы выражены можно рассматривать с классовых позиций. Здесь право выражает волю господствующего класса и обще - социального подхода как компромисс между различными социальными слоями.

Основные концепции правопонимания: естественно - правовая, историческая, марксистская, нормативистская, психологическая, социологическая. Естественно - правовая концепция утверждает, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право также включает в себя естественное право. Под естественным правом понимают совокупность прав, которыми все люди обладают от природы и в силу своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д. государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. В ней отмечено, что законы могут быть неправильными, но они должны приводиться в соответствие с правом, то есть такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство. Понимание права как абстрактных нравственных ценностей «уменьшает» его формальные и юридические свойства, в результате этого теряются четкие критерии законного и противозаконного, ведь определить справедливость очень не просто, так как у каждого понятие справедливости своё. Историческая концепция рассматривает право как историческое явления которое возникает и развивается постепенно, стихийно. Право здесь выступает в исторически сложившихся правилах поведения, влекущих за собой юридические последствия. Историческая школа права отрицает категорию прав человека, так как во времена феодализма в праве не могли найти, отражение никакие признаки естественны прав. В то время наиболее основательно обращалось внимание на культурно - исторические и национальные особенности права их учёта в правотворческом процессе. Тот факт, что законодатель не может, творить нормы права по своему усмотрению они были подчинены преимущественно правам обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения. Во время своего возникновения данная теория была идеологией феодализма, которая игнорировала естественные права человека и переоценивала роль прав обычаев в ущерб законодательству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.