на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы "Электронная Россия"
p align="left">Существует множество определений электронного правительства, в зависимости от подходов к его использованию. Вот некоторые из них. Электронное правительство:

Организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов.

Информационные технологии в государственном управлении.

Государство в Сети.

Метафора, которая означает информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает как разновидность корпоративного пользователя информационных технологий.

Автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются: обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов управления.

Использование в органах государственного управления новых, в том числе и интернет-технологий.

Можно сказать, что электронное правительство трансформирует не только отношения граждан и властных структур, но и отношения внутри правительства - между отдельными его ветвями, уровнями, подразделениями. Причем изменению подвергается не только сетевая инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления. То есть, с этой точки зрения электронное правительство точнее будет назвать электронным государством, электронным государственным аппаратом, электронной инфраструктурой государства, государством Информационного общества.

В настоящее время можно выделить 4 основных модели «электронного правительства», получивших практическое воплощение в США, Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе и России. Условно их можно назвать так

континентально-европейская модель;

англо-американская модель;

азиатская модель;

российская модель, которая представлена в целевой федеральной программе «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»

1. Континентально-европейская модель электронного правительства характеризуется:

-наличием надгосударственных институтов (Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС;

-высокой степенью интеграции европейских народов и стран, что проявляется в единой валюте, в едином общеевропейском информационном пространстве, в подготовке новой единой Конституции, в свободном передвижении капиталов, энергии, информации;

-жестким законодательством, регулирующим информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве.

Управление и деятельность национальных правительств и надгосударственных структур в этой модели обусловлены применением высоких технологий с ориентацией на нужды граждан-пользователей информационными сетями и системами. Данный тип управления позволяет потребителю (избирателю, гражданину, представителю общественности) получать правительственную информацию в режиме реального времени(on-line) и успешно выполнять свой гражданский долг, используя систему электронного голосования или сервисные услуги правительства при уплате налогов и штрафов.

2. Англо-американская модель электронного правительства развита в США, Канаде и Великобритании. В США основной акцент сделан на создание информационных супермагистралей, позволяющих обеспечить универсальное обслуживание граждан и обеспечение их информацией относительно проблем государственного управления. Здесь проявляется ярко выраженная тенденция перехода от монологичной политико-административной власти к диалогу между чиновниками и гражданами к форме «сервисной власти». В рамках этой тенденции американское электронное правительство служит гражданам, предоставляет сервисные услуги и подотчетно им. В целом деятельность американского правительства проводится под лозунгом большей открытости, прозрачности и ответственности перед гражданами. Что касается электронного правительства Великобритании, то его деятельность зафиксирована в программе, имеющей название «Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху». В программе сделан акцент на решение следующих проблем:

-расширение спектра предоставляемых правительством сервисных услуг; обеспечение более эффективного использования социальной информации в органах государственной власти;

-создание технических и образовательных условий для полного охвата гражданами правительственных услуг.

Таким образом, для государственных органов Великобритании основной целью становится освобождение государственных служащих от выполнения рутинных процедур при интерактивном взаимодействии с населением.

3. Азиатская модель электронного правительства опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели электронной демократии основной акцент сделало на удовлетворение информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему культуры и образования.

Успешное развитие электронной демократии позволило гражданам Южной Кореи усвоить мысль о собственной значимости и возможности действительного влияния на дела государства и общества. Важным и полезным в корейском опыте для нас является осмысленная и дальновидная политика государства в деле развития электронной коммуникации. Создание единого информационного пространства в рамках всей страны не только усиливает позиции государства, но и ставит в практическую плоскость основной принцип демократии: народ -- источник и носитель власти.

4. Российская модель электронного правительства представлена в целевой федеральной программе «Электронная Россия 2002-2010 гг.».

Российская модель электронного правительства, как и можно было предположить, совмещает в себе черты азиатской и европейской модели. Как и в Европе, у нас думают о потенциальной доступности сервисов для каждого жителя страны. Внедряя, например, универсальную услугу связи. От азиатской модели наши проектировщики заимствовали уклон в образовательно-культурные программы, как то информатизация школ, библиотек и необходимость информирования населения о самой возможности взаимодействия с правительством с помощью электронных каналов связи.

Российская модель построения электронного правительства подразумевает автоматизацию процессов внутри каждого ведомства, их взаимодействие между собой и взаимодействия государственного органа с гражданами. Финалом должна стать межрегиональная взаимосвязь всех ведомств России и свободный доступ к их информационным ресурсам любого гражданина Российской Федерации.

Связь электронного правительства с административными реформами , в самом общем виде, выражается в том, что оно, во-первых, служит инструментом реформы, во-вторых, обновляет интерес к административной реформе, в-третьих, высвечивает внутренние несогласованности в публичном управлении, в-четвертых, заставляет правительства следовать обязательствам лучшего управления, в-пятых, повышает легитимацию правительственной активности, в-шестых, говорит о готовности правительства меняться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня.

Электронное правительство в зарубежных странах является частью административных реформ, в России же параллельно идет внедрение принципов электронного правительства и административной реформы. Только на бумаге ФЦП «Электронная Россия» выполняет проекты административной реформы по обеспечению прав граждан и организаций при информатизации процессов предоставлении государственных услуг и исполнению других функций государства, в том числе для получения информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений, а также создания «одной точки входа» при электронном взаимодействии граждан и государства. На данный момент параллельный ход программ замедляет их, согласование занимает слишком много времени.

Зачастую в государстве ИКТ уже работают, а вот административного регулирования их нет. Получается внедрить компьютеры внедрили, а для граждан как все было так и осталось. Приходится приносить документы в их бумажном аналоге, узнавать всю необходимую информацию непосредственно на месте и бегать как и раньше по разным инстанциям. В идеале административная реформа должна опережать внедрение ИКТ. То есть сначала необходимо было бы регламентировать что и как должно работать, а потом посредством ИКТ осуществлять техническую работу. У нас пока все наоборот. Сначала сделают, а потом регламентируют, получается двойная работа.

Улучшение государственного управления является серьезной проблемой которая стоит на пути государства. Электронное управление позволит не отстать России от других стран, которые давно уже занимаются разрешением данной проблемы с разной степенью успеха. Стратегия бизнес- реинжиниринга ( фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов с тем, чтобы резко, скачкообразно улучшить решающие показатели деятельности компании, такие как стоимость, качество, обслуживание и темпы) http://www.iso-9001.ru позволит взглянуть на государство с точки зрения бизнеса и перевести сферу государственного управления во вполне прагматическую область, где есть представление об эффективности и технологизированное знание о том, как ее можно повысить. Интерес государственных органов к технологии бизнес-инжиниринга возник в связи с проектом административной реформы и намерением российского руководства поэтапно создавать электронное правительство, для чего и была создана ФЦП «Электронная Россия».

В сете стратегии бизнес-реинжиниринга, Государство, с некоторыми оговорками, -- это Корпорация, занимающаяся оказанием услуг своим гражданам-клиентам. Часть государственных функций, например внешнеполитическая, остается за пределами такого подхода, однако в остальном аналогия почти полная. Корпорация эта сверхкрупная и не вполне обычная -- обслуживание клиента она совмещает с контрольно-надзорными функциями за ним же. Тем не менее на уровне государства реализуются все основные направления деятельности типичной компании: стратегическое планирование, управление структурой и бизнес-процессами, финансовый и коммерческий менеджмент, управление персоналом и т. д.

При внедрении системы электронного правительства государству придется изменять свои бизнес-процессы. Суть перехода к электронным административным регламентам состоит в точном описании целей и задач государственных органов, состава предоставляемых услуг, функций и процессов обеспечения предоставления этих услуг. В одной из известных книг, посвященных вопросам управления и менеджмента («Бизнес в стиле фанк» К. Нордстрема и Й. Риддерстрале) сказано следующее: «Регламент позволяет и твоему начальнику видеть, что ты делаешь, кто именно не сделал что-либо и когда. И клиенту позволяет видеть, где произошел сбой. Сегодняшняя система не позволяет следить, что происходит в организме управления государством, ни президенту, ни старушке-пенсионерке. Мы должны четко себе представлять, что без регламентов мы не сумеем поставить государство под контроль, причем и сверху, и снизу».

Применение информационных технологий позволяет перейти к реализации подхода «Менеджмент модели» вместо «Менеджмента документов», при этом создается не система взаимосвязанных документов, а единая информационная модель, которая и будет порождать требуемые документы. Модель, также как и документы, нуждается в регулярной актуализации, но делать это существенно проще. Следовательно, регламенты будут поддерживаться в актуальном состоянии и служить руководством по качественной реализации процессов.

Технологии бизнес-инжиниринга способны поддерживать эти подходы к управлению, так как они опираются на создание и поддержание в актуальном состоянии электронных информационных моделей, которые полностью отражают организацию деятельности компании на стратегическом, структурном, функциональном и процессном уровне. Модель описывает также информационную составляющую (структуры данных и коммуникационную структуру). После чего становится возможной адекватная автоматизация процессов и их постоянное совершенствование. Технология бизнес-инжиниринга может стать интегрирующей средой для всех подсистем менеджмента не только в бизнесе, но и в управлении государством.

С другой же стороны при информатизации не происходит настоящего реинжиниринга. Текущие требования законодательства к административным процессам рассчитаны на использование в них бумажного учета и бумажной коммуникации. Поэтому «информатизация», при которой не корректируется законодательство, не включает в себя существенных изменений административных процессов, несмотря на все громкие заявления. Тем самым ИКТ весьма активно внедряются в государственное управление (средний годовой бюджет «информатизации» сейчас составляет 50 млрд. руб.), но методологически неправильно, только закрепляя место России среди развивающихся, а не развитых стран. Для исправления ситуации нужно, чтобы проекты административного реинжиниринга сопровождались обязательной коррекцией законодательства, а также содержали два ТЗ: одно от держателя соответствующего бюджета, а второе - от высшего руководства страны и граждан, заинтересованных в правильности использования ИКТ для повышения прозрачности, подконтрольности и оперативности. Это можно сделать, если принять нормативные акты, в которых методология и стандарты использования ИКТ в государственном управлении сделаны обязательными. Для контроля этой обязательности необходимо использовать аудит.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.