Работа по укреплению законности и правопорядка включает в себя
комплекс практических мер, проводимых совместно с органами военной юстиции,
среди которых можно выделить:
- планирование и организацию право воспитательной работы;
- участие юристов в обучени л/с;
- проведение проверок соблюдения законности в частях и подразделениях;
- профилактическую работу военных юристов с правонарушителями;
- проведение судебных заседаний в частях в присутствии л/с;
- консультации с юристами при подготовке нормативных актов, приказов
и т.д.
Пути и средства укрепления законности и правопорядка:
1. Правовое воспитание.
Для укрепления законности и правопорядка в части и на кораблях и,
особенно для предупреждения правонарушений важное значение имеет
воспитание военнослужащих в духе уважения к законам, способствующее
повышению их правосознанию, формированию привычек и поведения,
соответствующих требованиям нашего общества.
Правовое воспитание, являясь неотъемлемой частью воспитания,
предполагает повседневное разъяснение подчиненным решения
правительства по вопросам укрепления законности и правопорядка,
Конституции РФ, законов РФ, Указов Президента РФ, и других юридических
актов. Разъяснительная правовая работа более действенна тогда, когда она
связана с жизнью, с задачами, решаемыми воинскими коллективом. В ней
должны использоваться различные формы правовой пропаганды - доклады,
лекции, беседы на правовые темы, политинформации, радиопередачи, вечера
вопросов и ответов и т.п.
Правовому воспитанию способствует также проведение в частях открытых
судебных процессов, обсуждение на собраниях личного состава, проступков
военнослужащих и другие мероприятия с привлечением общественности.
Большую роль в правовом воспитании играет индивидуальная работа.
Особое внимание должно уделяться тем воинам, которые в силу различных
причин не получили необходимого воспитания. Целеустремленная работа по
перевоспитанию таких военнослужащих, а также по пресечению возможного
отрицательного влияния их на других морально неустойчивых лиц способствует
предупреждению правонарушений.
Однако нужно иметь в виду, что разъяснительная работа - это лишь
одна сторона воспитания военнослужащих в духе соблюдения законности и
правопорядка. Другая сторона - обеспечение твердого уставного порядка в
организации всей воинской службы в части, нужно повседневно и
целеустремленно приучать воинов к их соблюдению.
2. Издание приказов и иных правовых актов.
В работе командиров по обеспечению законности и правопорядка важное
значение издание приказов и иных правовых актов. Будучи правовой формой
осуществления полномочий, органов военного управления и должностных лиц,
они детально и всесторонне регулируют воинский правопорядок на основе
законов и уставов. С помощью приказов командир решает вопросы, связанные с
повседневной деятельностью части, устанавливает меры, направленные на
предупреждение правонарушений, укрепление воинской
дисциплины и порядка. Специальными инструкциями он определяет обязанности
различных должностных лиц, порядок обеспечения противопожарной
безопасности и т.п.
Но правовые акты - не только средство в руках начальника для
проведения в жизнь требований законов и уставов, для организации
деятельности подчиненных в соответствии с их предписаниями. Они имеют и
большое воспитательное значение. Необходима органическая связь
административно-хозяйственной и воспитательной работы.
Все правовые акты, издаваемые начальниками, носят подзаконный
характер, они должны строго соответствовать Конституции РФ, законам и
постановлениям правительства РФ и воинским уставам. Они не могут
противоречить приказам Министра обороны РФ и приказам вышестоящих
начальников.
Укреплению законности и правопорядка способствует только те правовые
акты, которые соответствуют законам и воинским уставам, вытекают из их
требований. К сожалению, еще встречаются случаи издания незаконных правовых
актов отдельными начальниками. Объясняется это, прежде всего недостаточной
правовой подготовкой некоторых начальников, неумением применить закон в
конкретной обстановке. Иной раз противоречащие закону приказы издаются по
той причине, что готовят их недостаточно грамотные в правовом отношении
лица, что готовят их недостаточно грамотные в правовом отношении лица, а
правомочный командир не вникает в сущность подписываемых актов, не
проверяет соответствие их законам и воинским уставам. Не исключены также
случаи намеренного несоблюдения предписаний законов, попыток обойти их под
различными предлогами, что особенно отрицательно воздействует на состояние
законности и
правопорядка в части, на корабле.
Правовые акты могут издаваться только правомочными лицами в пределах
своей компетенции. Так, правом отдавать письменные приказы наделены
командиры частей и соединений, начальники учреждений, военно-учебных
заведений и гарнизонов, командующие войсками военных округов и флотов.
Начальниками штаба частей и соединений разрешается отдавать в случае
необходимости письменные приказания подчиненным командиру лицам от его
имени.
3. Постоянный контроль и проверка исполнения.
Одним из основных средств обеспечения и правопорядка командирами
являются контроль и проверка исполнения. Необходимость постоянного
контроля и проверки исполнения особенно велика в Вооруженных Силах, где
вся жизнь, быт, деятельность войск, взаимоотношения между различными
категориями военнослужащих, общие и специальные обязанности л/с строго
регламентированы законами, воинскими уставами, приказами Министра
обороны РФ, наставлениями и инструкциями.
Хорошо организованные контроль и проверка исполнения дают возможность
начальнику всегда знать состояние законности и правопорядка,
своевременно вскрывать и принимать меры к устранению имеющихся нарушений.
Они оказывают и большое предупредительное влияние.
Командир или начальник в соответствии со своими должностным положением
проверяет деятельность подчиненных, состояние уставного порядка и воинской
дисциплины в процессе повседневного управления войсками, что является одной
из сторон его работы по обеспечению контроля за соблюдением законности.
Все командиры и начальники должны осуществлять постоянный всесторонний
контроль и периодическую проверку состояния войскового (корабельного)
хозяйства в целом, вооружения, коммунальных сооружений, фактического и
качественного состояния имущества и других материальных ценностей.
Командир полка проверяет несение караульной службы и внутренней службы,
содержание арестованных на гауптвахте, периодически лично проверяет
качество приготовленной пищи путем снятия пробы, состояние вооружения,
боевой техники, боеприпасов, снаряжения и транспорта. Он контролирует
соблюдение законности в хозяйственной деятельности части как путем
проведения плановых и внезапных проверок, так и при подписании денежных
документов, утверждении актов на списание имущества и т.п.
Кроме того, командиры и начальники организуют контроль через
подчиненные им органы и должностных лиц. Наиболее важное значение имеет
контроль за соблюдением законности и правопорядка в части,
осуществляемый штабом. Работники штаба проверяют исполнение приказов
Министра обороны РФ, своих и вышестоящих начальников, систематически
контролируют несение караульной и внутренней службы в части,
разрабатывают планы проверок состояния подразделений и служб,
непосредственно подчиненных командиру части, вскрывают причины имеющихся
правонарушений, намечают меры по укреплению воинской дисциплины и
правопорядка.
Обязанности по контролю за хозяйственной деятельностью возложены
также на заместителя командира части по тылу и начальника финансового
довольствия. Заместитель командира полка по тылу обязан проверять не реже
одного раза в три месяца наличие, состояние и комплектность имущества на
складах и в подразделении полка, а также ведение учета материальных средств
по подчиненным службам. Начальник финансового довольствия полка обязан
проверять подотчетных лиц полка. В пределах своей сферы деятельности
контроль осуществляется также начальниками служб части и командирами
подразделений.
Большую роль и помощь командиру в контроле за соблюдением законности
в финансово-хозяйственной деятельности оказывают внутренние проверочные
комиссии, назначаемые приказом по части в соответствии с Положением о
войсковом хозяйстве и Положением о финансовом хозяйстве. Эти комиссии в
пределах своей компетенции проверяют законность финансово-хозяйственных
операций и соблюдение финансово-сметной дисциплины, наличие денег в кассе,
сличают данные учета с фактическим наличием имущества на складах,
выявляют случаи незаконного расходования денежных средств и материальных
ценностей. Внутренние проверочные комиссии проводят проверку хозяйственной
деятельности служб снабжения.
Контрольные функции выполняют в своей области также создаваемые в
гарнизонах и воинских частях жилищные комиссии. Гарнизонные жилищные
комиссии, например, осуществляют контроль за правильным использованием
забронированной и освобождающейся в связи с выездом жильцов жилой
площади, правильностью распределения жилплощади и т.п.
Невыполнение командирами своих обязанностей по контролю за соблюдением
требований законов, уставов и приказов Министра обороны РФ создает в части,
на корабле обстановку; способствующую нарушением законности, различным
злоупотреблениям, и в ряде случаев облегчает совершение преступлений.
4. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб.
Важное значение для обеспечения законности и правопорядка имеет правильное
и своевременное реагирование командиров на поступающие к ним предложения,
жалобы, заявления.
Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено право военнослужащего
обжаловать незаконные в отношении его действия и распоряжения
начальников, нарушение установленных по службе прав и преимуществ,
неудовлетворение его положенным довольствием. Жалоба является одним из
средств защиты законных интересов военнослужащих, и вместе с тем ее
правильное разрешение способствует укреплению законности и правопорядка.
Разрешение жалобы и заявления, анализируя их, командир получает
возможность подметить отрицательные явления, тем более что в ряде писем,
жалоб и заявлений содержится информация об имеющих место правонарушениях,
нарушения законности и незаконных действиях должностных лиц не только в
отношении заявителя, но и вообще по службе.
Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, а также
приема посетителей в воинских частях и учреждениях регламентирован
главой 5 Дисциплинарного устава РФ и специальной Инструкцией, введенной в
действие приказом Министра обороны РФ № от "О порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан", с учетом специфики воинских
условий. Дисциплинарный устав ВС РФ устанавливает, что командир обязан
рассмотреть жалобы (заявления). Категорически запрещается пересылать жалобы
на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. Жалоба должна быть
разрешена в срок не более 7 дней, если она не требует проверки, и в 15
дневной срок при необходимости проводить специальную проверку, в
управлениях Министерства обороны и военных округов - в срок до 15 дней.
Жалоба только тогда считается разрешенной, если рассмотрены все
поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны
исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству. Для приема
посетителей начальником устанавливаются специальные дни и часы.
Начальник, допустивший несправедливость или незаконные действия по
отношению к подчиненному за поданную им жалобу или заявление, несет
ответственность. В то же время предусмотрена ответственность заявителя за
подачу заведомо ложных жалоб и заявлений.
Аналогичный порядок установлен для рассмотрения заявлений и жалоб
членов семей военнослужащих, а также рабочих и служащих Министерства
обороны и других граждан. Заявления и жалобы членов семей военнослужащих
должны разрешаться в воинских частях не позднее 7 дней, а в управлениях
Министерства обороны и военных округов - в срок до 15 дней со дня их
поступления. Заявления и жалобы рабочих и служащих Министерства обороны
и других граждан разрешаются не позднее месяца со дня их поступления в
воинскую часть или учреждение, а не требующие дополнительного изучения и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|