на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование рекреации
ажной межправительственной организацией в сфере обеспечения радиационной безопасности является Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Свою деятельность МАГАТЭ осуществляет под руководством ООН. Основные направления его деятельности: мирное использование ядерной энергии, оказание технической помощи в этой области, повышение безопасности работы АЭС, обращение с радиоактивными отходами, использование радиоизотопов в медицине и сельском хозяйстве.

Другим природоохранительным образованием, функционирующим в составе ООН, является организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). На нее возлагается ряд задач, связанных с природоохранительным просвещением и образованием, пропагандой экологических знаний и повышением экологической культуры. Кроме того, она ведет учет памятников и объектов всемирно-исторического наследия, финансирует расходы по содержанию некоторых из них.

Изучением проблем загрязнения атмосферного воздуха, охраны жизни и здоровья граждан, в т. ч. от неблагоприятного воздействия окружающей среды, занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Проблемами продовольственных ресурсов, а также использования и охраны сельскохозяйственных земель, животного и растительного мира занимается Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО).

К числу международных неправительственных организаций по вопросам охраны отдельных природных ресурсов (объектов природы) следует отнести: Международный Совет по охране птиц, Всемирную Федерацию по защите животных, Европейскую Федерацию по охране вод, Международную Федерацию по охране альпийских районов.

В 1994 г. был утвержден Международный экологический суд. По своему правовому статусу он является международной неправительственной организацией. К числу важнейших задач Международного экологического суда относятся проведение полноценного судебно-арбитражного процесса, в ходе которого решаются споры, связанные с загрязнением окружающей среды соседним государством и возмещением экологического вреда, а также вопросы дальнейшего недопущения, приостановления или прекращения экологически вредной деятельности. Он может рассматривать и споры по защите экологических прав граждан. Рассмотрение споров осуществляется на принципах третейского суда.

7.5. Организация экологической деятельности за рубежом

В большинстве развитых стран мира программы поддержания и улучшения качества окружающей среды были приняты в конце 60-х - начале 70-х годов XX века, для организационного обеспечения выполнения программ в эти же годы были созданы специальные государственные учреждения: Агентство по охране окружающей среды (США, Япония), Комитет по охране окружающей среды (ФРГ), Министерство культуры и окружающей среды (Франция), Консультационный комитет по окружающей среде (Швеция) и т.д.

Задача перечисленных ведомств состояла в разработке стандартов качества окружающей природной среды, контроля над выполнением этих стандартов и в обеспечении эффективного механизма воздействия на предприятия - источники вредного влияния на природную среду - в случае нарушения принятых стандартов.

Соединенные Штаты Америки и Канада. В 30-е годы в США разразился первый в XX веке крупный экологический кризис. На большие пространства страны обрушились жестокие пыльные бури, следствием которых стала ветровая эрозия почв. Во время бури пыльная мгла захватывала до половины территории страны. Эрозии способствовали распашка земель и уничтожение защищающего почву травяного покрова. Антропогенная катастрофа вызвала необходимость принятия экстренных мер. В 1935 г. было создано Управление по сохранению почв, которое организовало работу по восстановлению земляного покрова.

В 70-е годы в США вновь обострились экологические проблемы. Сильное беспокойство вызывало загрязнение Великих озер: Эри, Онтарио, Гурон, Мичиган, Верхнее. Их стали называть "Великие умирающие озера". Потребовались большие средства и усилия, чтобы возродить озера. Другая кризисная ситуация сложилась в связи с началом строительства Флоридского канала, который должен был сокращать путь из Мексиканского залива в Атлантический океан, но ставил под угрозу сохранение природы полуострова. Поэтому строительство канала было прекращено.

Законом о чистоте атмосферного воздуха, принятым Конгрессом США в 1970 г., учреждено Агентство по охране окружающей среды США (ЕРА) для организационного обеспечения выполнения соответствующей национальной программы. В законе определяется, какие загрязнители представляют опасность для здоровья и благосостояния населения, и для этих загрязнителей законодательно устанавливаются предельно допустимые уровни концентраций - национальные стандарты качества воздушной среды.

В дополнение к перечисленным правилам существует еще национальный стандарт по выбросам особо опасных веществ, приводящих к увеличению смертности или повышению риска, и на действующие, и на вводимые в действие предприятия.

Кроме перечисленных правил имеются еще правила регулирования выбросов от межрегиональных источников - главным образом, наземного и воздушного транспорта, регулирование и контроль которых производится непосредственно Агентством по охране окружающей среды (ЕРА).

В тот период стала активно формироваться структура управления природоохранной деятельностью, которая к настоящему времени организована по многоуровневому принципу.

Решение наиболее важных стратегических вопросов находится в компетенции конгресса и президента США. В исполнительном аппарате президента в принятии природоохранных решений принимают участие Административно-бюджетное управление и Управление Белого дома, которые осуществляют, в основном, координационные функции и экологическую экспертизу правительственных решений.

На федеральном уровне основным природоохранным ведомством является Агентство по охране окружающей среды. К его основным задачам относятся: разработка общенациональных программ по защите окружающей среды от всех видов загрязнений, проведение научных исследований, сотрудничество с министерствами и ведомствами, ведущими природоохранную работу. Агентство имеет в своем подчинении региональные Управления, которые доводят все новые требования по охране окружающей среды до администрации штатов и контролируют их выполнение. На низших уровнях в структуре предусмотрены природоохранные ведомства штатов и соответствующие подразделения в городах и округах.

Одновременно с функционированием специализированных природоохранных структур в США происходит экологизация многих государственных учреждений, которые решают специальные задачи в рамках экологических программ. Например, Инженерный корпус армии США занимается регулированием водохозяйственной деятельности, Госдепартамент имеет в своем составе Управление по вопросам океана, международным экологическим и научным проблемам, Национальное управление стандартов осуществляет нормирование качества окружающей среды и т.д.

Проводимая широкомасштабная работа в области охраны природы затруднена тем, что объемы производства и потребления в США не имеют себе равных. На долю США, население которых составляет 5% от общемирового, приходится 25% суммарного объема потребляемой в мире энергии. Объем используемой энергии на единицу валового продукта на 36% выше, чем в Германии, и на 79% - чем в Японии. Потребление нефтяного сырья на душу населения в США превышает среднемировой показатель в 7 раз. Это страна является самым крупным в мире производителем бытовых и промышленных отходов.

Учитывая сложившуюся ситуацию в области потребления, народонаселения, экономической и регламентационной политики, в 1993 г. президентом был учрежден Совет по устойчивому развитию, который объединил 25 экологических, предпринимательских и правительственных организаций для разработки перспективного плана развития на XXI век в рамках Концепции устойчивого развития. Направления деятельности, сформированные Советом, сводятся к следующему: стабилизация численности населения, ограничение структуры потребления, сокращение объемов отходов, изменение политики налогообложения с тем, чтобы она ограничивала экологически грязные виды производства и нерациональное потребление; осуществление экологического контроля за производимой продукцией, начиная от заготовки сырья и заканчивая ликвидацией или утилизацией. Реализация концепции устойчивого развития будет способствовать превращению США в страну с высокими экологическими показателями.

Природоохранная работа в Канаде. Канада как ближайший сосед США также рано ощутила на себе бремя экологических проблем и приступила к их решению. В 1971 г. было создано Министерство окружающей среды. Первые попытки разработки законодательных актов относятся к 1973 г., когда правительство Канады приняло документ под названием "Процесс оценки и рассмотрения воздействия на окружающую среду". В дальнейшем охрана окружающей среды стала одним из важнейших общенациональных приоритетов.

Управление природоохранной деятельностью осуществляется на федеральном, провинциальном и муниципальном уровнях власти. Дополнительные полномочия переданы общественным организациям провинций. Отсутствие четкого разграничения функций и обязанностей властных органов вызывает необходимость тесного сотрудничества и координации усилий.

Законы об охране окружающей среды принимаются федеральным парламентом или законодательными органами провинций.

Муниципальные органы устанавливают свои подзаконные акты. Соответствующие нормы вводит также судебная система.

Экологическая деятельность на федеральном уровне, где принимаются базовые законы (о рыболовстве, предотвращении загрязнения арктических вод, транспортировке опасных грузов и др.), менее результативна, чем политика провинций. Провинции обладают юридически закрепленной собственностью на природные ресурсы, находящиеся в пределах их границ, и контролируют состояние воды, воздуха, добычу и консервацию природных ресурсов и другие вопросы. Муниципалитеты принимают свои подзаконные акты. Они осуществляют первичное распределение питьевой воды, организуют уборку бытового мусора и поддерживают рабочее состояние канализационных систем. Успешной является деятельность национального и провинциальных "круглых столов" по экологии и экономике и комитета по национальной лесной стратегии, которые способствуют согласованности природоохранной деятельности различных уровней власти. Для преодоления дублирования в работе природоохранных структур в Канаде проводится политика гармонизации, основанная на четком разграничении функций федерального и провинциального правительств.

Рассмотренный опыт Канады интересен ввиду ее большого сходства с Россией по природно-географическим условиям и федеративному государственному устройству. Проверенная практикой сложная система взаимодействия государственных органов всех уровней власти Канады - федерального, провинциального и муниципального - обеспечивает успешное решение многих экологических задач.

Япония. В период после второй мировой войны в Японии наблюдались высокие темпы экономического роста, особенно таких отраслей, как сталелитейная, нефтехимическая промышленность. При этом совсем не уделялось внимания проблемам загрязнения окружающей природной среды, что привело к различным заболеваниям у населения. Так, в 1948 г. в городе Минамате химическое предприятие использовало неорганическую ртуть в качестве катализатора. Сточные воды, содержащие ртуть, соединения которой высоко токсичны и концентрируются в цепях питания, были сброшены в залив Минамата. Метиловая ртуть накопилась в организмах рыб, составляющих основную пишу местных жителей. В результате у людей появились отравления ртутью с расстройством нервной системы, сенсорными нарушениями и атаксией (частичной потерей координации). У новорожденных наблюдался паралич, заторможенность умственного развития и другие микроорганические нарушения. Эта болезнь получила название "болезнь Минамата". Сброс сточных вод, содержащих ртуть, был прекращен в 1960 г., но последствия отравления сказывались и в последующие годы. Так, в 1972 г. жертвами отравления стали 292 человека, зарегистрированы также 62 смертельных случая.

Загрязнение окружающей среды вызвало появление и других страшных заболеваний. В результате заражения питьевой воды и овощей кадмием возникла болезнь, названная "итай-итай", что в переводе означает "больно-больно". Выбросы нефтехимического комплекса в Ёккаити привели к широкому распространению астмы.

Контроль за загрязнением окружающей среды. Многочисленные заболевания обусловили выступления общественности против загрязнения окружающей среды. На общенациональном и местном уровнях решением экологических проблем стали заниматься законодательные и исполнительные органы власти. Начались судебные процессы по делам, связанным с выбросами загрязняющих веществ. В 1967 г. был принят Основной закон по контролю за загрязнением окружающей среды. Это был первый в мировой практике законодательный акт, направленный на борьбу с загрязнениями. Он предусматривал разделение ответственности за проведение природоохранных мероприятий между центральными, местными властями и деловыми кругами. Были установлены экологические стандарты качества атмосферного воздуха, воды и почв, а также уровня шума. Предпринимателей обязали компенсировать часть затрат на проведение природоохранных мероприятий, проводимых правительством и местными органами власти.

В 1971 г. было создано Управление по охране окружающей среды, генеральный директор которого получил ранг государственного министра. Управление занималось вопросами защиты окружающей среды от загрязнений и контроля за уровнем загрязнений. Были привлечены частные капиталовложения в природоохранную область. Повысилась активность фирм, производящих очистное оборудование, стала развиваться техника для контроля за загрязнением. В это время в Японии экология впервые стала бизнесом.

Дальнейшее развитие экологического бизнеса произошло после первого нефтяного кризиса в 1973 г. Ориентация на "энергосбережение" способствовала технологическим нововведениям, в частности был проведен ряд жестких мер по регулированию состава отработавших газов автотранспортных средств. Это дало японским автомобилям с эффективным использованием топлива и ограниченным содержанием загрязняющих веществ большие преимущества в международной конкуренции. Пример Японии в области охраны окружающей среды показателен с точки зрения объединения усилий в экономике и экологии, которые обеспечили прогресс по обоим направлениям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.