Ø
в
пределах своих полномочий устанавливают размеры финансирования и льготы для образовательных
учреждений на своей территории;
Ø
обеспечивают
соблюдение государственных требований к качеству и уровню образования, а также профессиональной
деятельности педагогических работников;
Ø
выполняют
иные полномочия в соответствии с законодательством.
Управление
образовательным учреждением (ст. 28) осуществляет его руководитель.
В
образовательных учреждениях могут создаваться органы общественного управления, которые
действуют в соответствии с законодательством.
С.29.
Взаимоотношения органов государственного управления образованием с негосударственными
образовательными учреждениями.
Органы
государственного управления образованием контролирует соблюдение законодательства
об образовании в нег7осударственных образовательных учреждениях.
В
случае нарушения негосударственными образовательными учреждениями законодательства
об образовании, аккредитовавшие органы вправе приостанавливать их деятельность в
соответствии с законодательством.
Прием
в негосударственные образовательные учреждения проводится в порядке и сроки, установленные
для государственных учебных заведений.
3.
Образовательные учреждения, их типы и организационная структура
Согласно
Закону Республики Узбекистан «Об образовании» образовательными учреждениями являются
такие, в которых осуществляется образовательный процесс (реализуется одна или несколько
образовательных программ; обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников).
Общеобразовательное
учреждение является юридическим лицом и может быть по организационно-правовым
формам государственным, муниципальным; негосударственным (частным, учреждением общественной
и религиозной организации).
Если
деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется
типовыми положениями об образовательных учреждениях, утвержденными Правительством
Узбекистан, то для негосударственных образовательных учреждений они являются примерными.
Государственный
статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения,
определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных
программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Филиалы, отделения,
структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности
осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь
самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.
Образовательные
учреждения вправе создавать образовательные объединения в целях развития и совершенствования
образования. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений
регулируется законом.
Права
и обязанности учреждений дополнительного образования распространяются и на общественные
организации, основной уставной целью которых является образовательная деятельность,
только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
К
образовательным относят учреждения следующих типов:
Ø
дошкольные;
Ø
общеобразовательные
(начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
Ø
учреждения
начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального
и послевузовского профессионального образования;
Ø
учреждения
дополнительного образования взрослых;
Ø
специальные
(коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
Ø
учреждения
дополнительного образования;
Ø
учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
Ø
учреждения
дополнительного образования детей;
Ø
другие
учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Вопросы
для самоконтроля:
Обсудите ваши впечатления
от прослушанной лекции и постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1.
Создайте
схему «вертикали» управления образованием в Республике Узбекистан.
2.
Покажите,
в чем заключается автономность образовательного учреждения.
3.
Объясните,
как реализуется на практике принцип единства образовательного пространства Республики
Узбекистан.
4.
В
чем проявляется государственно-общественный характер управления современной школой?
5.
Дайте
краткую характеристику типов и видов современных образовательных учреждений.
Литература
1.Закон Республики Узбекистан об
Образовании. –Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997-36 с.
2.Национальная программа по подготовке
кадров.- Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997.
3.И. Каримов. Узбекистан на пороге ХХI
века.- Т.: Изд-во «Узбекистан» 1997.318 с.
4.И.Каримов. Избранный нами путь – это
путь демократического развития и сотрудничества с прогрессивным миром. –т.11.
Т.: «Узбекистон», 2003 – 292 с.
5.И. Каримов. Обеспечение интересов
человека, совершенствование системы социальной защиты – наша приоритетная
задача. –Т.: «Узбекистон», 2007 – 48 с.
6.И.Каримов. Юксак маънавият – енгилмас
куч. –Т.: «Маънавият», 2008 – 176 б.
7.В.А.Титов. Общая педагогика. Конспект
лекций. -М.: «Приор», 2003 -271 с.
8.Адольф Мелецинек Инженерная
педагогика. –М.: МАДИ(ТУ), 1998.- 185 с., ил.89
9.В.Д.Симоненко. Общая и
профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических
вузов. М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2006 стр. 450 с.
10.П.И.Пидкасистый. Педагогика. Учебное
пособие. –М.:Высшее образование, 2008. -430с.
11.Т.И.Давыдова, Т.М.Давыденко,
Г.Н.Шибанова Управление образовательными системами. М.: Изд.центр «Академия»,
2006, стр. 11-74
12.А. Кузибецкий. Управленческая
культура: лидер и его команда. Народное образование. 2001. № 6.
13.В. Воронов. Технология воспитания.
М.: Педагогика, 2000.- 186 с.
14.В. Зверева. Организационно –
педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Просвещение, 1992.- 147 с.
15.Республика Узбекистан
http://www.gov.uz
16.УзНУ http://www.nuu.uz
17.Открытая электронная библиотека
http://orel.rsl.ru
18.История Родины
http://www.lants.tellur.ru
19.Образовательная Федерация Интернет
http://www.fio.ru
20.Разная информация
http://www.bilimdon.uz
21.www.ziyo.net
22.www.5ballov.ru
23.http://www.rambler.ru/
24.www.bilim.uz
25.http://www.referat.ru/
26.http://www.mail.ru/
27.Библиотеки России http://www.libs.ru
Лекция № 4. Система управления
профессиональными учебными заведениями
Цели занятия:
осмыслить сущность управления учебными заведениями как целостной системы, проследить
специфические закономерности управления государственными и муниципальными образовательными
учреждениями, изучить сущность управления учреждениями среднего специального, профессионального
образования.
План:
1.
Управление
учебными заведениями как целостная система.
2.
Управление
государственными и муниципальными образовательными учреждениями.
3.
Управление
негосударственными образовательными учреждениями.
4.
Управление
учреждениями среднего специального, профессионального образования
Базовые понятия:
целостность, функционирование, государство, работодатель, общенациональная политика,
стандарт, аккредитация, аттестация, управленческая деятельность, устав, педагогический
совет, финансово-хозяйственный отчет, инновационное управление.
1.
Управление учебными заведениями как целостная система
Педагогическая
система является самостоятельным развивающимся объектом, состоящим из ряда компонентов.
Управление педагогической системой сохраняет ее целостность, но в то же время позволяет
вносить изменения, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование
педагогической системы направлено на достижение целей, обусловленных потребностями
общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (период подготовки
высококвалифицированного рабочего или специалиста).
Взаимодействие
государственных органов с заказчиками кадров призвано стимулировать гибкость и рационализацию
управления образовательной системой, распределять между ними ответственность за
процесс и качество профессиональной подготовки, сохраняя при этом единое образовательное
пространство в государстве. Каждый из субъектов управления — государство, регионы,
работодатели, общественные организации — реализует свой интерес в осуществлении
профессионального образования. Это определяет характер их функций в управлении образованием,
долю его финансирования, степень влияния на содержание образования и объем полномочий.
Необходимость
участия государства и его органов в управлении образованием обусловлена тем, что
образовательная система выполняет часть социальных функций государства в интересах
общества и каждого его члена. В условиях происходящей децентрализации государство
продолжает участвовать в управлении образованием, но его функции существенно изменяются
и приобретают в основном координирующий характер.
К
функциям государства в управлении образованием относятся:
•
определение уровней образования, статуса образовательных учреждений, порядка установления
контрольных экзаменов и выпускных документов государственного образца (в Узбекистане
выделены дошкольное образование, общее среднее образование – начальное (I-IV
классы
и общее среднее образование (I-IX
классы),
среднее специальное, профессиональное образование (Академический лицей –
трехлетнее среднее специальное учебное заведение, обеспечивающее интенсивное развитие
интеллектуальных способностей, углубленное, дифференцированное и профессионально-ориентированное
обучение учащихся; Профессиональный колледж – трехлетнее среднее профессиональное
учебное заведение, обеспечивающее углубленное развитие профессиональных наклонностей,
умений и навыков учащихся, получение одной или нескольких специальностей по выбранным
профессиям), высшее образование (бакалавриат – базовое высшее образование
с фундаментальными знаниями по одному из направлений высшего образования со сроком
обучения не менее четырех лет; магистратура – высшее образование по конкретной
специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на базе бакалавриата),
послевузовское образование (аспирантура, адъюнктура, докторантура, соискательство),
повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование (образовательные
учреждения культурно-эстетического, научного, технического, спортивного и других
направлений – дворцы, дома, клубы и центры детского, юношеского творчества, детско-юношеские
спортивные школы, школы искусств, музыкальные школы, студии, библиотеки, оздоровительные
и другие учреждения);
•
принятие законодательных и нормативных актов, необходимых для сохранения единого
образовательного пространства в государстве, защиты прав человека на рынке труда
и обеспечения свободной миграции рабочей силы (законы об образовании, в том числе
профессиональном, и дополняющие их законы или нормативные акты о порядке финансирования
образования, переподготовке, о повышении квалификации преподавательского персонала);
•
разработка общенациональной политики в области образования, которая определяет стратегические
цели подготовки кадров, а также профессиональной переподготовки безработных, что
обусловлено экономическим развитием страны, ситуацией на рынке труда, приоритетами
в социальной сфере;
•
установление уровня налогообложения предприятий и коммерческих организаций, направленного
на развитие профессионального образования.
Система
образования представляет собой организационную структуру со сложным управлением.
Она работает как сетевая система, составные (региональные) части которой функционируют
в режиме общегосударственной политики установленных целей. Низовые звенья самостоятельно
решают возникающие вопросы, учитывая традиции и специфику региона как относительно
замкнутого пространства с характерными особенностями в сфере экономики, демографии,
социальных отношений.
На
уровне учреждения профессионального образования деятельность управленческих органов
расширяется:
•
повышается самостоятельность образовательного учреждения, устанавливаются прямые
связи с рынком труда через профессиональное обучение граждан;
•
изыскиваются дополнительные ресурсы;
•
с учетом меняющегося рынка труда вносятся необходимые изменения в образовательные
программы, совершенствуются методики обучения, обеспечивается повышение компетентности
преподавателей;
•
реализуются дополнительные профессиональные услуги (сверх государственного образовательного
стандарта), разрабатываются собственные учебные программы.
В
настоящее время образовательные учреждения различных типов и видов имеют право самостоятельного
решения вопросов, связанных с формированием контингента обучающихся, выбором форм
и методов обучения, с разработкой и самостоятельным утверждением рабочей учебно-программной
документации, подбором и расстановкой педагогических кадров. Но в целях сохранения
единого образовательного пространства органы управления осуществляют лицензирование,
аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений.
Наиболее
полно потребностям динамичной экономики отвечает сочетание разнообразных конкурирующих
государственных и частных организаций, представляющих услуги технического и профессионального
образования при наличии национальной системы контроля качества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|