отдельными категориями военнослужащих, цели и характер деятельности
военных органов, задач и полномочий должностных лиц.
Инструкция - нормативный акт, содержащий правила осуществления
определенной деятельности, проведения какого-либо мероприятия, выполнения
воинскими должностными лицами возложенных на них функций. Инструкция
содержит правила поведения военнослужащих в специфических условиях,
определяет задачи, права и обязанности должностных лиц, устанавливает их
ответственность.
Наряду с актами военного управления в воинских частях, учреждениях,
Вузах разрабатываются служебные документы: отчеты, доклады, донесения,
протоколы, акты, заявки, рапорта, телеграммы, служебные письма, справки и
др. В отличие от актов они не устанавливают правовых норм, общих правил,
т.е. не обладают правовым характером. Однако служебные документы играют
важную роль в осуществлении военного управления, т.к. являются
информационной базой для принятия командирами (начальниками) правильных и
обоснованных решений.
Таким образом, правовой работе органов военного управления принадлежит
важная роль в жизни и деятельности войск. Поэтому должностные лица должны
хорошо знать нормативные положения и умело применять акты в своей
деятельности.
3 ВОПРОС: Юридическая служба в армии.
Предназначение юридической службы МО и цель ее деятельности -
обеспечить строгое соблюдение законодательства, требований МО, других
начальников в повседневной деятельности войск и флота. Сфера деятельности
юридической службы в настоящее время расширяется. Если раньше она
ограничивалась областью военно-административной деятельностью, то сейчас
она все активнее привлекается к решению вопросов международно-правового
характера, а также связанных с оперативной деятельностью войск.
Уходит в прошлое представление о том, что офицер служащий юридической
службы, является лишь советником начальника по правовым вопросам. Нынешним
требованиям по вопросам укрепления законности и правопорядка в ВС
соответствует такое положение, при котором должностные лица юридической
службы несут наряду с командирами полную ответственность за положение дел в
правовом обеспечении деятельности органов военного управления. Юридическая
служба МО участвует в решении принципиально новых задач.
Во-первых - глубокое изучение положения дел в соответствующих органах
военного управления, подчиненных им войскам, причин нарушения требований
законодательства на основе постоянного анализа явлений, разработка мер по
их предотвращению.
Во-вторых - перенос акцента с контрольных функций на конструктивную
предметную работу с л/с по освоению им основ законодательства, минимума
знаний, необходимого для исполнения обязанностей по службе.
В-третьих - повышение профессионализма л/с юридической службы.
Юридическая служба МО является составной частью аппарата управления ВС.
Она объединяет структурные подразделения, созданные в различных звеньях
системы органов военного управления и предназначенные для обеспечения
законности в их деятельности, защиты прав и законных интересов юридических
лиц л/с. В зависимости от уровней органов военного управления, в которых
созданы подразделения юридической службы, объема полномочий выделяются
следующие звенья:
1. Центральный аппарат: юридический отдел управления делами МО;
юридические группы главных штабов видов ВС и при заместителях МО;
юридические группы и старшие юрист-консульты родов войск, главных и
центральных управлений МО;
2. Аппарат войск и сил флота: старшие юрист-консульты направлений;
юридические группы управлений округов, групп войск и флотов; старшие
юрисконсульты управлений армий и флотилий; помощники командиров корпусов,
дивизий и начальников Вузов по правовой работе; юридические отделы,
группы, старшие юрисконсульты учреждений, предприятий и организации МО.
Структура юридической службы и численность л/с определяется штатами.
Основы организации деятельности и построения юридической службы
предусмотрены в Положении о ней разработанном в соответствии с требованиями
актов законодательства.
Основными задачами юридической службы являются:
- укрепление законности и деятельности органов управления, воинских
частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организации
Министерства РФ, защита их прав и законных интересов, содействие правовыми
средствами сохранности собственности;
- обеспечение законности при подготовке и издании приказов, директив
и других нормативных актов;
- юридическое обеспечение договорно-претензионной работы.
Общее руководство юридической службой Министерства обороны РФ
осуществляется Управлением делами Министерства обороны через юридический
отдел. Юридический отдел Управления делами Министерства обороны РФ
возлагается начальником юридического отдела - главным юристконсультом
Министерства обороны РФ.
Офицеры юридической службы МО РФ назначаются на должности приказами
соответствующих лиц в соответствии с Номенклатурой должностей для
назначения офицеров, генералов и адмиралов приказами по л/с.
Служащие ВС РФ назначаются на должности начальников юридических
групп, старших юрисконсультов управления, учреждения, военно-учебного
заведения, предприятия и организации Министерства РФ и освобождаются от
этих должностей приказами начальника вышестоящего учреждения. На должности,
входящие в состав юридических подразделений, служащие ВС РФ назначаются
и освобождаются от этих должностей приказами начальника учреждения в
соответствии с законодательством о труде.
На должности начальников юридических отделов, групп старших
юрисконсультов назначаются лица, имеющий высшее юридическое образование. В
исключительных случаях на должность юрисконсульта служащего могут быть
назначены лица, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у
них стажа работы по юридической специальности на менее трех лет, а также
лица, обучающие на последних курсах высших юридических учебных заведений.
Кандидатура офицера на должность начальника юридической группы,
старшего юрисконсульта в управлениях центрального аппарата Министерства
обороны согласовывается соответствующими кадровыми органами с Управлением
делами Министерства обороны РФ.
Начальник юридического отдела, группы, старший юрисконсульт несут
ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых
ими проектов приказов, директив и других документов правового характера.
В случае несоответствия действующему законодательству, приказам и
директивам Министерства обороны РФ представленных на подпись проектов
приказов, директив и других документов правового характера начальник
юридического отдела, группы, старший юрисконсульт, не визируя эти проекты,
дают соответствующие разъяснения или заключения с предложениями о законном
порядке разрешения рассматриваемых вопросов.
Возложение на юридический отдел, группу, старшего юрисконсульта,
юрисконсульта обязанностей, не предусмотренных настоящим Положением, не
допускается.
Старший юрисконсульт, юрисконсульт при проверке проектов приказов,
директив и других документов правового характера имеет право требовать от
соответствующих должностных лиц необходимые заключения и справки.
Функциональные обязанности помощников командиров определяются
применительно к требованиям главы IV Положения о юридической службе
Министерства обороны РФ - "Юрисконсульт учреждения Министерства обороны
РФ".
Основными задачами помощников командиров являются: обеспечение
законности в деятельности органов военного управления, подчиненных воинских
частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций
Министерства обороны РФ, защита их прав и законных интересов, а также
защита прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей, рабочих
и служащих ВС РФ.
Решая эти задачи, помощник командира обязан осуществлять правовое
обеспечение
деятельности командования и должностных лиц соединения (объединения):
- в организации военно-административной деятельности;
- разработке и осуществления мер, направленных на укрепление воинской,
трудовой, финансовой и договорной дисциплины;
- в обеспечении своевременного восстановления некачественного вооружения и
военной техники, поступающих в соединение (объединение);
- в обеспечение сохранности и материальных и денежных средств;
- в совершенствовании работы по рассмотрению предложений, заявлений, жалоб
и приему посетителей;
- в организации юридического всеобуча военнослужащих, рабочих и служащих
ВС РФ;
- в организации работы по систематизации нормативных актов военного
управления и справочной работы по ним; - в решении других вопросов.
На должности помощников командиров офицеры назначаются приказами
начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
При вступлении в должность помощник командира:
- изучает структуру и задачи соединения (объединения);
- организует взаимодействие должностными лицами, подчиненными
командиру соединений (объединений), а также с органами военной юстиции,
местными органами власти и управления, правоохранительными органами;
- обеспечивает регламентирование собственного правового положения, а
также организацию своего рабочего места, включая формирование
необходимого нормативного и справочного материала, картотеки по
законодательству и др.;
- осваивает нормативный материал и методику работы применительно к
структуре и задачам соединения (объединения).
Изучение структуры и задач соединения (объединения) производится
путем личного общения с должностными лицами, изучения нормативного
материала, регламентирующего деятельность соединения (объединения) и его
структуру, а также материалов, отражающих их деятельность за последние 1 -
2 года (приказы, акты, ревизий и проверок, донесения и т.п.)
Организуя взаимодействие с должностными лицами местных органов
власти, управления, правоохранительных органов необходимо с разрешения
командира соединения (объединения) проинформировать их о своих задачах и
правовом положении, изучить фактические данные и мнение этих органов о
положении дел в соединении (объединении), обсудить формы взаимодействия в
решении задач укрепления законности в сфере отношений местных органов
власти и соединении (объединения).
Деятельность помощника командира регламентируются соответствующим
документам, который вводится в действие приказом командира соединения
(объединения). Разработка этого документа введется на основе Положения о
юридической службе Министерства обороны РФ, типовых положений,
разработанных старшими начальниками, и настоящих рекомендаций. Задачи
помощника командира, способы их решения, обязанности и права определяются
применительно к задачам и структуре соединения (объединения), с учетом
непосредственного подчинения помощника командиру соединения
(объединения).
Выполняя свои обязанности по оказанию помощи командованию в
организации правовой работы, помощник командира имеет право требовать от
должностных лиц соединения (объединения) необходимые заключения и справки,
получать объяснения, знакомиться с документами.
Командиру соединения (объединения) запрещается возлагать на помощника
командира обязанности, не предусмотренные Положением о юридической службе
Министерства обороны ФР.
В соответствии с п. 21 Положения о юридической службе Министерства
обороны РФ командир соединения (объединения) обязан обеспечить помощнику
командира надлежащее условие для работы. Помощник командира создает и
постоянно пополняет библиотеку юридической и справочной литературой.
Изучается наличие и организация хранения в штабе соединения
(объединения) нормативных приказов и директив с целью определения
недостающих, но необходимых в работе. В соответствии с требованиями
приказа Министра обороны РФ 1989 года № 0310 организуется получение
недостающих документов из вышестоящего штаба.
Методические рекомендации по текущим вопросам юридического отдела
Управления делами Министерства делами Министра обороны РФ следует получать
в юридической группе управления округа, флота. Получение по этому вопросу
дано начальникам юридических групп в письме юридического отдела Управления
делами Министерства обороны РФ 1989 года № 205/3130.
На основе этих рекомендаций разрабатывается собственные приемы и
методы работы. В целом для каждого направления работы этот процесс выглядит
следующим образом:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|