8.В.Н.Петрова. Дидактические материалы
(тесты, упражнения, творческие задания). -М.: «Педагогическое общество России»,
2005 – 331 с.
9.В.Д.Симоненко. Общая и
профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических
вузов. М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2006 стр. 450 с.
10.П.И.Пидкасистый. Педагогика. Учебное
пособие. –М.:Высшее образование, 2008. -430с.
11.Т.И.Давыдова, Т.М.Давыденко,
Г.Н.Шибанова Управление образовательными системами. М.: Изд.центр «Академия»,
2006, стр. 11-74
12.А. Кузибецкий. Управленческая культура:
лидер и его команда. Народное образование. 2001. № 6.
13.В. Воронов. Технология воспитания.
М.: Педагогика, 2000.- 186 с.
14.В. Зверева. Организационно –
педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Просвещение, 1992.- 147 с.
15.Республика Узбекистан
http://www.gov.uz
16.УзНУ http://www.nuu.uz
17.Открытая электронная библиотека
http://orel.rsl.ru
18.История Родины
http://www.lants.tellur.ru
19.Образовательная Федерация Интернет
http://www.fio.ru
20.Разная информация
http://www.bilimdon.uz
21.www.ziyo.net
22.www.5ballov.ru
23.http://www.rambler.ru/
24.www.bilim.uz
25.http://www.referat.ru/
Лекция №9. Мониторинг как
аспект управленческой деятельности
управление педагогический образование мониторинг
Цели занятия: осмыслить
значение термина «мониторинг»; изучить способы осуществления мониторинга; рассмотреть
формы мониторинга профессионально-образовательного процесса.
План:
1.
Понятие
мониторинга.
2.
Способы
осуществления мониторинга.
3.
Мониторинг
профессионально-образовательного процесс (формы мониторинга).
4.
Мониторинг
профессионального развития личности.
Базовые понятия:
наблюдение, непрерывность, информативность, научность, успеваемость, диагностика,
результаты обучения, метод тестовых ситуаций, экспликация, образовательный мониторинг,
механизм управления профессионально-образовательным процессом.
1.
Понятие мониторинга
В
последнее время термин «мониторинг» имеет широкую трактовку, под которой подразумевается
постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия
желаемому результату или первоначальному предположению. Допустимо рассматривать
данный термин в значении процесса отслеживания состояния какого-либо объекта (системы
или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора
данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. С методической
точки зрения мониторинг стоит рассматривать как универсальный тип деятельности,
индифферентный к предметному содержанию, способствующий постоянному отслеживанию
происходящих в реальной предметной среде явлений, с тем, чтобы включать результаты
текущих наблюдений в процесс управления.
Мониторинг
имеет ряд отличительных особенностей. Он представляет собой целостную систему, реализующую
множество функций. Можно выделить следующие аспекты мониторинга, которые отличают
его от других близких или похожих педагогических и психологических процессов:
•
непрерывность сбора данных;
•
диагностичность происходящих процессов;
•
информативность;
•
научность применяемых критериев и выводов;
•
наличие обратной связи для внесения коррективов в отслеживаемый процесс.
В
качестве объектов мониторинга в системе профессионального образования могут выступать:
•
профессионально-образовательный процесс;
•
академическая успеваемость учащихся;
•
учебная и учебно-профессиональная деятельность учащихся;
•
развитие личности учащихся;
•
становление учебной группы;
•
профессиональная деятельность преподавателя, мастера производственного обучения
и их развитие;
•
становление педагогического коллектива.
В
зависимости от выбранного объекта мониторинга возникают специфические цели и задачи,
связанные с его реализацией на практике, т. е. в каждом случае определяется индивидуальный
вид мониторинга. При реализации любого вида мониторинга проявляются психологические
особенности, обусловленные его объектом.
Профессиональные
образовательные учреждения осуществляют мониторинг образовательного процесса и академической
успеваемости обучаемых. Однако эти виды мониторинга не дают полной информации в
личностном плане. Они не позволяют отслеживать динамику профессионального становления
личности учащегося, развитие учебной и учебно-профессиональной деятельности. Мониторинг
развития личности обучаемых, их учебной и учебно-профессиональной деятельности реализуется
по двум направлениям: 1) отслеживаются параметры деятельности, где основное внимание
уделяется процессуальным характеристикам; 2) осуществляется наблюдение, дается оценка
и прогноз психического состояния в процессе профессионального становления.
Главной
целью мониторинга является диагностика профессионального развития обучающихся и
внесение коррективов в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг включает
диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса
образования. Основное внимание уделяют отслеживанию характеристик процесса профессионального
становления личности, которые более информативны по сравнению со сведениями о результатах
обучения1.
2.
Способы осуществления мониторинга
По
мнению Э.Ф. Зеера, все многообразие применяемых способов и технологий осуществления
мониторинга сводится к нескольким группам.
1.
Текущее наблюдение осуществляется для отслеживания изменений профессионального развития
под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений.
Качество наблюдения зависит от психологической компетентности педагога и характеризуется
субъективностью.
2.
Метод тестовых ситуаций состоит в создании специальных условий, в которых каждый
из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее
отчетливо. Для этого ставятся уточняющие вопросы, стимулируется рефлексия познавательных
действий, дозируется помощь в учении.
3.
Экспликация — развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Данный
метод позволяет диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого и оперативно
вносить коррективы в процесс образования. Экспликация осуществляется путем постановки
наводящих вопросов, оказания помощи в виде подсказок и совместных действий, поощрения
педагогом обучаемых. Регистрация эксплицируемых характеристик осуществляется в простейшем
случае посредством использования метода наблюдения, а фиксация данных — с помощью
опросников, в которых отражаются эмпирически наблюдаемые учебно-профессиональные
действия и качества обучаемых.
4.
Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного
процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные вопросы.
Опросники определяют уровень выраженности или сформированности основных компонентов
учебно-профессиональной деятельности, направленности обучаемых.
5.
Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности проводится на основе изучения
письменных ответов, графического материала, технических изделий, творческих работ
обучаемых.
6.
Тестирование — один из методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов
и степени выраженности психического развития субъектов образования. Тестирование
ориентируется на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные
при помощи теста.
3.
Мониторинг профессионально-образовательного процесса
Образовательный
мониторинг — категория педагогическая и управленческая, поскольку
он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики,
психологии и управления. Как сложный объект образовательный мониторинг рассматривается
с позиций системного подхода. Содержание образования передается преподавателями
и усваивается обучаемыми в рамках деятельности обучения, и в этих же рамках функционирует
образовательный мониторинг. Формирование благоприятной образовательной среды происходит
в деятельности психологов, дидактов, методистов и других специалистов в области
педагогики и психологии. Различные формы мониторинга представлены на схеме 5.
Схема
5
Основными
задачами мониторинга профессионально-образовательного процесса являются:
•
отслеживание трудностей при усвоении нового учебного материала;
•
создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом;
•
получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности;
•
индивидуализация педагогом своей деятельности;
•
обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном
процессе.
Реализация
данных задач возможна при осуществлении следующих способов мониторинга профессионально-образовательного
процесса:
•
сбор информации, регистрация состояния текущих процессов;
•
учет полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного
процесса.
Мониторинг
мотивации учения может быть осуществлен с помощью метода наблюдения. В отдельных
случаях целесообразно использование специальных методик, направленных на диагностику
мотивов учения.
Важной
частью мониторинга является оценка уровня развития познавательных и учебно-профессиональных
способностей обучаемых. Для отслеживания уровня их выраженности целесообразно использование
фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми
в процессе решения учебно-профессиональных задач.
Отслеженные
в мониторинге уровни выраженности компонентов профессионально-образовательного процесса
отражаются в специальном регистрационном бланке, который заполняется преподавателями
в конце изучения раздела профессионально-образовательной программы, объединяющего
несколько тем занятий. Мастер производственного обучения заполняет бланк после выполнения
комплексных работ, включающих несколько четырех- или шестичасовых занятий. В конце
каждого занятия (семестра) показатели регистрационных бланков отражаются в итоговом
индивидуальном графике профессионально-образовательного процесса учащихся.
Данные
мониторинга используются для совершенствования содержания образования, оценки эффективности
измеряемых образовательных технологий, определения проблем в профессионально-образовательном
процессе. Результаты мониторинга являются информационной основой принятия управленческих
решений по улучшению профессионального образования и аттестации инженерно-педагогических
работников.
4.
Мониторинг профессионального развития личности
Развитие
обучаемого является главной целью личностно-ориентированного образования. Потребность
в развитии себя как личности обусловливает в дальнейшем продуктивное профессиональное
становление. Личностное развитие является фактором, инициирующим профессиональное
становление как обучаемого, так и специалиста. На разных стадиях их становления
профессиональное развитие детерминируется различными противоречиями.
На
стадии профессионального образования движущей силой профессионального развития является
противоречие между требованиями общества и уровнем личностного и профессионального
развития обучаемого. Разрешение противоречия приводит к развитию познавательных
и профессиональных способностей, повышению уровня социально-профессиональной компетенции.
Следующее
противоречие проявляется между требованиями новых для личности социально-профессиональной
ситуации, новой роли, трудового коллектива и уровнем социально-профессиональной
квалификации и компетенции. Его разрешение происходит в процессе психологической
перестройки личности и выражается в профессиональном самоопределении, нахождении
личностного смысла в выполняемой работе, а также в приобретении профессионального
опыта.
На
стадии профессионализации основным является противоречие между «я» — действующим
и «я» — отраженным в профессии, обусловленное потребностью специалиста в развитии
карьеры. Разрешается это противоречие в процессе продвижения по квалификационным
ступеням профессии и выработки индивидуального стиля деятельности.
Переход
на стадию профессионального мастерства происходит в процессе разрешения противоречия
между потребностью личности в самореализации в профессии и профессионально-психологическим
содержанием, техническими возможностями профессиональной деятельности. Здесь отчетливо
обнаруживается противоречие между «я» — профессиональным и «я» — потенциальным.
Его разрешение возможно путем самоактуализации личности, обусловливающей ее переход
на креативный уровень выполнения деятельности, и проявления акмеологического стиля
в профессии и профессиональном сообществе.
На
начальных стадиях профессионального становления его движущими силами выступают противоречия
между внешними и внутренними факторами, на последующих стадиях — внутренние противоречия
личности специалиста-профессионала. К внешним факторам, инициирующим профессиональное
становление, относятся социально-экономические условия, содержание и технологии
профессиональной деятельности, система стимулирования развития.
На
стадии профессионального образования в качестве такой системы стимулирования может
выступать система оценки учебных достижений и уровня развития обучаемых, на стадии
профессиональной адаптации — оценка уровня квалификации.
Вопросы
для самоконтроля:
Обсудите ваши впечатления
от прослушанной лекции и постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1.
Какую
трактовку в последнее время имеет термин «мониторинг»?
2.
Назовите
ряд отличительных особенностей мониторинга.
3.
Что
выступают в качестве объектов мониторинга в системе профессионального образования?
4.
Мониторинг
развития личности обучаемых, их учебной и учебно-профессиональной деятельности реализуется
по двум направлениям. Назовите и разъясните их суть.
5.
Что
является главной целью мониторинга?
6.
Сгруппируйте
и разъясните сущность способов осуществления мониторинга
7.
В
чем суть и содержание образовательного мониторинга?
8.
Какие
формы мониторинга существуют?
9.
Назовите
основные задачи мониторинга профессионально-образовательного процесса.
10.
Какова
роль метода наблюдения в мониторинге мотивации учения?
11.
Что
является движущей силой профессионального развития на стадии профессионального образования?
Литература
1.
И.Каримов. Мечта о совершенном поколении. Т.: ИПК «Шарк», 1999 – 184 с.
2.Каримов
И.А. Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистана. Т.: «Шарк»,
1997
3.Закон
Республики Узбекистан «Об образовании».Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997-36 с.
4.Национальная
программа по подготовке кадров. Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997
5.В.Д.Симоненко
Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов
педагогических вузов. М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2006 стр. 324-329
6.Т.И.Давыдова,
Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова Управление образовательными системами. М.:
Изд.центр «Академия», 2006, стр. 266-294
7.http://ya.ru
8.www.bilim.uz
9.http://www.referat.ru/
10.http://www.mail.ru/
11.http://www.edu/uz
|