на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Личностный рост военнослужащих в группе

Университета и студентами-курсантами, обучающимися на военной кафедре ФВО

при МГУ им. М. В. Ломоносова и проходящими военные сборы. Программа

включает шесть занятий. Начало тренинга предполагает знакомство и

определение правил жизни группы. В процедуре знакомства каждому участнику

предлагалось представить группе 5-10 своих лучших качеств. Целью этой

процедуры являлось усиление внимания к каждому участнику, к его способу

самопредъявления. В итоге преодолевалась формализация общения, люди

становились более внимательными друг к другу.

Первое занятие «Психодиагностика уровня развития личности». Его

основной целью являлось прояснение «Я-концепции» и выявление уровня её

сформированности. Одним из основных упражнений этого занятия служила

дискуссия. Предварительно перед каждым курсантом стояла задача определить

из предложенных качеств самые важные по значимости для офицера. К всеобщему

удивлению, мнения курсантов разошлись. Далее предлагалась дискуссия с целью

прийти к единому мнению. С одной стороны, эта дискуссия являлась способом

активизации группы; с другой стороны, самопознанием благодаря пониманию

каждым своей роли в обсуждении. Важным приобретением этой ступени является

признание за собой права испытывать и выражать свои чувства. Легализуя свои

чувства и желания, человек узнаёт о направленности своей личности, что

является необходимой предпосылкой личностного роста.

Второе занятие направлено на прояснение ценностей. В основной части

этого занятия ведущий, например, предлагал каждому участнику изобразить

свой герб и придумать свой девиз. Изображение личного герба заставляет

сконцентрироваться на собственных ценностях, на том, что человек считает

самым важным для себя. Таким образом, это упражнение предполагает как

самопознание так и познание других.

Если предыдущее занятие было направлено на прояснение ценностей, то

следующее - на прояснение жизненных целей и разработку личных жизненных

планов курсантами, а также обретение уверенности в досягаемости

направленных задач. Для этого руководитель предлагает оценить текущую

жизненную ситуацию в таких сферах как служба, экономическое развитие,

семейная жизнь, физическое и психическое состояние и др. Оценивая

удовлетворённость своим нынешним положением, курсанты строят жизненный план

так, чтобы их деятельность разворачивалась в направлении ведущих смысловых

образований (приоритетных целей). В ходе тренинга сначала каждый участник

осознаёт свои цели, факторы, препятствующие и помогающие их достижению,

затем - обсуждение, где каждый высказывается о факторах успеха.

Следующее занятие тренинга направлено на развитие уверенности в себе и

коррекцию агрессивных форм поведения. Занятие предполагало развитие умения

выбирать эффективную стратегию в любой ситуации, умение выявить в своей

личности сильные стороны и опираться на них. Одно из упражнений этого этапа

направлено на глубокий анализ «слабых сторон» личности каждого участника.

Задачей является не вскрытие отрицательных черт характера, а тех

образований, которые являются причинами конфликта в тех или иных ситуациях.

Важным требованием является принятие участника таким, какой он есть.

Пятое занятие направлено на выявление и развитие творческого

потенциала личности. Этот этап характеризуется попыткой сформировать

творческое отношение ко всему происходящему. Например, ведущий раздавал

участникам карточки со словами, предлагая мимикой и пантомимикой выразить

это слово. Все остальные участники при этом пытаются угадать значение

слова.

Целью шестого занятия являлось развитие умения преодолевать сложные

жизненные ситуации и разрешать внутренние конфликты. В ходе этого этапа

человек осознаёт переживание критической ситуации как уникальный и полезный

жизненный опыт.

Таким образом, ТЛР представляет собой форму взаимодействия, в

результате которой человек познаёт себя, расширяются его представления о

своих возможностях, раскрывается творческий потенциал, ведущие жизненные

ценности, появляется уверенность в собственной позиции, что в конечном

итоге ведет к развитию личностных способностей, к личностному росту

военнослужащего.

В следующей главе мы подробно рассмотрим результаты одного из

проведенных тренингов личностного роста.

Глава третья.

Эмпирическое исследование личностного роста в группе.

Для проверки эффективности программы ТЛР в исследовании был проведен

формирующий эксперимент. Основной гипотезой формирующего эксперимента

являлось предположение, что в результате обучения курсантов по предложенной

программе ТЛР в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, можно

получить значительные изменения конкретных характеристик самоактуализации,

являющейся основным структурным компонентом личного роста.

Исходя из основной гипотезы, была сформулирована одна частная

гипотеза: повышение степени самоактуализации личности может проявиться в

значимом изменении в экспериментальной группе курсантов по сравнению с

контрольной таких параметров, как способность ориентации во времени;

независимость ценностей и поведения от воздействия извне; гибкость в

реализации ценностей; способность отдавать себе отчет в своих потребностях

и чувствах; способность ценить свои достоинства, принимать себя таким, как

есть; способность к целостному восприятию мира; стремлению к приобретению

знаний об окружающем мире, творчеству, что может быть зафиксировано

методикой “Самоактуализационный тест”.

Эксперимент проводился на материале одной экспериментальной и одной

контрольной группы. Численность экспериментальной группы составила 12

человек. Участники тренинга являлись курсантами 3 курса Военного

университета, в возрасте 20-21 года. Контрольная группа (12 человек) была

составлена также из курсантов Военного университета 3 курса, специальность

культурология, возраст 20-21 год.

Для измерения изменений качественных характеристик личностного роста,

возникающих в результате воздействия ТЛР использовалась “объективная”

методика - “Самоактуализационный тест”; тест использовался дважды - в

начале и после окончания тренинга.

Временные интервалы между замерами составили 1,5 месяца. Контрольная

группа участвовала в эксперименте для учета возможного влияния факторов

“естественного развития”.

“Самоактуализационный тест” (САТ) является адаптированным для России

на кафедре социальной психологии МГУ вариантом теста РОI (Pesronal

Opiention Inuentory), измеряющий самоактуализацию как многомерную величину.

САТ построен по тому же принципу, что и РОI, но состоит из 126

пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или

поведенческого характера и позволяет зарегистрировать два базовых и уже

двенадцать дополнительных параметров самоактуализации. Сами шкалы, или,

иначе говоря, составляющие самоактуализации характеризуют основные

жизненные сферы самоактуализирующейся личности.

Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они

независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих

пунктов. Двенадцать дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в

каждом. Каждый пункт теста входит в одну и более дополнительных шкал и, как

правило, в одну базовую.

САТ применялся в исследовании в брошюрном варианте с использованием

регистрационных листов и профильных бланков. При обработке результатов

тестирования подсчет “сырых” балов, полученных испытуемыми, осуществлялся с

помощью ключей к методике. Каждый ответ обследованного, совпадающий с

вариантом, указанным в ключах, оценивался в 1 балл. Затем подсчитывалась

сумма баллов, набранных испытуемыми по каждой шкале. Эти значения были

нанесены на профильные бланки, после чего строились тестовые профили

обследуемых. Интерпретация результатов обследования производится в

соответствии с описанием шкал САТ.

Проанализируем полученные данные.

Данные по шкалам у разных испытуемых (как в экспериментальной, так и в

контрольной группах) весьма варьируются. Однако, если представить себе

гипотетического “среднего” члена экспериментальной и контрольной групп, то

есть воспользоваться средними показателями по этим двум группам для каждой

серии замеров, то можно выявить определенную тенденцию, которая четко

прослеживается в приведенной ниже Таблице 1.

Таблица 1.

[pic]

Из этой таблицы видна четкая тенденция повышения результатов.

Если в 1 серии результаты по таким шкалам как Tc, Sav, Sy,Sr, Nc, Cog

были ниже статической и психической нормы (далее нормы), то во 2 серии были

показаны в ее пределах.

Особо хочется выделить повышение, хотя в некоторых случаях и

незначительные, но показывающие произошедшие изменения, во 2 серии по

шкалам: Tc, I, Sav, Ex, Sr, Sa, Sy, Cr. Эта тенденция позволяет по меньшей

мере предположить, что для участников тренинга увеличивается субъективная

значимость видеть свою жизнь целостной; быть независимым в своих поступках,

стремиться руководствоваться в жизни собственными целями; разделять

ценности, присущие самоактуализирующейся личности; быть гибким в реализации

своих ценностей в поведении; уважения себя; принятия себя таким как есть;

целостного восприятия мира и людей; творческой направленности.

Результаты по шкалам Fr, S, A,C в 1 серии находились в пределах нормы,

а во 2 серии было зафиксировано их незначительное повышение.

В контрольной группе военнослужащих значимых изменений по шкалам не

обнаружено.

Как уже говорилось, данные по шкалам у разных испытуемых весьма

варьируются. Ведь каждый участник входит в группу со своим уровнем

развития, он имеет различную “скорость продвижения”. К тому же ТЛР несет в

себе диагностическую нагрузку. Каждый участник-военнослужащий сам

определяет свою проблему и решает ее в ходе участия в тренинге.

Таким образом, курсанты-участники ТЛР по сравнению с курсантами -

участниками контрольной группы и с уровнем оценивания до занятий по

программе ТЛР демонстрируют тенденцию в сторону повышения результатов по

шкалам как базовым так и дополнительным, ориентированным на регистрацию как

глобальных характеристик самоактуализации (базовые шкалы) так и на

регистрацию отдельных ее аспектов (дополнительные шкалы). Но результаты эти

индивидуальны для каждого участника ТЛР. Для одних повышение произошло по

отдельной шкале, для других - нет. Для одних произошли значительные

изменения , для других - незначительные.

Таким образом, занятия по программе ТЛР позволяют осуществить

повышение степени самоактуализации по предложенным в методике САТ

параметрам, но повышения эти носят индивидуальный характер.

Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие личностные изменения

членов группы военнослужащих после одного тренинга, но тем не менее

происходит смена внутренних установок участников, расширяются их знания и

появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Тренинг

позволяет снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников, что

ведет к повышению степени самоактуализации, к личностному росту

военнослужащих.

Заключение.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Методологические вопросы и прикладные задачи личностного роста составляют

одну из центральных проблем современной психологической науки. При этом нет

единства мнений относительно того, что образует структуру личностного

роста. Теоретическое и терминологическое разнообразие в исследованиях этого

процесса приводит к необходимости выявления его онтологических

представлений как особого самодеятельного образования.

Проведенный анализ структуры личностного роста курсанта ввуза

свидетельствует о том, что уровень его сформированности во многом

определяет возможность самореализации курсанта, а следовательно, и его

профессиональную пригодность. Это позволяет сделать вывод о том, что

личностный рост является важным процессом, определяющим профессиональную

успешность деятельности курсанта по овладению будущей профессией.

Существующая система подготовки будущих офицеров к службе осуществляется в

основном как теоретическая и не обеспечивает автоматического роста личности

и даже не учитывает вопросы личностного роста. Эффективным средством

развития личности будущих офицеров является ТЛР, который обеспечивает

позитивные изменения характеристик самоактуализирующейся личности,

являющихся индикаторами личностного роста.

ТЛР - форма обучения, представляющая собой особым образом организованное

взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие,

направленное на развитие личности, способствующее личностному росту

военнослужащего и максимальному использованию своего потенциала в жизни и

служебной карьере.

Сущность деятельности руководителя тренинга состоит в организации

познавательной деятельности военнослужащих - участников тренинга,

направленная на анализ внешних действий (организованного взаимодействия) с

тем , чтобы исследовать умственную (внутреннюю) деятельность, которая,

предшествуя этой внешней, осуществлялась в свернутом виде и определила ее

(внешней деятельности) характер и содержание. Будучи объективированы,

мыслительные процессы участников ТЛР становятся доступными для анализа.

Предложенные в качестве критериев личностного роста характеристики

самоактуализации личности соответствуют задаче измерения изменений

параметров личностного роста как результата воздействия ТЛР.

Целесообразно внедрить ТЛР в практику профессиональной подготовки

офицерских кадров как средство личностного развития.

Список литературы:

Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: "REFL-book", 1994.

Битянова Н. Р. Психология личностного роста. М.: Международная

педагогическая академия, 1995.

Битянова Н. Р. Психологические проблемы саморазвития. М.: Флинта, 1998.

Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.:

Социально-психологический центр, 1996.

Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники:

Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 1999.

Военная психология и педагогика: Учебное пособие/ под ред. П. А.

Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского/ М.: Изд-во "Совершенство",

1998.

Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое

пособие. В 2-х ч. М.: ВУ,1998

Гаджиева Н. М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы

самосовершенствования: тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга,

1998.

Девятко В. И. Социально-психологический тренинг как средство

компетентности в общении молодых офицеров с подчиненными: Дисс. канд.

психол. наук. М., 1990.

Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ,

1985.

Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В. В. М.: Новая

школа, 1994.

Иванова Л. Н. Психотехника личностного профессионально-значимого роста

: Дис. канд. психол. наук. М., 1996.

Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. 2-е

изд., доп. и перераб. М.: Высш. шк., 1997.

Курс военной психологии (под ред. Железняка, Съедина, Феденко) ч.1. М:

ГА ВС, 1993.

Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую

практику. СПб.: Б.С.К., 1998.

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.

Морено. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994.

Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь./ Принцип развития

в психологии. Под ред. Анцыферовой Л. И./ М.: Наука. 1978.

Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуации в социально-

психологическом тренинге. Киров, 1995.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая

фирма "Класс", 1994.

Немиринский О. В. Терапевтическая динамика группы как развертывание

процесса личностного роста: Дис. канд. психол. наук. М., 1996.

Немиринский О. В. Личностный рост в терапевтической группе. М., 1999.

Петровская Л. В. Теоретические и методические проблемы социально-

психологического тренинга. М.: МГУ, 1982.

Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной

психологии// Вопр. психологии. 1987. N4.

Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986.

Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. М.: Российское

педагогическое агентство, 1995.

Психологический словарь. М.: 1996.

Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т./ Под ред. Д. Я.

Райгородского. Самара: Изд. дом "Бахрах", 1998.

Психотерапевтическая энциклопедия./ под ред. Карвасарского Б. Д. СПб:

Питер Ком, 1998.

Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом.

М.: Прогресс, 1993.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:

Издательская группа ”Прогресс”, “Универс”, 1994.

Роджерс К. О групповой психотерапии. М.: Гиль Эстель, 1993.

Романенко О. К. Практическая гештальттерапия. М.: Фолиум, 1995.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и

практика. М.: Прогресс, 1999.

Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПБ.: Социально-

психологический центр,1996.

Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно ориентированной

психологии: В 2 т. М.: ”Три Л”, 1996.

Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Мн.: Изд.

В. П. Ильин, 1998.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.