на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Личностный рост военнослужащих в группе

входят эти другие в его группу или нет."

3) просоциальный (гуманистический). "Для человека, который достигает этого

уровня, отношение к другому уже не определяется только принадлежностью к

определённой группе. За каждым человеком, пусть даже далёким, не входящим

в группу, подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав,

свобод и обязанностей".

4) духовный (эсхатологический). "На этой ступени человек начинает

осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные

существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные,

соотносимые с духовным миром".

В зарубежной психологии подобный подход характерен для А. Маслоу,

который выделяет ступени личностного роста (который применительно к Маслоу

следует понимать как движение человека к достижению самоактуализации) в

соответствии с иерархическими уровнями мотивообразующих потребностей.

Иерархия потребностей по Маслоу включает в себя следующие уровни (от

низшего к высшему):

1) физиологические потребности (жажда, голод и т. д.);

2) потребности безопасности (долговременное выживание и стабильность);

3) потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие);

4) потребности самоуважения (значение, компетентность);

5) потребности самоактуализации (реализация потенциала).

При этом отмечается (хотя и при наличии исключений) необходимость

удовлетворения потребностей, находящихся внизу иерархии, для того, чтобы

мотивирующими стали потребности, лежащие выше.

Второй способ описания структуры личностного роста состоит в выделении

"сквозных" структурообразующих его характеристик, которые присутствуют на

любой стадии процесса роста личности. При этом необходимо различать

ситуацию, когда задаются условия личностного роста, не составляющие, однако

его структуру, и ситуацию, когда задаются такие механизмы и образования,

которые одновременно и являются условиями личностного роста, и составляют

его структуру. Примером первого могут служить предложенные Роджерсом шесть

терапевтических условий личностного роста в процессе психотерапии, такие

как:

1) два человека находятся в психологическом контакте;

2) первый человек, клиент-военнослужащий, находится в состоянии

несоответствия, он уязвим и тревожен;

3) второй человек, психотерапевт, является гармоничным или

интегрированным;

4) психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту;

5) психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы

координат клиента и стремится передать это клиенту;

6) как минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного

понимания и безусловного позитивного внимания терапевта.

Примером может также служить подход Н. Р. Битяновой, которая выделяет

такие составляющие структуры личностного роста, как:

1) самопознание,

2) самопобуждение,

3) программирование профессионального и личностного роста,

4) самореализация.

Этот подход чрезвычайно интересен тем, что задавая структуру

личностного роста военнослужащего как систему механизмов, которые

одновременно осуществляют процесс личностного роста и освоение и

преобразование которых составляет сам процесс личностного роста или, по

крайней мере, неотъемлемую составляющую этого процесса, он позволяет

непосредственно перейти к практическому его осуществлению и разработке

соответствующих практических методик и рекомендаций, что особенно важно в

рамках военной психологии.

Сопоставляя выявленные способы описания структуры личностного роста

военнослужащего, заметим, что первый способ, задавая ступенчатую структуру

личностного роста, необходимо требует дополнения в виде выявления и

описания механизмов восхождения человека по этим ступеням, перехода его с

одной ступени на другую, тогда как второй способ, указывая эти механизмы,

требует выявления качественных изменений, происходящих в процессе

личностного роста, описанием которых занимается первый способ. При этом

первый способ на практике может служить скорее задачам диагностики уровня

развития личности, тогда как второй - задачам организации процесса

личностного роста, построения соответствующих тренингов и программ. Как то,

так и другое чрезвычайно важно для военной психологии и требует более

подробного исследования. Однако, исходя из наличной ситуации в Вооружённых

Силах Российской Федерации, в высшей военной школе более актуальной

является задача организации процесса личностного роста, задача органичного

включения в порядок армейской жизни таких составляющих и условий, которые

бы способствовали его осуществлению, тогда как задача диагностики может

стать более актуальной только после того, как в армии будут обеспечены все

условия и создана структура, способствующая осуществлению личностного роста

военнослужащих, ибо в этом случае диагностика будет не просто давать никому

не нужные данные, а будет способствовать определению комплекса необходимых

мер и условий, которые могли бы помочь данному военнослужащему в

осуществлении личностного роста.

Групповая психотерапия включает в себя большое количество различных

направлений, в которых, в свою очередь, применяется большое количество

различных методов, форм, способов и средств психологического воздействия на

личность. Поэтому военный психолог, организуя групповую

психотерапевтическую работу с военнослужащими, членами их семей, служащими

РА, будет более успешен в своей деятельности, если знает и применяет как

можно большее количество психотерапевтических техник, владеет широким

диапазоном методов. Цель всякой психотерапии - добиться изменений в мыслях,

чувствах и действиях пациента-военнослужащего.

Каждая научная школа, выдвигая свои теоретические гипотезы и развивая

их в процессе экспериментальной проверки, предлагает свои методы и техники

групповой психотерапевтической работы. Необходимо также учитывать тот факт,

что в каждом из множества психологических направлений принята своя

концепция личности, свое представление об элементах психического мира

человека и их взаимосвязи. Соответственно отличаются и нюансы понимания

сути и особенностей процессов личностного развития и роста. Рассмотрим

основные подходы к изучению интересующих нас феноменов – историю

возникновения и развития групповых видов работы по развитию личности.

Современные практики группового движения приспособили многие

традиционные учения к конкретным ситуациям и потребностям клиентов.

Например, группы телесной терапии черпают материал из учений В. Райха;

группы, центрированные на теме, широко пользуются психоаналитическим

мышлением в сочетании с гуманистическими ценностями; группы тренинга умений

соединяют бихевиоризм со сложившимися методами групповой работы.

Поведенческая психотерапия концентрируется в основном на действиях и

пытается влиять непосредственно на поведение военнослужащих. Оно поддаётся

наблюдению, а пациент может дать его конкретное описание. Такая

ограниченность психотерапевтического воздействия оправдывается тем, что

изменение внешнего поведения оказывает влияние и на интрапсихические

процессы: эмоции, установки и когнитивные процессы.

Поведенческая психотерапия основывается на трёх видах научения, ведущих

к овладению нормальным, соответствующим реальности поведением и к

устранению отклонений в поведении:

- посредством достижения обучающимся успеха (оперантное

обусловливание);

- с помощью сигналов (классическое обусловливание);

- посредством наблюдения (научение с помощью подражания модели).

“Научение посредством достижения успеха” означает, что последствия или

результаты какого-либо определённого поведения военнослужащего оказывают

влияние на само поведение. Положительные последствия (например, успех,

вознаграждение или похвала) усиливают данное поведение или повышают его

вероятность. Негативные последствия (неуспех или критика) ослабляют

соответствующее поведение или гасят его.

“Научение с помощью сигналов” означает, что реакция на определённое

событие, на какого-либо индивида или ситуацию переносится на такие же или

подобные ситуации, могущие возникнуть в будущем (“генерализация”).

“Научение посредством наблюдения” также способствует формированию

поведения, особенно социального. Наряду с приспособлением, обусловленным

социокультурным окружением, существует также врождённая готовность к

восприятию “товарищей по виду” (“инстинкт поведения”). Насколько другой

человек в этом смысле выступает как модель, зависит от того, в какой

степени обучающийся индивид-военнослужащий может отождествлять себя с ним и

каких успехов он добивается своим поведением. Психотерапевтические

воздействия, направленные на усиление или ослабление поведения, должны

осуществляться с учётом индивидуальных особенностей пациента.

Способность военного психотерапевта тонко чувствовать, его эмпатия, а

также понимание им пациента - предпосылки эффективного применения

подкрепления в психотерапии.

Программа психотерапии должна также предусматривать, что постепенно

пациент-военнослужащий берет инициативу по проведению упражнений в свои

руки. Пациенту предстоит выполнять упражнения, уже успешно освоенные, и под

руководством психотерапевта, и самостоятельно, вне рамок

психотерапевтических бихевиоральных сессий.

В свете рассматриваемой проблемы наибольший интерес для нас

представляет научение с помощью подражания модели – использование принципов

этого вида научения в группе может быть весьма эффективно.

К. Роджерс способствовал развитию гуманистического направления в

психологии, резко выступая против догматического психоанализа, а также

радикального бихевиоризма, симпатизируя антиавторитарной контркультуре, в

центре которой находится свободное самовыражение и самораскрытие. По

Роджерсу, терапевт, ориентированный на клиента, должен направлять внимание

скорее на взаимодействие членов группы, а не на интрапсихический инсайт,

как того требует психоанализ. Недирективная по характеру психотерапия

способствовала развитию новых подходов к групповой работе.

Психоаналитически ориентированные практики, проводящие индивидуальную

терапию в групповых условиях, в значительной мере не учитывают влияния

группы и не принимают во внимание релевантность данных по исследованиям

групповой динамики. Тем не менее, некоторые известные терапевты (Фоукс,

Байон) приспосабливают выводы экспериментальных исследований по групповой

динамике к фрейдистской психоаналитической концепции. В этих случаях

психотерапевт концентрируется скорее на проблемах группового взаимодействия

и развития группы, а не на патологии участников.

В истории развития психокоррекционных групп особо признается авторитет

К. Левина. Его теория поля считается сердцевиной теории групп. Он

утверждал, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем

изменить каждого из них в отдельности».

В группе каждому отдельному участнику-военнослужащему уделяется меньше

внимания, чем при индивидуальной терапии. Однако, групповая форма работы

имеет ряд неоспоримых преимуществ. Опыт, приобретаемый в специально

организованных группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая

решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа

выступает как общество в миниатюре, отражает внешний мир и добавляет

ингредиент реализма в искусственно созданное взаимодействие.

Виды психокоррекционных групп военнослужащих:

Т-группы. Первые группы тренинга (Т-группы) были основаны К. Левином и

его коллегами, заметившими, что участники групп получают пользу от анализа

собственных групповых переживаний. Лабораторный тренинг предлагает широкий

спектр методов обучения, направленных на развитие межличностных умений и

исследование процессов, происходящих в малых группах. Некоторые Т-группы,

получившие название групп сензитивности, могут иметь целью всестороннее

развитие личности военнослужащих.

Ценности, лежащие в основе Т-групп, включают: ориентацию на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.