на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Да не оскудеет рука дающего...

другими средствами местных обществ[52].

Критическое отношение он высказывает и к вопросу о призрении крестьян.

Крестьянские общины имели в своей среде большое количество лиц, нуждающихся

в призрении, но делали для него значительно меньше, чем другие учреждения,

что было связано с общей бедностью крестьянского населения. “Поэтому

оставлять призрение крестьян, - писал Е.Д.Максимов, - на обязанности

общин, к которым они принадлежат, значит идти наперекор и вопреки всему

нашему опыту и умышленно пресекать возможность развития дела”[53].

В статье содержится критика положений по вопросу об участии

дворянского и купеческого сословий в общественном призрении, которые, в

отличие от крестьян, “не призываются к обязательному призрению своих

членов”. Они уплачивали деньги лишь в качестве земских и городских сборов.

Мещанское же население “повинность по призрению несло вдвойне”, т.к. оно не

освобождается и от земских, и городских сборов. Автор замечает, что

необходимо уничтожить такую несправедливость, поскольку “сословные

обязанности по призрению непосильны общинам и только препятствуют улучшению

самого дела”. Он считает также, что сословные общины должны быть избавлены

от призрения своих членов и обязанность эта должна сделаться беcсословной.

Отсюда вытекает необходимость ликвидации сословных органов призрения, т.е.

волостных и сельских управлений, хотя они играли большую роль в деле

индивидуализации призрения. Напротив, автор считает необходимым привлечь к

общественному призрению крестьянства учителей, врачей, священников,

помещиков, не принадлежащих к крестьянскому обществу, что, по его мнению,

оживит и улучшит дело. Сословные организации в деревнях могут быть заменены

всесословными организациями вроде попечительств, комиссий и т.п.,

создаваемых земством для санитарных и других целей.

Особое внимание в статье уделяется роли земства. По мнению автора,

земства выполняют свои обязанности по призрению лучше, чем другие

учреждения. “Как ни незначительна деятельность их в области призрения

сравнительно с нуждой, - писал Е.Д.Максимов, - она все-таки и количественно

и качественно обращает на себя внимание”[54]. Отмечается также стесненность

в денежных средствах у земств, большое количество других обязанностей, что

не позволило земствам и городам “развить дело общественного призрения

соответственно нужде в нем”[55].

Вместе с тем, заслуга их велика в постановке медицинского дела. Они

наметили правильные пути и в других отраслях. Именно земствам принадлежит

руководящая роль в призрении на местах. “Можно только пожалеть, - писал

автор, - что закон недостаточно подробно уясняет эту роль”[56].

Он отмечает противоречивость многих законодательных положений по этому

вопросу. “Даже в целях заведования делом призрения современный закон не

дает вполне определенных указаний”. Автор считал целесообразным

сосредоточение всех возложенных на земство обязанностей в одном земском

органе - управе. Он высказал также весьма ценное суждение об участии

широких слоев населения в общественном призрении. “А между тем, - замечал

автор, - участие возможно большего количества местных жителей в некоторых

земских делах чрезвычайно важно, не только потому, что воспитывает их в

общественных интересах, но и потому, что оживляет эти дела, привлекая к ним

постоянно новые силы, количественно ограниченные Положением 1890 г. К

такого рода делам относится и общественное призрение, успех которого

всецело зависит от участия в нем общества”[57].

В статье высказаны также и конкретные конструктивные предложения, в

частности, об изменении в целом структуры общественного призрения, о

создании особых совещательных и городских органов (попечительств), которые

бы направляли деятельность по общественному призрению, способствовали бы

поиску способов и средств для осуществления помощи бедным. В связи с этим

он обращает внимание и на нравственный аспект воспитания в обществе чувства

сострадания к ближнему. Он справедливо ставит также вопрос об участии

образованного общества и всего населения в организации общественного

призрения. Обязанности по общественному призрению должны возлагаться на те

общественные союзы, которые имели бы соответствующие материальные средства

и могли бы вынести эти обязанности. Средства для этих целей могли бы

выделить, с одной стороны, правительство, а с другой - участковые уездные и

городские попечительства, уездные земские и городские попечительства, затем

губернские попечительства для объединения всей благотворительности в

губернии. Во главе всего дела общественного призрения в России Е.Д.Максимов

считал необходимым создать единый компетентный, центральный орган. Именно с

изменением структуры, изменением законодательной постановки общественного

призрения, он связывал его улучшение и дальнейшее развитие.

Вопросы законодательной политики правительства в области общественного

призрения и благотворительности рассматриваются и в книге

В.Ф.Дерюжинского[58]. Он отмечал, что пересмотр российского

законодательства в этой сфере - один из важнейших. Этот пересмотр был

возложен на особую комиссию, созданную в 1892 г. и по указанию царя

возглавляемую членом Государственного Совета К.К.Гротом. На нее было

возложено “составление проекта законодательных мер, обнимающих дело

призрения во всех его частностях для внесения затем выработанных ею

предложений в Государственный Совет в установленном порядке”. Комиссии были

предоставлены большие полномочия и перед ней были поставлены задачи не

только внести какие-то частные изменения в законодательство, а подготовить

новый общий кодекс мер общественного призрения. Автор критиковал имеющиеся

изъяны в законодательстве, отмечая, что в имевшихся законах об общественном

призрении нет определенных указаний даже относительно таких существенных

предметов, как вопрос о праве на призрение, средствах на расходы по

призрению и др. Автор высказал также суждение о том, что разработка этих

вопросов заслуживает полного внимания всего общества. В книге справедливо

отмечалось, что вопрос о рациональном устройстве призрения принадлежит к

числу труднейших вопросов общественной жизни и управления. Дискуссионным

являлся, в частности, вопрос о роли государства[59] , о том, должно ли

государство вмешиваться в это дело и регулировать его, или же оно должно

быть всецело предоставлено заботам частной инициативы, частной

благотворительности[60].

Вслед за Е.Д.Максимовым В.Ф.Дерюжинский высоко оценивает деятельность

земств: “...Мы должны, однако, признать, что, несмотря на неблагоприятные

условия, нашими земствами сделано очень многое в области общественного

призрения”[61]. Говоря о перспективах развития общественного призрения,

автор заметил, что “развитие этого дела должно быть вверено органам

самоуправления, земству и городским общественным учреждениям”[62].

Весьма важным в области общественного призрения мероприятием в

середине 90-х гг. явилось учреждение Высочайшим указом 1 сентября 1895 г.

“Попечительства о Домах Трудолюбия и Работных Домах”. В указе говорилось:

“В непрестанных заботах о всех верноподданных наших, Мы обратили внимание

на горестную судьбу тех из них, которые, терпя крайнюю нужду, тщетно ищут

себе заработка и приюта. Стремясь к облегчению участи неимущих доставлением

им честного труда, как единственного залога счастливой и на христианских

началах основанной жизни, признали Мы за благо учредить особое

Попечительство о Домах Трудолюбия и Работных Домах, предназначаемые

оказывать существующим подобного рода учреждениям необходимую поддержку и

помощь, а также содействовать приумножению их в Империи”[63].

Как следует из указа, главная цель домов трудолюбия состояла не только

в том, чтобы предоставить людям временную работу и обучить профессии, но и

в нравственном перевоспитании призреваемых и укреплении их сил для

самостоятельной честной трудовой жизни. К концу 1895 г. в различных городах

России существовало уже 44 Дома Трудолюбия[64], в том числе два из них в

Курске и Воронеже[65]. Попечительство, находившееся под покровительством

императрицы Александры Федоровны, обязано было координировать деятельность

городов и общественных организаций в области трудовой помощи. Деятельность

Попечительства должна была также выражаться в содействии устройства Домов

трудолюбия и работных домов путем выдачи им срочных ссуд и единовременных

пособий, в подготовке рекомендаций, касающихся их успешной

деятельности[66]. С 1897 г. Попечительство стало издавать журнал “Трудовая

помощь”.

Кроме трудовой помощи в конце 90-х годов практиковались и другие формы

оказания социальной помощи общественными организациями и частными лицами:

биржи труда, специализированные мастерские для женщин, воскресные

профессиональные школы и т.д.[67]. Важно отметить, что именно в этот период

появляются новые принципы социальной помощи. Происходила децентрализация

социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи, сами люди

нацеливались на использование своих внутренних ресурсов для решения

собственных проблем[68].

В 90-е гг. в правительственных и промышленных кругах активно

обсуждался также вопрос о социальном обеспечении рабочих, получивших увечья

на производстве. При этом правительство склонялось к тому, чтобы ввести

принцип ответственности предпринимателей за травматизм. Именно в этом духе

были составлены проекты законов, предложенные Государственному Совету

Министрами финансов И.А.Вышнеградским в 1889 г. и С.Ю.Витте в 1893 г. Ввиду

сопротивления промышленников эти проекты были отложены.

Однако в конце 90-х годов движение за введение обязательного

страхования рабочих приобрело такой общественный вес, что не считаться с

ним не могли ни правительство, ни предпринимательские круги. Поэтому 2 июня

1903 г. правительство издало закон “О вознаграждении потерпевших вследствие

несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в

предприятиях фабрично-заводской, горнозаводской промышленности”. Он стал

первым законом, в основу которого был положен принцип обязательного

страхования от одного из видов социального риска. В целом принятие закона

от 2 июня 1903 г. явилось важной ступенью в организации рабочего

страхования, после которой общественная и правительственная деятельность в

этом области значительно активизировалась[69].

Что же касается работы комиссии К.К.Грота по проработке правовых

вопросов благотворительности, общественного призрения, то ее не удалось

завершить. Войны, а затем революции помешали увидеть результаты

деятельности этой комиссии[70]. Законодательство в этой области так и не

было реформировано на современных основах вплоть до начала первой мировой

войны. Однако, несмотря на имевшиеся противоречия и недостатки в

действовавшем законодательстве по вопросам благотворительности и

общественного призрения, о чем шла речь выше, само его состояние и

содержание являлось одним из важнейших факторов развития благотворительного

движения в целом по всей России в конце XIX- нач. ХХ вв.

§ 2. Российское законодательство как фактор развития благотворительного

движения.

История учит, что на формирование благотворительного движения оказывает

влияние несколько факторов и прежде всего: 1) состояние законодательства по

благотворительности; 2) уровень духовной культуры общества; 3) уровень

потребности населения в медико-социальной защите. С этим выводом известного

современного исследователя Б.Ш.Нувахова[71] нельзя не согласиться. Вместе с

тем благотворительность зависит и от многих других факторов, политического,

идеологического, экономического, социального характера.

Особенностью российской действительности до середины XIX в. было то, что

вся благотворительная деятельность и социальное вспомоществование были

сосредоточены преимущественно в руках государства и церкви. Объяснялось это

несколькими причинами: во-первых, централизацией власти и дальнейшим

ужесточением системы крепостной зависимости, во-вторых, сложившимся к

середине XIX в. сословным делением, фактически уничтожившим общественную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.