водстве металлов тогда евое не сложилось. Первый металл, который
освоил человек, была медь. Исторически первой формой освоения
меди была обработка самородной меди, сначала способом холодной
ковки, а затем — горячей ковки и отжига. Следующий этап — получе-
ние меди из руд и литье. И лишь впоследствии — получение сплавов
меди, прежде всего бронзы. Наиболее древний из зафиксированных
археологами районов обработки меди — Передняя Азия. Кузнечная
обработка самородной меди, добываемой из залежей Эргани (Юго-
Восточная Анатолия), зафиксирована на уровне VII тыс. до н.э. Начи-
ная с середины Ъ' тыс.. до н.э. на Ближнем Востоке, в Иране появляют-
ся крупные литые медные изделия — топоры, кинжалы, серпы и др.
По-видимому, в V тыс. до н.э. начинается плавка медных руд, проис-
ходит освоение рудного дела, разработка рудников. Во второй поло-
вине V — первой половине IV тыс. до н.э. сложилось бронзолитейное
производство (сначала мышьяковистые, а затем и оловянистые брон-
зы). На первых порах основными медными и бронзовыми изделиями
были не предметы хозяйственного назначения'(чего, казалось бы,
следовало ожидать), а предметы роскоши, престижа — бусины, иглы,
пронизки, шилья и т.п., а также оружие. Для массового производства
сельскохозяйственных орудий металла просто не хватало; кроме
того, на ранних этапах становления металлургии престижное исполь-
зование металлов было монополизировано знатью.
Первые зафиксированные археологами железные вещи восходят
к первой половине V тыс. до н.э. (Иран) и IV тыс. до н.э. (Египет)
и были изготовлены методом ковки из метеоритного железа. Ос-
воение рудного железа относят ко второй половине IV — первой
половине Ш тыс. до н.э. (Анатолия). Существует мнение, что рудное
железо могло быть вторичным продуктом медного металлургичес-
кого производства, в котором железная руда использовалась в ка-
честве флюса. На первых порах развития черной металлургии же-
лезо ценилось очень дорого, считалось редким металлом и исполь-
зовалось лишь для изготовления предметов роскоши. Только после
открытия технологии науглероживания железа, что делало его зна-
чительно тверже, были освоены залежи железных руд (конец II тыс.
до н.э., Восточное Средиземноморье), произошел переход к массо-
вому производству железа. Л это в свою очередь дало возможность
коренным образом преобразовать технику, орудия сельскохозяйст-
венного производства. Использование металлических орудий повы-
шало производительность труда в несколько раз. Железные топоры
позволили ускорить наступление человека на леса, облегчали освое-
ние новых пространств и угодий. На основе железного лемеха был
создан настоящий плуг и интенсифицировано сельскохозяйствен-
ное производство. Кроме того, исключительно важную роль начи-
нает играть ремесленное производство, а также развитие горного
дела, истоки которого уходят в эпоху неолита, когда была налажена
шахтовая добыча кремния.
Следует особо отметить, что для возникновения раннеклассовых
отношений производство металла не являлось необходимостью. Ран-
неклассовые отношения во многих регионах мира сложились на ос-
нове дометаллургической, каменной технологии. Использование ме-
таллов было побочной, вторичной стороной становления произво-
дящего хозяйства, которая имела место далеко не везде; так, в Поли-
незии классовое общество сложилось вовсе без употребления
металла. В эпоху раннеклассового общества металлы использовались
не столько для совершенствования предметов хозяйственного назна-
чения, сколько для производства предметов роскоши, престижа, ору-
жия и транспортных средств. Создание черной металлургии, массо-
вое производство и широкое использование железа стало важным
фактором ускорения процессов классообразования, развития част-
ной собственности, преобразования раннеклассового общества в
зрелое классовое общество.
2. 1.2. Рационализация форм деятельности и общения
Присваивающее хозяйство задавало тот тип отношения человека к
миру, при котором человек являлся только пассивным потребителем
даров природы, по сути, выступал лишь одним из звеньев существо-
вавших в ту эпоху биогеоценозов. Только активное, преобразователь-
ное отношение к природе могло открыть простор для развития про-
изводительных сил, общественных отношений, новых форм созна-
ния. Активное производственное отношение к миру ставит человека
в положение инициативного, деятельного полюса в системе отноше-
ний человек — мир. Использование сил природы здесь определяется
уже не природой, но возможностями и потребностями человека: чем
более активен, динамичен, инициативен субъект, тем в большей сте-
пени он может освоить объект, природные стихии, приспособить их
к своим потребностям. Переход к производящему хозяйству — необ-
ходимое условие обособления человека как самостоятельной твор-
ческой и созидающей силы, формирующей свою культурно-истори-
ческую среду обитания, «чувственно-сверхчувственную» природу.
Кроме того, переход к производящему хозяйству определил и новый
тип отношений между людьми, новый тип духовности, качественно
отличный от родового мифологического сознания, и новый тип
трансляции культурных достижений от одного поколения другому.
Базой для преодоления первобытного традиционализма, консер-
вативности мифологического сознания, развития рациональной со-
ставляющей деятельности выступала необходимость во все больших
масштабах контролировать и корректировать многообразные усло-
вия, процессы и результаты новых типов деятельности и форм обще-
ния. Ведь между целью и результатом деятельности возникает все
больше опосредующих звеньев и факторов, без учета которых дости-
жение цели не реально. Такие опосредующие звенья сами по себе
становятся промежуточными целями деятельности, а потому долж-
ны быть зафиксированы сознанием в качестве устойчивых, опреде-
ленных абстракций.
Совершенствование системы деятельности, трудовых процессов,
разведение во времени и пространстве целеполагания, целереализа-
ции и результата деятельности (что и имело место в системе произ-
водящего хозяйства) было важным, но далеко не достаточным усло-
вием его разрешения. Оно усложняло структуру сознания в той его
сфере, которая обслуживала формы деятельности, но не затрагивало
тех аспектов функционирования сознания, которые обеспечивали
процессы общения. Первое должно было дополняться вторым: сфера
сознания, регулирующая формы общения, также должна была пере-
страиваться с тем, чтобы отражать и воспроизводить ситуации опос-
редованного общения. Эта грандиозная историческая задача реали-
зовывалась по мере становления и развития сначала форм обмена', а
затем и возникновения общественного разделения труда.
В первобытном родовом коллективе, в котором господствовала
общественная собственность на средства производства и предметы
потребления, экономические отношения между его членами носили
распределительный, а не обменный характер. Межобщинный обмен
в обществах охотников, собирателей, рыболовов носил случайный,
спорадический характер, поскольку каждая община в принципе обес-
печивала сама себя пищей и всем необходимым. Глубинные истоки
обмена лежат в системе первобытных распределительных отноше-
ний, а также личностных и престижных отношений внутри рода,
конкретный смысл которых определялся образами и символами ми-
фологического сознания. Такое распределение выполняло двойную
функцию — являлось средством обеспечения индивидуализирован-
ных потребностей членов общины (в условиях коллективистского
производящего хозяйства, первобытной кооперации каждый член
общины получал свою долю в соответствии с его индивидуализиро-
ванными потребностями) и одновременно средством выражения со-
циального престижа в общине, укрепления внутриобщинных и меж-
общинных связей.
Таким образом, в распределении уже были заложены предпосыл-
ки обмена. С появлением устойчивого избыточного продукта, а также
специализации родов, семей, индивидов и общин на отдельных видах
труда, возрастанием значения межличностных связей, роли социаль-
ного престижа коллективистское распределение постепенно преоб-
разуется в устойчивый экономический обмен.
На базе разделения труда между различными общинами, специа-
лизации общин на производстве определенных видов продукции
(растениеводства, скотоводства, ремесла) постепенно складывается
высшая форма обмена — обмен товарами (товарообмен). Как извест-
но, товаром называется вещь, созданная трудом человека и предна-
значенная для обмена на другой продукт труда. Обмен товаров возмо-
жен в силу того, что все товары имеют нечто общее — овеществлен-
ный в них абстрактный человеческий труд, который и является суб-
станцией их стоимости.
На самых ранних этапах товарообмена вещи не создавались спе-
циально для обмена, а становились товаром лишь тогда, когда спора-
дически обменивались на другие вещи, как правило, созданные в
другой общине. Впоследствии обмен становится более или менее
систематическим. Часть продукта начинает производиться специаль-
но для обмена, т.е. на этом этапе зарождается товарное производство.
На следующем историческом этапе развития товарообмена из массы
товаров выделяется один, который становится всеобщим эквивален-
том, т.е. через него выражается стоимость всех других товаров. В ка-
честве всеобщего эквивалента выступали и скот, и слитки металла, и
редкие камни, и др. Когда же роль всеобщего эквивалента закрепля-
ется за каким-либо одним товаром, вытеснившим другие, такой товар
становится деньгами. Чаще всего в качестве денег выступали редкие
или драгоценные металлы (медь, серебро, золото и др.). Но полный
простор для своего развития товарообмен получает только в системе
общественного разделения труда.
Каждый новый шаг в развитии форм обмена сопровождался и
глубинными преобразованиями системы сознания: совершенствова-
лись звенья идеального целеполагания, разводились целеполагание
и целереализация, усложнялись способы выработки абстракций;
сами абстракции становились все более и более устойчивыми, неза-
висимыми от ситуаций непосредственного восприятия. Здесь исто-
рическим критерием наиболее развитых состояний служит денеж-
ный товарообмен, который невозможен без развитых форм абстра-
гирования мира: абстрактный труд мог выражаться в денежной
форме стоимости только при условии того, что сам человек уже
обладает достаточно развитой способностью к абстрактному модели-
рованию ситуаций, как угодно далеко отнесенных в будущее. А по-
скольку в денежный товарообмен явно включается ситуация риска,
то сознание не только должно проектировать будущее, но и быть
способным достаточно эффективно блокировать эмоционально-аф-
фективную регуляцию мотивационных состояний. Иначе говоря,
здесь не только мотив определяет цель, но и цель, и возможности
целереализации оказывают воздействие на мотивационную сферу.
На этом пути развивается самосознание.
Постепенно на смену первобытному типу непосредственного об-
щения приходят новые типы общения, новые социальные отноше-
ния — те, которые присущи цивилизации. Человек достигает такого
уровня, когда организация его деятельности и общения осуществля-
ется с позиций не непосредственно-ситуационной включенности, а
ясного осознания содержания любых возможных (в том числе буду-
щих и не требующих непосредственного пространственного взаимо-
действия субъектов) ситуаций общения. Цивилизация строится на
способности человека мысленно соотносить непосредственные усло-
вия своей деятельности и общения с такими же условиями других
людей, которые осуществляются в любое время и в любом месте. С
появлением такой способности формируется новый тип единства
людей, который обьединяет лиц не только незнакомых, но даже и
никогда не находившихся (и не могущих находиться) в одно время в
одном месте. Иначе говоря, человек, прежде чем стать цивилизован-
ным, должен был научиться общаться не просто с другими, чужими
ему людьми, но и свободно чувствовать себя в ситуации общения с
воображаемым партнером, с его знаково-символическими, образны-
ми проявлениями. Знак вещи, ее образ и сама вещь должны были
отделиться настолько, чтобы они воспринимались как отдельные
сущности, хотя и связанные между собой.
2. 1.3. Разделение труда и развитие духовной культуры
Необходимой стороной становления цивилизации выступало разви-
тие форм разделения труда'. Превращение обмена из случайной,
спорадической в, необходимую форму жизнедеятельности человечес-
ких коллективов осуществлялось, по-видимому, путем развития сна-
чала межобщинной, а затем и внутриобщинной специализации. В
свою очередь развитие специализации способствовало значительно-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|