на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Да не оскудеет рука дающего...

отделением, основанная на частные пожертвования Н.Козловским в 1870 г. и

находившаяся в ведении МВД. В ней находился 61 человек. На средства города

содержалась мужская богадельня (на 10 человек) для престарелых горожан,

созданная в 1880 г. в г. Лебедяни. Здесь же была создана и женская

богадельня для местных горожанок на 25 человек. Она также содержалась на

средства города. Две богадельни возникли в 1880 г. в г. Липецке. Одна -

женская богадельня была создана дамским попечительным обществом, находилась

под покровительством принцессы Евгении Максимовны Ольденбургской, поэтому

богадельня называлась Евгеньевской. В ней призревалось 37 женщин.

Александровская Городская Богадельня была создана в память 25-летия

царствования Императора Александра II. В ней призревалось 16 человек,

находилась она в ведении города и получала от него пособие в размере 500

руб.

В г. Моршанске в 1873 г. существовала городская общественная богадельня для

престарелых и увечных обоего пола. В ней проживало 78 человек, капитал

составлял 51.640 руб. Здесь же уже в 90-е годы на частные средства

А.Е.Катриной была создана женская богадельня на 40 человек. Капитал ее

составлял 43.250 руб.[154].

В 1880 г. в г. Темникове была создана богадельня для престарелых обоего

пола (на 20 человек), находившаяся в ведении города и основанная на частные

пожертвования Бочкарева. В г. Усмани в 1899 г. Г.Д.Сухачева основала

городскую богадельню, владевшую 229 десятин земли, стоимостью 22.900 руб.

Имелась Натальинская богадельня для престарелых на 15 человек в г. Шацке.

Она состояла в ведении МВД.

Богадельни в Тамбовской губернии создавались и в сельской местности. Так,

например, в 1889 г. в селе Сасово Елатомского уезда купец Постников открыл

Казанскую богадельню для неимущих. Богадельня владела домом стоимостью

10.000 руб. В ней проживало 16 человек, находилась она в ведении МВД. На

средства князя Волконского в селе Гридино также была создана богадельня для

престарелых женщин.

Многие богадельни содержались на средства церковноприходских попечительств,

монастырей, о чем будет сказано в специальном разделе. Однако укажем

некоторые из них, которые создавались непосредственно при церквях,

монастырях и выполняли определенную социальную функцию. Порою они также

возникали на частные пожертвования и носили имена их учредителей. Например,

в Тамбове имелась Покровская богадельня Е.А.Мосоловой при Покровской церкви

для бедных старух (на 14 человек). Расположена она была в доме стоимостью

12.300 руб., капитал ее - 17.000 руб., находилась в ведении Церковного

Попечительства. При кладбищенской церкви в г. Елатьма была создана

богадельня для престарелых. В ней проживало 21 человек, состояла она в

ведении города. Такого же типа богадельня имелась при Крестовоздвиженской

кладбищенской церкви в г. Козлове. Проживали в ней 33 человека, содержалась

на средства Крестовоздвиженского братства[155] .

В ведении Церковноприходского попечительства находилась богадельня для

престарелых с приютом для сирот и участком земли в 100 десятин стоимостью в

16.000 руб. в г. Усмани. Основана она была еще в 1875 г. М.Охотниковым. В

содержании ее принимало участие и уездное земство, выделяя ежегодно пособие

в размере 600 руб.

В Тамбовской губернии имелись и странноприимные дома для призрения

взрослых. Так, в Тамбове такой дом был создан в 1870 г. Тамбовским

благотворительным комитетом. В нем призревалось в течение года до 10.000

чел., находился он в введении города. Странноприимные дома с богадельнями

существовали и при монастырях. Например, такой дом содержался на средства

Предтече-Прогуляевого монастыря, находился в ведении Церковноприходского

попечительства. Постоянно проживало в нем 3 человека, а получило помощь

2.500 человек. На средства монастыря содержался странноприимный дом и

богадельня в Темниковском уезде при Саровской пустыне. В течение года в

нем призревалось 54.000 человек. Находился дом в ведении епархиального

ведомства[156]. В странноприимном доме с богадельней в г. Шацке на средства

монастыря призревалось в течение года до 10.000 человек[157]. В Ахтырском

монастыре в г. Козлове существовала небольшая богадельня на 12 человек,

содержавшаяся на его средства.

В губернии к середине XIX века существовало и два приюта для взрослых. В г.

Шацке был создан приют для престарелых, содержавшихся на средства

предводителя дворянства, хотя находился в введении МВД. В нем призревалось

около 30 человек[158]. В г. Козлове имелся Александро-Невский приют для

престарелых мужчин. В нем проживало 42 человека. Приют располагался в доме

стоимостью 15.000 руб. В содержании его оказывали помощь городские власти и

уездное земство, выделяя ежегодно пособие в сумме 500 руб.[159].

Таким образом, из 28 благотворительных учреждений для взрослых 4

находились в губернском центре - Тамбове, 24 - в уездах. Они оказали

помощь 3.295 взрослым[160] (См. Приложение. Таблица № 6).

Сравнительный анализ развития благотворительных учреждений в губерниях

Центрального Черноземья к середине XIX в. (на 1896 г.) позволяет сделать

ряд выводов. Наибольшее количество учреждений для взрослых находилось в

Воронежской губернии - 51, в Курской губернии - 33. Наименьшее в Тамбовской

губернии - 28. Богаделен было больше всего в Воронежской губернии - 43, в

Курской губернии - 30, в Тамбовской - 25 (наименьшее). Странноприимных

домов также наибольшее количество было в Воронежской губернии - 6. Однако

Тамбовская губерния опережала в этом случае Курскую, где соответственно

находилось 3 и 1 странноприимных дома. Наименьшее количество учреждений,

подчинявшихся Министерству Внутренних дел было также в Тамбовской губернии

(16), а в Воронежской (32). Курской (26). Зато в 3 раза превышало Курскую

губернию количество учреждений, находившихся в Ведомстве духовном.

(Соответственно 5 и 15). (См. Приложение. Таблица № 7).

Специфика местных условий и развития экономики накладывало отпечаток на

развитие тех или иных типов благотворительных учреждений.

В конце 90-х годов XIX в. - нач. ХХ в. продолжается рост благотворительных

учреждений в губерниях Центрального Черноземья. Ведомство Учреждений

Императрицы Марии в 1898 г. создало в Воронеже общежитие для слепых

работниц отделения Попечительства ВУИМ[161]. На средства отделения в этом

же году была основана и бесплатная глазная лечебница (на 10 чел.),

оказавшая помощь только за год 995 больным[162]. Всего таких лечебниц по

России было отрыто 16. В них ежегодно принималось 41.000 больных, которыми

делалось свыше 224.000 посещений. В разных местах возникали так называемые

“окулистические пункты”.

Учреждения Попечительства Императрицы Марии о слепых находились в разных

городах, где открывались также специальные училища для слепых. В 1883-1905

гг. в губерниях было открыто 23 училища слепых, в т.ч. и в Воронеже[163].

Больше таких учреждений в губерниях Центрального Черноземья нигде не было.

Убежище для бедных хронических больных было создано Обществом

вспомоществования бедным в г. Острогожске.

В г. Нижнедевицке (Воронежской губернии) в 1898 г. на средства земства была

создана земская мужская богадельня на 5 человек в память коронования

Императора Николая II[164]. В г. Богучар в 1899 г. земство создало земскую

богадельню на 40 человек, находившуюся в ведении МВД[165].

В Курской губернии в 1898 г. Благотворительное общество (под

покровительством ВУИМ) была создана дешевая столовая на 130 человек. В ней

в течение года получили питание 32.296 мужчин и 11.824 женщины[166]. В г.

Новом Осколе был открыт странноприимный дом Общества для пособия бедным на

4 человека (1898 г.). В нем получили приют 63 человека[167]. В Щигровском

уезде в этом же году благотворительное общество создало ночлежный дом на 28

человек. Он содержался на средства общества и его услугами воспользовались

а год 1.191 мужчин и 595 женщин[168].

В Курском уезде в 1898 г. при Александро-Невском Ските Свято-Троицкого

женского монастыря была создана богадельня на 10 человек[169].

Отличительной особенностью благотворительности в Курской губернии в этот

период являлось помимо создания обществ вспомоществования нуждающимся и

бедным, открытие учреждений общества трезвости с религиозной окраской. Они

открывались еще в начале 90-х годов в Грайворонском уезде[170]. Чайные

Христианского общества трезвости существовали в г. Грайвороне, в селах

Борисовка, Головчина. Как правило, они содержались на средства общества

трезвости. В 1894 г. в связи с возникновением Попечительства о народной

трезвости усилился интерес к этому вопросу. В 1898 г. Общество трезвости

создало дом призрения в селе Погребки Льговского уезда.

В Государственном Архиве Курской области нам удалось обнаружить интересные

документы, дающие представление о состоянии учреждений Общества о народной

трезвости в Курске и Курском уезде на 1902 г. Члену уездного комитета

Попечительства о народной трезвости А.А.Петрусевичу было направлено

циркулярное письмо от 11 декабря 1902 г. от Управляющего акцизным сбором

Курской губернии. В нем содержалось предписание сообщить информацию об

открытии в уезде чайных и читален[171].

В ответном письме отмечается, что “большинство чайных еле влачат свое

существование, не оправдывая даже расходов на свое содержание или еле

покрывают их. Убытков не дают только чайные, помещавшиеся в собственных

зданиях”[172]. Сказанное относится и к уездным чайным.

Из Главного Управления Попечительства о народной трезвости в Курск

поступило также распоряжение о снабжении чайных и читален периодическими

изданиями. При этом Главное Управление рекомендовало газету “Русское

чтение”, которая “вполне приноровленная к интересам и пониманию простого

народа, а также журнал “Земледелец”, допущенный Министерством

Земледелия”[173]. В распоряжении даны также рекомендации по

организции народных чтений,

отмечается, что необходимо пользоваться ими “для расширения среди населения

здравых понятий о вреде пьянства и неумеренности потребления крепких

напитков. Между тем распространение этих понятий составляет прямую

обязанность попечительств и притом обязанность существенно важную, потому

что для обеспечения успеха в борьбе с народным пьянством недостаточно

ослабить соблазны питейного заведения, а необходимо еще возбудить в самом

этом населении расположение к трезвости и воздержанию”[174].

Пропагандируя народные чтения, Главное Управление Попечительства направляло

на места журнал “Вестник Попечительства о народной трезвости”, списки

изданий, разрешенных для народных чтений, бесплатных народных библиотек и

читален, книжных складов и воскресных школ и для представления на сценах

народных театров (с 1 июля 1903 г. по 1 января 1904 г.), изданные в

Петербурге[175]. В деле содержится также специальный список изданий,

регламентирующих чтение в народных библиотеках и читальнях[176]. Как видим,

чтение для народа должно быть “идеологически выдержанным” и формировать у

населения верноподданнические чувства и настроения, отвлекая его не только

от пьянства, но и возможных “бунтарских” действий. Напомним, что речь идет

по времени о кануне революционных событий 1905-1907 гг.

Как же относилось население Курской губернии к созданию учреждений

Попечительства? Из Отчета Курского уездного комитета явствует, что

“отношение населения к упомянутым учреждениям Попечительства мало

сочувственное, что объясняется, конечно, отсутствием при чайных каких-либо

приманивающих к ним учреждений. Если же сравнительно благоденствует Курская

чайная, то это объясняется лишь более дешевой ценой чая”[177]. Сделан

вывод, что деятельность Курского уездного Комитета Попечительства о

народной трезвости находится лишь в зачаточном состоянии (подчерк.

автором). Курский уезд, как и все другие нуждается и в бесплатных

библиотеках-читальнях, и в народных чтениях с туманными картинками, и в

каких-либо публичных лекциях по предметам, необходимым в крестьянском быту;

и в создании народных хоров и оркестров, которые могли бы доставить кой-

какую усладу крестьянам...”[178]. Во всем этом комплексе мер нетрудно

увидеть сущность целенаправленной идеологической охранительной политики

правительства.

В конце 90-х годов XIX в. - начале ХХ в. в Тамбовской губернии развиваются

те же направления благотворительности, которые имели место ранее.

Открываются новые богадельни, бесплатные дешевые столовые и т.п. Так, в

Моршанском уезде в 1898 г. для престарелых женщин (на 12 человек) была

открыта на частные средства богадельня Фанталового. В Тамбове, в Усмани

были открыты бесплатные дешевые столовые по инициативе Попечительства о

бедных. Обращает на себя внимание, что именно в этот период в Тамбовской

губернии возникают различные общества вспомоществования в различных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.