на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие ПЛ в послевоенный период

В отличие от РГБ-Н буи РГБ-НМ были в 3,5 раза легче, имели гидрофон более

высокой чувствительности, удлиненный кабель-трос до 100 м (вместо 20 м).

Малый вес и габариты буев позволяли самолетам (вертолетам) брать их на борт

в большем количестве и тем обеспечивать противолодочное обследование водной

среды на значительно большей площади. Получила дальнейшее развитие и

бортовая приемная аппаратура в части автоматизации обработки результатов

наблюдения за радиогидроакустической обстановкой в районе.

РГБ применялись для поиска ПЛ в ограниченном районе моря при потере

визуального или радиолокационного контакта с ними, для контрольного поиска

ПЛ и при поиске ПЛ авиацией по вызову, для поиска ПЛ на противолодочных

рубежах и поддержания контакта с обнаруженной ПЛ, определения направления

ее движения, а также контроля результатов атаки.

Параллельно с развитием авиационных РГБ шло создание вертолетной

опускаемой гидроакустической станции (ОГАС АГ-19). Ею первоначально

вооружались вертолеты Ми-4 и Ка-15. Вначале АГ-19 предназначалась для

поиска ПЛ в подводном положении в режиме шумопеленгования. В последующем на

ее основе были разработаны и приняты на вооружение новые ОГАС: ВГС-2 и ОКА-

2, которые работали в двух режимах: шумопеленгования (ШП) и эхопеленгования

(ЭХО). Кроме того, у этих ОГАС был существенно расширен спектр принимаемых

звуковых частот, увеличены длина кабель-троса, дальность обнаружения ПЛ и

надежность поиска. Дальность обнаружения ПЛ в зависимости от

гидрологических условий моря достигла 3-4 км. Противолодочная авиация стала

широко применять и магнитометрическую аппаратуру, которая позволяет

обнаруживать подводные лодки, находящиеся в подводном положении и подо

льдом, по аномалии магнитного поля Земли, вызванной присутствием ПЛ в

данной точке. Были разработаны и приняты на вооружение в 1950 г.

авиационные поисковые магнитометры -АПМ-50, а в 1960 г. - АПМ-60, имеющий в

сравнении с АПМ-50 более высокую чувствительность и большую дальность

обнаружения ПЛ. Дальность обнаружения ПЛ по магнитометру, в зависимости от

ее магнитного момента, курса и курсового угла выхода самолета на нее,

равняется 400-700 м. Ширина полосы, просматриваемая магнитометром, зависит

от дальности его действия, глубины погружения ПЛ и высоты полета самолета и

составляет 700-1200 м.

4. Оружие для уничтожения, поражения ПЛ

Серьезной проблемой являлась разработка оружия для уничтожения

(поражения) ПЛ, находящейся в подводном положении. Опыт боевой подготовки

ПЛА показал малую эффективность противолодочных авиационных бомб. Поэтому

усилия ученых и специалистов были направлены на создание противолодочных

самонаводящихся торпед.

Качественный скачок в повышении боевых возможностей ПЛА произошел с

поступлением в 1962 г. на вооружение циркулирующей самонаводящейся торпеды

АТ-1. Она имела дальность хода 5000 м, радиус циркуляции 50-60 м, а

скорость 27 уз. Эта торпеда могла поражать цель на глубине 200 м. Дальность

самонаведения системы доходила до 500 м. В то же время в разработке

находились новые образцы авиационных технических средств поиска

(обнаружения) подводных лодок и боевых средств поражения.

В середине 60-х годов в США шла полным ходом программа строительства

атомных ПЛ, вооруженных баллистическими ракетами Поларис. На вооружении они

уже имели до 30 пларб, из которых часть находилась в назначенных районах

боевого патрулирования в 15-минутной готовности к нанесению ракетно-ядерных

ударов по военно-промышленным и административным центрам нашей страны. В

этих условиях сложившаяся военно-политическая обстановка выдвигала перед

ВМФ новую проблему - проблему борьбы с пларб с целью предотвращения ракетно-

ядерных ударов из-под воды по нашей стране. Появилась необходимость

коренного изменения существовавшей в конце 50-х - начале 60-х годов на

флотах практики применения разнородных противолодочных сил и создания в

короткие сроки системы ведения боевых действий против пларб в новых

условиях.

С этой целью в 1963 г. в Военно-морской академии была создана кафедра

Тактика противолодочных сил, которая под руководством ее начальника контр-

адмирала Б.Ф. Петрова разработала в 1964 г. теорию борьбы с ПЛ противника в

новых условиях. На авиационных кафедрах академии разработке тактики

противолодочной авиации при самостоятельных ее действиях много внимания

уделяли доктора военно-морских наук профессора И.Е. Гаврилов,

Н.М. Лаврентьев, В.И. Раков.

По мере увеличения в составе флотов стран НАТО числа пларб главной

задачей ПЛА становится борьба с ними. В этой связи резко повышается роль и

значение ПЛА, способной осуществлять эффективную борьбу с подводной лодкой

противника. Основным методом применения сил ПЛА, предназначенных для борьбы

с пларб, становится активный поиск в выявленных предполагаемых районах их

боевого патрулирования. С этой целью в 1964 г. на всех флотах была введена

боевая служба как принципиально новая форма обеспечения высокой боевой

готовности сил ВМФ в мирное время.

В новых условиях основной задачей ПЛА стал поиск, слежение и

уничтожение пларб противника в море и океане самостоятельно и во

взаимодействии с другими родами противолодочных сил и другими силами ВМФ.

Основная причина сложности выполнения этой задачи - отсутствие в начальный

период необходимого количества противолодочных самолетов, которые

удовлетворяли бы требованиям эффективного выполнения задачи.

В период 60-х годов большой вклад в развитие ПЛА внесли ученые,

конструкторы, инженерно-технические работники, рабочие авиаконструкторских

бюро Бериева, Ильюшина, Туполева, Миля, Камова, научно-исследовательских

учреждений и предприятий военно-промышленного комплекса. Они быстро

реагировали на требования практики и создали в короткие сроки первоклассные

противолодочные самолеты и вертолеты, более совершенные противолодочные

средства поиска, слежения и поражения подводных лодок. При этом если раньше

основное внимание уделялось характеристикам самолета (вертолета) как

носителя противолодочных средств, а все, что обеспечивало его

функционирование, т.е. средства борьбы с подводными лодками, считалось

второстепенным, то теперь каждый тип противолодочного самолета (вертолета)

проектировался и строился промышленностью как единый авиационный

противолодочный комплекс (АПЛК). Комплекс представлял собою

специализированную совокупность носителя и всех средств, обеспечивающих

выполнение противолодочных задач в соответствии с предназначением от взлета

до посадки. АПЛК именовались по названию самолета.

|[pic] |

|Противолодочный |

|самолет-амфибия |

|Бе-12 |

Первый авиационный противолодочный комплекс специальной постройки Бе-

12 был создан Г.М. Бериевым и поступил на вооружение ПЛА в 1960 г. Он

предназначался для борьбы с многоцелевыми подводными лодками в зонах

противолодочной обороны (ПЛО) военно-морских баз (ВМБ) и для

противолодочного обеспечения соединений боевых кораблей и конвоев. Это был

оригинальный самолет-амфибия, способный осуществлять полеты с сухопутных и

гидроаэродромов. Взлетный вес Бе-12 составлял 35 т, боевая нагрузка

равнялась 3000 кг. Он мог осуществлять полеты с крейсерской скоростью 400-

500 км/ч на дальность до 3300 км на высоте 8000 м. Его тактический радиус

действия при времени патрулирования 2-3 ч в районе поиска составлял 800-

600 км. АПЛК Бе-12 имел поисково-прицельную систему Баку, которая была

заменена в конце 60-х годов более совершенной, высоконадежной,

быстродействующей системой ?Сирень+.

В поисковом варианте Бе-12 брал на борт до 90 радиогидроакустических

буев РГБ-НМ, а в поисково-ударном - 24 РГБ-НМ и одну торпеду АТ-1. В

ударном варианте он вооружался тремя торпедами того же типа. В поисково-

прицельную систему комплекса входила также магнитометрическая аппаратура

АПМ-60. АПЛК Бе-12 за один вылет, в зависимости от варианта боевой

нагрузки, был способен обследовать площадь акватории (постановкой поля

радиогидроакустических буев) 5000-6000 км2, или осуществлять поиск на

противолодочном рубеже из барьера буев протяженностью 120-140 км, или

следить за обнаруженной ПЛ со средним временем 2-3 ч и навести корабельную

поисково-ударную группу (КПУГ), передав ей контакт с обнаруженной целью;

поразить подводную лодку одной-тремя торпедами.

Первым АПЛК специальной постройки для борьбы с пларб, вооруженных

баллистическими ракетами типа Поларис, стал Ил-38, созданный в 1962 г. под

руководством авиаконструктора С.В. Ильюшина.

АПЛК Ил-38 имел автоматизированную поисково-прицельную систему

?Беркут+, функционально связанную с автопилотом, бортовой РЛС, самолетно-

индикаторным устройством, контролирующим работу РГБ. Этот комплекс имел

взлетный вес 66 т, диапазон скоростей от 350 до 650 км/ч; дальность полета

составляла 7000 км, продолжительность полета ? 12 ч. Его тактический радиус

при времени патрулирования в районе 4 часов равнялся 2000 км.

Поисково-прицельная система обеспечивала комплексное применение РГБ

трех типов: пассивного ненаправленного действия, пассивного направленного

действия и пассивно-активного действия. Благодаря этому экипаж самолета

получил возможность определять не только зону нахождения ПЛ, обнаруженной

буем, но и направление на нее и ее место с необходимой точностью. Комплект

первого типа состоял из 24 фиксированных по частоте РГБ, второго типа - из

10 и третьего - из 4-х буев. АПЛК Ил-38 в поисково-ударном варианте брал на

борт 124 РГБ-I, 10 РГБ-II, 4 РГБ-III и 2 торпеды АТ-2. Торпеда АТ-2 имела

скорость хода 40 уз, систему самонаведения до 1000 м, а также высокую

надежность действия и помехоустойчивость.

АПЛК Ил-38 был способен обследовать площадь акватории 10-12 тыс.км2

осуществлять поиск на противолодочном рубеже протяженностью 140 км или

слежение за ПЛ в течение 5-6 ч, навести корабельную поисково-ударную группу

(КПУГ) и передать ей контакт с ПЛ, поразить ПЛ торпедами с высокой

вероятностью.

С увеличением дальности полета баллистических ракет, установленных на

атомных ПЛ, до 3700-4600 км в 1970 г. на вооружение ПЛА был принят АПЛК Ту-

142, разработанный в КБ под руководством А.Н. Туполева. Противолодочное

вооружение Ту-142 было аналогично АПЛК Ил-38. Ту-142 имел взлетный вес

182 т, боевая нагрузка составляла 9000 кг, дальность полета ?12 тыс.км,

продолжительность полета ? 14 ч, а тактический радиус при времени

патрулирования 4 ч составлял 4000 км.

АПЛК Ту-142 значительно повысил роль ПЛА ВМФ в решении задач поиска,

слежения и уничтожения пларб в удаленных районах океанских театров военных

действий. В поисково-ударном варианте Ту-142 был способен обследовать

площадь акватории в 12-16 тыс.км или осуществлять непрерывное слежение за

обнаруженной ПЛ в течение 6-8 ч и поразить цель тремя торпедами с высокой

вероятностью.

При разработке авиационных противолодочных средств поиска и поражения

ПЛ учеными большое внимание уделялось развитию средств навигации и связи.

Средства навигации разрабатывались в трех системах: системе дальней

навигации, тактической системе и системе радионавигации. Первая

предназначалась для выведения самолета в район поиска, она имела полную

автономность и абсолютную помехоустойчивость. Однако она позволяла

осуществлять полеты с невысокой точностью определения своего места. Ошибка

через каждый час полета увеличивалась на 4-5 км.

Тактическая система практически не зависела от продолжительности

полета, для дальней навигации служила ортодромическая система координат.

Она обеспечивала определение места самолета со средней квадратической

ошибкой не более 0,5 км. Тактическая система навигации обеспечивала

автоматическое графическое изображение пути самолета и выдачу координат

относительно определенного пункта. Она обеспечивала выдачу пеленга и

расстояния до любого избираемого пункта. Третья система - радионавигации -

обеспечивала теми же данными летчиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.