на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование рекреации
сновными источниками шума являются авиадвигатели самолетов и вертолетов. Источником шума является также и аэродромный спецавтотранспорт. Шумовое воздействие распространяется не только на территорию аэропорта и близлежащие районы, но также ощутимо по всей трассе полета и воспринимается многими людьми.

Разновидностью шумового воздействия является звуковой удар. Он возникает при полете самолетов со сверхзвуковой скоростью. Человек ощущает действие звукового удара кратковременно (0,2-0,3 с), но эффект внезапности приводит к его усилению. У человека и животных звуковой удар вызывает испуг и другие виды психофизиологической реакции.

Помимо шумового воздействия, авиация создает электромагнитное загрязнение среды. Его вызывает радиолокационная и радионавигационная техника аэропортов и летательных аппаратов, необходимая для наблюдения за полетами самолетов и метеообстановкой. Радиолокационные средства излучают в окружающую среду потоки электромагнитной энергии, в основном сверхвысокой, а также высокой и ультравысокой частот. Они могут создавать электромагнитные поля большой напряженности, представляющие реальную угрозу для людей.

Так, например, поглощение электромагнитной энергии приводит к термическому эффекту - значительному нагреву тканей. Облучение глаз человека сантиметровыми и микроволнами может повысить температуру в задней части хрусталика на 20°С и вызвать катаракту.

Воздушные суда загрязняют приземные слои атмосферы отработавшими газами авиадвигателей вблизи аэропортов и верхние слои атмосферы на высотах крейсерского полета. В целом по России объем выбросов вредных веществ самолетами гражданской авиации в приземном слое атмосферы (до высоты 900 м) составил 50 тыс. т, из них 29 тыс. т оксида углерода, 11 тыс. т несгоревших углеводородов, 8 тыс. т оксидов азота и 2 тыс. оксидов серы.

Наряду с выбросами загрязняющих веществ, самолеты потребляют в большом количестве кислород. Так, реактивному лайнеру, совершающему трансатлантический перелет, требуется от 50 до 100 т кислорода.

Из 700 аэропортов России существенное влияние на окружающую среду оказывают около 60 крупных аэропортов федерального значения. Эти аэропорты имеют стационарные источники прямого и косвенного воздействия на окружающую среду, расположенные в авиационно-технической базе, аэровокзальном комплексе и привокзальной площади, складских горюче-смазочных материалов, котельных, мусоросжигательных станций и т.п. Количество вредных веществ, поступивших в 1998 г. в атмосферу от стационарных источников в аэропортах, составило 23,1 тыс. т.

В аэропортах накапливаются твердые и жидкие отходы потребления и производства, но они в большинстве случаев не опасны в санитарно-гигиеническом отношении. Объемы накопления твердых отходов в 1998 г. составили: производственные отходы - 43 тыс. т; бытовые отходы - 79,9 тыс. т; отходы, удаляемые из самолетов международных авиалиний - 2,1 тыс. т.

Водоемы, ручьи и реки вблизи территорий аэропортов содержат повышенную концентрацию нитратов, аммония, анионов серной и соляной кислот. Концентрация свинца, хрома, кадмия, бериллия, марганца в 5-20 раз превышает природную концентрацию.

Ряд европейских авиакомпаний обновляют свои парки с тем, чтобы использовать те типы лайнеров, которые в максимальной степени отвечают требованиям защиты окружающей среды. Так, одна из крупнейших в Европе авиакомпаний - 8А8, которая ежедневно выполняет тысячи рейсов, была первой среди авиационных компаний мира, заказавшей "Boeing 737" с двигателем, имеющим двойную камеру сгорания, что позволяет на 40% снизить вредные выбросы в атмосферу.5А8 закупила и самолеты "MCDonnel Douglas MD-90", которые также считаются экологическим лидером в своем классе.

Программа 8А8 в области охраны окружающей среды включает и методики по уменьшению количества отходов, связанных с обслуживанием пассажиров, как на земле, так и в воздухе. Вот лишь один пример: за год служащие компании собирают такое количество алюминиевых банок из-под различных напитков, предлагаемых пассажирам, которое достаточно для производства 30 т металла (это эквивалентно массе алюминия в новом самолете).

Работа по сокращению объема отходов, разумеется, требует дополнительных затрат. Однако SAS идет на это.

6.4. Водный транспорт

Экологическая обстановка в морских и речных акваториях во многом зависит от выбросов токсичных компонентов, судовых главных силовых установок и вспомогательных дизель-генераторов.

Судовыми двигателями выбрасывается в атмосферу около 7% мирового выброса оксидов азота. При перевозках происходит загрязнение моря нефтью и перевозимыми грузами, а также сточными водами и мусором. Объем сброса сточных вод с морских судов и производственных корпусов портов в городской коллектор составил в 1998 г.2,7 млн. м3.

Нефть и нефтепродукты представляют собой наиболее опасные загрязнители водного бассейна. При толщине пленки 4 мм и концентрации нефти в воде 17 мг/л количество растворенного кислорода понижается за 20 суток на 40%. Повышение концентрации нефти до 20-23 мг/л вызывает нарушение двигательной способности рыб и их гибель.

И все же основными вредными экологическими факторами, влияющими на здоровье, остаются шум и вибрация.

Морские и речные порты создают локальные зоны загрязнения окружающей среды. Порты осуществляют накопление, хранение, сортировку грузов, их принятие и отправление, выполнение перегрузочных работ и пассажирских операций, буксировку судов и др.

В ходе производственных процессов порта в окружающую среду попадают: пыль, сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые), аэрозоли, масляный туман, мусор. Сточные воды характеризуются высоким уровнем бактериального загрязнения.

Пыль, в состав которой входит диоксид кремния, при длительном дыхании может приводить к целому ряду заболеваний, прежде всего пневмокониозам (группе заболеваний легких), а также заболеваниям глаз и кожи.

В 1997 г. были приняты международные правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов, предусматривающие с 2000 г. ужесточение ограничений выбросов оксидов азота и серы. Согласно им, содержание оксидов азота должно составлять 9-17 г/кВт-ч, оксидов серы - до 6 г/кВт-ч, дымность - до 0,15 г/м3. Суда, эксплуатируемые на международных линиях, должны иметь международное свидетельство о предотвращении загрязнения воздушной среды, которое выдается на срок не более 5 лет.

Хорошие перспективы для экономии топливных ресурсов и снижения выбросов в атмосферный воздух имеет дизелизация транспортных средств. Дизель экономичнее карбюраторного двигателя на 20-30%. Токсичность отработавших газов дизеля значительно ниже.

Снижение токсичности отработавших газов на транспорте достигается рядом технических решений, которые включают установку нейтрализаторов отработавших газов, фильтров, присадок к топливу.

В США, например, фильтры, обязательно устанавливаются на городских автобусах. Керамические фильтры с тефлоновым покрытием фирмы МАЫ задерживают 85-95% сажи и твердых частиц, содержащихся в отработавших газах дизеля. В европейских странах из-за высокой стоимости сажевых фильтров предпочтение отдается каталитическим нейтрализаторам. В качестве присадок могут использоваться метилацетат, ацетон пероксид, этил-нитрат, изоамилнитрат и др. Их целесообразно добавлять к дизельному топливу с низким октановым числом. Антидымные присадки применяют для уменьшения темного дыма (сажи). Замена традиционных жидких видов топлива газом позволяет значительно снизить уровень выбросов. В качестве газового топлива для двигателей используют сжиженный нефтяной газ и сжатый природный газ. Газодизельный двигатель не уступает по мощности дизелю и позволяет экономить в эксплуатации до 80% дизельного топлива.

В течение многих лет создаются и испытываются экспериментальные образцы и опытные партии электромобилей, однако не созданы конструкции для серийного производства.

На железнодорожном транспорте успешно используется перевод локомотивного парка на электрическую тягу. В пассажирских вагонах электроотопление применяется для обогрева вместо печного, использующего каменный уголь.

6.5. Шумовое воздействие транспорта

Шумом называют любые нежелательные для человека звуки, мешающие труду или отдыху и создающие акустический эффект. Интенсивность звукового давления измеряется в децибелах (ДБА). Дыхание человека создает шум 10 ДБА. Большинство людей начинают воспринимать звук с этой отметки и ее считают порогом слышимости. Шепот оценивается интенсивностью в 20 ДБА. В жилых помещениях допустимым считается шум 40 ДБА днем и 30 ДБА ночью. В административных помещениях и учреждениях интенсивность шума достигает 40-60 ДБА. В производственных помещениях работа оборудования сопровождается шумом до 70-80 ДБА. Разговор людей на близком расстоянии создает шум 65 ДБА. Шум свыше 80 ДБА вреден для человеческого организма. Современные условия жизни в крупных городах создают шум, приближающийся к этому значению. Болевой порог лежит в пределах 120-130 ДБА.

Интенсивность шума, возникающего при движении транспортных средств, которому подвергаются водители и пассажиры, а также люди, оказавшиеся поблизости от движущегося транспорта, следующая: легковой автомобиль - 70-80 ДБА, автобус - 80-85 ДБА, грузовой автомобиль - 80-90 ДБА, поезд метрополитена - 90-95 ДБА, железнодорожный состав (у колес) - 125-130 ДБА, железнодорожный состав (в 7 м от колес) - 95-100 ДБА, на перронах аэропортов - 100 ДБА, внутри зданий аэровокзалов - 75 ДБА, реактивный самолет на взлете - 130-160 ДБА.

Внутри транспортных средств уровни шума ниже: в салоне автомобиля - около 60 ДБА, в пассажирских вагонах поездов - до 68 ДБА.

Распределение звука по частотам (высота звука) - второй показатель воздействия шума и он измеряется в герцах (Гц).1 Гц равен 1 колебанию в секунду. В зависимости от частоты звуковые колебания подразделяются на: инфразвуковые (низкочастотные) с частотами менее 20 Гц; акустические (слышимые) с частотами от 16 до 20 000 Гц; ультразвуковые (высокочастотные) с частотами от 20 000 до 109 Гц; гиперзвуковые (сверхвысокочастотные) с частотами 109-1013 Гц. Границей области слухового восприятия (ОСВ) звуков является (Рис.6.1) кривая 1 - болевой порог, характеризующийся наименьшей силой звука, при котором возникает неприятное ощущение, переходящее в чувство боли; кривая 2 - наименьшей силе звука, воспринимаемого ухом при данной частоте.

Значительное физиологическое воздействие на организм человека оказывают неслышимые инфразвуки, особенно имеющие большие амплитуды колебаний, которые входят в резонанс с колебаниями внутренних органов и могут ощущаться как боль в ухе.

10,22 6 10 20 200 2000 20000 10а 10™ Г, Гц

Рис.6.1. Области звуковых колебаний:

I - инфразвуковая; II - акустическая; II - ультразвуковая; VI - гиперзвуковая

В естественных экосистемах инфразвуковые колебания возникают при землетрясении, ураганах, штормах и других природных катаклизмах.

В искусственных экосистемах они проявляются при работе машин и механизмов. Много источников инфразвука имеется и на транспорте. С ним сопряжена работа компрессорных установок, тормозных систем поездов и грузовых автомобилей, тяговых электродвигателей, дизелей, газовых турбин и т.д.

В транспортных процессах инфразвуку, как правило, сопутствуют высококачественные звуки акустического диапазона, поэтому инфразвук мало ощутим, но от этого он не становится менее опасным.

Транспортные средства создают преимущественно низко - и среднечастотный спектр шума. Например, при движении поезда высота звуков обычно составляет 500-800 Гц. Порог переносимости инфразвука - 140-155 ДБА. При длительном воздействии такого инфразвука в организме человека развиваются психофизиологические отклонения от нормы, которые носят устойчивый характер. Порогом безопасности считается уровень инфразвука 90 ДБА.

Продолжительность шумового воздействия - третий показатель влияния шума. Длительное шумовое воздействие рассматривается как один из факторов, вызывающих повышенную заболеваемость. С действием шума связаны рост нервных, сердечно сосудистых заболеваний, язвенной болезни, развитие тугоухости. Шум оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему, вызывая переутомление и истощение клеток коры головного мозга. В результате понижается внимание, нарушается координация движений, ухудшается работоспособность.

Вредное влияние транспорта сопровождает человека всю его жизнь и усиливается под действием вибрации, загазованности и других видов воздействия.

Контрольные вопросы

В чем проявляется влияние транспорта на окружающую среду, в том числе и на человека?

Назовите следствия обычного функционирования транспорта.

Какой характер имеют воздействия транспорта на экосистемы?

От каких факторов зависит уровень транспортного шума?

Назовите показатели влияния шума.

Каким негативными воздействиями подвергаются пассажиры автомобильного транспорта?

Назовите основные мероприятия по улучшению экологических показателей подвижного состава и инфраструктуры транспорта.

Глава 7. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

7.1. Правовое регулирование отношений в туристской деятельности

В нашей стране туристскую деятельность регулирует правовой акт, обладающий высшей юридической силой - Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (1996 г), который является стержнем правовой системы сферы туризма.

Важнейшими способами государственного регулирования сферы туризма являются: лицензирование туристской деятельности, стандартизация туристской деятельности и объектов туристской индустрии, сертификация.

В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" проектные материалы на туристские услуги, а также гостиницы, турбазы, кемпинги, маршруты, канатные дороги, горнолыжные подъемники, другие организации и объекты туристского обслуживания должны пройти государственную экологическую экспертизу.

Требования к качеству туристских услуг установлены Госстандартом России 50690-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования", введенным в действие с 1 января 1995 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.