деятельность как таковую. Российское общество нач. XIX в., поделенное на
сословия, представители которых мало общались между собой, жестко
контролировалось властью. Поэтому общество не способно было создать
самостоятельные благотворительные движения, в-третьих, практически вся
крупная торговля и промышленность контролировалась государством. В России
еще не было достаточно сильного слоя зажиточных людей, способных финансово
поддержать независимые благотворительные учреждения.
Абсолютизация верховной власти привела к установлению чиновничьего контроля
за деятельностью учреждений общественного призрения. Благотворительность
также была поставлена под опеку государства и строго централизованных
императорских государственно-общественных организаций[72].
В середине XIX в. наметился, а после реформ 60-70-х годов стал реальностью
новый этап в развитии русского благотворения, который характеризовался не
только бурным ростом числа самых разнообразных благотворительных обществ,
учреждений и заведений, филантропических акций и мероприятий, но главным
образом новыми принципами социальной работы, о чем мы говорили уже выше
(децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация
помощи, рациональный подход к формам и методам социальной работы)[73].
Однако выделяемых государственными и благотворительными организациями
средств в силу нужды и бедности в России не хватало на то, чтобы система
социальных учреждений могла полноценно функционировать и развиваться. Стала
очевидной необходимость большего участия общественности в делах попечения,
свободного от правительственного соизволения и контроля. Реформы 60-70-х
годов XIX в. по отмене крепостного права, введению земского и городского
самоуправления предоставили возможность открытия благотворительных обществ
не только с высочайшего соизволения. Начинается рост общественно-
филантропических организаций и заведений, активизируется деятельность
частных лиц в оказании социальной помощи населению[74].
В мощном подъеме и развитии благотворительности в конце 90-х гг. XIX - нач.
ХХ вв. нельзя не видеть и проявления государственной идеологии, пытавшейся
в условиях нарастания кризисных явлений в обществе, приведшим к
революционным событиям 1905 г., повысить престиж власти среди своих граждан
и международной общественности. Вплоть до конца XIX в., как известно,
государственная идеология в России базировалась на известной триединой
формулировке “Православие, самодержавие, народность”. Ее ярким защитником
во второй половине XIX в. был обер-прокурор Святейшего Синода
К.П.Победоносцев, подчеркивающий постоянно в своих статьях и письмах
Императору, что “власть государственная ... утверждается не на ином чем,
как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на
вере народной”[75]. Ему вторил министр внутренних дел Д.А.Толстой в своем
докладе Александру III в 1886 г., что при осуществлении реформы надлежит
руководствоваться не отвлеченными принципами или чуждыми идеалами
западноевропейской государственной теории и практики, а ясным пониманием
коренных, самостоятельных основ русской государственной жизни[76].
Рост масштабов благотворительности в России в конце XIX- нач. ХХ в. был в
определенной степени связан и с промышленным подъемом в этот период, что
способствовало сосредоточению больших материальных накоплений в руках
предпринимательского сословия. Тем самым закладывались экономические
предпосылки для роста благотворительности, частных и общественных
добровольных пожертвований. Одновременно изменилась политика государства к
неимущим, не только потому что репрессиями уже не удавалось удержать
нищавшие слои населения в спокойном состоянии, но и в связи с укоренением в
общественном сознании гуманистических идей, порожденных еще эпохой
Просвещения. Именно при капитализме благотворительность стала значительным
общественным явлением. Свобода предпринимательства должна сочетаться со
свободой идей, свободой выбора[77]. Расширяются и задачи
благотворительности, которые к тому же значительно усложняются.
Наивысший пик в развитии благотворительности в России приходится на
последнее десятилетие XIX - нач. ХХ в. Если в первом десятилетии в России
было всего 28 благотворительных учреждений, то в девятом - 8988, а на
первую половину девяностых годов приходилось - 636[78] (см. Приложение.
Таблица 1).
В 1891-1899 годах было создано свыше половины (53%) всех благотворительных
обществ, возникших в стране с 40-х годов XIX в. К началу ХХ в. в Российской
империи насчитывалось более 11 тыс. благотворительных учреждений (4.762
благотворительных общества и 6.278 благотворительных заведений)[79]. На
каждые 100 тыс. населения приходилось 6 благотворительных учреждений[80]. В
1898 г. (за один год) благотворительной помощью пользовались: в С.-
Петербурге - 107.444 чел., в Москве - 105.158 чел., в остальной России -
952.182 чел.[81].
Основными направлениями в благотворительности в России являлись: а)
правительственная; б) церковная; в) земская; г) общественная; д) частная.
Эти направления могли взаимодействовать как в целом в государстве, так и в
отдельных регионах.
Все благотворительные заведения по своему назначению разделялись на шесть
типов: 1) Призрения (детей и взрослых); 2) Дешевого и бесплатного
проживания; 3) Дешевого и бесплатного пропитания; 4) Трудовой помощи; 5)
Лечебной помощи[82]. Одной из наиболее распространенных форм
благотворительности в России являлось призрение. Сюда относилось около
54,6% всех благотворительных заведений империи[83]. Заведения, относившиеся
к этой группе делились на 2 категории: а) для призрения и воспитания детей;
б) для призрения взрослых. Большая часть благотворительных заведений для
детей состояла в ведении частных лиц и благотворительных обществ[84].
В конце XIX в. (в 1898 г.) благотворительные учреждения в России по родам
благотворения распределялись следующим образом. В С.-Петербурге богаделен
имелось 90, детских приютов - 146, учреждений медицинской помощи - 79, школ
благотворительного характера - 197, детских столовых - 35, ночлежных домов
- 23, дешевых квартир - 34, народных читален - 9. Всего насчитывалось 638
благотворительных учреждений. Вторым крупным центром России, где было
сосредоточено большое количество этих учреждений, была Москва. Однако в ней
находилось меньше благотворительных учреждений, чем в С.-Петербурге - 453.
В остальной России насчитывалось 1304 богаделен, 561 детский приют, 210
учреждений медицинской помощи, 143 школ благотворительного характера, 80
дешевых столовых, 58 ночлежных домов, 43 дома трудолюбия, 15 яслей, 36
странноприимных дома, 8 дешевых квартир, 6 народных читален. Всего 2464
учреждения (см. Приложение. Таблица 2).
Как видим, наиболее распространенной формой призрения для взрослых были
богадельни, для детей - детские приюты. Причем расходы на содержание
богаделен только в Москве за 1894-1904 гг. увеличились с 12 тыс. почти до
100 тыс. рублей[85]. Благотворительных учреждений было больше всего в
Петербурге и Москве.
Благотворительные общества и учреждений распределялись также по
определенным ведомствам: Министерства Внутренних дел, Министерства
народного просвещения, Министерства путей сообщения, Морского министерства,
Министерства земли и государственного имущества, Министерства
Императорского Двора, Ведомства учреждений императрицы Марии, Ведомства
духовного и др. [86]
Наибольше количество благотворительных учреждений относилось к Министерству
Внутренних дел - 2772, духовному ведомству - 713. Общественных
благотворительных организаций было - 959, что свидетельствует о растущей
тенденции к организованным формам благотворительной деятельности и о
широком распространении добровольных общественных организаций. Центрами
благотворительности являлись С.-Петербург и Москва. Именно в этих городах
было сосредоточено наибольшее количество благотворительных обществ и
учреждений: в С.-Петербурге - 972, в Москве - 617, в остальной России -
3370. (см. Приложение. Таблица 3). Дореволюционные статистические материалы
свидетельствуют о том, что в Европейской России, включая Воронежскую,
Курскую, Тамбовскую губернии, наиболее распространенной была частная
благотворительность и благотворительность православного ведомства[87].
Отметим также, что в Петербурге были сосредоточены благотворительные
учреждения, которые удовлетворяли не только местные нужды, но и
распространяли свои заботы за пределы столицы, в разные концы империи. Так,
в Петербурге находились главные управления таких важных благотворительных
Ведомств и учреждений, имеющих многочисленные отделения, рассеянные по всей
стране, включая и губернии Центрального Черноземья, как Ведомства
учреждений Императрицы Марии, Императорского Человеколюбивого общества,
Комитета Попечительства о домах трудолюбия и работных домах, Российского
общества Красного Креста, Общества спасения на водах[88] и др.
При этом Ведомство учреждений императрицы Марии имело - 683 учреждения,
Российское Общество Красного Креста, Императорское Человеколюбивое общество
- 518, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах - 274, ведомства
православного исповедания и военного духовенства - 3358, МВД - 6835,
Министерство народного просвещения - 68 и др . Только за один 1898 г.
услугами этих учреждений воспользовалось более 7 млн. человек[89].
Остановимся кратко на их характеристике, поскольку эти учреждения оказывали
свое влияние на развитие благотворительности не только в центре, но и на
региональном уровне, в частности, на губернии Центрального Черноземья.
Одним из старейших в России благотворительных Ведомств являлось Ведомство
Учреждений Императрицы Марии, основанное в 1797 г. по Указу Павла I[90].
Его деятельность распространялась на многие местности России и носила
двоякий характер: благотворительный и учебно-воспитательный. В соответствии
с этим делились и все учреждения Ведомства. К первым, т.е.
благотворительным, принадлежали два воспитательных дома с состоящими при
них округами и обществами об улучшении быта питомцев, 11 богаделен и два
вдовых дома, 15 больниц, лечебниц и родовспомогательных заведений, два
странноприимных дома и др., а также восемь самостоятельных обществ, в числе
которых имелись такие крупные благотворительные единицы, как Московское
благотворительное общество Дамское попечительство о бедных и др.[91].
Особенность этого ведомства состояла в том, что оно было основано царской
семьей на свои средства, носило полуобщественный, полугосударственный
характер, а главное - жило за счет процентов от вложенного капитала (т.н.
кассетный капитал)[92]. Примечательно, что в середине ХIX в. число
учреждений, созданных на средства царской семьи, особ Императорского дома
значительно возросло. Для царской семьи были характерны огромные
пожертвования на богадельни, и это в условиях, когда государство не тратило
ни копейки на социальное обеспечение нуждающихся. Эту особенность выявила
современная американская исследовательница А.Линденмаейр[93]. В целом же с
начала ХIX в. развитие филантропии происходило в рамках наращивания
общественной активности, что достигло своего апогея к концу XIX в.
Следует также отметить многосторонность, значительное количество всех
учреждений, функционировавших под эгидой Ведомства Учреждений Императрицы
Марии. Например, под его началом в конце XIX в. работали больницы,
амбулатории, многочисленные учебные заведения, дома призрения, богадельни,
обширный комплекс детских приютов. Все это свидетельствовало о глубоко
продуманной системе благотворительных правительственных учреждений,
поднимавшей, с одной стороны, авторитет власти у населения страны, а с
другой стороны, способствующей в определенной степени практическому решению
насущных социальных вопросов, определявших в конечном счете благополучие и
спокойствие в государстве, политическую и экономическую стабильность.
К началу ХХ в. Учреждения императрицы Марии имели следующие направления
деятельности:
1) по призрению младенцев. Столичные Воспитательные дома ежегодно принимали
на попечение более 20 тыс. несчастнорожденных младенцев и до 1 тыс.
законных. Призревали в деревнях у воспитателей до 80 тыс. питомцев,
опекаемых Домом до 21-летнего возраста. Дома содержали 100 школ.
2) по призрению детей. Ежегодно в 176 приютах Ведомства призревалось до 14
тыс. детей. В приютах они обучались грамоте, другим наукам по программам
народных училищ и какому-либо мастерству.
3) по призрению слепых. Действовало 21 училище для 700 воспитанников,
обучаемых наукам и доступным для слепых мастерствам.
4) по призрению глухонемых. В специальном училище воспитывалось до 200
детей. Благодаря новейшим способам обучения до 60% учеников начинали
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|