на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Учебное пособие: Основы управления образовательными системами

4.И.Каримов. Юксак маънавият – енгилмас куч. –Т.: «Маънавият», 2008 – 176 б.

5.В.А.Титов. Общая педагогика. Конспект лекций. -М.: «Приор», 2003 -271 с.

6.Т.И.Давыдова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова Управление образовательными системами. М.: Изд.центр «Академия», 2006, стр. 11-74

7.Республика Узбекистан http://www.gov.uz

8.УзНУ http://www.nuu.uz

9.Открытая электронная библиотека http://orel.rsl.ru

10.История Родины http://www.lants.tellur.ru

11.Образовательная Федерация Интернет http://www.fio.ru



Лекция №3. Система образования в Узбекистане

Цели занятия: знание принципов государственной политики в области образования; изучить закономерности системы образования в Узбекистане и органы управления образованием; систематизировать знания об образовательных учреждениях, их типов и организационной структуре.

План:

1.  Принципы государственной политики в области образования.

2.  Система образования в Узбекистане и органы управления образованием.

3.  Образовательные учреждения, их типы и организационная структура.

Базовые понятия: органы управления образованием, принципы государственной политики, образовательное учреждение.

1. Принципы государственной политики в области образования

В нашей стране образованию уделяется большое внимание. Цель образования – воспитание гармонично развитого человека, личность.

Закон «Об образовании» был принят на девятой сессии Олий Мажлиса и утвержден Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым 29 августа 1997 года. Закон состоит из пяти глав и 34 статей. В первой главе рассмотрены «общие положения», которая состоит из восьми статей. В статье 1 указан цель настоящего Закона - Настоящий Закон определяет правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан и направлен на обеспечение конституционного права каждого на образование.

В статье 2 – Законодательство об образовании – указано, что законодательство об образовании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

В статье 3 приведены Основные принципы государственной политики в области образования – образование провозглашается приоритетным в сфере общественного развития Республики Узбекистан.

Основными принципами государственной политики в области образования являются:

Ø  гуманистический, демократический характер обучения и воспитания;

Ø  непрерывность и преемственность образования;

Ø  обязательность общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования;

Ø  добровольность выбора направления среднего специального, профессионального образования: академический лицей или проф.колледж;

Ø  светский характер системы образования;

Ø  общедоступность образования в переделах Государственных образовательных стандартов;

Ø  единство и дифференцированность подхода к выбору программ обучения;

Ø  поощрение образованности и таланта;

Ø  сочетание государственного и общественного управления в системе образования;

В статье 4 определено право на образование – каждому гарантируется равные права на получение образования независимо от пола, языка, возраста, расовой и национальной принадлежности, рода занятий, общественного положения, места жительства, продолжительности проживания на территории Республики Узбекистан.

Граждане других государств вправе получать образование в Республике Узбекистан в соответствии с международными договорами. Лица без гражданства, проживающие в республике, имеют равные права с гражданами Республики Узбекистана на получение образования.

В статье 5 приведено Право на занятие педагогической деятельностью. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими нравственными качествами. Прием на работу педагогических работников в высшие учебные заведения осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда.

В статье 6 определен правовой статус образовательного учреждения. Образовательное учреждение является юридическим лицом и создается в порядке, установленном законодательством.

В статье 7 дается определения Государственных образовательных стандартов.

Порядок использования языка обучения дается в статье 8 – порядок использования языка обучения в образовательных учреждениях регулируется Законом Республики Узбекистан «Об государственном языке»

Во второй главе озаглавленной «Система и виды образования» рассмотрены следующие положения. Состав системы образования республики определен в статье 9 – система образования Республики Узбекистан состоит из государственных и негосударственных образовательных учреждений.

В статье 10 – Виды образования указано, что образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах:

Ø  дошкольное образование; (ясли, детские сады)

Ø  общее среднее образование; (ступени: начальное образование – I-IV классы, общее среднее образование – I-IX)

Ø  среднее специальное, проф. образование; (академический лицей, профессиональный колледж);

Ø  высшее образование; (имеет две ступени: бакалавриат и магистратура)

Ø  послевузовское образование; (аспирантура, докторантура, академия);

Ø  повышение квалификации и переподготовка кадров;

Ø  внешкольное образование; (спортивные школы, музыкальные учреждения, дворцы, дома, клубы, центры детского, юношеского творчества, школы искусства, студии, библиотеки, оздоровительные и другие учреждения)

Государство оказывает содействие получению образования в семье и самообразованию.

Документы об образовании рассматриваются в статье 19 –выпускникам образовательных учреждений выдается документ об образовании государственного образца (аттестат, диплом, сертификат, удостоверение). Документ государственного образца об образовании дает право продолжить обучение в образовательных учреждениях следующей ступени или работать по соответствующей специальности.

В третьей главе рассмотрены вопросы социальной защиты участников образовательного процесса.

В четвертой главе указана управленческая система образованием.

В 5 главе рассмотрены вопросы об обязанностях родителей или законных представителей; финансирования образования и т.д.

Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа Узбекистана, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие личности. Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т. д.).

Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Национальная программа подготовки кадров.

2. Система образования в Узбекистане и органы управления образованием

Во второй главе Закона Республики Узбекистан «Об образовании», озаглавленной «Система и виды образования» рассмотрены следующие положения. Состав системы образования республики определен в статье 9 – система образования Республики Узбекистан состоит из государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Цель системы образования — обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан — воспитанности и обученности. Право на образование — основное и естественное право человека — реализуется им всю жизнь. С помощью образования возможно максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека.

Право на образование имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребности в информации и образовании стоят на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Все компоненты системы образования постоянно изменяются, развиваются. Одно из важных изменений — развитие Государственных образовательных стандартов (ГОС). В ст.7. говорится – Государственные образовательные стандарты определяют требования к содержанию и качеству общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования. Выполнение государственных образовательных стандартов обязательно для всех образовательных учреждений Республики Узбекистан.

Образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и возможностей личности в следующих формах: очной, заочной; в форме семейного образования, самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования. Независимо от форм получения образования для объективной оценки уровня образования используются Государственные образовательные стандарты. Следует обратить внимание на то, что строгое соблюдение принципа преемственности между образовательными программами разных уровней обеспечивает целостность и непрерывность всей системы образования в Узбекистане и отсутствие в образовательном пространстве этой системы тупиковых образовательных ветвей.

В четвертой главе указана управленческая система образованием.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании» к компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан в области образования (ст. 25) относятся:

Ø  осуществление единой государственной политики в области образования;

Ø  руководство органами государственного управления образованием;

Ø  разработка и реализация программ развития образования;

Ø  установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

Ø  определение порядка аккредитации образовательных учреждений, аттестация педагогических и научных кадров;

Ø  выдача разрешений на право занятия образовательной деятельностью образовательным учреждением других государств на территории Республики Узбекистан;

Ø  определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании в соответствии с законодательством;

Ø  утверждение государственных образовательных стандартов;

Ø  утверждение документов об образовании государственного образца и установление порядка их выдачи;

Ø  установление количества государственных грантов и порядка приема в образовательные учреждения;

Ø  назначение ректоров государственных высших образовательных учреждений;

Ø  установление порядка обучающихся из одного аккредитованного образовательного учреждения в другое;

Ø  иные полномочия в соответствии с законодательством.

К компетенции уполномоченных государственных органов по управлению образованием (ст.26) относятся:

Ø  реализация единой государственной политики в области образования;

Ø  координация деятельности и осуществление методического руководства образовательными учреждениями;

Ø  обеспечение исполнения государственных образовательных стандартов, требований к уровню образования и качеству профессиональной подготовки кадров;

Ø  внедрение в учебный процесс прогрессивных форм обучения и новых педагогических технологий, технических средств обучения;

Ø  организация разработки и издания учебной и учебно-методической литературы;

Ø  утверждение положений об итоговой государственной аттестации обучающихся и об экстернате в образовательных учреждениях;

Ø  внесение предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан о назначении ректора государственного высшего образовательного учреждения;

Ø  организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников;

Ø  иные полномочия в соответствии с законодательством.

К компетенции органов государственной власти на местах в области образования относятся (ст. 27) – органы государственной власти на местах:

Ø  обеспечивают соответствие деятельности образовательных учреждений потребностям социально-экономического развития регионов;

Ø  создают, реорганизуют и ликвидируют образовательные учреждения, за исключением находящихся в ведении республиканских органов, регистрируют их уставы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.