на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Личностный рост военнослужащих в группе

руководства. Задача решения проблем личностного роста военнослужащих

является крайне важной.

Тренинг личностного роста военнослужащих:

Общие принципы и программа.

Примером эклектического подхода может служить программа тренинга

личностного роста военнослужащих, методическим обоснованием которой

являются механизмы влияния групповой динамики на личностный рост участников

тренинга в сочетании с индивидуально-ориентированными заданиями

самопознания и самосовершенствования.

Одним из центральных принципов тренинга личностного роста

военнослужащих является принцип доверительности в общении. Для того, чтобы

группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли

друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата

доверия создаются условия для ненормативных и искренних высказываний

участников-военнослужащих по всем обсуждаемым проблемам. Следующий принцип

- принцип равенства позиций, означающий пересмотр отношений между

руководителем занятий и обучаемым. Традиционно руководитель занятия для

военнослужащего выступает в роли некоторого «источника знаний», а его

аудитории отводится роль «губки», эти знания впитывающей. В тренинге

личностного роста руководителю занятий отводится роль не непререкаемого

авторитета, вносящего ясность в любой вопрос, а роль «катализатора»,

способствующего движению группы военнослужащих к цели и участвующего на

равных с другими членами группы во всех упражнениях, играх, дискуссиях.

Осуществлению данного принципа может способствовать специальная организация

группового пространства в ходе проведения занятий.

Важное значение в тренинге личностного роста, имеет принцип «здесь и

теперь». Следование этому принципу связано с ограничениями, которые он

вводит в групповое занятие. Многие военнослужащие стремятся не говорить о

том, что они чувствуют, что думают, так как бояться показаться смешными.

Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться

обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает механизм

«психологической защиты». Основная задача ведущего при реализации этого

принципа - превратить группу военнослужащих в своеобразное зеркало, в

котором каждый смог бы увидеть себя во время своих разнообразных

проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во

время занятий ведущий должен следить за тем, чтобы все говорили только о

том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждали то, что происходит в

группе.

Следующий принцип - принцип персонификации высказываний. Этот принцип

предполагает то, что для более откровенного общения во время занятий каждый

военнослужащий - член группы отказывается от безличной речи, помогающей

скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои

слова.

Принцип искренности в общении предполагает то, что члены группы

военнослужащих говорят только то, что чувствуют и думают по поводу

происходящего, то есть, только правду. Если нет желания говорить искренне и

откровенно, то этот принцип предполагает то, что военнослужащий - член

группы может не высказываться. Этот принцип означает открытое выражение

чувств участников к действиям других и к самому себе.

Принцип обратной связи тесно связан с принципом искренности в общении.

Он обозначает получение информации от военнослужащих - участников тренинга,

о том как они воспринимают поведение других. Такая информация часто

открывает человеку то, что ускользает от его сознания, но очевидно для

окружающих людей. Обратная связь позволяет участникам группы военнослужащих

корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать более оптимальную

стратегию поведения.

Принцип конфиденциальности предполагает то, что все, что происходит во

время занятий ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Члены

группы военнослужащих должны быть уверены в том, что никто не расскажет о

переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятий. Соблюдение

данного принципа помогает военнослужащим быть искренними, способствует

самораскрытию, снимает страх того, что содержание общения в группе может

стать известным другим людям, кроме членов группы.

Принцип активности предполагает реальную включенность членов группы

военнослужащих в работу в любую минуту. Члены группы активно смотрят,

слушают, чувствуют себя, партнера и группу в целом, не замыкаются в себе,

даже если узнали о себе что-то очень не приятное.

Основными методами, которые используются в ходе тренинга личностного

роста с военнослужащими, являются групповая дискуссия, ролевая игра,

психогимнастические упражнения и медитационные упражнения.

Групповая дискуссия - один из ведущих методов. Она представляет собой

непрерывный, не регламентированный обмен мнениями, суждениями между

военнослужащими - членами группы, в ходе которых создается возможность

рефлексии своих неосознанных проблем, внутренних противоречий, являющихся

причинами трудности в общении. Тематика дискуссий в своей основе

подбирается с учетом того, чтобы она погружала участников группы в мир

проблем жизни и деятельности военнослужащих. Вместе с тем, в ходе этой

работы важен не столько результат выработки какой-то итоговой точки зрения

по обсуждаемому вопросу, сколько сам процесс участия, в ходе которого

шлифуется техника коммуникации, подбираются индивидуальные способы

поведения в группе.

Психогимнастика - это игровые психологические упражнения, использование

которых в ходе тренинга носят многоцелевой характер.

Ролевая игра - игровой метод, предметом изучения которого являются

закономерности межличностного общения военнослужащих. Каждому из

участвующих в ролевой игре военнослужащих предлагается исполнить роль в

соответствии с их собственными представлениями о характере и манере

поведения персонажа, а также ситуацию, которую предлагается разыграть по

ролям. При этом остальные участники тренинга выступают в качестве зрителей

- экспертов, которым предстоит обсудить, кто был достоверней, чья линия

поведения была более верной (адекватной), кто был убедительней. После

розыгрывания сюжета проводится обсуждение увиденного (реализованного в

игровой форме решения ситуации).

Особое место в программе тренинга личностного роста отводится

индивидуально-ориентированным заданиям самопознания и

самосовершенствования.

Главной целью ТЛР является развитие личностных способностей или

преодоления трудностей личностного роста военнослужащих. Ход развития

личностных способностей или преодоления трудностей личностного роста в

процессе ТЛР происходит в условиях процесса обучения, представляющего собой

особым образом организованную деятельность, своеобразную форму

систематического сотрудничества в рамках тренинга между его руководителем -

военным психологом и военнослужащими - участниками группы, сотрудничества,

в процессе которого происходит рост личности с помощью и при участии

руководителя и всей группы в целом.

Этим своеобразным сотрудничеством между участниками тренинга и его

руководителем, которое является центральным моментом в обучении в процессе

тренинга наряду с тем, что воздействия производятся как со стороны

руководителя тренинга так и группы военнослужащих на каждого участника в

отдельности в определенной системе, объясняется быстрое развитие

неспонтанных личностных способностей (способностей, которые получают

развитие в ходе обучения в тренинге) и то, что уровень их развития

выступает как «зона ближайших возможностей» в отношении житейских

(спонтанных) способностей (те способности, которые присутствуют в опыте),

проторяя им путь. Следовательно, использование житейских способностей,

которыми военнослужащий - участник группы спонтанно овладевает с помощью

своего жизненного опыта, соответствует уровню его актуального развития, а

использование неспонтанных личностных способностей, которыми он овладевает

в процессе обучения в тренинге с помощью руководителя группы и других

участников, совместно с ними - зоне его ближайшего развития.

Можно сказать, что на начальных стадиях ТЛР участники-военнослужащие

как бы делятся на две неравные части: первая часть - это те, которые

поверили, что именно то, что они делают на занятиях, и есть то главное,

ради чего они все собрались, то есть принимают объявленные руководителем

цели, и вторая часть (их меньшинство) - это те участники, которые

подозревают наличие другой цели у руководителя. У второй части участников

ломка стереотипов, представлений о процессе обучения идет более болезненно

и медленнее. Они более ориентированы на внешние атрибуты обучения, не

понимают происходящего, выплескивают агрессию на “неумелого” ведущего и на

других членов группы военнослужащих, особенно позитивно оценивающих данную

форму обучения, требуют от ведущего заняться делом и руководить занятием

должным образом.

Вместе с тем, усвоив правила группы, они выражают накопившуюся

неудовлетворенность в виде обратной связи, давая свое видение

происходящего. Тем самым они втягиваются в процесс обсуждения и стимулируют

более открытую коммуникацию других членов группы военнослужащих.

Первая часть участников-военнослужащих, которая более легко смогла

найти конструктивное и рациональное зерно в тренинге, открыто и

заинтересованно участвует во всех упражнениях. Значимыми психологическими

характеристиками для этой части участников является потребность в раскрытии

своего личного потенциала, желание поделиться своей доброжелательностью,

отзывчивостью.

Существенной на данных стадиях тренинга является способность

руководителя не обращать внимание на агрессивность отдельных участников,

резкость их высказываний, его умение проявить в этой ситуации терпимость,

понимание и доброжелательность. Это поощряет участников-военнослужащих на

еще более смелое поведение в группе, способствует укреплению доверия, а

значит, и обсуждению личностно значимых, актуальных проблем. Ведущий

продолжает наращивать усилия по развитию климата максимального

психологического доверия. Группа военнослужащих постепенно входит в фазу

устойчивой работоспособности. Показателем этого служит то, что участники

больше не апеллируют то и дело к ведущему, требуя руководящей деятельности

или подсказки, как им поступить или отреагировать в той или иной ситуации.

Группа военнослужащих уже соглашается видеть в ведущем рядового участника

тренинга. На этой стадии осуществляется “ломка фасадов”, “снятие масок”. То

есть на фоне выросшей доверительности в общении участники-военнослужащие

контактируют друг с другом по поводу личностно значимых проблем,

высказывают свои подлинные мысли и описывают подлинные чувства. Такая

перемена среди участников связана с тем, что группа военнослужащих уже

сложилась в некую общность со своей структурой взаимоотношений, симпатиями

и антипатиями, эмоциональными и интеллектуальными связями. Проявились

некоторые общие для группы характеристики, разделяемые и осознаваемые всеми

ее членами. Это выработанные в ходе занятий собственные нормы отношений

(стиль общения, способы оказания психологической поддержки, порядок

обсуждения проблемы) и групповые ценности. Чем дальше идет процесс в группе

военнослужащих, тем больше бросается в глаза появление новых оттенков в

стиле общения: высокая степень предусмотрительности и внимания друг к

другу.

Трудно рассчитывать на глубокие и при этом одинаковые личностные

изменения членов группы военнослужащих после одного тренинга, но тем не

менее происходит смена внутренних установок участников, расширяются их

знания и появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Тренинг позволяет снимать стереотипы и решать личностные проблемы

участников, формировать и развивать новые личностные способности, что ведет

к повышению степени самоактуализации, к личностному росту военнослужащих; и

повышения эти носят индивидуальный характер.

Занятия по программе ТЛР были проведены с курсантами Военного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.