7)
индивидуальное конструирование своей деятельности;
8)
совместное определение критериев результативности совместной и индивидуальной деятельности;
9)
рефлексия учащихся по поводу процесса конструирования учебного занятия;
10)
построение учебных действий в соответствии с установленной логикой учебного занятия;
11)
рефлексия преподавателем действий учащихся (определение причин затруднений учащихся
с позиции самих учащихся, реконструкция пРичин затруднений);
12)
реализация действий преподавателя и учащихся;
13)
рефлексия учащихся по поводу своей учебной деятельности взаимодействия с преподавателем
и другими учащимися;
14)
самостоятельная коррекция учащимися своих действий;
15)
взаимооценка и самооценка учащихся;
16)
рефлексия учащихся по поводу взаимооценки и самооценки;
17)
системная рефлексия.
Вопросы
для самоконтроля:
Обсудите ваши впечатления
от прослушанной лекции и постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1.
Что
является исходной единицей анализа управленческого процесса, которая интегрировала
бы все аспекты управления?
2.
Какие
функции включает в себя структура управленческой деятельности преподавателя?
3.
Предложите
рабочее определение понятия «управление учением».
4.
Выделите
основные умения управления учением.
5.
Укажите
виды управления учением обучающегося.
6.
Проанализируйте
значение термина «подход» ( по М.М. Поташникой).
7.
Охарактеризуйте
основные подходы, которые обеспечивают управление учением.
8.
В
чем суть и недостатки ситуационного подхода к управлением учением?
9.
В
чем суть системно-кибернетического подхода к управлению?
10.
В
чем суть синергетического подхода к управлению?
11.
В
чем суть коммуникационно-диалогического подхода к управлению?
12.
Что
является предметом учения?
13.
Назовите
средства деятельности учения.
14.
В
чем состоит задача индивидуально-ориентированного подхода к учению?
15.
Что
является сущностной характеристикой рефлексивного управления?
16.
Что
лежит в основе технологии рефлексивного управления?
17.
Назовите
и разъясните суть конструктивных и неконструктивных воздействий преподавателя?
18.
Рассмотрите
своеобразный алгоритм осуществления системной рефлексии на учебном занятии.
Литература
1. И.Каримов. Мечта о совершенном
поколении. Т.: ИПК «Шарк», 1999 – 184 с.
2.Каримов И.А. Гармонично развитое
поколение – основа прогресса Узбекистана. Т.: «Шарк», 1997
3.Закон Республики Узбекистан «Об
образовании».Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997-36 с.
4.Национальная программа по подготовке
кадров. Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997
5.Т.И.Давыдова, Т.М.Давыденко,
Г.Н.Шибанова Управление образовательными системами. М.: Изд.центр «Академия»,
2006, стр. 248-266
6.http://ya.ru
7.www.bilim.uz
8.http://www.referat.ru/
9.http://www.mail.ru/
10.http://www.edu/uz
Лекция №8.
Сущность и особенности инновационного управления
Цели занятия: сформировать
свои подходы к организации образовательного процесса; изучить интерактивные технологии
обучения; раскрыть сущность технологии проектного обучения; проанализировать состояние
компьютерных обучающих технологии.
План:
1.
Педагогические
инновации.
2.
Инновационные
образовательные учреждения.
3.
Интерактивные
технологии обучения.
4.
Сущность
и особенности инновационного управления.
1. Педагогические
инновации
Научные
инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний.
Различают социально-экономические, организационно- управленческие, технико-технологические
инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические
инновации.
Педагогические
инновации – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное
изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие
характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы
в целом.
Педагогические
инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной
системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей
(инвестиций) новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.п.
(экстенсивный путь развития).
Соединение
интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять
так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых,
разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации,
как правило, не выглядят надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, но являются
осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы.
Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность
педагогической системы.
Педагогическими
инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии,
содержательные программы и т.п.
Основными
направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
Ø
разработка
концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
Ø
обновление
содержания образования;
Ø
изменение
и разработка новых технологий обучения и воспитания;
Ø
совершенствование
управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
Ø
улучшение
подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
Ø
проектирование
новых моделей образовательного процесса;
Ø
обеспечение
психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих
технологий обучения;
Ø
обеспечение
успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития
учащихся;
Ø
разработка
учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Инновации
могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации,
затрагивающие всю педагогическую систему.
Прогрессивные
нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед.
В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление – теория
новаций и инновационных процессов. Реформы образования представляют собой систему
нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования,
развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
2.
Инновационные образовательные учреждения
По
мнению И.П.Подласого, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный
процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует
в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет
к перезагрузке учащихся и педагогов, улучшенные результаты учебно-воспитательного
процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее
возможностей системы, продуктивность учебно-воспитательного процесса не является
только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.
Эти
критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного
учреждения, независимо от его названия. Особенности инновационного образовательного
учреждения можно выявить в сравнении с традиционными учреждениями (Таблица 1.)
Таблица
1.Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
Сравниваемые
параметры педагогического процесса |
Образовательные
учреждения |
традиционное |
инновационное |
Цель |
Передача
знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта |
Содействие
самореализации и самоутверждению личности |
Ориентация |
На
потребности общества и производства |
На
потребности и возможности личности |
Принципы |
Идеологически
трансформированы |
Научные,
объективные |
Содержание
образования |
Разрозненные
предметы со слабо выраженными межпредметными связями |
Гуманизированные
и личностно-ориентированные культурные ценности |
Ведущие
методы и формы |
Информационно-репродуктивные |
Творческие,
активные, индивидуально-дифференцированные |
Отношения
обучающих и обучающихся |
Субъект-объектные |
Субъект-субъектные |
Роль
преподавателя |
Источник
и контроль знаний |
Консультант-помощник |
Основные
результаты |
Уровень
обученности и социализированности |
Уровень
личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализаци |
Этот
неполное сравнение показывает, что основополагающими принципами деятельности инновационного
образовательного учреждения являются гуманизация, демократизация, индивидуализация
и дифференциация.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|