на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпаргалка: Предмет и методы теории государства и права

Форма национально - государственного и административно - территориального устройства: понятие и виды. Унитарное государство и федерация. Федеративное устройство Росси: прошлое и современность. Конфедерация.

Под формой государственного устройства понимают внутреннее строение государства, способ его территориально - политического деления обуславливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Есть две разновидности государственного устройства: 1 унитарное государство на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, конституция, законодательство и судебная система. Население имеет одно гражданство. Унитарные государства бывают централизованными где во главе местных органов власти стоят назначенные центром чиновники и децентрализованные, в которых существует определённая самостоятельность местных выборных органов в решении региональных вопросов. Унитарное государство может быть национальным, например, Франция, Эстония, Япония и многонациональным - Китай, Афганистан. Федеративное государство состоит из ряда государств, на территории которых действуют федеральные и республиканские органы власти. Признаками федерации является наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти - федеральной и субъектов федерации, так же разделение полномочий федерации и субъектов, определения степени политической самостоятельности, двухканальная система налогов, двойное гражданство. Выделяют два вида федерации: административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности(США Мексика) и национальные где субъекты выделяются по национальному составу населения (РФ). Конфедерация это союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Она не имеет единых органов управления и власти, единого бюджета, гражданства. Для управления конфедерацией создают объединенные органы, действующие в строго определённых рамках. Конфедерация основана на добровольном согласии всех членов, а выход возможен на основе одностороннего волеизъявления. Разновидности конфедерации: межгосударственные союзы, образованные из независимых государств но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости(СНГ). Так же сообщества - это переходная форма государственных союзов для подъёма экономического потенциала отмены таможенных визовых, экономических барьеров. Конфедерация не редко является промежуточным звеном на пути создания федерации (Швейцарский союз).

Политический (государственный) режим: понятия и виды. Демократический и антидемократический ежимы.

Политический режим - это элемент формы государства характеризующий совокупность методов, способов и средств, осуществления государственной власти. Он является наиболее значительной составной частью формы государства. Всякие изменение происходящие в социально - политической и экономической сфере государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, и влияет на форму правления и форму государственного устройства. В зависимости от того, какие методы осуществления политической власти насаждаются и практикуются в государстве, различают несколько видов политических режимов. Большинство авторов предлагает двучленную классификацию: все режимы делятся на демократический и антидемократический, а антидемократический делиться на фашистский, тоталитарный и авторитарный. Признаки демократического - выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность перед избирателями, гласность, разделение ветвей власти, отсутствие единой обязательной для всех официальной государственной идеологии, наличие свободно формируемых политических партий, существование оппозиции, наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод, господство закона.

Признаками антидемократического государства являются отсутствие выборов либо формирование органов власти путём псевдовыборов, усиление роли исполнительно - распорядительных органов, отсутствие разделения властей, отсутствие политического плюрализма, запрещение оппозиционных партий, насаждение государственной идеологии, отсутствие демократических прав и свобод, господство беззакония и террора. Фашистский режим - это наиболее опасная форма антидемократического режима. Его идеология - нацизм и антисемитизм, теория порабощения низших рас. Особенности антидемократического режима: сочетание репрессивных методов правления с широкой демагогией о правах человека, власть вождя, опора власти на армию, полицию, и другие репрессивные органы.

Тоталитарный режим правления схож с фашистским. Ему свойственны социальная демагогия и массовые репрессии. Насаждается вождизм, культ личности, господствует одна идеология одна партия. Государственный аппарат сращивается с партийным. Тоталитарная страна превращается в казарму с унифицированной формой поведения.

Авторитарный режим мягче предыдущих. Он является как бы промежуточным между демократическим и антидемократическим. Он представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию для сохранения своего господства. Государственная власть не имеет тоталитарного характера и полного контроля над экономикой, политикой, культурой. Нет обязательной идеологии. Отсутствует массовый террор. Он появляется тогда, когда власти намерены приступить к реформам общественного строя, т.е. «революции сверху»

По другим классификациям политические режимы делятся на деспотические, которые предполагают неограниченную власть правителя и его обожание; Тиранические, основанные на власти тирана и безраздельном господстве произвола; тоталитарные; фашистские; авторитарные; либерально - демократические, которые предполагают осуществления власти наиболее гуманными методами; собственно - демократические, провозглашающие и гарантирующие народовластие.

6. Механизм государства, понятия механизма государства

Это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

Понятие и признаки государственных органов.

Понятие – это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности. Признаки – наделение государственных органов полномочиями государственно - властного характера; формирование государственных органов по воле государства; осуществление им своих функций от имени государства; наличие территориального масштаба деятельности. Их классификация: они классифицируются по нескольким основаниям: по способу формирования представительные и назначаемые; по пространственной границе деятельности – на высшие и местные; по признаку разделения властей – на законодательные, исполните6льные и судебные; по характеру компетенции – органы общей компетенции (правительство) и органы специальной компетенции; по правовой форме деятельности – на правотворческие, правоприменительные, правоохранительные; по срокам полномочий – на постоянные и временные.

Система государственных органов и проблема разделения властей (на законодательные судебные и исполнительные)

Законодательные органы власти принимают законы, обязательные для исполнения исполнительной и составляют основу деятельности судебной властей. При демократии в государстве высшим законодателем является парламент, который в разных ситуациях называется по - разному. В федерациях он состоит из двух палат: верхней и нижней. Нижняя палата избирается населением, а верхняя – из представителей субъектов федерации. При парламенте образуются постоянные и временные комиссии. Парламент рассматривает и утверждает бюджет, контролирует правительство, ратифицирует и расторгает международные договоры, может осуществлять импичмент. Центральными органами исполнительной власти является глава государства, правительство, министерства, ведомства, комитеты. Суд является независимым органом власти, осуществляющим правосудие по гражданским, административным и уголовным делам, опираясь только на закон и подчиняясь только закону. Правоохранительные и «силовые» органы государства представлены милицией, прокуратурой, службой безопасности, армией, разведкой. Милиция – это система государственных административно - исполнительных органов власти РФ, осуществляющих охрану общественного порядка, государственной и частной собственности, защиту прав и законных интересов граждан, пресекая преступные посягательства. Она наделена правом применения мер принуждения. Прокуратура – это система государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением и исполнением законов. Прокуратура является централизованной организацией, управляемой государственным прокурором, который, согласно Конституции РФ, назначается и освобождается от должности по представлению Президента РФ Советом Федерации. Все остальные прокуроры назначаются генеральным прокурором, который при назначении прокуроров субъектов Федерации РФ предварительно согласовывает свое решение с данными субъектами РФ. Органы прокуратуры рассматривают жалобы и заявления граждан и организаций, принимают меры необходимые для восстановления порушенных прав и законных интересов заявителей. Она может возбуждать уголовные дела, прекращать или приостанавливать производство по ним. В ходе судебного разбирательства прокурор выполняет обязанности государственного обвинителя. Существуют правоохранительные органы, основной задачей которых является охрана правопорядка и законности, профилактика и пресечение правонарушений, борьба с преступностью. К ним относятся суды, прокуратура, арбитраж, ОВД, юстиция, органы государственной безопасности. К правоохранительной системе примыкают различные инспекции и комиссии, в функции которых также входит борьба с правонарушениями. Закон относит некоторые виды правоохранительной деятельности к компетенции определенных правоохранительных органов, например, осуществление правосудия находится в компетенции судов, оперативно - розыскной деятельностью занимается ОВД. Главная задача правоохранительных органов обеспечение принципа неотвратимости ответственности за правонарушения и преступления. Армия. Основной задачей армии является оборона страны от возможной внешней агрессии. В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии и МВД. Армии делятся на сухопутные, ракетные войска стратегического назначения ПВО и ВВС. Виды вооруженных сил состоят из родов войск, которые в организационном отношении разделяются на подразделения, части, соединения и объединения. В сухопутных войсках есть мотострелковые, танковые, артиллерийские и другие рода. В ВВС различают авиации истребительную, бомбардировочную, разведывательную, военно-транспортную. ВМФ состоит из надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, морской пехоты. Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах добровольности, всеобщей воинской обязанности или по смешанному принципу.

Органы государства и органы местного самоуправления. Местные органы имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно - территориальных единиц. Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно - территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания, правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др. .Есть две формы организации государственной власти на местах. Наиболее демократической является такая организация власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов. В раде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях. Центральной властью, хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением и др. вопросами, тем не менее, поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром. Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими органами при строгом разделении их компетенции.

Принципы организации деятельности государственного аппарата. 1) Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально - экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение разносторонних интересов личности; 2) принцип разделения властей, который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны государственных органов и должностных лиц; 3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата; 4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной политики в интересах населения страны. Он означает использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, приводит к негативным последствиям; 5) Принцип законности правовых начал деятельности всех составных частей деятельности механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой с различными общественными деятелями и организациями; 6) Принцип демократизма в формировании деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев; 7) В федеративных государствах важным принципом организации деятельности государственного аппарата является принцип субординации и четкое взаимодействие между общефедеральными органами и государственной властью членов федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.