отделением, основанная на частные пожертвования Н.Козловским в 1870 г. и
находившаяся в ведении МВД. В ней находился 61 человек. На средства города
содержалась мужская богадельня (на 10 человек) для престарелых горожан,
созданная в 1880 г. в г. Лебедяни. Здесь же была создана и женская
богадельня для местных горожанок на 25 человек. Она также содержалась на
средства города. Две богадельни возникли в 1880 г. в г. Липецке. Одна -
женская богадельня была создана дамским попечительным обществом, находилась
под покровительством принцессы Евгении Максимовны Ольденбургской, поэтому
богадельня называлась Евгеньевской. В ней призревалось 37 женщин.
Александровская Городская Богадельня была создана в память 25-летия
царствования Императора Александра II. В ней призревалось 16 человек,
находилась она в ведении города и получала от него пособие в размере 500
руб.
В г. Моршанске в 1873 г. существовала городская общественная богадельня для
престарелых и увечных обоего пола. В ней проживало 78 человек, капитал
составлял 51.640 руб. Здесь же уже в 90-е годы на частные средства
А.Е.Катриной была создана женская богадельня на 40 человек. Капитал ее
составлял 43.250 руб.[154].
В 1880 г. в г. Темникове была создана богадельня для престарелых обоего
пола (на 20 человек), находившаяся в ведении города и основанная на частные
пожертвования Бочкарева. В г. Усмани в 1899 г. Г.Д.Сухачева основала
городскую богадельню, владевшую 229 десятин земли, стоимостью 22.900 руб.
Имелась Натальинская богадельня для престарелых на 15 человек в г. Шацке.
Она состояла в ведении МВД.
Богадельни в Тамбовской губернии создавались и в сельской местности. Так,
например, в 1889 г. в селе Сасово Елатомского уезда купец Постников открыл
Казанскую богадельню для неимущих. Богадельня владела домом стоимостью
10.000 руб. В ней проживало 16 человек, находилась она в ведении МВД. На
средства князя Волконского в селе Гридино также была создана богадельня для
престарелых женщин.
Многие богадельни содержались на средства церковноприходских попечительств,
монастырей, о чем будет сказано в специальном разделе. Однако укажем
некоторые из них, которые создавались непосредственно при церквях,
монастырях и выполняли определенную социальную функцию. Порою они также
возникали на частные пожертвования и носили имена их учредителей. Например,
в Тамбове имелась Покровская богадельня Е.А.Мосоловой при Покровской церкви
для бедных старух (на 14 человек). Расположена она была в доме стоимостью
12.300 руб., капитал ее - 17.000 руб., находилась в ведении Церковного
Попечительства. При кладбищенской церкви в г. Елатьма была создана
богадельня для престарелых. В ней проживало 21 человек, состояла она в
ведении города. Такого же типа богадельня имелась при Крестовоздвиженской
кладбищенской церкви в г. Козлове. Проживали в ней 33 человека, содержалась
на средства Крестовоздвиженского братства[155] .
В ведении Церковноприходского попечительства находилась богадельня для
престарелых с приютом для сирот и участком земли в 100 десятин стоимостью в
16.000 руб. в г. Усмани. Основана она была еще в 1875 г. М.Охотниковым. В
содержании ее принимало участие и уездное земство, выделяя ежегодно пособие
в размере 600 руб.
В Тамбовской губернии имелись и странноприимные дома для призрения
взрослых. Так, в Тамбове такой дом был создан в 1870 г. Тамбовским
благотворительным комитетом. В нем призревалось в течение года до 10.000
чел., находился он в введении города. Странноприимные дома с богадельнями
существовали и при монастырях. Например, такой дом содержался на средства
Предтече-Прогуляевого монастыря, находился в ведении Церковноприходского
попечительства. Постоянно проживало в нем 3 человека, а получило помощь
2.500 человек. На средства монастыря содержался странноприимный дом и
богадельня в Темниковском уезде при Саровской пустыне. В течение года в
нем призревалось 54.000 человек. Находился дом в ведении епархиального
ведомства[156]. В странноприимном доме с богадельней в г. Шацке на средства
монастыря призревалось в течение года до 10.000 человек[157]. В Ахтырском
монастыре в г. Козлове существовала небольшая богадельня на 12 человек,
содержавшаяся на его средства.
В губернии к середине XIX века существовало и два приюта для взрослых. В г.
Шацке был создан приют для престарелых, содержавшихся на средства
предводителя дворянства, хотя находился в введении МВД. В нем призревалось
около 30 человек[158]. В г. Козлове имелся Александро-Невский приют для
престарелых мужчин. В нем проживало 42 человека. Приют располагался в доме
стоимостью 15.000 руб. В содержании его оказывали помощь городские власти и
уездное земство, выделяя ежегодно пособие в сумме 500 руб.[159].
Таким образом, из 28 благотворительных учреждений для взрослых 4
находились в губернском центре - Тамбове, 24 - в уездах. Они оказали
помощь 3.295 взрослым[160] (См. Приложение. Таблица № 6).
Сравнительный анализ развития благотворительных учреждений в губерниях
Центрального Черноземья к середине XIX в. (на 1896 г.) позволяет сделать
ряд выводов. Наибольшее количество учреждений для взрослых находилось в
Воронежской губернии - 51, в Курской губернии - 33. Наименьшее в Тамбовской
губернии - 28. Богаделен было больше всего в Воронежской губернии - 43, в
Курской губернии - 30, в Тамбовской - 25 (наименьшее). Странноприимных
домов также наибольшее количество было в Воронежской губернии - 6. Однако
Тамбовская губерния опережала в этом случае Курскую, где соответственно
находилось 3 и 1 странноприимных дома. Наименьшее количество учреждений,
подчинявшихся Министерству Внутренних дел было также в Тамбовской губернии
(16), а в Воронежской (32). Курской (26). Зато в 3 раза превышало Курскую
губернию количество учреждений, находившихся в Ведомстве духовном.
(Соответственно 5 и 15). (См. Приложение. Таблица № 7).
Специфика местных условий и развития экономики накладывало отпечаток на
развитие тех или иных типов благотворительных учреждений.
В конце 90-х годов XIX в. - нач. ХХ в. продолжается рост благотворительных
учреждений в губерниях Центрального Черноземья. Ведомство Учреждений
Императрицы Марии в 1898 г. создало в Воронеже общежитие для слепых
работниц отделения Попечительства ВУИМ[161]. На средства отделения в этом
же году была основана и бесплатная глазная лечебница (на 10 чел.),
оказавшая помощь только за год 995 больным[162]. Всего таких лечебниц по
России было отрыто 16. В них ежегодно принималось 41.000 больных, которыми
делалось свыше 224.000 посещений. В разных местах возникали так называемые
“окулистические пункты”.
Учреждения Попечительства Императрицы Марии о слепых находились в разных
городах, где открывались также специальные училища для слепых. В 1883-1905
гг. в губерниях было открыто 23 училища слепых, в т.ч. и в Воронеже[163].
Больше таких учреждений в губерниях Центрального Черноземья нигде не было.
Убежище для бедных хронических больных было создано Обществом
вспомоществования бедным в г. Острогожске.
В г. Нижнедевицке (Воронежской губернии) в 1898 г. на средства земства была
создана земская мужская богадельня на 5 человек в память коронования
Императора Николая II[164]. В г. Богучар в 1899 г. земство создало земскую
богадельню на 40 человек, находившуюся в ведении МВД[165].
В Курской губернии в 1898 г. Благотворительное общество (под
покровительством ВУИМ) была создана дешевая столовая на 130 человек. В ней
в течение года получили питание 32.296 мужчин и 11.824 женщины[166]. В г.
Новом Осколе был открыт странноприимный дом Общества для пособия бедным на
4 человека (1898 г.). В нем получили приют 63 человека[167]. В Щигровском
уезде в этом же году благотворительное общество создало ночлежный дом на 28
человек. Он содержался на средства общества и его услугами воспользовались
а год 1.191 мужчин и 595 женщин[168].
В Курском уезде в 1898 г. при Александро-Невском Ските Свято-Троицкого
женского монастыря была создана богадельня на 10 человек[169].
Отличительной особенностью благотворительности в Курской губернии в этот
период являлось помимо создания обществ вспомоществования нуждающимся и
бедным, открытие учреждений общества трезвости с религиозной окраской. Они
открывались еще в начале 90-х годов в Грайворонском уезде[170]. Чайные
Христианского общества трезвости существовали в г. Грайвороне, в селах
Борисовка, Головчина. Как правило, они содержались на средства общества
трезвости. В 1894 г. в связи с возникновением Попечительства о народной
трезвости усилился интерес к этому вопросу. В 1898 г. Общество трезвости
создало дом призрения в селе Погребки Льговского уезда.
В Государственном Архиве Курской области нам удалось обнаружить интересные
документы, дающие представление о состоянии учреждений Общества о народной
трезвости в Курске и Курском уезде на 1902 г. Члену уездного комитета
Попечительства о народной трезвости А.А.Петрусевичу было направлено
циркулярное письмо от 11 декабря 1902 г. от Управляющего акцизным сбором
Курской губернии. В нем содержалось предписание сообщить информацию об
открытии в уезде чайных и читален[171].
В ответном письме отмечается, что “большинство чайных еле влачат свое
существование, не оправдывая даже расходов на свое содержание или еле
покрывают их. Убытков не дают только чайные, помещавшиеся в собственных
зданиях”[172]. Сказанное относится и к уездным чайным.
Из Главного Управления Попечительства о народной трезвости в Курск
поступило также распоряжение о снабжении чайных и читален периодическими
изданиями. При этом Главное Управление рекомендовало газету “Русское
чтение”, которая “вполне приноровленная к интересам и пониманию простого
народа, а также журнал “Земледелец”, допущенный Министерством
Земледелия”[173]. В распоряжении даны также рекомендации по
организции народных чтений,
отмечается, что необходимо пользоваться ими “для расширения среди населения
здравых понятий о вреде пьянства и неумеренности потребления крепких
напитков. Между тем распространение этих понятий составляет прямую
обязанность попечительств и притом обязанность существенно важную, потому
что для обеспечения успеха в борьбе с народным пьянством недостаточно
ослабить соблазны питейного заведения, а необходимо еще возбудить в самом
этом населении расположение к трезвости и воздержанию”[174].
Пропагандируя народные чтения, Главное Управление Попечительства направляло
на места журнал “Вестник Попечительства о народной трезвости”, списки
изданий, разрешенных для народных чтений, бесплатных народных библиотек и
читален, книжных складов и воскресных школ и для представления на сценах
народных театров (с 1 июля 1903 г. по 1 января 1904 г.), изданные в
Петербурге[175]. В деле содержится также специальный список изданий,
регламентирующих чтение в народных библиотеках и читальнях[176]. Как видим,
чтение для народа должно быть “идеологически выдержанным” и формировать у
населения верноподданнические чувства и настроения, отвлекая его не только
от пьянства, но и возможных “бунтарских” действий. Напомним, что речь идет
по времени о кануне революционных событий 1905-1907 гг.
Как же относилось население Курской губернии к созданию учреждений
Попечительства? Из Отчета Курского уездного комитета явствует, что
“отношение населения к упомянутым учреждениям Попечительства мало
сочувственное, что объясняется, конечно, отсутствием при чайных каких-либо
приманивающих к ним учреждений. Если же сравнительно благоденствует Курская
чайная, то это объясняется лишь более дешевой ценой чая”[177]. Сделан
вывод, что деятельность Курского уездного Комитета Попечительства о
народной трезвости находится лишь в зачаточном состоянии (подчерк.
автором). Курский уезд, как и все другие нуждается и в бесплатных
библиотеках-читальнях, и в народных чтениях с туманными картинками, и в
каких-либо публичных лекциях по предметам, необходимым в крестьянском быту;
и в создании народных хоров и оркестров, которые могли бы доставить кой-
какую усладу крестьянам...”[178]. Во всем этом комплексе мер нетрудно
увидеть сущность целенаправленной идеологической охранительной политики
правительства.
В конце 90-х годов XIX в. - начале ХХ в. в Тамбовской губернии развиваются
те же направления благотворительности, которые имели место ранее.
Открываются новые богадельни, бесплатные дешевые столовые и т.п. Так, в
Моршанском уезде в 1898 г. для престарелых женщин (на 12 человек) была
открыта на частные средства богадельня Фанталового. В Тамбове, в Усмани
были открыты бесплатные дешевые столовые по инициативе Попечительства о
бедных. Обращает на себя внимание, что именно в этот период в Тамбовской
губернии возникают различные общества вспомоществования в различных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|