Средства связи ПЛА разрабатывались, согласно требованиям обеспечения
непрерывной связи с командным пунктом на полный радиус действия самолетов,
а также с противолодочными надводными кораблями и подводными лодками.
Первые два требования обеспечивались на удалениях до 2000 км относительно
успешно.
С поступлением на вооружение АПЛК Ту-142 приступили к разработке
средств для сверхдальней связи с использованием искусственных спутников
Земли. Значительно сложней обстояло дело с разработкой средств прямой связи
противолодочных самолетов с погруженной подводной лодкой. Отсутствие такой
связи усложняло возможности организации взаимодействия ПЛА с
противолодочными подводными лодками.
С принятием на вооружение противолодочной авиации АПЛК Ил-38 и Ту-142
произошел коренной перелом в процессе подготовки частей ПЛА. Необходимо
было в полетах использовать весь комплекс технических средств поиска ПЛ и
противолодочного оружия в любой тактической и метеорологической обстановке.
Для обеспечения такой подготовки разрабатывалась и внедрялась в частях ПЛА
различная тренажерная и имитационная аппаратура. Созданные промышленностью
тренажеры имитировали (весьма близко к реальным условиям) поиск,
обнаружение, слежение и нанесение удара по ПЛ, наведение КПУГ и передачу ей
контакта. На тренажере почти полностью воспроизводилась типовая
последовательность действий экипажа АПЛК с использованием поисковой
радиогидроакустической системы, вертолетной опускаемой гидроакустической
станции, магнитометрической аппаратуры и противолодочного оружия.
Достоинства тренажера трудно переоценить в условиях существующего в 60-е
годы жесткого лимита летного ресурса и расхода РГБ.
В целом следует отметить, что в подготовке высококвалифицированных
авиаторов-противолодочников значительную роль сыграли авиационный факультет
Военно-морской академии, Летно-тактический центр авиации ВМФ и Высшие
офицерские классы ВМФ.
Свидетельством повышения летного мастерства и оперативно-тактической
подготовки частей ПЛА явилось ежегодное возрастание количества обнаружений
атомных ПЛ, сокращение числа вылетов на одно обнаружение ПЛ и снижение
среднечасового расхода буев, повышение средней продолжительности слежения
за обнаруженными атомными ПЛ при несении боевой службы.
В целом 50-60-е годы явились важным этапом в развитии летных
характеристик самолетов и вертолетов ПЛА, совершенствовании технических
возможностей авиационных средств поиска и поражения ПЛ, что обеспечило
существенное расширение боевых возможностей ПЛА в решении всех свойственных
ей задач.
В связи с увеличением во флотах различных стран количества ударных
авианосцев, значительным усилением их противовоздушной обороны бомбовые и
торпедные авиационные удары по авианосным ударным группам стали мало
эффективными.
Для успешной борьбы с авианосными ударными группами (АУГ) была создана
морская ракетоносная авиация (МРА). Период формирования частей МРА начался
в 1954 г. К 1959 г. авиация флота в основном закончила перевооружение на
новую авиационную технику.
МРА стала представлять принципиально новый род авиации ВМФ. Носителями
ракет являются конструкции А.Н. Туполева. Сначала был принят на вооружение
дальний четырехмоторный бомбардировщик Ту-4, который брал на борт две
крылатые ракеты КС, имел аппаратуру поиска цели и наведения ракет, которая
обеспечивала применение ракет с дальности 60-70 км. Во второй половине 50-х
годов Ту-4 сменил реактивный самолет-ракетоносец Ту-16. Он брал на борт
также две крылатые ракеты КС, дальность пуска которых по морской цели была
доведена до 80 км. Самолет-ракетоносец Ту-16 находился на вооружении до
конца 80-х годов. На смену ему пришел новый ракетный комплекс Ту-22М.
Основным преимуществом этих авиационных комплексов явилась возможность
производить пуски ракет с больших дальностей и поражать цели с высокой
вероятностью без вхождения самолетов-носителей ракет в зону действия
зенитной артиллерии корабельных группировок.
|[pic] |
|Стратегический ракетоносец |
|Ту-16 |
В 1960 г. на вооружение МРА был принят ракетный комплекс Ту-16К-10,
предназначенный главным образом для уничтожения крупных надводных кораблей
водоизмещением 10 000 т и более. В состав его входили носитель Ту-16 и одна
ракета К-10. Крейсерская скорость носителя составляла 780-800 км/ч. Для
управления ракетой на самолете была установлена специальная
радиолокационная станция.
Ракета отцеплялась от самолета на дальности 300-280 км от цели, могла
идти переменным профилем полета со сверхзвуковой скоростью. После пуска
ракеты носитель имел возможность выполнять отворот от боевого курса до 80?,
не прерывая наведение ракет. В последующие годы была проведена модернизация
комплекса, которая значительно расширила его боевые возможности, особенно
при применении в сочетании ракет разных классов.
В 1962 г., благодаря стараниям конструкторов, МРА получила на
вооружение ракетный комплекс Ту-16К-16 с ракетой КСР-2, предназначенный для
поражения и менее крупных кораблей, таких, как эсминец, фрегат, корабль
радиолокационного дозора, и др. Самолет-носитель мог нести две ракеты КСР-
2. Особенностью тактического применения этого комплекса явилось то, что
после прицельного пуска ракеты на дальности 100-150 км экипаж самолета-
носителя освобождался от необходимости ее наведения. Ракета самостоятельно
наводилась на цель.
В 1963 г. на вооружение МРА был принят комплекс Ту-16К-26 со
сверхзвуковой ракетой КСР-5. На самолет-носитель могли быть подвешены две
ракеты КСР (КСР-2, КСР-11), либо одна ракета КСР-5 и одна ракета КСР-11.
В дальнейшем комплекс Ту-16К-26 после доработки мог вооружаться
боекомплектом, состоящем из трех ракет (К-10, КСР-2, КСР-5, КСР-II в
различных комбинациях). Доработанный комплекс (получивший наименование Ту-
16К-10-26) значительно расширил возможности МРА по нанесению ударов в
различных условиях обстановки и по различным целям, а главное, дал
возможность наносить удары по корабельным группировкам с наименьшей
уязвимостью ракет от системы ПВО.
В начале 70-х годов на вооружение МРА поступила помехоустойчивая
ракета КСР-5П, способная поражать работающие корабельные и наземные РЛС
противника.
В период освоения ракетных комплексов научно-исследовательские
учреждения, Военно-морская академия проводили специальные исследования по
эффективному применению этих комплексов и разработке целесообразных
способов и тактических приемов действий по морским и наземным объектам с
учетом всех видов боевого обеспечения этих ударов.
В академии проработкой этих вопросов занимались Н.С. Житинский,
Г.М. Шварев, И.А. Бокулев, В.П. Балашов и другие специалисты.
Процесс развития МРА продолжался непрерывно. Так, в 1976 г. на
вооружение МРА поступил сверхзвуковой самолет Ту-22М с изменяемой
геометрией крыла, способный нести на борту три сверхзвуковые ракеты Х-22М.
Аппаратура носителя обеспечивала два способа управления ракетами: дальнее
активное самонаведение и автономное управление с пассивным самонаведением.
Это позволило применять ракету с различных высот и дальностей как по
площадным, так и по точечным целям.
Применение ракетного оружия с больших расстояний дало возможность МРА
достигать высокой эффективности значительно меньшими силами, чем при
применении бомб и торпед, добиваться разгрома крупных соединений боевых
кораблей, конвоев и десантных отрядов независимо от времени суток и
метеорологических условий в районе действий.
Для эффективного нанесения ударов по обнаруженным корабельным ударным
группировкам противника необходимо преодолеть его противовоздушную оборону.
Наличие в системе ПВО авианосной ударной группы (АУГ) многослойной системы
обнаружения самолетов практически исключало возможность скрытного подхода
ударной авиации и нанесения по ней внезапного ракетного удара. Достижение
успеха было возможным лишь при условии уничтожения или подавления наиболее
важных РЛС целеуказания и системы управления зенитным управляемым ракетным
оружием (ЗУРО) АУТ. Чтобы обеспечить достижение большим количеством ракет
цели и тем самым эффективно выполнить поставленную задачу, необходимо
установить на самих ракетах станции активных помех, работающих в диапазоне
корабельных РЛС целеуказания и наведения ракет зенитных ракетных комплексов
(ЗРК), или необходимо применить специальные ракеты-постановщики помех,
однотипные с боевыми, которые бы осуществляли полет в общих с боевыми
ракетами порядках. С этой целью были доработаны ракеты К-10. На каждой
ракете устанавливалась станция помех, энергетический потенциал которой был
достаточно высок. Корабельные РЛС на дальностях 100 км и менее полностью
подавлялись и не могли выдавать целеуказание комплексам зенитных
управляемых ракет (ЗУР) и зенитной артиллерии (ЗА). Таким образом,
появление нового средства воздействия на корабельные РЛС ПВО значительно
повысило боевую устойчивость залпа МРА при нанесении ими ударов по
корабельным группировкам в море.
В послевоенные годы дальнейшее развитие получила и разведывательная
авиация. На ее вооружение поступили дальние и сверзвуковые самолеты-
разведчики, оснащенные разнообразным и совершенным разведывательным
оборудованием, что позволило вести разведку и выдавать целеуказания ударным
силам флота в любых районах Мирового океана.
В 50-е годы на вооружение разведывательной авиации был принят
реактивный самолет Ил-28Р, в начале 60-х годов - самолет-разведчик Ту-16Р,
в 70-х - Ту-22Р и Ту-95РЦ.
|[pic] |
|Ту-95РЦ |
Особую значимость имели поступившие на вооружение частей разведавиации
Северного и Тихоокеанского флотов самолеты Ту-95РЦ. Эти комплексы по своим
основным тактическим характеристикам намного превосходили все отечественные
разведывательные самолеты, а по оборудованию не имели себе равных и среди
зарубежных самолетов этого класса. Дальность полета Ту-95РЦ составляла
более 12 000 км (с одной дозаправкой топливом в воздухе увеличивалась до
14 500 км), а продолжительность полета ? 20 ч. На самолете были размещены
мощные разведывательные станции СРС-4, СРС-6, СРС-7 для ведения общей и
детальной радиотехнической разведки. Документирование результатов разведки
осуществлялось с помощью фото- и регистрирующей аппаратуры ФРМ-2, ?Ромб-4а+
и ?Ромб-46+. Разведывательная аппаратура, работающая в широком диапазоне
волн, могла обнаруживать большое количество работающих РЛС и автоматически
записывать их частоты и другие характеристики. СРС-5 (?Вишня+) решала
задачи обнаружения и перехвата излучений самолетных, корабельных и наземных
УКВ-радиостанций. Дальность ее работы на высотах 8000-10 000 м составляла
550 км.
Одна из основных особенностей самолета Ту-95РЦ - оснащение его
аппаратурой разведки и целеуказания ?Успех+. Эта аппаратура давала
возможность выполнять радиолокационную разведку кораблей в море, береговых
объектов и автоматически передавать картину обстановки на приемные пункты
надводных кораблей, подводных лодок или береговых ракетных частей в
интересах целеуказания. Дальность действия аппаратуры ?Успех+ в один конец
составляла 350 км, суммарная до 750 км.
Один самолет Ту-95РЦ за короткое время мог вскрыть обстановку в районе
площадью 8-10 млн.км2, определить характер целей и выявить главные из них,
что соответствовало обработке той же площади десятью самолетами Ту-16Р.
Полк самолетов Ту-95РЦ мог вскрыть обстановку на площади более чем
90 млн.км2 и осуществлять наблюдение за двумя-тремя главными группировками
в течение 15-20 суток. Исследованием боевых возможностей, способов и
тактических приемов ведения воздушной разведки на море длительное время в
Военно-морской академии занимался доктор военно-морских наук профессор
Ю.В. Храмов.
В развитии корабельной авиации можно выделить три основных этапа.
Первый этап охватывает период 1909-1918 гг. и носил исследовательский
характер. В это время изучались два принципиально различных направления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|