на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие ПЛ в послевоенный период

Средства связи ПЛА разрабатывались, согласно требованиям обеспечения

непрерывной связи с командным пунктом на полный радиус действия самолетов,

а также с противолодочными надводными кораблями и подводными лодками.

Первые два требования обеспечивались на удалениях до 2000 км относительно

успешно.

С поступлением на вооружение АПЛК Ту-142 приступили к разработке

средств для сверхдальней связи с использованием искусственных спутников

Земли. Значительно сложней обстояло дело с разработкой средств прямой связи

противолодочных самолетов с погруженной подводной лодкой. Отсутствие такой

связи усложняло возможности организации взаимодействия ПЛА с

противолодочными подводными лодками.

С принятием на вооружение противолодочной авиации АПЛК Ил-38 и Ту-142

произошел коренной перелом в процессе подготовки частей ПЛА. Необходимо

было в полетах использовать весь комплекс технических средств поиска ПЛ и

противолодочного оружия в любой тактической и метеорологической обстановке.

Для обеспечения такой подготовки разрабатывалась и внедрялась в частях ПЛА

различная тренажерная и имитационная аппаратура. Созданные промышленностью

тренажеры имитировали (весьма близко к реальным условиям) поиск,

обнаружение, слежение и нанесение удара по ПЛ, наведение КПУГ и передачу ей

контакта. На тренажере почти полностью воспроизводилась типовая

последовательность действий экипажа АПЛК с использованием поисковой

радиогидроакустической системы, вертолетной опускаемой гидроакустической

станции, магнитометрической аппаратуры и противолодочного оружия.

Достоинства тренажера трудно переоценить в условиях существующего в 60-е

годы жесткого лимита летного ресурса и расхода РГБ.

В целом следует отметить, что в подготовке высококвалифицированных

авиаторов-противолодочников значительную роль сыграли авиационный факультет

Военно-морской академии, Летно-тактический центр авиации ВМФ и Высшие

офицерские классы ВМФ.

Свидетельством повышения летного мастерства и оперативно-тактической

подготовки частей ПЛА явилось ежегодное возрастание количества обнаружений

атомных ПЛ, сокращение числа вылетов на одно обнаружение ПЛ и снижение

среднечасового расхода буев, повышение средней продолжительности слежения

за обнаруженными атомными ПЛ при несении боевой службы.

В целом 50-60-е годы явились важным этапом в развитии летных

характеристик самолетов и вертолетов ПЛА, совершенствовании технических

возможностей авиационных средств поиска и поражения ПЛ, что обеспечило

существенное расширение боевых возможностей ПЛА в решении всех свойственных

ей задач.

В связи с увеличением во флотах различных стран количества ударных

авианосцев, значительным усилением их противовоздушной обороны бомбовые и

торпедные авиационные удары по авианосным ударным группам стали мало

эффективными.

Для успешной борьбы с авианосными ударными группами (АУГ) была создана

морская ракетоносная авиация (МРА). Период формирования частей МРА начался

в 1954 г. К 1959 г. авиация флота в основном закончила перевооружение на

новую авиационную технику.

МРА стала представлять принципиально новый род авиации ВМФ. Носителями

ракет являются конструкции А.Н. Туполева. Сначала был принят на вооружение

дальний четырехмоторный бомбардировщик Ту-4, который брал на борт две

крылатые ракеты КС, имел аппаратуру поиска цели и наведения ракет, которая

обеспечивала применение ракет с дальности 60-70 км. Во второй половине 50-х

годов Ту-4 сменил реактивный самолет-ракетоносец Ту-16. Он брал на борт

также две крылатые ракеты КС, дальность пуска которых по морской цели была

доведена до 80 км. Самолет-ракетоносец Ту-16 находился на вооружении до

конца 80-х годов. На смену ему пришел новый ракетный комплекс Ту-22М.

Основным преимуществом этих авиационных комплексов явилась возможность

производить пуски ракет с больших дальностей и поражать цели с высокой

вероятностью без вхождения самолетов-носителей ракет в зону действия

зенитной артиллерии корабельных группировок.

|[pic] |

|Стратегический ракетоносец |

|Ту-16 |

В 1960 г. на вооружение МРА был принят ракетный комплекс Ту-16К-10,

предназначенный главным образом для уничтожения крупных надводных кораблей

водоизмещением 10 000 т и более. В состав его входили носитель Ту-16 и одна

ракета К-10. Крейсерская скорость носителя составляла 780-800 км/ч. Для

управления ракетой на самолете была установлена специальная

радиолокационная станция.

Ракета отцеплялась от самолета на дальности 300-280 км от цели, могла

идти переменным профилем полета со сверхзвуковой скоростью. После пуска

ракеты носитель имел возможность выполнять отворот от боевого курса до 80?,

не прерывая наведение ракет. В последующие годы была проведена модернизация

комплекса, которая значительно расширила его боевые возможности, особенно

при применении в сочетании ракет разных классов.

В 1962 г., благодаря стараниям конструкторов, МРА получила на

вооружение ракетный комплекс Ту-16К-16 с ракетой КСР-2, предназначенный для

поражения и менее крупных кораблей, таких, как эсминец, фрегат, корабль

радиолокационного дозора, и др. Самолет-носитель мог нести две ракеты КСР-

2. Особенностью тактического применения этого комплекса явилось то, что

после прицельного пуска ракеты на дальности 100-150 км экипаж самолета-

носителя освобождался от необходимости ее наведения. Ракета самостоятельно

наводилась на цель.

В 1963 г. на вооружение МРА был принят комплекс Ту-16К-26 со

сверхзвуковой ракетой КСР-5. На самолет-носитель могли быть подвешены две

ракеты КСР (КСР-2, КСР-11), либо одна ракета КСР-5 и одна ракета КСР-11.

В дальнейшем комплекс Ту-16К-26 после доработки мог вооружаться

боекомплектом, состоящем из трех ракет (К-10, КСР-2, КСР-5, КСР-II в

различных комбинациях). Доработанный комплекс (получивший наименование Ту-

16К-10-26) значительно расширил возможности МРА по нанесению ударов в

различных условиях обстановки и по различным целям, а главное, дал

возможность наносить удары по корабельным группировкам с наименьшей

уязвимостью ракет от системы ПВО.

В начале 70-х годов на вооружение МРА поступила помехоустойчивая

ракета КСР-5П, способная поражать работающие корабельные и наземные РЛС

противника.

В период освоения ракетных комплексов научно-исследовательские

учреждения, Военно-морская академия проводили специальные исследования по

эффективному применению этих комплексов и разработке целесообразных

способов и тактических приемов действий по морским и наземным объектам с

учетом всех видов боевого обеспечения этих ударов.

В академии проработкой этих вопросов занимались Н.С. Житинский,

Г.М. Шварев, И.А. Бокулев, В.П. Балашов и другие специалисты.

Процесс развития МРА продолжался непрерывно. Так, в 1976 г. на

вооружение МРА поступил сверхзвуковой самолет Ту-22М с изменяемой

геометрией крыла, способный нести на борту три сверхзвуковые ракеты Х-22М.

Аппаратура носителя обеспечивала два способа управления ракетами: дальнее

активное самонаведение и автономное управление с пассивным самонаведением.

Это позволило применять ракету с различных высот и дальностей как по

площадным, так и по точечным целям.

Применение ракетного оружия с больших расстояний дало возможность МРА

достигать высокой эффективности значительно меньшими силами, чем при

применении бомб и торпед, добиваться разгрома крупных соединений боевых

кораблей, конвоев и десантных отрядов независимо от времени суток и

метеорологических условий в районе действий.

Для эффективного нанесения ударов по обнаруженным корабельным ударным

группировкам противника необходимо преодолеть его противовоздушную оборону.

Наличие в системе ПВО авианосной ударной группы (АУГ) многослойной системы

обнаружения самолетов практически исключало возможность скрытного подхода

ударной авиации и нанесения по ней внезапного ракетного удара. Достижение

успеха было возможным лишь при условии уничтожения или подавления наиболее

важных РЛС целеуказания и системы управления зенитным управляемым ракетным

оружием (ЗУРО) АУТ. Чтобы обеспечить достижение большим количеством ракет

цели и тем самым эффективно выполнить поставленную задачу, необходимо

установить на самих ракетах станции активных помех, работающих в диапазоне

корабельных РЛС целеуказания и наведения ракет зенитных ракетных комплексов

(ЗРК), или необходимо применить специальные ракеты-постановщики помех,

однотипные с боевыми, которые бы осуществляли полет в общих с боевыми

ракетами порядках. С этой целью были доработаны ракеты К-10. На каждой

ракете устанавливалась станция помех, энергетический потенциал которой был

достаточно высок. Корабельные РЛС на дальностях 100 км и менее полностью

подавлялись и не могли выдавать целеуказание комплексам зенитных

управляемых ракет (ЗУР) и зенитной артиллерии (ЗА). Таким образом,

появление нового средства воздействия на корабельные РЛС ПВО значительно

повысило боевую устойчивость залпа МРА при нанесении ими ударов по

корабельным группировкам в море.

В послевоенные годы дальнейшее развитие получила и разведывательная

авиация. На ее вооружение поступили дальние и сверзвуковые самолеты-

разведчики, оснащенные разнообразным и совершенным разведывательным

оборудованием, что позволило вести разведку и выдавать целеуказания ударным

силам флота в любых районах Мирового океана.

В 50-е годы на вооружение разведывательной авиации был принят

реактивный самолет Ил-28Р, в начале 60-х годов - самолет-разведчик Ту-16Р,

в 70-х - Ту-22Р и Ту-95РЦ.

|[pic] |

|Ту-95РЦ |

Особую значимость имели поступившие на вооружение частей разведавиации

Северного и Тихоокеанского флотов самолеты Ту-95РЦ. Эти комплексы по своим

основным тактическим характеристикам намного превосходили все отечественные

разведывательные самолеты, а по оборудованию не имели себе равных и среди

зарубежных самолетов этого класса. Дальность полета Ту-95РЦ составляла

более 12 000 км (с одной дозаправкой топливом в воздухе увеличивалась до

14 500 км), а продолжительность полета ? 20 ч. На самолете были размещены

мощные разведывательные станции СРС-4, СРС-6, СРС-7 для ведения общей и

детальной радиотехнической разведки. Документирование результатов разведки

осуществлялось с помощью фото- и регистрирующей аппаратуры ФРМ-2, ?Ромб-4а+

и ?Ромб-46+. Разведывательная аппаратура, работающая в широком диапазоне

волн, могла обнаруживать большое количество работающих РЛС и автоматически

записывать их частоты и другие характеристики. СРС-5 (?Вишня+) решала

задачи обнаружения и перехвата излучений самолетных, корабельных и наземных

УКВ-радиостанций. Дальность ее работы на высотах 8000-10 000 м составляла

550 км.

Одна из основных особенностей самолета Ту-95РЦ - оснащение его

аппаратурой разведки и целеуказания ?Успех+. Эта аппаратура давала

возможность выполнять радиолокационную разведку кораблей в море, береговых

объектов и автоматически передавать картину обстановки на приемные пункты

надводных кораблей, подводных лодок или береговых ракетных частей в

интересах целеуказания. Дальность действия аппаратуры ?Успех+ в один конец

составляла 350 км, суммарная до 750 км.

Один самолет Ту-95РЦ за короткое время мог вскрыть обстановку в районе

площадью 8-10 млн.км2, определить характер целей и выявить главные из них,

что соответствовало обработке той же площади десятью самолетами Ту-16Р.

Полк самолетов Ту-95РЦ мог вскрыть обстановку на площади более чем

90 млн.км2 и осуществлять наблюдение за двумя-тремя главными группировками

в течение 15-20 суток. Исследованием боевых возможностей, способов и

тактических приемов ведения воздушной разведки на море длительное время в

Военно-морской академии занимался доктор военно-морских наук профессор

Ю.В. Храмов.

В развитии корабельной авиации можно выделить три основных этапа.

Первый этап охватывает период 1909-1918 гг. и носил исследовательский

характер. В это время изучались два принципиально различных направления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.