на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Донаучный этап развития естествознания

служили воткнутые у тропы ветки, зарубки на дереве, узоры из кам-

ней, информирующие идущих следом соплеменников о направлении

движения, дым от костра как знак опасности, пучок стрел как символ

объявления войны и др. Вполне вероятно, что такое предметное

письмо широко применялось уже в эпоху верхнего палеолита. С по-

мощью предметного письма,' а также магических ритуалов и симво-

лов человечество в течение длительного времени осваивало знако-

вую функцию вещей — способность определенной вещи указывать на

нечто другое, принципиально отличное от самой этой вещи, — на

другие вещи, явления, процессы.

Но предметное письмо носит абстрактный характер и, как пра-

вило, требует предварительной договоренности для своего адекват-

ного понимания. Если ее нет, то информация может быть понята

неверно. Ярким примером здесь может служить рассказ древнегре-

ческого историка Геродота о том послании, которое скифы напра-

вили вторгнувшемуся в их страну древнеперсидскому царю Дарию.

Они составили предметное письмо из птицы, мыши, лягушки и

пяти стрел. Дарий извлек из этого послания смысл, противополож-

ный тому, который вкладывали скифы'. И следствием стала гибель

персидского войска:

Следующий шаг в становлении письменности состоял в переходе

к использованию изобразительных средств закрепления информа-

ции. Первые изобразительные средства представлены рисуночным

письмом — пиктографией.

Пиктография — это фиксация и передача информации с помощью рисун-

ков. Пиктографическое письмо появилось еще в период расцвета

первобытного общества в верхнем палеолите. С помощью. последова-

тельного размещения ряда рисунков, изображающих отдельные кон-

кретные предметы, передается определенная информация о хозяй-

ственных, общественных, военных и других ситуациях. Пиктографи-

ческое письмо имело множество несомненных достоинств, которые

определили возможности его развития в более высокие формы пись-

менности, вплоть до фонетической. К числу этих достоинств следует

отнести:

• возможность вводить новые промежуточные звенья повество-

вательности;

• достаточно высокий уровень абстрагирования, выделения

главного, существенного

• отсутствие необходимости в реалистичности изображения, в

таком письме заложены значительные возможности схемати-

зации и перерастания в условные изображения.

Основные направления исторического развития пиктографии

следующие: выработка единого способа начертания рисунка, понят-

ного для всех (или большинства) представителей данного племени

(рода, общины); закрепление за каждым рисунком более или менее

определенного значения, смысла (иначе говоря, тенденция к обще-

значимости и 'однозначности, хотя, конечно, до полной однознач-

ности было еще далеко); обогащение набора пиктографических ри-

сунков такими знаками, которые позволяют конкретизировать текст

пиктограммы, особенно в том, что касается счета, собственности,

имен и др.

В связи с частой необходимостью передачи имен появился каче-

ственно новый и перспективный прием — изображение имен людей

некоторыми предметами, сходными по звучанию, но имеющими, ра-

зумеется, совсем иную природу. Так постепенно зарождаются зачат-

ки фонетического письма.

В течение нескольких тысячелетий пиктографическое письмо по-

степенно перерастало в идеографическое письмо, где рисунки заменяют-

ся определенными знаками. Идеографическое письмо развивалось в

направлении от изображения определенных представлений (обра-

зов, понятий) независимо от их звучания в устной речи — к иерогли-

фам. Иероглифы одновременно указывали и образы (представления,

понятия), и те звуки, из которых состоят слова, обозначающие дан-

ные образы (представления, понятия). На рубеже IV — Ш тыс. до н.э.

иероглифическое письмо уже широко применялось в Месопотамии,

а в 2400 г. до н.э. оно превратилось в упорядоченное словесно-слого-

вое письмо клинописного типа. Клинописное письмо было достаточ-

но сложной системой, состоящей из нескольких сотен и даже тысяч

специальных знаков. Его усвоение требовало значительной специа-

лизации и профессионализации. В древневавилонском обществе

сформировался целый социальный слой — слой писцов. В течение

III тыс. до н.э. складывается и египетская иероглифика.

Высшей формой письменности, сложившейся во II тыс. до н.э.,

было фонетическое письмо, буквенное, в котором знаки обозначают не пред-

меты, а слоги, звуки и графически передаются отдельные звуковые обозначе-

ния. Первое алфавитное письмо изобрели финикийцы. Финикий-

ское письмо было положено в основу древнегреческого, а также ара-

мейского письма, из которого позднее возникли индийская, персид-

ская, арабская системы письменности.

Благодаря возможности хранения, накопления и передачи зна-

ний письменность оказалась важнейшим стимулом для ускорения

развития духовной культуры, явилась важнейшей предпосылкой ста-

новления науки.

2.1.5. Культурное пространство древневосточных цивилизаций

Первые цивилизации Древнего Востока начали складываться в Дву-

речье и в долине Нила в IV тыс. до н.э. Экономической основой этих

цивилизаций являлось ирригационное земледелие, которое хотя и

требовало колоссальных трудовых затрат, кооперации и особой ор-

ганизации работ, но зато позволяло собирать даже не один, а несколь-

ко богатых урожаев в год. Получение значительного избыточного

продукта стало экономической предпосылкой быстрого развития со-

циальных отношений, классообразования, общественного разделе-

ния труда, возникновения специализированных ремесел (гончарно-

го, ткацкого,кораблестроительного, металлургического, камнерез-

ного и др.), обособления собственности, генезиса соседско-террито-

риальных общин, образования господствующего класса, государст-

венного аппарата, храмового персонала.

В ранних (как правило, относительно небольших по территории

и населению) государственных образованиях постепенно формиро-

валось два сектора экономики. Первый — это децентрализованный

общинный сектор, представленный большим количеством владев-

ших землей, самоуправляющихся соседско-территориальных общин,

свободные и полноправные члены которых вели усилиями патриар-

хальной семьи земледельческо-скотоводческое натуральное хозяйст-

во. Второй сектор — централизованные государственные (царско-

храмовые) хозяйства (как правило, крупные), широко использовав-

шие труд зависимых и полузависимых крестьян-общинников, а также

рабов.

На таком экономическом базисе сложилась и соответствующая

социально-классовая структура, представленная тремя основными

классами. Высший класс — это класс людей, которые непосредствен-

но не занимались производительным трудом, но либо сами владели

средствами производства, либо распоряжались государственной и

храмовой собственностью от имени царя или касты жрецов. Благода-

ря деятельности части представителей этого класса складывается

особая система духовного производства, (относительно) независи-

мая от материального производства. Именно в этой системе духовно-

го производства зарождается протонаучная деятельность.

Второй, средний класс — это класс свободных крестьян-общинни-

ков и городских (или сельских) ремесленников, непосредственно

владевших средствами производства и занятых производительным

трудом.

И наконец, третий, низший класс — зависимые, не обладавшие

собственностью работники, которые подвергались внеэкономичес-

кой эксплуатации. В качестве таких работников выступали лишив-

шиеся собственности и попавшие в зависимость крестьяне, а также

рабы.

Новым историческим явлением становится город. Урбаниза-

ция — неотъемлемая черта цивилизации. Город возник как геогра-

фическое место экономического, политического, военного и куль-

турного притяжения. В городе осуществлялся обмен продуктами

ремесла и земледелия между двумя секторами экономики; в городе

находились органы власти, государственный аппарат; город — это

место нахождения храма главного местного божества, государствен-

ных и храмовых школ; крупные города обносились защитной сте-

ной, в центре города располагалась цитадель, крепость. Немало-

важно, что город нес с собой обычно и высокий уровень бытовой

культуры, был средоточием развлечений, земных радостей и быто-

вого комфорта.

Уже во II — I тыс. до н.э. в крупных городах Месопотамии население

исчислялось не десятками, а сотнями тысяч человек! Так, в 1 тыс. до

н.э. в Ниневии жило свыше 250 тыс. жителей, в Вавилоне — до

100 тыс. горожан. О масштабах градостроительства можно судить по

следующим археологическим данным: еще в VII тыс. до н.э. оборони-

тельная система Иерихона состояла из рва (ширина 8,5 м и глубина

2,1 м), каменной стены (толщина 1,6 м и высота около 4 м) и круглой

каменной башни, сохранившейся до наших дней высотой свыше

8 м (!).

Древневосточный город — это, как правило, открытое «социаль-

ное пространство», в котором есть место людям разных националь-

ностей, этносов, где смешиваются разные культуры, традиции, где

преодолевается консерватизм, традиционность психологии сельско-

го общинника, где быстро развиваются и изменяются ценности, где

требуется высокий уровень критицизма, самоанализа, интеллекта.

Вместе с тем особенности «культурного пространства» ранних

древневосточных цивилизаций обусловлены наличием еще значи-

тельных следов мифологического сознания, для которого характер-

на образность, слабое развитие абстрактных понятий, категорий,

слабое различение закономерного и необходимого, причинно-след-

ственных связей, доминирование ассоциативного мышления по ана-

логии, ориентация на традиционность, а не на новации, антропомор-

физм. Очень медленно шел в сознании процесс различения природ-

ного и человеческого, преодоления слитности человека с природой.

Об этом свидетельствует отсутствие пейзажа в изобразительном ис-

кусстве Древнего Ближнего Востока Ш тыс. до н.э., словесных описа-

ний природы в ранней художественной литературе. Здесь еще мир

вещей не отрывался от мира людей; вещи наделялись качествами

людей, а человек — качествами вещей, которые ему принадлежат.

Только во II тыс. до н'.э. в древнеегипетской живописи появляется,

пейзаж, что свидетельствует о постепенном различении в сознании

людей природного и человеческого.

Пространственным представлениям и категориям (исторически

сложившимся раньше временных) присущи качественная определен-

ность, слитность с оценочными представлениями. Есть пространст-

во «хорошее» и «плохое», пространство «доброе» и «злое», простран-

ство сакральное и профанное; пространство своей страны «лучше»

пространства «чужой» страны. Такими же качественно неоднород-

ными являлись и представления о времени: есть время «хорошее»

(дневное) и время «плохое» (ночное), различные дни, недели и меся-

цы года имели определенные предназначения, были «благоприятны-

ми» или «неблагоприятными» для разных дел.

Человек древневосточных цивилизаций жил в мире, в котором

самым теснейшим образом переплетались земное и божественное,

мир людей и мир богов. По мнению людей того времени, множество

богов постоянно вмешивается в повседневную жизнь людей и чело-

век находится в их полной власти. Поэтому божественными знаме-

ниями интересовались, их боялись, пытались избежать. Единствен-

ное, что может сделать человек — научиться предвидеть божествен- '

ные воздействия на него и защищаться от таких воздействий с помо-

щью своих личных, семейных богов-защитников («личный бог») и

сверхъестественных сил. Этим объясняется важное значение, прида-

вавшееся прорицателям, гадателям, астрологам, которые этой свое-

образной деятельностью попутно накапливали и определенный

опыт объективного познания мира.

Основная тенденция развития духовной культуры древневосточ-

ных цивилизаций — возрастание индивидуализации сознания, нарас-

тание антропоцентризма духовной культуры, что проявлялось в уси-

лении интереса к человеку, его сознанию, психологии, внутреннему

миру, к человеческому телу. Человек начинает осознавать себя как

индивидуальность, как самоценность, как личность, постоянно ре-

шающая проблему выбора оптимальной линии своего поведения,

вопросы координации своих отношений с другими людьми, с коллек-

тивом, с обществом, с природой. Теперь уже не только родовая общи-

на противостоит природе, но складывается еще одно фундаменталь-

ное противоречие — противоречие индивида и рода. Появляется

проблема выбора индивидуальных ценностей, смысла жизни, места

человека в обществе и в системе Космоса. Индивидуальность осозна-

ется часто как одиночество человека, его противостояние судьбе,

року. В этих условиях складывается героический эпос, в центре кото-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.