леолитических стоянках в разных частях Европы и Азии найдены
наскальные изображения, браслеты, пряжки, изделия из бивня ма-
монта и т.п., которые содержат ритмически повторяющиеся нарезки
и ямки. Анализ этих изображений показал, что их структура и подраз-
деления соответствуют лунным циклам, т.е. они представляют собой
древнейшие формы первобытного календаря (10 лунных месяцев—
около 280 суток). Например, браслеты устроены так, что особым
образом выделяется число 7. (Ведь 7 суток — длительность одной
фазы Луны.)
Еще в эпоху мустье (около 100 — 40 тыс. лет назад) зародилась тра-
диция наблюдения за небесными явлениями, порожденная практи-
кой сезонных промыслов. На стоянках неандертальцев (в пещерах)
результаты этих наблюдений фиксировались в разного рода астраль-
ных рисунках (круг, крест, группы ямок и др.). В верхнем палеолите
(40 — 10 тыс. лет назад) астральные рисунки усложняются, отражая
довольно сложные закономерности поведения Луны, Солнца и др.
Около 20 тыс. лет назад существовали определенные приемы счета
времени по Луне и Солнцу. Большое значение в фиксации регулярно
повторяющихся небесных явлений имело совпадение ритмов при-
родных процессов и общественной жизни, ритмов природы и физио-
логии человеческого организма. При этом зачатки биологических,
астрономических и математических знаний возникают в синкрети-
ческом единстве.
Календарь для людей верхнего палеолита был не самоцелью, а
средством решения практических задач, концентрировавшихся во-
круг промысла, быта и воспроизводства родовой общины. Ритмика
природы (астрономических явлений), ритмика организма человека
и ритмика производственной деятельности первобытного социаль-
ного коллектива связывались между собой. Периоды интенсивного
промысла требовали единой регламентации поведения членов родо-
вой общины. Эти периоды чередовались с периодами снятия запре-
тов и сезонными празднествами, т.е. с другой формой поведения.
Жизнь охотничьей общины была тесно связана также с циклически-
ми изменениями живой природы, одним из которых были сроки
беременности основных видов промысловых животных. Для перво-
бытного человека фундаментальными основами бытия выступали
циклическая динамика промысловой, производственной деятельнос-
ти и динамика воспроизводства человеческого коллектива. Причем
природные ритмы выступали наиболее удобным мерилом (единицей
отсчета), позволяющим разграничивать качественно различные пе-
риоды жизнедеятельности первобытного человека.
Процессы воспроизводства человека (само существование перво-
бытного коллектива) и процессы воспроизводства животных (как
главного предмета промысловой деятельности) соотносились с дина-
микой, цикличностью в движении небесных тел. В этом отождествле-
нии, пожалуй, и кроются корни олицетворения небесных тел в обра-
зах животных. Сейчас у нас широко известны традиции восточного
календаря связывать каждый год с названием одного из зодиакальных
созвездий, обозначаемых именами животных. Образные (как прави-
ло, зооморфные) обозначения многих созвездий сложились еще в
палеолите. Об этом свидетельствует, в частности, одинаковые наиме-
нования ряда созвездий у народов Австралии, индейцев Америки,
коренного населения Сибири и в античном Средиземноморье.
астрономическое познание зарождалось не только в единстве с
биологическим, но и в единстве с математическим знанием. Число не
имело тогда еще своего самостоятельного, абстрактного значения.
Оно обязательно связывалось с неким конкретным природным про-
цессом, множеством. Отсюда, в частности, и истоки числовой магии,
мистификации чисел в их связи с какими-либо природными события-
ми, процессами. Интересно, например, отметить, что число 7 («ма-
гическая семерка») вообще имело в первобытной культуре особое
значение: оно связывалось с лунными ритмами (которые трактова-
лись как «рождение» и «умирание» Луны на небе); со структурой
Космоса (четыре стороны света + три части «мирового дерева», т.е.
корень, ствол, верхушка); с ритмами деятельности самого человека.
Фундаментальные свойства физиологии и психики человека
также нашли свое отражение в формировании первичных абстрак-
ций и количественных понятий первобытного человека. В частнос-
ти, важная роль числа 7 в астральных мифах и ритуалах палеолита
определяется закономерностями психики человека: в эксперимен-
тальной психологии постоянство границ оперативной памяти и вни-
мания определяется обычно числом 7 (или 7+ 2). Кроме того, целая
серия прямоугольных фигур в искусстве палеолита имеет пропорции
1:0,62. Это соотношение то же, что и экспериментально установлен-
ное в психологии пороговое отношение в процессе восприятия
(закон Вебера — Фехнера).
Среди множества разнообразных систем счета (после длительно-
го предварительного их отсева) в итоге преимущественно закрепля-
ется десятеричная система. Это, безусловно, нельзя считать случай-
ным: 10 лунных месяцев беременности, что для эпохи матриархата
было очень важным природным ритмом; 10 пальцев рук как главного
естественного орудия труда, связывающего предмет труда и цели
деятельности человека, и др.
Таким образом, в системе сознания первобытной родовой общи-
ны на уровне повседневного стихийно-эмпирического знания был
накоплен значительный массив первичных сведений о мире, сложи-
лись важные исходные абстракции (и среди них — абстракция коли-
чества), разработаны системы счета, календари, зафиксированы про-
стейшие биологические, астрономические, медицинские и другие
закономерности. Рациональное знание,, накопленное в эпоху перво-
бытной родовой общины, было тем пьедесталом, на котором надстра-
ивалась и развивалась протонаука древнего мира.
1.З. Мифология
Мифологическая картина мира. Высшим уровнем первобытного
сознания являлась мифология. Мифология — это некоторый «дотео-
ретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпири-
ческих, обыденных знаний.
Миф естть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов.
В первобытности отдельные стороны, аспекты мира обобщались не
в понятиях, как сейчас, а в чувственно-конкретных, наглядных обра-
зах. Совокупность связанных между собой таких наглядных образов
и выражала собой мифологическую картину мира.
В качестве оснований, связывающих между собой наглядные об-
разы в мифологии, выступали аналогии с самим человеком, с кровно-
родственными связями первобытной общины. Человек переносил на
окружающую его действительность собственные черты. В мифе оче-
ловечивалась природа. Для мифа природа есть поле действия челове-
ческих сил (антропоморфизм). В мифологическом сознании мир
мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам
родовой общины; мир представлялся некоторой общинно-родовой
организацией. Картина мира выступала аналогией картины того
рода, в котором сложился данный миф.
В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окру-
жающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли
о нем; вещи и слова; вымысла, фантазии и действительности; вещи и
свойств; пространственных и временных отношений; правды и «поэ-
зии» и др. Миф нес в себе не только определенное обобщение и
понимание мира, но и переживание мира, некоторое мироощуще-
ние. Миф всегда сопровождается переживаниями, открытыми чувст-
венно-эмоциональными состояниями. В мифе обобщались и выража-
лись желания, ожидания, страдания человека, его эмоциональные
порывы. Для мифа свойственны не только высокая эмоционально-
аффективная напряженность, но и значительный динамизм вообра-
жения, иконическая полнота воспроизведения содержания памяти,
синкретичность и полифункциональность наглядно-чувственных об-
разов.
Своеобразие мифологии в том, что она не нацелена на выявление
объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию уста-
новления идеального (не осознаваемого как реальное) равновесия
между родовым коллективом и природой. В мифе нет различия между
реальным и сверхъестественным. И поэтому миф как бы достраивает
реальные родовые отношения в общине идеальными мифологичес-
кими образами, заполняя ими «пропасть» между человеком и приро-
дой. Этим самым между природой и человеком как бы поддерживает-
ся некоторая гармония, равновесное отношение.
В мифологическом понимании мира случайное, хаотическое, еди-
ничное, неповторимое не противостоит необходимому, закономер-
ному, повторяющемуся. В мифологии выделение черт предмета оп-
ределяется не его объективными характеристиками, а субъективной
позицией хранителя мифа (шамана, колдуна и др.), в русле его инди-
видуальных ассоциаций. Способ обобщения строится на основе под-
ражания увиденному. Главным средством обобщения выступают умо-
заключения по аналогии (учитывающие не столько объективные
черты предмета, сколько субъективные особенности ситуации пове-
дения). В мифологии имеет место неполная обратимость логических
операций (если А + В = С, то для первобытного сознания (С — В) может
быть и не равно А). Как следствие этой черты — нечувствительность
мифа к логическим противоречиям.
Таким образом, мыслительная деятельность на уровне мифологи-
ческого сознания качественно отлична от понятийно-мыслительной
деятельности эпохи цивилизации. Основные черты наглядно-образного
мифологического мышления:
• преобладание умозаключений по аналогии;
• обобщение на основе подражания;
• недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;
• неполнота обратимости логических операций и нечувстви-
тельность к логическому противоречию;
• неразличение случайного, единичного, неповторимого и не-
.обходимого, общего, повторяющегося.
К этим чертам можно добавить и еще ряд черт — трансдуктивный
характер связи абстракций (наряду с дедукцией и индукцией); опре-
деление предмета по одной его несущественной характеристике; ха-
рактеристика объекта не на основе выявления соподчинения и ие-
рархической организации его свойств, а посредством простого со-
единения, связывания известных его свойств (вперемешку как суще-
ственных, так и несущественных) и др.
Этнографические исследования показали, что в системе нагляд-
но-образного мышления предметы классифицировались не путем ло-
гических операций, а через наглядные представления об участии
предметов в практической ситуации. Так, в наглядно-образном мыш-
лении, во-первых, имело место недоверие к исходной посылке силло-
гизма, если она не воспроизводит наглядный личный опыт; во-вто-
рых, посылка силлогизма не имела для испытуемых всеобщего харак-
тера и трактовалась как частное положение; в-третьих, силлогизм
легко распадался в испытуемых на три независимых, изолированных
частных положения, не связанных в единую логическую систему;
в-четвертых, вопросы, направленные на анализ личных качеств ис-
пытуемых, либо вовсе не воспринимались, либо относились к мате-
риальному положению или бытовым ситуациям, в которые был вклю-
чен испытуемый.
Мифологическое мышление еще не может обеспечивать логико-
понятийное освоение обьективных связей и отношений мира. Но в
то же время миф есть и некоторое особое объяснение мира. Его
особенность определяется прежде всего своеобразными трактовка-
ми причинности, пространства и времени. Объяснить какое-либо
событие с точки зрения мифологии — значит рассказать о том, как
оно произошло, как оно было сделано, сотворено в прошлом. При-
чинные связи (как и все другие) первобытный человек выделял в
своей деятельности, но фиксировал их как связи между целями и
результатами своей деятельности. Поэтому и саму причинность он
представлял сначала лишь как волевое действие, акт некоторого со-
зидания. В мифе существует также свое, особое мифологическое
время и мифологическое пространство.
Мифологическое время — это некое далекое прошлое, которое каче-
ственно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем
мифологическое прошлое — это некая модель, образец современных
событий. В мифе все современные события происходят по аналогии
с событиями далекого мифологического времени. И только из этой
аналогии могут быть объяснены. Мифологическое время легко пере-
ходит в мифологическое пространство и наоборот.
Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни,
часть мира, в которой появился и функционирует данный род со
своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве ко-
торого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорга-
нический предмет. Время жизни рода и его тотем определяют мифо-
логическое пространство рода. В этом пространстве можно легко
перейти из прошлого в настоящее и наоборот — из настоящего в
прошлое. Силы, породившие данный род, не исчезли, они продолжа-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|