на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения

будущего переворота. Организация численно увеличилась до 200 человек.

Был написан устав нового общества, по цвету переплета названный «Зеленой

книгой». Его первая часть излагала общие правила и цели общества, она

содержала формулировку основных политических целей, известных только

руководящим членам. Обществом руководила так называемая «Коренная управа».

Согласно уставу в члены Союза могли быть приняты не только дворяне, но и

купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне. Члены Союза благоденствия

обязывались постоянно развивать и поддерживать повсюду передовые мнения,

осуждать крепостное право, деспотизм власти, угнетение народа.

Но, вместе с ростом недовольства угнетенных масс в стране, а также с

нарастанием общеевропейской революционной ситуации 1818-1820гг. Союз стал

явно «леветь» в политическом отношении. В нем получили преобладание

сторонники республики и решительного открытого выступления. В начале 1820г в

Петербурге состоялось совещание Коренной управы, где был поставлен доклад

Пестеля о наилучшей форме правления. Пестель характеризовал все «за» и

«против» конституционной монархии и республики, отдав решительное

предпочтение последней. При поименном голосовании все члены общества

высказались за республику.

В связи с изменением программы возникла потребность и в новой тактике,

которая бы обеспечила быстрое осуществление поставленных политических целей.

Около 1820г. декабристы, люди военные, стали обсуждать вопрос о решительном

военном натиске на самодержавие. Возмущение Семеновского полка как бы

подтвердило правильность решения о новой тактике: солдаты-гвардейцы уже

организовал самостоятельное выступление.

В январе 1821г. в Москве собрался съезд Коренной управы Союза Благоденствия.

Съезд объявил Союз «распущенным», и под прикрытием этого постановления,

которое облегчало отбор ненадежных членов, тайно общество вновь

реорганизовалось: возникло Южное и Северное общества, которые и подготовили

восстание декабристов в 1825г.

Основание Южного общества.

Во 2-й армии, расквартированной на Украине, работала так называемая Южная

управа Союза Благоденствия с центром в Тульчине – местопребывании штаба 2-й

армии. Руководителем Южной управы был Пестель. Узнав от своих делегатов,

присутствовавших на съезде Коренной управы Союза Благоденствия, о закрытии

общества, Пестель и его единомышленники – декабристы Юшневский, Крюковы,

Вольф, Ивашев, Барятинский и другие – решили постановлению о «закрытии» не

подчиняться в «общество продолжать». Новая организация, возникшая в марте

1821г. в тульчине, получила название Южного общества.

Было решено периодически созывать съезды руководящих членов тайного общества.

Первый съезд руководителей Южного общества собрался в Киеве в январе 1822г. и

заслушал доклад Пестеля об основах его конституционного проекта («Русская

Правда»). А год спустя, на втором съезде руководителей в январе 1823г. основы

конституции Пестеля были приняты.

«Русская Правда» – первая дошедшая до нас республиканская конституция в

истории революционного движения России. В ней объявлялось, что крепостное

право («Рабство») должно быть «решительно уничтожено» и «дворянство должно

непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми».

Помимо нового устройства органов власти, утверждалась свобода

вероисповедования, свобода слова, свобода печати с ответственностью за

опубликованные произведения лишь по суду, свобода передвижения и равный для

всех суд.

Основание Северного общества.

После ликвидации Союза Благоденствия в 1821г. в Петербурге также образовалось

тайное общество. Его основное ядро составили Н.Муравьев, Николай Тургенев,

М.Лунин, С.Трубецкой, Е.Оболенский и И.Пущин. В дальнейшем состав значительно

расширился. В нем явственно была заметная борьба двух течений – умеренного,

конституционно-монархического, и более радикального, отмеченного

республиканскими симпатиями. Ряд членов Северного общества вернулся к лозунгу

конституционной монархии и менее радикально, чем члены Южного общества, решал

крестьянский вопрос. Но общая борьба с крепостным правом и самодержавием все

же тесно объединила оба общества, решившие выступить совместно. Северное

общество, как и Южное, приняло тактику военного переворота.

Влиятельным членом Северного общества, особенно в первые годы его

существования, был один из инициаторов движения декабристов – Никита

Муравьев. Он разработал конституционный проект, который весьма оживленно

обсуждался среди декабристов.

Проект конституции Никиты Муравьева характеризовался высоким имущественным

цензом. Уничтожались сословия, и устанавливалось равенство всех перед

законом. Россия объявлялась федерацией, которая делилась на 15 «держав» со

своей столицей. В каждой державе высшим органом власти было особое

представительское учреждение, делившееся на две палата: Верхнюю палату –

Державную думу и Нижнюю – палату выборных депутатов державы. Императору

принадлежала лишь исполнительная власть, он мог задержать принятие закона,

вернув его в парламент и, поставив на вторичное обсуждение, но совсем

отклонить его не мог. Табель о рангах уничтожалась, должности в государстве

становились выборными. Объявлялось немедленное уничтожение военных поселений,

провозглашалась свобода вероисповедования, свобода слова, печати, собраний,

передвижений.

Общество соединенных славян.

Общество соединённых славян, как и основная декабристская организация, имело

сложную первоначальную историю. В том же 1818г., когда в Москве оформился

Союз Благоденствия, на Украине, в местечке Решетиловке, Полтавской губернии,

юнкерами братьями Борисовыми совместно с несколькими товарищами было основано

тайное политическое Общество первого согласия, преследовавшее цель борьбы за

демократический строй. В 1823г. молодая организация преобразовалась в

Общество соединённых славян, которое поставило целью основание мощной

демократической республиканской федерации славянских стран. В федерацию

должны были войти страны, которые общество считало славянскими: Россия,

Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия,

Далмация и Кроация. Границы этой обширной федерации должны были достигать

четырёх морей - Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического; четыре якоря -

в соответствии с четырьмя морями - символизировали в предполагаемом гербе

морскую мощь славянской федерации. Каждое государство, входящее в состав

федерации, должно было разработать свою конституцию, отражавшую его

особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право; одно из

«правил» Соединённых славян гласило: «Не желай иметь раба, когда сам быть

рабом не хочешь». Эта республиканская федерация славянских стран

представлялась членам общества богатым, свободным государством с кипучей

экономической жизнью. Тактика военной революции была чужда Обществу

соединённых славян. Его члены считали, что военные революции бывают «не

колыбелью, но гробом свободы, именем которой совершаются», и были

сторонниками народной массовой революции; правда, программа Славянского

общества ещё не была подробно разработана и ясно оформлена.

Так вошёл в русское революционное движение вопрос о славянском единении. В

основу его легла не только идея о кровном единстве народов, близких по

культуре и говоривших на славянских языках, но - что особенно важно -

демократическая идея нового, завоёванного революцией строя, в котором

уничтожалось как крепостное право, так и самодержавие. «Общество имело

главною целью освобождение всех славянских племён от самовластия», -

сообщается в воспоминаниях члена общества Горбачевского.

Слияние Общества соединенных славян с Южным обществом декабристов.

Осенью 1825г., накануне выступления, Общество соединённых славян влилось в

Южное общество и составило его особое отделение - Славянскую управу. Это не

значит, однако, что все члены общества отказались от своей пели создания

всеславянской демократической федерации. Эта цель, по их мнению, лишь

отодвигалась в будущее; первоочерёдным признавался революционный переворот в

России. Впоследствии освобождённая революцией Россия сама должна была стать

опорой освободившихся славянских народов. «Россия, освобождённая от

тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского Союза - освободить

Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные

правления и соединит всех федеративным союзом», - убеждал славян Бестужев-

Рюмин, советуя им соединиться с Южным обществом.

Первые попытки декабристов выпустить собственные журналы.

Первую попытку создать собственный журнал декабристы предприняли на базе

литературного общества «Арзамас». В 1817г. в «Арзамас» вошли три видных

деятеля декабристского движения – член Союза Спасения Н.И.Тургенев, член

будущего Союза Благоденствия М.Ф.Орлов и будущий активный участник Северного

общества, автор Конституции H.M.Муравьев. Декабристы стремились вывести

«Арзамас» за рамки литературного кружка, направить его деятельность в сторону

общественно-политических вопросов. От имени уже перестроенного общества они

намеревались потом издавать журнал.

Идея принадлежала Тургеневу, предложение которого, детально аргументированное,

было зачитано на заседании обществ. Тургенева поддержали передовые арзамасцы –

и, прежде всего, Орлов и Вяземский. Орлов произнес страстную речь, доказывая

необходимость организации журнала с преимущественным интересом к вопросам

политики, к «истинному свободомыслию». Вяземский также подчеркнул, что ведущее

место в журнале должно принадлежать «политике, зажимающей рот цензуре».

[1]

После того как решение об организации журнала было принято, Орлов, Тургенев и

Вяземский приступили к выработке его программы и структуры. Журнал

представлялся им как орган политический и литературный одновременно; все

отделы журнала были призваны служить «распространению идей свободы, приличных

в России в ее теперешнем состоянии».

Свои взгляды на задачи и характер арзамасского журнала Вяземский подробно

изложил в записке, отражающей взгляды всех передовых арзамасцев.

[2] Воздействовать на общественное мнение можно только «изданием журнала»,

так как «всякая другая дорога была бы отдаленнее». Рассматривая историю русской

журналистики, Вяземский выделяет имена Новикова и Карамзина, опытом которых

необходимо воспользоваться. «Нам остается сочетать в журнале примеры двух наших

журналистов и разделить издание на три разряда: Нравы, Словесность и Политика».

Предполагая, что цензура вряд ли разрешит касаться общественно-политической

жизни России, Вяземский рекомендует наполнять отдел политики изложением

«полезнейших мер, принятых чуждыми правительствами для достижения великой цели

– силы и благоденствия народов», а также споров «политического света о

предметах важных в государственном устройстве». Отдел «Нравы» в журнале

Вяземский рекомендует составлять по образцам сатирической журналистики XVIII

в., и, прежде всего, журналов Новикова «Трутень» и «Живописец»: «Статью о

Нравах, которую хорошо назвать Живописцем в честь покойника, должны составлять:

картины об­щих нравственных повестей, переписка со всеми губерниями

(вымышленная или истинная, все равно, но вероятная), сатирические разговоры и

проч.». Доходы от журнала (если таковые окажутся) Вяземский предлагает

направить на поддержку необеспеченных способных литераторов.

Издание журнала, однако, не состоялось, так как декабристам не удалось

изменить направление деятельности «Арзамаса». Когда Орлов, Тургенев и

Муравьев поняли, что арзамасцы не склонны принять их программу, они ушли из

общества.

К 1818г., как было сказано выше, относится замысел будущего декабриста

А.Бестужева издавать собственный журнал «Зимцерла», который так и не увидел

света.

С конца 1818г. Н.И.Тургенев снова принимает меры для ор­ганизации издания

журнала. Для этого он решает создать легальное «Общество 19 года и XIX века» и

от его имени с начала 1820г. издавать журнал, который назывался бы «Россиянин

XIX века» или «Архив политических наук и российской словесности».

[3] Журнал должен был служить легальным органом Союза благоденствия. В

сотрудники намечались Н.И.Тургенев, H.M.Муравьев, Ф.Н.Глинка, И.Г.Бурцев,

П.И.Колошин, М.К.Грибовский, а также Пушкин, Кюхельбекер, Куницын, Вяземский и

др., не входившие в тайное общество, но знавшие о его существовании.

Журнал мыслился Тургеневым как орган общественно-политический, главная цель

которого – «распространять у нас здравые идеи политические». Программа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.