на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Производственный кооператив

Сейчас трудно сказать, чем руководствовался законодатель, вводя данные правовые нормы в регулирование деятельности производственных кооперативов и какой аналог был положен в ос­нову этого решения. Во всяком случае, подобного рода норм нет ни в германском, ни во француз­ском, ни в итальянском законодательстве. Между членами кооператива делится только прибыль, а не все его имущество. В ряде стран (например, во Франции) существует правило, по которому даже после ликвидации кооператива оставшееся иму­щество передается объединением кооперативов другому кооперативу, но не делится между члена­ми. Такое правило предусмотрено специально для сохранения кооперативного сектора эконо­мики в явно не социалистической стране. Наш за­конодатель пошел по другому пути, обязав коо­ператив делить между членами все имущество (в том числе основные и оборотные фонды), тем са­мым лишив кооператив устойчивости его имуще­ственной базы.

В законе не сказано, как на практике делить имущество, предоставив возможность решить этот совсем не простой вопрос самим кооперати­вам, многие из которых не понимают как можно поделить весьма подвижные оборотные средства. На практике возникал вопрос, а как быть с новы­ми членами кооператива, еще не вложившими свой труд или финансы в умножение имущества кооператива. Видимо, в уставе можно предусмот­реть, что новый член приобретает право на вклю­чение в его пай соответствующей части имущест­ва кооператива по истечении какого-то периода после его принятия, а его член, участвующий в де­ятельности личным трудом, - также работы в ко­оперативе. Пай может быть передан другому чле­ну или гражданину, не являющемуся членом коо­ператива, если такая возможность предусмотрена уставом. В этом случае члены кооператива поль­зуются преимущественным правом покупки пая (его части). Передача пая в полном объеме вле­чет за собой прекращение членства в нем. Граж­данин, приобретший пай (его часть), при его же­лании принимается в члены кооператива.

В уставе полезно предусмотреть также, что увеличение размера пая члена кооператива за счет передачи ему пая (его части) другим членом, осуществляется после утверждения годового от­чета и баланса кооператива, а пай (его часть), пе­реданный членом кооператива гражданину, не являющемуся его членом в случае вступления этого гражданина в кооператив, рассматривается как его паевой взнос (часть паевого взноса, если пай меньше размера паевого взноса).

Обращение взыскания на пай члена коопера­тива по его личным долгам допускается лишь при отсутствии у такого члена кооператива иного имущества для покрытия его долгов и после ут­верждения годового отчета кооператива и его ба­ланса за год.

2.3. Трудовые отношения.

Особое место занимают вопросы регулирования трудовых отношений в производственных кооперативах. Эти вопросы и будут рассмотрены ниже.

Закон допускает применение в кооперативе наемного труда, но ограничивает численность на­емных работников: их средняя за отчетный пери­од численность не должна превышать 30% чис­ленности общего числа членов. Исключение со­ставляют сезонные работы, когда численность работающих может превышать установленный лимит, а также работы, выполняемые по заклю­ченным кооперативом с гражданами договорам подряда или иным, регулируемым гражданским законодательством. Этим действующее законо­дательство существенно отличается от Закона СССР "О Кооперации в СССР", который не огра­ничивал применение наемного труда в коопера­тиве, чем, как уже было сказано, превращал про­изводственный кооператив по существу в частное предприятие не кооперативного типа. В законо­дательстве многих зарубежных стран вовсе не до­пускается применение в кооперативе наемного труда. В нашей стране время для такого карди­нального решения вопроса еще, по всей вероят­ности, не пришло. Но принцип, по которому в производственном кооперативе должны трудить­ся прежде всего его члены, является основопола­гающим.

Трудовые отношения кооператива с наемны­ми работниками регулируются трудовым законо­дательством Российской Федерации, в соответст­вии с которым кооператив заключает с таким работником трудовой договор (контракт). Адми­нистрация (его правление) должна также заклю­чать с наемными работниками коллективный до­говор. Пленум Верховного суда РФ в постановле­нии от 15 января 1998 г[10] указал, что положения коллективных договоров или соглашений, регу­лирующие условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшаю­щие по сравнению с законодательством о допол­нительных отпусках положение работников (например, установление меньшей, чем в соответ­ствующем законодательном акте продолжитель­ности дополнительного отпуска), являются в силу ст. 5 КЗоТ РФ и ст. 3 Закона РФ "О коллектив­ных договорах и соглашениях" недействительны­ми. Исходя из ст. 5 КЗоТ РФ недействительными являются и нормы иных локальных нормативных актов о дополнительных отпусках, снижающие уровень гарантий, предоставляемых работникам законодательством[11].

Специфика правового статуса производствен­ных кооперативов проявляется также в том, что взаимоотношения членов кооператива с его ад­министрацией в части, относящейся к выполне­нию ими трудовых обязанностей, регулируется не трудовым законодательством России, а Феде­ральным законом "О производственных коопера­тивах", уставом кооператива и принятыми им нормативными актами, например, правилами внутреннего трудового распорядка. Но Закон со­держит основополагающие положения трудового права, охраняющие труд работника. Так, члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности, подлежат социально­му и обязательному медицинскому страхованию и социальному обеспечению наравне с наемными работниками. Время работы в кооперативе включается в трудовой стаж.

Закон предусмотрел гарантии надлежащих ус­ловий труда для беременных женщин, несовер­шеннолетних (до 18 лет), а также социальные га­рантии семьям, имеющим детей, аналогичные со­держащимся в трудовом законодательстве. По решению общего собрания кооператив впра­ве за счет собственной прибыли предоставлять дополнительные льготы по социальному обеспе­чению своих членов.

Продолжительность и распорядок рабочего дня в кооперативе, порядок предоставления вы­ходных дней, отпусков, в том числе дополнитель­ных, порядок увольнения работников-членов ко­оператива, а также другие условия труда его чле­нов, определяются его нормативными актами, но продолжительность отпусков не должна быть меньше определенной законодательством о тру­де Российской Федерации. Кооператив может ус­танавливать своим членам и другим работникам дополнительные оплачиваемые отпуска. Меры по обеспечению охраны труда, техники безопас­ности, производственной гигиены и санитарии кооператив должен осуществлять в соответствии с положениями и нормами, установленными для государственных унитарных предприятий.

Таким образом, регулирование труда в коопе­ративе позволяет сочетать самостоятельность и его инициативу в решении вопросов организации труда и действующие в трудовом законодательст­ве страны гарантии трудящихся по социальному обеспечению, охране труда и его безопасности.

2.4. Управление в кооперативе.

Система управления производственной и иной деятельностью в кооперативе внешне очень схо­жа с предусмотренной ГК РФ для коммерческих организаций. Здесь есть и общее собрание как высший орган управления, и правление как кол­лективный исполнительный орган, и глава испол­нительной власти - председатель кооператива, и орган контроля за его деятельностью - ревизион­ная комиссия. Может быть также наблюдатель­ный совет при числе членов кооператива более 50. Однако есть и весьма существенное различие между кооперативом и иными коммерческими организациями. В производственном кооперати­ве общее собрание, его исполнительные органы, наблюдательный совет состоят из членов органи­зации, которые одновременно являются ее работ­никами, имеющими независимо от их имущест­венного и служебного положения только один голос при принятии решений. Судьба членов коо­ператива зависит от них самих. Кооператив нель­зя продать, ликвидировать, реорганизовать без решения его основного состава - работников. В то же время держатель пакета акций с квали­фицированным большинством голосов может ре­шить судьбу организации и ее работников, продав акции, приняв решение о ликвидации общества и т.п. Хорошо это или плохо для акционерного об­щества, общества с ограниченной ответственнос­тью - другой вопрос. Но для работников, желаю­щих участвовать в принятии подобного рода ре­шений кооперативная форма организации труда более приемлема.

Проблемы, связанные с организацией и поряд­ком управления в кооперативе довольно подроб­но решены в ГК РФ и Законе о производственных кооперативах. Но немало и таких, которые Закон отнес к ведению устава кооператива. В их числе объем полномочий председателя кооператива. Уставом кооператива устанавливаются: срок, на который избирается (утверждается) общим со­бранием председатель; объем его прав по распо­ряжению имуществом кооператива; условия оплаты его труда; его ответственность за причи­ненные убытки; а также основания для освобож­дения от должности. Если в кооперативе избрано правление, уставом определяются вопросы, по которым решения принимаются единолично председателем кооператива.

§3. ВОЗМОЖНАЯ РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ.

Специфические особенности правового стату­са кооператива, в котором его член является од­новременно работником кооператива и его хозя­ином, позволяют утверждать, что производствен­ный кооператив более способен обеспечить социальное равенство (именно равенство, а не уравниловку) его участников, чем многие иные формы юридических лиц. Конечно, ни одна стра­на не может и не должна быть обществом только "цивилизованных кооператоров". Многолетний опыт стран дальнего зарубежья доказал, что для экономического благополучия крупный капитал необходим. Но производственные кооперативы, признанные в ряде стран третьим сектором эко­номики, участвуют в решении многих весьма бо­лезненных проблем общества: обеспечении заня­тости, дополнительных рабочих мест, в том числе для наименее защищенных слоев населения: ин­валидов, женщин, молодежи. Кооперативы спо­собствуют созданию столь необходимого стране класса средних собственников. Они хороши для организации небольших научно-исследователь­ских центров, формирования через союзы и ассо­циации технопарков[12].

Подобные возможности кооперативов долж­ны привлечь к ним внимание представительных и исполнительных органов власти в центре и на ме­стах, а также тех политических партий, других общественных организаций и движений, кото­рые, как они утверждают, заинтересованы в фор­мировании у нас подлинно социального государ­ства. Необходима помощь государства и общест­ва для возрождения кооперативного движения в России, что прямо предусмотрено в Законе о про­изводственных кооперативах, согласно которому органы государственной власти и местного само­управления должны содействовать развитию ко­оперативов, в частности, путем установления на­логовых и иных льгот для кооперативов прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, а также путем приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных заказов и получе­нию необходимой для их деятельности информа­ции. Пока можно говорить только о существова­нии некоторых налоговых льгот, которыми обладают кооперативы, если они относятся к субъектам малого предпринимательства. Но и в отношении этих льгот не прекращаются атаки со стороны налоговых и финансовых органов.

Не обращено должного внимания на то, что производственные кооперативы, во-первых, - на­иболее характерный субъект малого предприни­мательства, действующего в качестве юридичес­кого лица, основным признаком которого являет­ся численность его работников. В отличие от участников хозяйственных обществ, для которых труд в них не обязателен, члены производствен­ного кооператива, как общее правило, трудятся в нем. С учетом этого обстоятельства кооперативы являются наиболее типичными субъектами мало­го предпринимательства, нуждающимися в под­держке властных структур, в особенности в нача­ле деятельности. В программах приватизации, например, можно предусматривать преобразование небольших государственных и в особенности му­ниципальных предприятий в производственные кооперативы, а не только в акционерные и дру­гие хозяйственные общества.

Кооперативным объединениям (союзам, ассо­циациям) следует настойчиво выходить с предло­жениями о создании по примеру многих других стран в органах исполнительной власти подразде­лений по вопросам кооперации. Необходимо, чтобы Фонд поддержки малого предпринима­тельства оказывал целевым назначением финан­совую поддержку производственным кооперати­вам, отвечающим признакам субъекта малого предпринимательства.

Не должно остаться декларацией положение Закона о производственных кооперативах, запре­щающее установление ограничений прав коопе­ративов по сравнению с другими коммерческими организациями. Крайне необходимо устранить из законодательства все нормы, дискриминирую­щие кооперативы. В частности, внести изменение в Закон о банках и банковской деятельности, пре­дусмотрев в нем возможность создания банков не только в форме хозяйственных обществ, но и ко­оперативных банков, существующих и успешно работающих во многих зарубежных государст­вах, в том числе и развитых.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.