другими средствами местных обществ[52].
Критическое отношение он высказывает и к вопросу о призрении крестьян.
Крестьянские общины имели в своей среде большое количество лиц, нуждающихся
в призрении, но делали для него значительно меньше, чем другие учреждения,
что было связано с общей бедностью крестьянского населения. “Поэтому
оставлять призрение крестьян, - писал Е.Д.Максимов, - на обязанности
общин, к которым они принадлежат, значит идти наперекор и вопреки всему
нашему опыту и умышленно пресекать возможность развития дела”[53].
В статье содержится критика положений по вопросу об участии
дворянского и купеческого сословий в общественном призрении, которые, в
отличие от крестьян, “не призываются к обязательному призрению своих
членов”. Они уплачивали деньги лишь в качестве земских и городских сборов.
Мещанское же население “повинность по призрению несло вдвойне”, т.к. оно не
освобождается и от земских, и городских сборов. Автор замечает, что
необходимо уничтожить такую несправедливость, поскольку “сословные
обязанности по призрению непосильны общинам и только препятствуют улучшению
самого дела”. Он считает также, что сословные общины должны быть избавлены
от призрения своих членов и обязанность эта должна сделаться беcсословной.
Отсюда вытекает необходимость ликвидации сословных органов призрения, т.е.
волостных и сельских управлений, хотя они играли большую роль в деле
индивидуализации призрения. Напротив, автор считает необходимым привлечь к
общественному призрению крестьянства учителей, врачей, священников,
помещиков, не принадлежащих к крестьянскому обществу, что, по его мнению,
оживит и улучшит дело. Сословные организации в деревнях могут быть заменены
всесословными организациями вроде попечительств, комиссий и т.п.,
создаваемых земством для санитарных и других целей.
Особое внимание в статье уделяется роли земства. По мнению автора,
земства выполняют свои обязанности по призрению лучше, чем другие
учреждения. “Как ни незначительна деятельность их в области призрения
сравнительно с нуждой, - писал Е.Д.Максимов, - она все-таки и количественно
и качественно обращает на себя внимание”[54]. Отмечается также стесненность
в денежных средствах у земств, большое количество других обязанностей, что
не позволило земствам и городам “развить дело общественного призрения
соответственно нужде в нем”[55].
Вместе с тем, заслуга их велика в постановке медицинского дела. Они
наметили правильные пути и в других отраслях. Именно земствам принадлежит
руководящая роль в призрении на местах. “Можно только пожалеть, - писал
автор, - что закон недостаточно подробно уясняет эту роль”[56].
Он отмечает противоречивость многих законодательных положений по этому
вопросу. “Даже в целях заведования делом призрения современный закон не
дает вполне определенных указаний”. Автор считал целесообразным
сосредоточение всех возложенных на земство обязанностей в одном земском
органе - управе. Он высказал также весьма ценное суждение об участии
широких слоев населения в общественном призрении. “А между тем, - замечал
автор, - участие возможно большего количества местных жителей в некоторых
земских делах чрезвычайно важно, не только потому, что воспитывает их в
общественных интересах, но и потому, что оживляет эти дела, привлекая к ним
постоянно новые силы, количественно ограниченные Положением 1890 г. К
такого рода делам относится и общественное призрение, успех которого
всецело зависит от участия в нем общества”[57].
В статье высказаны также и конкретные конструктивные предложения, в
частности, об изменении в целом структуры общественного призрения, о
создании особых совещательных и городских органов (попечительств), которые
бы направляли деятельность по общественному призрению, способствовали бы
поиску способов и средств для осуществления помощи бедным. В связи с этим
он обращает внимание и на нравственный аспект воспитания в обществе чувства
сострадания к ближнему. Он справедливо ставит также вопрос об участии
образованного общества и всего населения в организации общественного
призрения. Обязанности по общественному призрению должны возлагаться на те
общественные союзы, которые имели бы соответствующие материальные средства
и могли бы вынести эти обязанности. Средства для этих целей могли бы
выделить, с одной стороны, правительство, а с другой - участковые уездные и
городские попечительства, уездные земские и городские попечительства, затем
губернские попечительства для объединения всей благотворительности в
губернии. Во главе всего дела общественного призрения в России Е.Д.Максимов
считал необходимым создать единый компетентный, центральный орган. Именно с
изменением структуры, изменением законодательной постановки общественного
призрения, он связывал его улучшение и дальнейшее развитие.
Вопросы законодательной политики правительства в области общественного
призрения и благотворительности рассматриваются и в книге
В.Ф.Дерюжинского[58]. Он отмечал, что пересмотр российского
законодательства в этой сфере - один из важнейших. Этот пересмотр был
возложен на особую комиссию, созданную в 1892 г. и по указанию царя
возглавляемую членом Государственного Совета К.К.Гротом. На нее было
возложено “составление проекта законодательных мер, обнимающих дело
призрения во всех его частностях для внесения затем выработанных ею
предложений в Государственный Совет в установленном порядке”. Комиссии были
предоставлены большие полномочия и перед ней были поставлены задачи не
только внести какие-то частные изменения в законодательство, а подготовить
новый общий кодекс мер общественного призрения. Автор критиковал имеющиеся
изъяны в законодательстве, отмечая, что в имевшихся законах об общественном
призрении нет определенных указаний даже относительно таких существенных
предметов, как вопрос о праве на призрение, средствах на расходы по
призрению и др. Автор высказал также суждение о том, что разработка этих
вопросов заслуживает полного внимания всего общества. В книге справедливо
отмечалось, что вопрос о рациональном устройстве призрения принадлежит к
числу труднейших вопросов общественной жизни и управления. Дискуссионным
являлся, в частности, вопрос о роли государства[59] , о том, должно ли
государство вмешиваться в это дело и регулировать его, или же оно должно
быть всецело предоставлено заботам частной инициативы, частной
благотворительности[60].
Вслед за Е.Д.Максимовым В.Ф.Дерюжинский высоко оценивает деятельность
земств: “...Мы должны, однако, признать, что, несмотря на неблагоприятные
условия, нашими земствами сделано очень многое в области общественного
призрения”[61]. Говоря о перспективах развития общественного призрения,
автор заметил, что “развитие этого дела должно быть вверено органам
самоуправления, земству и городским общественным учреждениям”[62].
Весьма важным в области общественного призрения мероприятием в
середине 90-х гг. явилось учреждение Высочайшим указом 1 сентября 1895 г.
“Попечительства о Домах Трудолюбия и Работных Домах”. В указе говорилось:
“В непрестанных заботах о всех верноподданных наших, Мы обратили внимание
на горестную судьбу тех из них, которые, терпя крайнюю нужду, тщетно ищут
себе заработка и приюта. Стремясь к облегчению участи неимущих доставлением
им честного труда, как единственного залога счастливой и на христианских
началах основанной жизни, признали Мы за благо учредить особое
Попечительство о Домах Трудолюбия и Работных Домах, предназначаемые
оказывать существующим подобного рода учреждениям необходимую поддержку и
помощь, а также содействовать приумножению их в Империи”[63].
Как следует из указа, главная цель домов трудолюбия состояла не только
в том, чтобы предоставить людям временную работу и обучить профессии, но и
в нравственном перевоспитании призреваемых и укреплении их сил для
самостоятельной честной трудовой жизни. К концу 1895 г. в различных городах
России существовало уже 44 Дома Трудолюбия[64], в том числе два из них в
Курске и Воронеже[65]. Попечительство, находившееся под покровительством
императрицы Александры Федоровны, обязано было координировать деятельность
городов и общественных организаций в области трудовой помощи. Деятельность
Попечительства должна была также выражаться в содействии устройства Домов
трудолюбия и работных домов путем выдачи им срочных ссуд и единовременных
пособий, в подготовке рекомендаций, касающихся их успешной
деятельности[66]. С 1897 г. Попечительство стало издавать журнал “Трудовая
помощь”.
Кроме трудовой помощи в конце 90-х годов практиковались и другие формы
оказания социальной помощи общественными организациями и частными лицами:
биржи труда, специализированные мастерские для женщин, воскресные
профессиональные школы и т.д.[67]. Важно отметить, что именно в этот период
появляются новые принципы социальной помощи. Происходила децентрализация
социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи, сами люди
нацеливались на использование своих внутренних ресурсов для решения
собственных проблем[68].
В 90-е гг. в правительственных и промышленных кругах активно
обсуждался также вопрос о социальном обеспечении рабочих, получивших увечья
на производстве. При этом правительство склонялось к тому, чтобы ввести
принцип ответственности предпринимателей за травматизм. Именно в этом духе
были составлены проекты законов, предложенные Государственному Совету
Министрами финансов И.А.Вышнеградским в 1889 г. и С.Ю.Витте в 1893 г. Ввиду
сопротивления промышленников эти проекты были отложены.
Однако в конце 90-х годов движение за введение обязательного
страхования рабочих приобрело такой общественный вес, что не считаться с
ним не могли ни правительство, ни предпринимательские круги. Поэтому 2 июня
1903 г. правительство издало закон “О вознаграждении потерпевших вследствие
несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в
предприятиях фабрично-заводской, горнозаводской промышленности”. Он стал
первым законом, в основу которого был положен принцип обязательного
страхования от одного из видов социального риска. В целом принятие закона
от 2 июня 1903 г. явилось важной ступенью в организации рабочего
страхования, после которой общественная и правительственная деятельность в
этом области значительно активизировалась[69].
Что же касается работы комиссии К.К.Грота по проработке правовых
вопросов благотворительности, общественного призрения, то ее не удалось
завершить. Войны, а затем революции помешали увидеть результаты
деятельности этой комиссии[70]. Законодательство в этой области так и не
было реформировано на современных основах вплоть до начала первой мировой
войны. Однако, несмотря на имевшиеся противоречия и недостатки в
действовавшем законодательстве по вопросам благотворительности и
общественного призрения, о чем шла речь выше, само его состояние и
содержание являлось одним из важнейших факторов развития благотворительного
движения в целом по всей России в конце XIX- нач. ХХ вв.
§ 2. Российское законодательство как фактор развития благотворительного
движения.
История учит, что на формирование благотворительного движения оказывает
влияние несколько факторов и прежде всего: 1) состояние законодательства по
благотворительности; 2) уровень духовной культуры общества; 3) уровень
потребности населения в медико-социальной защите. С этим выводом известного
современного исследователя Б.Ш.Нувахова[71] нельзя не согласиться. Вместе с
тем благотворительность зависит и от многих других факторов, политического,
идеологического, экономического, социального характера.
Особенностью российской действительности до середины XIX в. было то, что
вся благотворительная деятельность и социальное вспомоществование были
сосредоточены преимущественно в руках государства и церкви. Объяснялось это
несколькими причинами: во-первых, централизацией власти и дальнейшим
ужесточением системы крепостной зависимости, во-вторых, сложившимся к
середине XIX в. сословным делением, фактически уничтожившим общественную
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|