на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Донаучный этап развития естествознания

леолитических стоянках в разных частях Европы и Азии найдены

наскальные изображения, браслеты, пряжки, изделия из бивня ма-

монта и т.п., которые содержат ритмически повторяющиеся нарезки

и ямки. Анализ этих изображений показал, что их структура и подраз-

деления соответствуют лунным циклам, т.е. они представляют собой

древнейшие формы первобытного календаря (10 лунных месяцев—

около 280 суток). Например, браслеты устроены так, что особым

образом выделяется число 7. (Ведь 7 суток — длительность одной

фазы Луны.)

Еще в эпоху мустье (около 100 — 40 тыс. лет назад) зародилась тра-

диция наблюдения за небесными явлениями, порожденная практи-

кой сезонных промыслов. На стоянках неандертальцев (в пещерах)

результаты этих наблюдений фиксировались в разного рода астраль-

ных рисунках (круг, крест, группы ямок и др.). В верхнем палеолите

(40 — 10 тыс. лет назад) астральные рисунки усложняются, отражая

довольно сложные закономерности поведения Луны, Солнца и др.

Около 20 тыс. лет назад существовали определенные приемы счета

времени по Луне и Солнцу. Большое значение в фиксации регулярно

повторяющихся небесных явлений имело совпадение ритмов при-

родных процессов и общественной жизни, ритмов природы и физио-

логии человеческого организма. При этом зачатки биологических,

астрономических и математических знаний возникают в синкрети-

ческом единстве.

Календарь для людей верхнего палеолита был не самоцелью, а

средством решения практических задач, концентрировавшихся во-

круг промысла, быта и воспроизводства родовой общины. Ритмика

природы (астрономических явлений), ритмика организма человека

и ритмика производственной деятельности первобытного социаль-

ного коллектива связывались между собой. Периоды интенсивного

промысла требовали единой регламентации поведения членов родо-

вой общины. Эти периоды чередовались с периодами снятия запре-

тов и сезонными празднествами, т.е. с другой формой поведения.

Жизнь охотничьей общины была тесно связана также с циклически-

ми изменениями живой природы, одним из которых были сроки

беременности основных видов промысловых животных. Для перво-

бытного человека фундаментальными основами бытия выступали

циклическая динамика промысловой, производственной деятельнос-

ти и динамика воспроизводства человеческого коллектива. Причем

природные ритмы выступали наиболее удобным мерилом (единицей

отсчета), позволяющим разграничивать качественно различные пе-

риоды жизнедеятельности первобытного человека.

Процессы воспроизводства человека (само существование перво-

бытного коллектива) и процессы воспроизводства животных (как

главного предмета промысловой деятельности) соотносились с дина-

микой, цикличностью в движении небесных тел. В этом отождествле-

нии, пожалуй, и кроются корни олицетворения небесных тел в обра-

зах животных. Сейчас у нас широко известны традиции восточного

календаря связывать каждый год с названием одного из зодиакальных

созвездий, обозначаемых именами животных. Образные (как прави-

ло, зооморфные) обозначения многих созвездий сложились еще в

палеолите. Об этом свидетельствует, в частности, одинаковые наиме-

нования ряда созвездий у народов Австралии, индейцев Америки,

коренного населения Сибири и в античном Средиземноморье.

астрономическое познание зарождалось не только в единстве с

биологическим, но и в единстве с математическим знанием. Число не

имело тогда еще своего самостоятельного, абстрактного значения.

Оно обязательно связывалось с неким конкретным природным про-

цессом, множеством. Отсюда, в частности, и истоки числовой магии,

мистификации чисел в их связи с какими-либо природными события-

ми, процессами. Интересно, например, отметить, что число 7 («ма-

гическая семерка») вообще имело в первобытной культуре особое

значение: оно связывалось с лунными ритмами (которые трактова-

лись как «рождение» и «умирание» Луны на небе); со структурой

Космоса (четыре стороны света + три части «мирового дерева», т.е.

корень, ствол, верхушка); с ритмами деятельности самого человека.

Фундаментальные свойства физиологии и психики человека

также нашли свое отражение в формировании первичных абстрак-

ций и количественных понятий первобытного человека. В частнос-

ти, важная роль числа 7 в астральных мифах и ритуалах палеолита

определяется закономерностями психики человека: в эксперимен-

тальной психологии постоянство границ оперативной памяти и вни-

мания определяется обычно числом 7 (или 7+ 2). Кроме того, целая

серия прямоугольных фигур в искусстве палеолита имеет пропорции

1:0,62. Это соотношение то же, что и экспериментально установлен-

ное в психологии пороговое отношение в процессе восприятия

(закон Вебера — Фехнера).

Среди множества разнообразных систем счета (после длительно-

го предварительного их отсева) в итоге преимущественно закрепля-

ется десятеричная система. Это, безусловно, нельзя считать случай-

ным: 10 лунных месяцев беременности, что для эпохи матриархата

было очень важным природным ритмом; 10 пальцев рук как главного

естественного орудия труда, связывающего предмет труда и цели

деятельности человека, и др.

Таким образом, в системе сознания первобытной родовой общи-

ны на уровне повседневного стихийно-эмпирического знания был

накоплен значительный массив первичных сведений о мире, сложи-

лись важные исходные абстракции (и среди них — абстракция коли-

чества), разработаны системы счета, календари, зафиксированы про-

стейшие биологические, астрономические, медицинские и другие

закономерности. Рациональное знание,, накопленное в эпоху перво-

бытной родовой общины, было тем пьедесталом, на котором надстра-

ивалась и развивалась протонаука древнего мира.

1.З. Мифология

Мифологическая картина мира. Высшим уровнем первобытного

сознания являлась мифология. Мифология — это некоторый «дотео-

ретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпири-

ческих, обыденных знаний.

Миф естть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов.

В первобытности отдельные стороны, аспекты мира обобщались не

в понятиях, как сейчас, а в чувственно-конкретных, наглядных обра-

зах. Совокупность связанных между собой таких наглядных образов

и выражала собой мифологическую картину мира.

В качестве оснований, связывающих между собой наглядные об-

разы в мифологии, выступали аналогии с самим человеком, с кровно-

родственными связями первобытной общины. Человек переносил на

окружающую его действительность собственные черты. В мифе оче-

ловечивалась природа. Для мифа природа есть поле действия челове-

ческих сил (антропоморфизм). В мифологическом сознании мир

мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам

родовой общины; мир представлялся некоторой общинно-родовой

организацией. Картина мира выступала аналогией картины того

рода, в котором сложился данный миф.

В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окру-

жающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли

о нем; вещи и слова; вымысла, фантазии и действительности; вещи и

свойств; пространственных и временных отношений; правды и «поэ-

зии» и др. Миф нес в себе не только определенное обобщение и

понимание мира, но и переживание мира, некоторое мироощуще-

ние. Миф всегда сопровождается переживаниями, открытыми чувст-

венно-эмоциональными состояниями. В мифе обобщались и выража-

лись желания, ожидания, страдания человека, его эмоциональные

порывы. Для мифа свойственны не только высокая эмоционально-

аффективная напряженность, но и значительный динамизм вообра-

жения, иконическая полнота воспроизведения содержания памяти,

синкретичность и полифункциональность наглядно-чувственных об-

разов.

Своеобразие мифологии в том, что она не нацелена на выявление

объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию уста-

новления идеального (не осознаваемого как реальное) равновесия

между родовым коллективом и природой. В мифе нет различия между

реальным и сверхъестественным. И поэтому миф как бы достраивает

реальные родовые отношения в общине идеальными мифологичес-

кими образами, заполняя ими «пропасть» между человеком и приро-

дой. Этим самым между природой и человеком как бы поддерживает-

ся некоторая гармония, равновесное отношение.

В мифологическом понимании мира случайное, хаотическое, еди-

ничное, неповторимое не противостоит необходимому, закономер-

ному, повторяющемуся. В мифологии выделение черт предмета оп-

ределяется не его объективными характеристиками, а субъективной

позицией хранителя мифа (шамана, колдуна и др.), в русле его инди-

видуальных ассоциаций. Способ обобщения строится на основе под-

ражания увиденному. Главным средством обобщения выступают умо-

заключения по аналогии (учитывающие не столько объективные

черты предмета, сколько субъективные особенности ситуации пове-

дения). В мифологии имеет место неполная обратимость логических

операций (если А + В = С, то для первобытного сознания (С — В) может

быть и не равно А). Как следствие этой черты — нечувствительность

мифа к логическим противоречиям.

Таким образом, мыслительная деятельность на уровне мифологи-

ческого сознания качественно отлична от понятийно-мыслительной

деятельности эпохи цивилизации. Основные черты наглядно-образного

мифологического мышления:

• преобладание умозаключений по аналогии;

• обобщение на основе подражания;

• недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;

• неполнота обратимости логических операций и нечувстви-

тельность к логическому противоречию;

• неразличение случайного, единичного, неповторимого и не-

.обходимого, общего, повторяющегося.

К этим чертам можно добавить и еще ряд черт — трансдуктивный

характер связи абстракций (наряду с дедукцией и индукцией); опре-

деление предмета по одной его несущественной характеристике; ха-

рактеристика объекта не на основе выявления соподчинения и ие-

рархической организации его свойств, а посредством простого со-

единения, связывания известных его свойств (вперемешку как суще-

ственных, так и несущественных) и др.

Этнографические исследования показали, что в системе нагляд-

но-образного мышления предметы классифицировались не путем ло-

гических операций, а через наглядные представления об участии

предметов в практической ситуации. Так, в наглядно-образном мыш-

лении, во-первых, имело место недоверие к исходной посылке силло-

гизма, если она не воспроизводит наглядный личный опыт; во-вто-

рых, посылка силлогизма не имела для испытуемых всеобщего харак-

тера и трактовалась как частное положение; в-третьих, силлогизм

легко распадался в испытуемых на три независимых, изолированных

частных положения, не связанных в единую логическую систему;

в-четвертых, вопросы, направленные на анализ личных качеств ис-

пытуемых, либо вовсе не воспринимались, либо относились к мате-

риальному положению или бытовым ситуациям, в которые был вклю-

чен испытуемый.

Мифологическое мышление еще не может обеспечивать логико-

понятийное освоение обьективных связей и отношений мира. Но в

то же время миф есть и некоторое особое объяснение мира. Его

особенность определяется прежде всего своеобразными трактовка-

ми причинности, пространства и времени. Объяснить какое-либо

событие с точки зрения мифологии — значит рассказать о том, как

оно произошло, как оно было сделано, сотворено в прошлом. При-

чинные связи (как и все другие) первобытный человек выделял в

своей деятельности, но фиксировал их как связи между целями и

результатами своей деятельности. Поэтому и саму причинность он

представлял сначала лишь как волевое действие, акт некоторого со-

зидания. В мифе существует также свое, особое мифологическое

время и мифологическое пространство.

Мифологическое время — это некое далекое прошлое, которое каче-

ственно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем

мифологическое прошлое — это некая модель, образец современных

событий. В мифе все современные события происходят по аналогии

с событиями далекого мифологического времени. И только из этой

аналогии могут быть объяснены. Мифологическое время легко пере-

ходит в мифологическое пространство и наоборот.

Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни,

часть мира, в которой появился и функционирует данный род со

своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве ко-

торого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорга-

нический предмет. Время жизни рода и его тотем определяют мифо-

логическое пространство рода. В этом пространстве можно легко

перейти из прошлого в настоящее и наоборот — из настоящего в

прошлое. Силы, породившие данный род, не исчезли, они продолжа-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.