Форма национально - государственного
и административно - территориального устройства: понятие и виды. Унитарное
государство и федерация. Федеративное устройство Росси: прошлое и
современность. Конфедерация.
Под формой
государственного устройства понимают внутреннее строение государства, способ
его территориально - политического деления обуславливающий определённые
взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Есть
две разновидности государственного устройства: 1 унитарное государство на
территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и
управления, конституция, законодательство и судебная система. Население имеет
одно гражданство. Унитарные государства бывают централизованными где во главе
местных органов власти стоят назначенные центром чиновники и
децентрализованные, в которых существует определённая самостоятельность местных
выборных органов в решении региональных вопросов. Унитарное государство может
быть национальным, например, Франция, Эстония, Япония и многонациональным - Китай,
Афганистан. Федеративное государство состоит из ряда государств, на территории
которых действуют федеральные и республиканские органы власти. Признаками
федерации является наличие двух систем законодательной, исполнительной и
судебной власти - федеральной и субъектов федерации, так же разделение
полномочий федерации и субъектов, определения степени политической
самостоятельности, двухканальная система налогов, двойное гражданство. Выделяют
два вида федерации: административные, где в основу деления территории положены
плотность населения, рельеф местности(США Мексика) и национальные где субъекты
выделяются по национальному составу населения (РФ). Конфедерация это союз
суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических
или военных задач. Она не имеет единых органов управления и власти, единого
бюджета, гражданства. Для управления конфедерацией создают объединенные органы,
действующие в строго определённых рамках. Конфедерация основана на добровольном
согласии всех членов, а выход возможен на основе одностороннего волеизъявления.
Разновидности конфедерации: межгосударственные союзы, образованные из
независимых государств но не в состоянии существовать самостоятельно в силу
экономической зависимости(СНГ). Так же сообщества - это переходная форма
государственных союзов для подъёма экономического потенциала отмены таможенных
визовых, экономических барьеров. Конфедерация не редко является промежуточным
звеном на пути создания федерации (Швейцарский союз).
Политический (государственный)
режим: понятия и виды. Демократический и антидемократический ежимы.
Политический режим - это
элемент формы государства характеризующий совокупность методов, способов и
средств, осуществления государственной власти. Он является наиболее значительной
составной частью формы государства. Всякие изменение происходящие в социально -
политической и экономической сфере государства данного типа, прежде всего,
отражаются на его режиме, и влияет на форму правления и форму государственного
устройства. В зависимости от того, какие методы осуществления политической
власти насаждаются и практикуются в государстве, различают несколько видов
политических режимов. Большинство авторов предлагает двучленную классификацию:
все режимы делятся на демократический и антидемократический, а
антидемократический делиться на фашистский, тоталитарный и авторитарный.
Признаки демократического - выборность и сменяемость центральных и местных
органов государственной власти, их подотчётность перед избирателями, гласность,
разделение ветвей власти, отсутствие единой обязательной для всех официальной
государственной идеологии, наличие свободно формируемых политических партий,
существование оппозиции, наличие у граждан реальных политических и социальных
прав и свобод, господство закона.
Признаками
антидемократического государства являются отсутствие выборов либо формирование
органов власти путём псевдовыборов, усиление роли исполнительно - распорядительных
органов, отсутствие разделения властей, отсутствие политического плюрализма,
запрещение оппозиционных партий, насаждение государственной идеологии,
отсутствие демократических прав и свобод, господство беззакония и террора. Фашистский
режим - это наиболее опасная форма антидемократического режима. Его идеология -
нацизм и антисемитизм, теория порабощения низших рас. Особенности
антидемократического режима: сочетание репрессивных методов правления с широкой
демагогией о правах человека, власть вождя, опора власти на армию, полицию, и
другие репрессивные органы.
Тоталитарный режим правления
схож с фашистским. Ему свойственны социальная демагогия и массовые репрессии.
Насаждается вождизм, культ личности, господствует одна идеология одна партия.
Государственный аппарат сращивается с партийным. Тоталитарная страна
превращается в казарму с унифицированной формой поведения.
Авторитарный режим мягче
предыдущих. Он является как бы промежуточным между демократическим и
антидемократическим. Он представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к
систематическому насилию для сохранения своего господства. Государственная
власть не имеет тоталитарного характера и полного контроля над экономикой,
политикой, культурой. Нет обязательной идеологии. Отсутствует массовый террор.
Он появляется тогда, когда власти намерены приступить к реформам общественного
строя, т.е. «революции сверху»
По другим классификациям
политические режимы делятся на деспотические, которые предполагают неограниченную
власть правителя и его обожание; Тиранические, основанные на власти тирана и
безраздельном господстве произвола; тоталитарные; фашистские; авторитарные;
либерально - демократические, которые предполагают осуществления власти
наиболее гуманными методами; собственно - демократические, провозглашающие и
гарантирующие народовластие.
6. Механизм
государства, понятия механизма государства
Это система специальных
органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное
управление обществом и защита его основных интересов.
Понятие и признаки
государственных органов.
Понятие – это структурный
элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных
областях государственной деятельности. Признаки – наделение государственных
органов полномочиями государственно - властного характера; формирование
государственных органов по воле государства; осуществление им своих функций от
имени государства; наличие территориального масштаба деятельности. Их
классификация: они классифицируются по нескольким основаниям: по способу
формирования представительные и назначаемые; по пространственной границе деятельности
– на высшие и местные; по признаку разделения властей – на законодательные,
исполните6льные и судебные; по характеру компетенции – органы общей компетенции
(правительство) и органы специальной компетенции; по правовой форме
деятельности – на правотворческие, правоприменительные, правоохранительные; по
срокам полномочий – на постоянные и временные.
Система
государственных органов и проблема разделения властей (на законодательные судебные
и исполнительные)
Законодательные органы
власти принимают законы, обязательные для исполнения исполнительной и составляют
основу деятельности судебной властей. При демократии в государстве высшим
законодателем является парламент, который в разных ситуациях называется по - разному.
В федерациях он состоит из двух палат: верхней и нижней. Нижняя палата
избирается населением, а верхняя – из представителей субъектов федерации. При
парламенте образуются постоянные и временные комиссии. Парламент рассматривает
и утверждает бюджет, контролирует правительство, ратифицирует и расторгает
международные договоры, может осуществлять импичмент. Центральными органами
исполнительной власти является глава государства, правительство, министерства,
ведомства, комитеты. Суд является независимым органом власти, осуществляющим
правосудие по гражданским, административным и уголовным делам, опираясь только
на закон и подчиняясь только закону. Правоохранительные и «силовые» органы
государства представлены милицией, прокуратурой, службой безопасности, армией,
разведкой. Милиция – это система государственных административно - исполнительных
органов власти РФ, осуществляющих охрану общественного порядка, государственной
и частной собственности, защиту прав и законных интересов граждан, пресекая
преступные посягательства. Она наделена правом применения мер принуждения. Прокуратура
– это система государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением и
исполнением законов. Прокуратура является централизованной организацией,
управляемой государственным прокурором, который, согласно Конституции РФ,
назначается и освобождается от должности по представлению Президента РФ Советом
Федерации. Все остальные прокуроры назначаются генеральным прокурором, который
при назначении прокуроров субъектов Федерации РФ предварительно согласовывает
свое решение с данными субъектами РФ. Органы прокуратуры рассматривают жалобы и
заявления граждан и организаций, принимают меры необходимые для восстановления
порушенных прав и законных интересов заявителей. Она может возбуждать уголовные
дела, прекращать или приостанавливать производство по ним. В ходе судебного
разбирательства прокурор выполняет обязанности государственного обвинителя.
Существуют правоохранительные органы, основной задачей которых является охрана
правопорядка и законности, профилактика и пресечение правонарушений, борьба с
преступностью. К ним относятся суды, прокуратура, арбитраж, ОВД, юстиция,
органы государственной безопасности. К правоохранительной системе примыкают
различные инспекции и комиссии, в функции которых также входит борьба с
правонарушениями. Закон относит некоторые виды правоохранительной деятельности
к компетенции определенных правоохранительных органов, например, осуществление
правосудия находится в компетенции судов, оперативно - розыскной деятельностью
занимается ОВД. Главная задача правоохранительных органов обеспечение принципа
неотвратимости ответственности за правонарушения и преступления. Армия.
Основной задачей армии является оборона страны от возможной внешней агрессии. В
структурном отношении вооруженные силы состоят из армии и МВД. Армии делятся на
сухопутные, ракетные войска стратегического назначения ПВО и ВВС. Виды
вооруженных сил состоят из родов войск, которые в организационном отношении
разделяются на подразделения, части, соединения и объединения. В сухопутных
войсках есть мотострелковые, танковые, артиллерийские и другие рода. В ВВС
различают авиации истребительную, бомбардировочную, разведывательную, военно-транспортную.
ВМФ состоит из надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, морской
пехоты. Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах
добровольности, всеобщей воинской обязанности или по смешанному принципу.
Органы государства и
органы местного самоуправления. Местные органы имеют представительный характер и действуют в
пределах соответствующих административно - территориальных единиц. Местные
представительные органы избираются непосредственно населением административно -
территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом,
местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства,
транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования,
здравоохранения, поддержания, правопорядка, гражданской обороны,
противопожарной безопасности и др. .Есть две формы организации государственной
власти на местах. Наиболее демократической является такая организация власти,
при которой все местные дела находятся в руках выборных органов. В раде стран
органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих
действиях. Центральной властью, хотя они ведают местным хозяйством, финансами,
здравоохранением и др. вопросами, тем не менее, поддержание правопорядка
возлагается на лицо, назначаемое центром. Исполнительная власть на местах
осуществляется либо органами местного самоуправления либо назначаемыми центральной
властью должностными лицами, либо совместно теми и другими органами при строгом
разделении их компетенции.
Принципы организации
деятельности государственного аппарата. 1) Представительство интересов граждан во всех звеньях
государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной
системой, реальными гарантиями социально - экономических, политических и личных
прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных
органов, направленной на удовлетворение разносторонних интересов личности; 2)
принцип разделения властей, который формирует механизмы, исключающие произвол
со стороны государственных органов и должностных лиц; 3) принцип гласности и
открытости в деятельности государственного аппарата; 4) высокий профессионализм
и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном
уровне решать основные вопросы государственной политики в интересах населения
страны. Он означает использование квалифицированных работников, для которых
управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к
государственной службе людей, не обладающих навыками управления, приводит к
негативным последствиям; 5) Принцип законности правовых начал деятельности всех
составных частей деятельности механизма государства в их взаимоотношениях с
населением страны и между собой с различными общественными деятелями и
организациями; 6) Принцип демократизма в формировании деятельности
государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы
подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения,
особенности национальной культуры, традиций, обычаев; 7) В федеративных
государствах важным принципом организации деятельности государственного
аппарата является принцип субординации и четкое взаимодействие между
общефедеральными органами и государственной властью членов федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|