служили воткнутые у тропы ветки, зарубки на дереве, узоры из кам-
ней, информирующие идущих следом соплеменников о направлении
движения, дым от костра как знак опасности, пучок стрел как символ
объявления войны и др. Вполне вероятно, что такое предметное
письмо широко применялось уже в эпоху верхнего палеолита. С по-
мощью предметного письма,' а также магических ритуалов и симво-
лов человечество в течение длительного времени осваивало знако-
вую функцию вещей — способность определенной вещи указывать на
нечто другое, принципиально отличное от самой этой вещи, — на
другие вещи, явления, процессы.
Но предметное письмо носит абстрактный характер и, как пра-
вило, требует предварительной договоренности для своего адекват-
ного понимания. Если ее нет, то информация может быть понята
неверно. Ярким примером здесь может служить рассказ древнегре-
ческого историка Геродота о том послании, которое скифы напра-
вили вторгнувшемуся в их страну древнеперсидскому царю Дарию.
Они составили предметное письмо из птицы, мыши, лягушки и
пяти стрел. Дарий извлек из этого послания смысл, противополож-
ный тому, который вкладывали скифы'. И следствием стала гибель
персидского войска:
Следующий шаг в становлении письменности состоял в переходе
к использованию изобразительных средств закрепления информа-
ции. Первые изобразительные средства представлены рисуночным
письмом — пиктографией.
Пиктография — это фиксация и передача информации с помощью рисун-
ков. Пиктографическое письмо появилось еще в период расцвета
первобытного общества в верхнем палеолите. С помощью. последова-
тельного размещения ряда рисунков, изображающих отдельные кон-
кретные предметы, передается определенная информация о хозяй-
ственных, общественных, военных и других ситуациях. Пиктографи-
ческое письмо имело множество несомненных достоинств, которые
определили возможности его развития в более высокие формы пись-
менности, вплоть до фонетической. К числу этих достоинств следует
отнести:
• возможность вводить новые промежуточные звенья повество-
вательности;
• достаточно высокий уровень абстрагирования, выделения
главного, существенного
• отсутствие необходимости в реалистичности изображения, в
таком письме заложены значительные возможности схемати-
зации и перерастания в условные изображения.
Основные направления исторического развития пиктографии
следующие: выработка единого способа начертания рисунка, понят-
ного для всех (или большинства) представителей данного племени
(рода, общины); закрепление за каждым рисунком более или менее
определенного значения, смысла (иначе говоря, тенденция к обще-
значимости и 'однозначности, хотя, конечно, до полной однознач-
ности было еще далеко); обогащение набора пиктографических ри-
сунков такими знаками, которые позволяют конкретизировать текст
пиктограммы, особенно в том, что касается счета, собственности,
имен и др.
В связи с частой необходимостью передачи имен появился каче-
ственно новый и перспективный прием — изображение имен людей
некоторыми предметами, сходными по звучанию, но имеющими, ра-
зумеется, совсем иную природу. Так постепенно зарождаются зачат-
ки фонетического письма.
В течение нескольких тысячелетий пиктографическое письмо по-
степенно перерастало в идеографическое письмо, где рисунки заменяют-
ся определенными знаками. Идеографическое письмо развивалось в
направлении от изображения определенных представлений (обра-
зов, понятий) независимо от их звучания в устной речи — к иерогли-
фам. Иероглифы одновременно указывали и образы (представления,
понятия), и те звуки, из которых состоят слова, обозначающие дан-
ные образы (представления, понятия). На рубеже IV — Ш тыс. до н.э.
иероглифическое письмо уже широко применялось в Месопотамии,
а в 2400 г. до н.э. оно превратилось в упорядоченное словесно-слого-
вое письмо клинописного типа. Клинописное письмо было достаточ-
но сложной системой, состоящей из нескольких сотен и даже тысяч
специальных знаков. Его усвоение требовало значительной специа-
лизации и профессионализации. В древневавилонском обществе
сформировался целый социальный слой — слой писцов. В течение
III тыс. до н.э. складывается и египетская иероглифика.
Высшей формой письменности, сложившейся во II тыс. до н.э.,
было фонетическое письмо, буквенное, в котором знаки обозначают не пред-
меты, а слоги, звуки и графически передаются отдельные звуковые обозначе-
ния. Первое алфавитное письмо изобрели финикийцы. Финикий-
ское письмо было положено в основу древнегреческого, а также ара-
мейского письма, из которого позднее возникли индийская, персид-
ская, арабская системы письменности.
Благодаря возможности хранения, накопления и передачи зна-
ний письменность оказалась важнейшим стимулом для ускорения
развития духовной культуры, явилась важнейшей предпосылкой ста-
новления науки.
2.1.5. Культурное пространство древневосточных цивилизаций
Первые цивилизации Древнего Востока начали складываться в Дву-
речье и в долине Нила в IV тыс. до н.э. Экономической основой этих
цивилизаций являлось ирригационное земледелие, которое хотя и
требовало колоссальных трудовых затрат, кооперации и особой ор-
ганизации работ, но зато позволяло собирать даже не один, а несколь-
ко богатых урожаев в год. Получение значительного избыточного
продукта стало экономической предпосылкой быстрого развития со-
циальных отношений, классообразования, общественного разделе-
ния труда, возникновения специализированных ремесел (гончарно-
го, ткацкого,кораблестроительного, металлургического, камнерез-
ного и др.), обособления собственности, генезиса соседско-террито-
риальных общин, образования господствующего класса, государст-
венного аппарата, храмового персонала.
В ранних (как правило, относительно небольших по территории
и населению) государственных образованиях постепенно формиро-
валось два сектора экономики. Первый — это децентрализованный
общинный сектор, представленный большим количеством владев-
ших землей, самоуправляющихся соседско-территориальных общин,
свободные и полноправные члены которых вели усилиями патриар-
хальной семьи земледельческо-скотоводческое натуральное хозяйст-
во. Второй сектор — централизованные государственные (царско-
храмовые) хозяйства (как правило, крупные), широко использовав-
шие труд зависимых и полузависимых крестьян-общинников, а также
рабов.
На таком экономическом базисе сложилась и соответствующая
социально-классовая структура, представленная тремя основными
классами. Высший класс — это класс людей, которые непосредствен-
но не занимались производительным трудом, но либо сами владели
средствами производства, либо распоряжались государственной и
храмовой собственностью от имени царя или касты жрецов. Благода-
ря деятельности части представителей этого класса складывается
особая система духовного производства, (относительно) независи-
мая от материального производства. Именно в этой системе духовно-
го производства зарождается протонаучная деятельность.
Второй, средний класс — это класс свободных крестьян-общинни-
ков и городских (или сельских) ремесленников, непосредственно
владевших средствами производства и занятых производительным
трудом.
И наконец, третий, низший класс — зависимые, не обладавшие
собственностью работники, которые подвергались внеэкономичес-
кой эксплуатации. В качестве таких работников выступали лишив-
шиеся собственности и попавшие в зависимость крестьяне, а также
рабы.
Новым историческим явлением становится город. Урбаниза-
ция — неотъемлемая черта цивилизации. Город возник как геогра-
фическое место экономического, политического, военного и куль-
турного притяжения. В городе осуществлялся обмен продуктами
ремесла и земледелия между двумя секторами экономики; в городе
находились органы власти, государственный аппарат; город — это
место нахождения храма главного местного божества, государствен-
ных и храмовых школ; крупные города обносились защитной сте-
ной, в центре города располагалась цитадель, крепость. Немало-
важно, что город нес с собой обычно и высокий уровень бытовой
культуры, был средоточием развлечений, земных радостей и быто-
вого комфорта.
Уже во II — I тыс. до н.э. в крупных городах Месопотамии население
исчислялось не десятками, а сотнями тысяч человек! Так, в 1 тыс. до
н.э. в Ниневии жило свыше 250 тыс. жителей, в Вавилоне — до
100 тыс. горожан. О масштабах градостроительства можно судить по
следующим археологическим данным: еще в VII тыс. до н.э. оборони-
тельная система Иерихона состояла из рва (ширина 8,5 м и глубина
2,1 м), каменной стены (толщина 1,6 м и высота около 4 м) и круглой
каменной башни, сохранившейся до наших дней высотой свыше
8 м (!).
Древневосточный город — это, как правило, открытое «социаль-
ное пространство», в котором есть место людям разных националь-
ностей, этносов, где смешиваются разные культуры, традиции, где
преодолевается консерватизм, традиционность психологии сельско-
го общинника, где быстро развиваются и изменяются ценности, где
требуется высокий уровень критицизма, самоанализа, интеллекта.
Вместе с тем особенности «культурного пространства» ранних
древневосточных цивилизаций обусловлены наличием еще значи-
тельных следов мифологического сознания, для которого характер-
на образность, слабое развитие абстрактных понятий, категорий,
слабое различение закономерного и необходимого, причинно-след-
ственных связей, доминирование ассоциативного мышления по ана-
логии, ориентация на традиционность, а не на новации, антропомор-
физм. Очень медленно шел в сознании процесс различения природ-
ного и человеческого, преодоления слитности человека с природой.
Об этом свидетельствует отсутствие пейзажа в изобразительном ис-
кусстве Древнего Ближнего Востока Ш тыс. до н.э., словесных описа-
ний природы в ранней художественной литературе. Здесь еще мир
вещей не отрывался от мира людей; вещи наделялись качествами
людей, а человек — качествами вещей, которые ему принадлежат.
Только во II тыс. до н'.э. в древнеегипетской живописи появляется,
пейзаж, что свидетельствует о постепенном различении в сознании
людей природного и человеческого.
Пространственным представлениям и категориям (исторически
сложившимся раньше временных) присущи качественная определен-
ность, слитность с оценочными представлениями. Есть пространст-
во «хорошее» и «плохое», пространство «доброе» и «злое», простран-
ство сакральное и профанное; пространство своей страны «лучше»
пространства «чужой» страны. Такими же качественно неоднород-
ными являлись и представления о времени: есть время «хорошее»
(дневное) и время «плохое» (ночное), различные дни, недели и меся-
цы года имели определенные предназначения, были «благоприятны-
ми» или «неблагоприятными» для разных дел.
Человек древневосточных цивилизаций жил в мире, в котором
самым теснейшим образом переплетались земное и божественное,
мир людей и мир богов. По мнению людей того времени, множество
богов постоянно вмешивается в повседневную жизнь людей и чело-
век находится в их полной власти. Поэтому божественными знаме-
ниями интересовались, их боялись, пытались избежать. Единствен-
ное, что может сделать человек — научиться предвидеть божествен- '
ные воздействия на него и защищаться от таких воздействий с помо-
щью своих личных, семейных богов-защитников («личный бог») и
сверхъестественных сил. Этим объясняется важное значение, прида-
вавшееся прорицателям, гадателям, астрологам, которые этой свое-
образной деятельностью попутно накапливали и определенный
опыт объективного познания мира.
Основная тенденция развития духовной культуры древневосточ-
ных цивилизаций — возрастание индивидуализации сознания, нарас-
тание антропоцентризма духовной культуры, что проявлялось в уси-
лении интереса к человеку, его сознанию, психологии, внутреннему
миру, к человеческому телу. Человек начинает осознавать себя как
индивидуальность, как самоценность, как личность, постоянно ре-
шающая проблему выбора оптимальной линии своего поведения,
вопросы координации своих отношений с другими людьми, с коллек-
тивом, с обществом, с природой. Теперь уже не только родовая общи-
на противостоит природе, но складывается еще одно фундаменталь-
ное противоречие — противоречие индивида и рода. Появляется
проблема выбора индивидуальных ценностей, смысла жизни, места
человека в обществе и в системе Космоса. Индивидуальность осозна-
ется часто как одиночество человека, его противостояние судьбе,
року. В этих условиях складывается героический эпос, в центре кото-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|