на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Донаучный этап развития естествознания

ют существовать. И человек верит, что может легко перейти из про-

странства окружающих его физических вещей в пространство тех

тотемных сил, которые сотворили в прошлом самого человека, его

род, общину (в частности, от смерти к жизни и от жизни к смерти

и др.).

Таким образом, вся система мифологического объяснения по-

строена на убеждении в реальности мифа, событий мифологическо-

го времени и пространства. Отсюда такая черта мифологического

объяснения, как его беспроблемность: миф как некоторое миропони-

мание не нуждался в проверке и обосновании.

Важно также отметить и повествовательность мифа. Мифологи-

ческое объяснение есть некоторое повествование, развернутый рас-

сказ о совокупности и последовательности прошлых событий. Пове-

ствовательность мифа стала источником народных эпосов, а затем и

эпического искусства.

Но миф не был застывшей совокупностью образов. Миф предпо-

лагал определенный динамизм, который проявлялся в постоянном

взаимодействии образов, их соотнесении. Важнейшей стороной вза-

имодействия мифологических образов выступало выявление их про-

тиворечивых сторон. Внешние отношения природной среды воспро-

изводятся мифом в виде бинарно-ритмических оппозиций. Среди

них: пространственно-временные (день — ночь, верх — низ, право—

лево, небо — земля и др.); социальные (мы — они, старшие — младшие

и др.); на стыке природного и культурного миров (огонь — вода,

вареное — сырое и др.), цветовые (красное — белое — черное и др.)

и проч.

Вещам окружающего человека мира (обрядам, предметам быта,

одежде, жилью, орудиям труда, украшениям и др.) система мифов

придавала определенную символическую значимость, ценность.

В мифологическом сознании вещи носили иерархизированный ха-

рактер. Мифы как бы накладывали на вещи социальные характерис-

тики. Все значимые для человека вещи выступали реализацией неко-

торого мифического замысла. Миф выступал и как совокупность чув-

ственных образов, и как неразрывно связанная с такими образами

система ценностей. Мифологическая система ценностей определяла

знаково-символический статус вещей, поступков людей. В мифе была

заложена некоторая система протоморальных регулятивов, норм и

ценностей.

Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся.

Ранние мифы — краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые,

очень простые по содержанию. Бинарно-ритмические оппозиции в

самых древних мифах — простейшие, не имеют логических связей,

переходов. В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто

изображались в облике животного; так, Земля мыслилась как огром-

ный космический зверь. Это было так называемое зооморфное виде-

ние мира. В соответствии с ним Земля, Вселенная произошли из тела

животного. В качестве такого животного выступали мамонт, бык,

лошадь, черепаха, огонь, кит, птицы и т.п. Зверей рассматривали как

демиургов (творцов) мира. Каждое из этих животных являлось тоте-

мом, олицетворявшим данный род.

Например, в древнеиндийских сочинениях присутствует изобра-

жение Вселенной в образе жертвенного коня: «Утренняя заря — это

голова жертвенного коня, солнце — его глаз, ветер — его дыхание...

небо — его спина, воздушное. пространство — его брюхо, земля — его

пот, страны света — его бока... дни и ночи — его ноги, звезды — его

кости, облака — его мясо, пища в желудке — это песок, реки — его

жилы, печень и легкие — горы, травы и деревья — его волосы»'.

У северных народов Вселенная нередко изображалась в образе гро-

мадного лося. Леса рассматривались как шерсть огромного космичес-

кого лося, животные — как паразиты на его теле, а птицы — как вью-

щиеся над ним комары. Устав от неподвижности, лось время от вре-

мени переступает с ноги на ногу, вызывая тем самым землетрясения.

Можно привести множество зооморфных мифов, отдельные из кото-

рых имели распространение вплоть до сравнительно недавнего вре-

мени.

Большое распространение в первобытных мифах имел также

образ мирового дерева. Вселенная представлялась как громадное кос-

мическое мировое дерево. В таком дереве четко выявлялись три

составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоя-

тельный мир. В качестве таких частей выступали: "верхушка" (где живут

духи и боги), столб(скрепляющий огромную махину космоса) и корень

(уходящий в землю, на которой живут люди). По такому чудесному

дереву можно проникнуть в иные миры Вселенной; дерево — это путь,

по которому боги могут спускаться на землю и возвращаться в боже-

ственный мир, на верхушку дерева. Образ мирового дерева не только

выражал понимание древними людьми структурной организации

Вселенной, но и воплощал идею плодородия (животворные водные

ключи, плодородная земля, плоды, цветы и другие атрибуты плодо-

родия).

Образ мирового дерева был присущ, в частности, славянскому

фольклору (сказкам, суевериям, преданиям, легендам). Н.В. Гоголь

(большой знаток народных сказаний, легенд, фантастических обра-

зов) в повести «Майская ночь» устами героини воскрешает древний

образ мирового дерева: «А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то

далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе,

и бог сходит по нем на землю ночью перед светлым праздником»'.

Первобытная мифология развивалась в направлении развертыва-

ния, усложнения мифологических сюжетов, обогащения набора ис-

ходных образов, более явного выявления логических связей, перехо-

дов, а также постепенной замены образов животных и мирового

дерева образами людей. Одной из сторон исторического развития

мифа был процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на смену

Вселенной в образе животного или мирового дерева постепенно при-

ходит Вселенная в образе человека. Мироздание в целом приобрета-

ет человеческий облик. Такие преобразования мифологии отражали '

глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней

к поздней родовой общине. Все больше появляется мифов о гигант-

ском космическом первочеловеке, из частей которого и был создан

видимый мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней Индии,

есть рассказ о Пуруше, первочеловеке, из частей которого появился

мир, люди, касты людей и др.

В поздних мифологиях усложняются бинарно-ритмические оппо-

зиции. В них появляется все больше опосредующих звеньев, стано-

вятся более четкими и осмысленными переходы между ними. Одной

из относительно поздних и сложных оппозиций является противопо-

ставление Хаоса и Космоса, т.е. беспорядочного, случайного, не-

оформленного — закономерному, организованному, стройному, це-

лостному. Эта оппозиция интересна тем, что ее постепенное разре-

шение приводит к формированию представления о закономерно ор-

ганизованной природе. Такое представление явилось важной

предпосылкой становления естественно-научного познания.

Вот, например, как изображали происхождение и развитие Кос-

моса древние греки. Вначале существовал лишь вечный, безгранич-

ный, темный Хаос, заключавший источник жизни мира. Все возник-

ло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса

произошла и богиня Земли Гея. Широко раскинулась она, могучая,

давшая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Зем-

лей, в ее глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная

вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила,

все оживляющая Любовь — Эрос. Так начал создаваться мир. Безгра-

ничный Хаос породил еще и вечный Мрак — Эреб и темную Ночь-

Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радост-

ный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять

друг друга ночь и день. Могучая благодатная Земля породила беспре-

дельное голубое Небо (Уран), и раскинулось Небо над Землей. Гордо

поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко раз-

лилось вечно шумящее море. Уран (Небо) взял в жены благодатную

Землю. От их брака произошли: в первом поколении — Океан и

Фетида — богиня всех рек; во втором поколении — Солнце — Гелиос;

Луна — Селена; Заря — Аврора; звезды, которые горят на небе; все

ветры (северный — Борей, восточный — Эвр, южный — Нот, запад-

ный — Зефир) и др.

Таким образом, для мифологического сознания характерно пере-

несение общинно-родовых отношений на природные процессы. Поэ-

тому поиски ответов на вопрос о том, как произошел мир, лежали в

плоскости проблемы происхождения общины, рода. А искомые отве-

ты сводились в конечном счете к аналогиям со сменой поколений в

пределах рода, племени. В образах богов, героев войн, труда и ремес-

ла, других чувственно-образных персонификациях обобщались от-

дельные стороны жизнедеятельности родовой общины. Содержани-

ем космогонических мифов выступали картины происхождения

богов, смена поколений богов и их борьба между собой. Таким обра-

зом, мифологическая космогония выступала как родоплеменная тео-

гония.

Магия. Первобытное сознание теснейшим образом связано с об-

рядом, ритуалом и магией. Магия — важная составная часть духовной

культуры первобытного общества. Магия — это попытка воздействия

на мир (на природу, на человека, на богов-духов) с помощью опреде-

ленных ритуальных действий, обряда. Магия являлась одним из след-

ствий разложения нижнепалеолитического (первобытное стадо)

предметно-действенного сознания (см. раздел 14), на смену которому

пришло более развитое мифологическое сознание. Но в духовной

культуре первобытной родовой общины связь сознания с деятельнос-

тью не исчезла, она лишь стала не прямой, непосредственной, а

опосредованной. Формой связи мифа и действия выступила магия.

Магический обряд, ритуал — это (имеющая определенный смысл в

системе данной мифологии) одновременно и составная часть и ре-

петиция действия

Вся жизнь первобытного человека была теснейшим образом свя-

зана с магическими действиями. Первобытный человек полагал, что

успех любого действия зависит не столько от объективных условий,

его личного мастерства, сколько от того, в каком отношении он

находится с теми божественными силами, духами, которые лежат в

основе мира, породили его и управляют им.

Первобытный миф (в том числе и космогонический) не только

рассказывался, но и воспроизводился ритуальными действиями (ри-

туальными плясками, обрядами, жертвоприношениями и т.п.), маги-

ческими обрядами. Собственно говоря, миф в значительной степени

и выступал как способ объяснения этих ритуальных действий. Участ-

ники такого обряда-праздника «вытанцовывали» представления о

жизни и смерти, об отношениях между людьми, между человеком и

природой; они как бы приобщались к созиданию мира богами, живот-

ными, становились соучастниками творения Космоса из Хаоса.

Для первобытного человека происхождение Космоса из Хаоса-

это не только (и не столько) «теоретическая» проблема, но и пробле-

ма реальной, повседневной жизнедеятельности общины, рода.

Иначе говоря, это проблема их реальной социальной практики. «Тво-

рение» мира не осталось где-то в далеком прошлом. Поступая опреде-

ленным (т.е. ритуализированным) образом, человек может поддер-

живать связи с теми силами (существами), которые сотворили мир.

Эти силы не исчезли, они продолжают действовать и сейчас, излучая

свою «мощь». И человек в магическом обряде имеет возможность

приобщаться к этому могуществу и его использовать.

В магии первобытный человек видел важнейшее средство реше-

ния тех проблем, с которыми сталкивался. Причем магические про-

цедуры рассматривались не как нечто вторичное, подготавливаю-

щее, предварительное для самого действия, а как важнейшая состав-

ная (часто — начальная) часть любого действия (охоты, рыболовства,

военных действий и др.). Если первобытному человеку не удавалось

выполнить такие предварительные магические процедуры (напри-

мер, при подготовке к охоте), то он не приступал к самому действию.

Магическое сознание опиралось на две главные «идейные» пред-

посылки:

• во-первых, на представление о том, что подобное произво-

дит подобное (или следствие «похоже» на свою причину);

• во-вторых, на представление о том, что вещи, когда-либо

бывшие в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимо-

действовать и после того, как контакт между ними прекра-

тился.

Из первой предпосылки маг, колдун делал вывод, что он может

произвести любое желаемое действие путем простого подражания

ему. Из второй предпосылки для мага следовало, что все то, что он

проделывает с предметом, окажет воздействие на людей, которые

однажды с этим предметом были в соприкосновении.

Наиболее верным способом решения магических проблем счита-

лось тщательное соблюдение обрядности, традиционности дейст-

вия. В этом кроются, между прочим, истоки консерватизма мифоло-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.