на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Личностный рост военнослужащих в группе

Личностный рост военнослужащих в группе

Личностный рост военнослужащих в терапевтической группе.

Курсовая работа.

Содержание.

Введение. 3

Глава первая.

Психологическая постановка проблемы личностного роста в группе. 6

Глава вторая.

Принципы организации и проведения групп личностного роста.

Глава третья.

Эмпирическое исследование личностного роста в группе.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение.

Тема личностного развития военнослужащих признается крайне важной и

значимой. Этой теме посвящены многие работы; цель данной курсовой работы –

рассмотреть основные подходы к рассмотрению заявленной проблемы. Ставится

задача показать особенности работы с военнослужащими как со специфической

большой социальной группой, обладающей своими устойчивыми социальными

характеристиками.

Групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в общей

системе психологической помощи военнослужащим; она представляет собой

специфический метод, при использовании которого основным инструментом

психокоррекционного (психотерапевтического) воздействия выступает

специально организованная группа клиентов-военнослужащих (в индивидуальной

психотерапии таким инструментом является только психотерапевт).

Групповая психотерапия представляет собой метод оказания

психологической помощи, который сознательно, планомерно и систематически

применяется в небольшой организованной группе клиентов-военнослужащих с

целью изменения их отношения к социальному окружению и к собственной

личности, где групповой психотерапевт и участники, используя вербальные и

невербальные методы воздействия на клиента-военнослужащего и группу в

целом, принимают активное участие в терапевтической деятельности.

Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент-

военнослужащий в группе, в значительной степени отражают его истинные

взаимоотношения. Группа выступает как модель реальной жизни, где

военнослужащий проявляет те же отношения, установки, ценности, те же

способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что

позволяет выйти на понимание и коррекцию его проблем за счет межличностного

взаимодействия, групповой динамики.

Группы личностного роста военнослужащих – один из видов

психокоррекционных групп военнослужащих. Целью групп личностного роста

военнослужащих является содействие процессам их личностного развития и

реализации творческого потенциала. В группах личностного роста объектом

воздействия со стороны военного психолога является нормально

функционирующая личность военнослужащего.

Тренинг личностного роста направлен на развитие личности

военнослужащих, способствует их личностному росту и максимальному

использованию своего потенциала в жизни и профессиональной деятельности.

Тренинг нацелен на решение следующих задач:

- развитие адекватного понимания самого себя и осуществление коррекции

самооценки;

- развитие умения и потребности в познании других людей,

гуманистического отношения к ним;

- формирование жизненных планов, планов служебной карьеры и

корректировка ценностных ориентаций;

- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

- развитие умения преодолевать жизненные трудности;

- формирование профессионально-значимых качеств военнослужащего.

В рамках различных научных школ существуют разные подходы к проведению

психокоррекционной и психотерапевтической работы, к пониманию и изучению

личностного развития.

Большинство военных психологов, применяющих в своей практике групповую

психотерапию, предпочитают сознательный отказ от следования единой

психологической концепции.

Возможны два пути:

1.Слияние нескольких направлений в одно - интегративный подход.

2.Использование обширного набора методов самых разных направлений в

зависимости от ситуации и собственных предпочтений - эклектический подход.

И тот, и другой подходы могут применяться с большой продуктивностью.

Очевидно, что какой бы из этих подходов не выбрал военный психолог, ему

необходимо иметь представление об изучении проблем психокоррекционной

работы и личностного роста в различных научных направлениях.

В основной части данной работы мы рассмотрим различные подходы к

рассмотрению обозначенных проблем. Задачей первой главы является

всестороннее освещение наиболее общих положений различных научных школ

относительно вопросов личностного роста и групповой психологической работы.

Задача второй главы – подробное описание принципов проведения групповой

работы по личностному развитию военнослужащих. Сквозной задачей всей работы

является выделение и подчеркивание особенностей работы именно с

военнослужащими.

Вопрос первый.

Проблема личностного роста в группе в психологии.

Проблема развития личности всегда вызывала большой интерес у

отечественных и зарубежных психологов, что обусловило наличие качественно

разнообразных подходов к пониманию данной проблемы. Авторские концепции

тяготеют к методологическому уровню анализа проблематики личности, лишь

немногие опираются на эмпирические исследования. Соответственно, единой

точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, нет.

Отечественная и зарубежная психологическая наука в течении длительного

времени пытается объяснить закономерности становления, развития и

проявления личности в системе общественных отношений. Расхождения, которые

здесь возникают, касаются понимания движущих сил развития, в частности

значения общества и различных социальных групп для развития личности,

закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом

процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса

развития и других вопросов. С каждым типом теорий личности связано свое

особенное представление о развитии личности.

О.В. Немиринский считает, что термин «личностный рост» по сравнению с

термином "личностное развитие" является более узким и специфичным и

отражает в первую очередь содержание развития личности и может служить

предметом нашего рассмотрения.

Личностный рост как особый объект эмпирического исследования в

современной психологии представлен рядом работ гуманистической ориентации.

В литературе отсутствуют точные сведения, указывающие на авторство введения

термина «личностный рост». Традиционно оно связывается с именем К.

Роджерса, хотя идеи психологического роста содержатся в работах Джемса,

Фрейда, Юнга, Адлера, Райха, Александера, Перлза, Маслоу, восточных

учениях.

К. Роджерс выделил три главные образующие личностного роста: механизм

актуализации, процесс личностной (организмической) оценки и позитивной

ориентации самостроительства человека.

Первая образующая показывает, что результат самоизменения личности

находится не вне человека (военнослужащего); и внутреннее совершенство, к

которому стремится человек, уже дано, реально существует в нем самом.

Движение к тому, что уже существует, делает развитие и самоизменение

личности военнослужащего независимым от внешней действительности и выражает

ее уникальное содержание и бытие.

Положение о позитивной направленности самоизменений личности

военнослужащего подчеркивает не столько характер достигнутых эффектов,

сколько исходное стремление человека сделать наилучший выбор в конкретной

ситуации жизни, отвечающий самопредставлению, личным убеждениям

относительно себя и мира. «Организмический процесс оценки», согласно

работам К. Роджерса, - формирование системы обратной связи, служащей цели

саморегуляции актуального поведения.

Анализ зарубежной психологической литературы показывает, что

существующие подходы к личностному росту различаются не только

теоретическими и терминологическими установками, но и тем, что в них служит

предметом и целью исследования и психологического управления. В частности,

в структуре процессов личностного роста выделяют:

- психологические параметры общения, способствующего личностному росту

(Роджерс К.; Сатир В.);

- эффекты личностного роста, отраженные в продуктах деятельности,

особенностях самосознания (Роджерс К., Маслоу А.);

- процедуры группового и диалогового взаимодействия, инициирующие

личностные изменения (Рудестам К.);

- пошаговые психотехнологии переформирования неэффективных привычек

личности (Бэндлер Р., Гринндер Д.);

- структура процессов личностного роста обнаруживается в единицах

анализа психологических школ (Фейдимен Дж., Фрейгер Р.).

Проблема личностного роста - одна из самых сложных и по сути постоянно

актуальных в психологической науке. Так или иначе она затрагивается многими

авторами, причём не всегда в качестве основной исследуемой им проблемы, но

часто в качестве одной из «вторичных» проблем, без разрешения которой

невозможно рассмотрение какого-либо иного интересующего данного автора

вопроса. Практически все работы, связанные с изучением личности человека,

направлены не только на выявление конкретных закономерностей, определенных

изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов

личностного роста. В то же время в психологии до сих пор остаются

недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными

процессуальные характеристики, структура, эволюционные характеристики и

формы изменений, психологические механизмы и движущие силы процесса

личностного роста как формы проявления генеральной линии прогресса в

социальном становлении человека как личности.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что различными

специалистами структура личностного роста описывается не одинаково, при

этом выделение тех или иных составляющих этой структуры зависит от тех

исходных научно-методологических оснований, которых придерживается тот или

иной автор. Однако вследствие единства описываемого предмета различные его

описания не столько входят в противоречие, сколько дополняют друг друга,

отражая своим многообразием многогранность проблемы личностного роста.

Полезной может оказаться некоторая классификация способов

конструирования структуры личностного роста в рамках различных подходов.

Анализ соответствующей литературы позволяет выделить два способа выявления

и задания структуры личностного роста.

Первый способ - рассмотрение структуры личностного роста как ряда

ступеней, на которые подразделяется процесс личностного роста. Одним из

примеров такого подхода является подход В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева,

которые рассматривают личностный рост прежде всего "как реализацию им

универсальности, бесконечности, как становление Человека в индивиде",

разбивая при этом процесс личностного роста на ряд ступеней, задающих

структуру этого процесса, таких как:

1) личностное (целостное),

2) индивидуальное (единично-уникальное),

3) универсальное (родовое) бытие человека, предпосылкой и основой

которых «является душевная жизнь человека, его субъективность».

Другим примером подобного подхода является подход, предлагаемый Д.И.

Фельдштейном. Фельдштейн говорит о поуровневом развитии личности, при этом

уровни развития связываются с социальной позицией человека, которую он

занимает на том или ином этапе онтогенеза, а само развитие личности

происходит в процессе деятельности.

Б. С. Братусь также выделяет уровни развития личности, но уже на

другом основании, а именно в зависимости от "преобладающего способа

отношения к другим людям и соответственно самому себе". Всего выделяется

четыре уровня:

1) эгоцентрический. "Отношение к себе здесь как к единице, самоценности, а

отношение к другим - сугубо потребительское, в зависимости лишь от того,

помогает ли другой личному успеху или нет".

2) группоцентрический. "Человек, стоящий на этом уровне, идентифицирует

себя с какой-либо группой и отношение его к другим людям зависит от того,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.