на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Донаучный этап развития естествознания

водстве металлов тогда евое не сложилось. Первый металл, который

освоил человек, была медь. Исторически первой формой освоения

меди была обработка самородной меди, сначала способом холодной

ковки, а затем — горячей ковки и отжига. Следующий этап — получе-

ние меди из руд и литье. И лишь впоследствии — получение сплавов

меди, прежде всего бронзы. Наиболее древний из зафиксированных

археологами районов обработки меди — Передняя Азия. Кузнечная

обработка самородной меди, добываемой из залежей Эргани (Юго-

Восточная Анатолия), зафиксирована на уровне VII тыс. до н.э. Начи-

ная с середины Ъ' тыс.. до н.э. на Ближнем Востоке, в Иране появляют-

ся крупные литые медные изделия — топоры, кинжалы, серпы и др.

По-видимому, в V тыс. до н.э. начинается плавка медных руд, проис-

ходит освоение рудного дела, разработка рудников. Во второй поло-

вине V — первой половине IV тыс. до н.э. сложилось бронзолитейное

производство (сначала мышьяковистые, а затем и оловянистые брон-

зы). На первых порах основными медными и бронзовыми изделиями

были не предметы хозяйственного назначения'(чего, казалось бы,

следовало ожидать), а предметы роскоши, престижа — бусины, иглы,

пронизки, шилья и т.п., а также оружие. Для массового производства

сельскохозяйственных орудий металла просто не хватало; кроме

того, на ранних этапах становления металлургии престижное исполь-

зование металлов было монополизировано знатью.

Первые зафиксированные археологами железные вещи восходят

к первой половине V тыс. до н.э. (Иран) и IV тыс. до н.э. (Египет)

и были изготовлены методом ковки из метеоритного железа. Ос-

воение рудного железа относят ко второй половине IV — первой

половине Ш тыс. до н.э. (Анатолия). Существует мнение, что рудное

железо могло быть вторичным продуктом медного металлургичес-

кого производства, в котором железная руда использовалась в ка-

честве флюса. На первых порах развития черной металлургии же-

лезо ценилось очень дорого, считалось редким металлом и исполь-

зовалось лишь для изготовления предметов роскоши. Только после

открытия технологии науглероживания железа, что делало его зна-

чительно тверже, были освоены залежи железных руд (конец II тыс.

до н.э., Восточное Средиземноморье), произошел переход к массо-

вому производству железа. Л это в свою очередь дало возможность

коренным образом преобразовать технику, орудия сельскохозяйст-

венного производства. Использование металлических орудий повы-

шало производительность труда в несколько раз. Железные топоры

позволили ускорить наступление человека на леса, облегчали освое-

ние новых пространств и угодий. На основе железного лемеха был

создан настоящий плуг и интенсифицировано сельскохозяйствен-

ное производство. Кроме того, исключительно важную роль начи-

нает играть ремесленное производство, а также развитие горного

дела, истоки которого уходят в эпоху неолита, когда была налажена

шахтовая добыча кремния.

Следует особо отметить, что для возникновения раннеклассовых

отношений производство металла не являлось необходимостью. Ран-

неклассовые отношения во многих регионах мира сложились на ос-

нове дометаллургической, каменной технологии. Использование ме-

таллов было побочной, вторичной стороной становления произво-

дящего хозяйства, которая имела место далеко не везде; так, в Поли-

незии классовое общество сложилось вовсе без употребления

металла. В эпоху раннеклассового общества металлы использовались

не столько для совершенствования предметов хозяйственного назна-

чения, сколько для производства предметов роскоши, престижа, ору-

жия и транспортных средств. Создание черной металлургии, массо-

вое производство и широкое использование железа стало важным

фактором ускорения процессов классообразования, развития част-

ной собственности, преобразования раннеклассового общества в

зрелое классовое общество.

2. 1.2. Рационализация форм деятельности и общения

Присваивающее хозяйство задавало тот тип отношения человека к

миру, при котором человек являлся только пассивным потребителем

даров природы, по сути, выступал лишь одним из звеньев существо-

вавших в ту эпоху биогеоценозов. Только активное, преобразователь-

ное отношение к природе могло открыть простор для развития про-

изводительных сил, общественных отношений, новых форм созна-

ния. Активное производственное отношение к миру ставит человека

в положение инициативного, деятельного полюса в системе отноше-

ний человек — мир. Использование сил природы здесь определяется

уже не природой, но возможностями и потребностями человека: чем

более активен, динамичен, инициативен субъект, тем в большей сте-

пени он может освоить объект, природные стихии, приспособить их

к своим потребностям. Переход к производящему хозяйству — необ-

ходимое условие обособления человека как самостоятельной твор-

ческой и созидающей силы, формирующей свою культурно-истори-

ческую среду обитания, «чувственно-сверхчувственную» природу.

Кроме того, переход к производящему хозяйству определил и новый

тип отношений между людьми, новый тип духовности, качественно

отличный от родового мифологического сознания, и новый тип

трансляции культурных достижений от одного поколения другому.

Базой для преодоления первобытного традиционализма, консер-

вативности мифологического сознания, развития рациональной со-

ставляющей деятельности выступала необходимость во все больших

масштабах контролировать и корректировать многообразные усло-

вия, процессы и результаты новых типов деятельности и форм обще-

ния. Ведь между целью и результатом деятельности возникает все

больше опосредующих звеньев и факторов, без учета которых дости-

жение цели не реально. Такие опосредующие звенья сами по себе

становятся промежуточными целями деятельности, а потому долж-

ны быть зафиксированы сознанием в качестве устойчивых, опреде-

ленных абстракций.

Совершенствование системы деятельности, трудовых процессов,

разведение во времени и пространстве целеполагания, целереализа-

ции и результата деятельности (что и имело место в системе произ-

водящего хозяйства) было важным, но далеко не достаточным усло-

вием его разрешения. Оно усложняло структуру сознания в той его

сфере, которая обслуживала формы деятельности, но не затрагивало

тех аспектов функционирования сознания, которые обеспечивали

процессы общения. Первое должно было дополняться вторым: сфера

сознания, регулирующая формы общения, также должна была пере-

страиваться с тем, чтобы отражать и воспроизводить ситуации опос-

редованного общения. Эта грандиозная историческая задача реали-

зовывалась по мере становления и развития сначала форм обмена', а

затем и возникновения общественного разделения труда.

В первобытном родовом коллективе, в котором господствовала

общественная собственность на средства производства и предметы

потребления, экономические отношения между его членами носили

распределительный, а не обменный характер. Межобщинный обмен

в обществах охотников, собирателей, рыболовов носил случайный,

спорадический характер, поскольку каждая община в принципе обес-

печивала сама себя пищей и всем необходимым. Глубинные истоки

обмена лежат в системе первобытных распределительных отноше-

ний, а также личностных и престижных отношений внутри рода,

конкретный смысл которых определялся образами и символами ми-

фологического сознания. Такое распределение выполняло двойную

функцию — являлось средством обеспечения индивидуализирован-

ных потребностей членов общины (в условиях коллективистского

производящего хозяйства, первобытной кооперации каждый член

общины получал свою долю в соответствии с его индивидуализиро-

ванными потребностями) и одновременно средством выражения со-

циального престижа в общине, укрепления внутриобщинных и меж-

общинных связей.

Таким образом, в распределении уже были заложены предпосыл-

ки обмена. С появлением устойчивого избыточного продукта, а также

специализации родов, семей, индивидов и общин на отдельных видах

труда, возрастанием значения межличностных связей, роли социаль-

ного престижа коллективистское распределение постепенно преоб-

разуется в устойчивый экономический обмен.

На базе разделения труда между различными общинами, специа-

лизации общин на производстве определенных видов продукции

(растениеводства, скотоводства, ремесла) постепенно складывается

высшая форма обмена — обмен товарами (товарообмен). Как извест-

но, товаром называется вещь, созданная трудом человека и предна-

значенная для обмена на другой продукт труда. Обмен товаров возмо-

жен в силу того, что все товары имеют нечто общее — овеществлен-

ный в них абстрактный человеческий труд, который и является суб-

станцией их стоимости.

На самых ранних этапах товарообмена вещи не создавались спе-

циально для обмена, а становились товаром лишь тогда, когда спора-

дически обменивались на другие вещи, как правило, созданные в

другой общине. Впоследствии обмен становится более или менее

систематическим. Часть продукта начинает производиться специаль-

но для обмена, т.е. на этом этапе зарождается товарное производство.

На следующем историческом этапе развития товарообмена из массы

товаров выделяется один, который становится всеобщим эквивален-

том, т.е. через него выражается стоимость всех других товаров. В ка-

честве всеобщего эквивалента выступали и скот, и слитки металла, и

редкие камни, и др. Когда же роль всеобщего эквивалента закрепля-

ется за каким-либо одним товаром, вытеснившим другие, такой товар

становится деньгами. Чаще всего в качестве денег выступали редкие

или драгоценные металлы (медь, серебро, золото и др.). Но полный

простор для своего развития товарообмен получает только в системе

общественного разделения труда.

Каждый новый шаг в развитии форм обмена сопровождался и

глубинными преобразованиями системы сознания: совершенствова-

лись звенья идеального целеполагания, разводились целеполагание

и целереализация, усложнялись способы выработки абстракций;

сами абстракции становились все более и более устойчивыми, неза-

висимыми от ситуаций непосредственного восприятия. Здесь исто-

рическим критерием наиболее развитых состояний служит денеж-

ный товарообмен, который невозможен без развитых форм абстра-

гирования мира: абстрактный труд мог выражаться в денежной

форме стоимости только при условии того, что сам человек уже

обладает достаточно развитой способностью к абстрактному модели-

рованию ситуаций, как угодно далеко отнесенных в будущее. А по-

скольку в денежный товарообмен явно включается ситуация риска,

то сознание не только должно проектировать будущее, но и быть

способным достаточно эффективно блокировать эмоционально-аф-

фективную регуляцию мотивационных состояний. Иначе говоря,

здесь не только мотив определяет цель, но и цель, и возможности

целереализации оказывают воздействие на мотивационную сферу.

На этом пути развивается самосознание.

Постепенно на смену первобытному типу непосредственного об-

щения приходят новые типы общения, новые социальные отноше-

ния — те, которые присущи цивилизации. Человек достигает такого

уровня, когда организация его деятельности и общения осуществля-

ется с позиций не непосредственно-ситуационной включенности, а

ясного осознания содержания любых возможных (в том числе буду-

щих и не требующих непосредственного пространственного взаимо-

действия субъектов) ситуаций общения. Цивилизация строится на

способности человека мысленно соотносить непосредственные усло-

вия своей деятельности и общения с такими же условиями других

людей, которые осуществляются в любое время и в любом месте. С

появлением такой способности формируется новый тип единства

людей, который обьединяет лиц не только незнакомых, но даже и

никогда не находившихся (и не могущих находиться) в одно время в

одном месте. Иначе говоря, человек, прежде чем стать цивилизован-

ным, должен был научиться общаться не просто с другими, чужими

ему людьми, но и свободно чувствовать себя в ситуации общения с

воображаемым партнером, с его знаково-символическими, образны-

ми проявлениями. Знак вещи, ее образ и сама вещь должны были

отделиться настолько, чтобы они воспринимались как отдельные

сущности, хотя и связанные между собой.

2. 1.3. Разделение труда и развитие духовной культуры

Необходимой стороной становления цивилизации выступало разви-

тие форм разделения труда'. Превращение обмена из случайной,

спорадической в, необходимую форму жизнедеятельности человечес-

ких коллективов осуществлялось, по-видимому, путем развития сна-

чала межобщинной, а затем и внутриобщинной специализации. В

свою очередь развитие специализации способствовало значительно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.