на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Донаучный этап развития естествознания

рого — образ героя получеловека-полубога. Герой бросает вызов не

только людям, но и самим богам, он может преодолеть все, кроме

одного — своей судьбы. Весьма характерен в этом отношении древне-

вавилонский «Эпос о Гильгамеше» (записан не позже XIX в. до н.э.).

Много опасных приключений подстерегает в странствиях главного

героя эпоса — Гильгамеша, но основная цель странствий — бессмер-

тие — недостижима и недоступна.

Такое противопоставление героя и богов, героя и Космоса, героя

и Хаоса, героя и толпы является показателем того, что рационализа-

ция сознания поднялась на новый уровень — уровень теоретического

осознания отношений человека и мира, уровень самосознания. Миф

трансформируется в рациональный Логос. На этом пути постепенно

зарождается наука, разумеется, сначала в самой простейшей форме-

в форме протонауки.

2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования

и цивилизаций Древнего Востока

2.2.1. От Мифа к Логосу (Науке)

В эпоху классообразования и раннеклассовых обществ духовная куль-

тура находится в состоянии перехода от мифологического первобыт-

ного мышления к новому историческому типу культуры. Радикально

изменяются все три основные составляющие деятельности созна-

ния — нравственная, эстетическая и познавательная. Причем веду-

щей в эту эпоху являлась нравственная составляющая. Утверждение

новых типов отношений людей, способов регуляции их поведения,

революционные сдвиги в системе соционормативной культуры — все

это имело, по-видимому, фундаментальное значение. Мотивы столк-

новения первобытной морали рода и новой, нарождающейся обще-

человеческой морали, с одной стороны, и классовой морали, с другой

стороны, пронизывали все сферы духовной культуры. Новые социо-

нормативные нормы утверждались во всех средствах духовного воз-

действия на человека. Эстетическое и познавательное по сравнению

с нравственным отступают на второй план. Но, конечно, остается

тесное и многообразное взаимодействие эстетической, познаватель-

ной и нравственной составляющих деятельности сознания.

Мифологическое сознание постепенно и медленно преобразо-

вывалось и преодолевалось рациональными формами. Это преоб-

разование хорошо прослеживается на одной из главных тем перво-

бытной мифологии — теме творения Мира (Космоса) из Хаоса. Мы

уже отмечали (см. 1.3), что мифологическим представлением о Мире

и Космосе была пронизана вся жизнь первобытного коллектива.

Хаос олицетворялся с неорганизованной, враждебной человеку, тем-

ной и пугающей своей связью с миром умерших силой. При этом

в каждой родовой традиции складывались свои конкретные пред-

ставления и о Хаосе (первичный океан, мировая тьма, бездна, веч-

ная ночь, земная твердь, подземный мир и др.), и о Космосе (ми-

ровое дерево, мировое яйцо, мировая гора, небесный свод, брак

неба и земли и др.). Образ жизни первобытных родовых коллекти-

вов подчинялся общей линии мифологического сюжета о связи

Хаоса и Космоса. Нормы коллективного поведения, ритмизирован-

ная повседневная будничная жизнь (охота, собирательство, потреб-

ление пищи, воспроизводство рода и др.) соотносились с образом

космической организации, Космоса как целого. Родовой коллектив

рассматривался как частица, органическая часть Космоса, а любые

перемены в ритмах образа жизни (включая празднества; семейные

перемены, т.е. рождение детей, смерть сородичей, особенно вождя;

смена сезонной хозяйственной деятельности и др.) оценивались

как особые состояния, при которых организованное космическое

целое подвергается опасности. Опасность усматривалась в возмож-

ности проникновения в организованное космическое целое враж-

дебных человеку, злых, сверхъестественных, несущих в себе разру-

шающее начало хаотических сил. Спасение от их воздействия ви-

делось в магических ритуалах, и чем более они эмоциональны, вы-

разительны, художественны, тем эффективнее.

Эстетическое начало выступало в глазах первобытного человека

.как главное спасительное средство от враждебного хаотического на-

чала. Поэтому обрядовые магические ритуалы исключительно худо-

жественны. Карнавальные шествия, танцы, маски добрых и злых

духов, ритуальные инсценировки восстаний против правителя, даже

ритуальные оргии должны были продемонстрировать господство че-

ловеческих организованных сил над силами Хаоса, поставить хаоти-

ческое под контроль человека, подчинить его человеку. В этих худо-

жественно оформленных магических ритуалах вновь и вновь из

Хаоса воссоздавался антропоморфно организованный Космос.

Таким образом, магическое сознание стимулировало становление

художественных, эстетических образов, различных видов искусства

вплоть до требовавших огромных трудовых усилий мегалитических

сооружений, скульптурных изваяний, родовых святилищ, погребаль-

ных сооружений и др.

Мифологические образы периодического вмешательства хаоти-

ческих сил в космическую организацию со временем трансформиро-

вались в систему представлений о мировых циклах. Такая система (в

различных вариантах) впоследствии вошла почти во все ранние фи-

лософские учения. Появилось понятие мировой катастрофы, кото-

рая опосредует собой переход от одного космического цикла к друго-

му. Гибель мира, катастрофа — это победа сил Хаоса над космически

организованным целым, над человеком, над обществом. Человеку не

удалось сдержать напор хаотического, враждебного мировой гармо-

нии начала, и Космос под его воздействием рушится. Но катастрофы

не вечны. Космос затем восстанавливается из Хаоса, и начинается

новый период космического развития, новый его цикл. Представле-

ние о мировой космической катастрофе органично интегрировалось

и с новыми структурами сознания — абстрактными категориями буду-

щего, пространства, времени и космоса. Еще в раннеклассовом обще-

стве сформировались такие важные общие понятия (категории), как

«даль», «бесконечность», «ничто», «бытие», «сущее», «несущее»

и др. Возникновение таких широких абстракций (понятий, катего-

рий) явилось одной из важнейших предпосылок становления естест-

вознания.

Развитие критической функции мышления, самосознания, уста-

новки на обоснование знания, становление всеобщих понятий, ка-

тегорий мышления («бытие», «ничто», «пространство», «сущее»,

«несущее» и др.) выступили познавательными предпосылками гене-

зиса естествознания. Эти предпосылки формировались прежде

всего в процессе разрешения ряда противоречий в системе соз-

нания:

• между мифологическим видением мира и накапливающимся

рациональным знанием, абстрактным мышлением;

• в самой системе мифологии — между различными противоре-

чащими друг другу мифами как следствие рационального упо-

рядочения и систематизации мифологии;

• между рациональными знаниями и все возрастающими практи-

ческими потребностями в расширении массива таких знаний.

Разрешение этих противоречий осуществлялось посредством сис-

тематизации и логического упорядочения мифов (разрешения или

снятия противоречий, которые возникали между отдельными мифа-

ми, между мифологией и усложнившейся действительностью), на-

копления, обобщения и систематизации рациональных знаний (их

увязывания со всеми остальными компонентами духовной культуры),

развития абстрактного мышления, категориального аппарата созна-

ния, критической функции разума, приемов обоснования знания,

сферы самосознания.

В русле этих преобразований складывались и соответствующие

познавательные предпосылки становления науки. Первые три из

них (систематизация мифов, накопление и обобщение рациональ-

ных знаний, развитие категориального аппарата сознания) сложи-

лись уже в первых цивилизациях Древнего Востока — Древнем Егип-

те и Древнем Вавилоне. Четвертая предпосылка (идея рациональ-

ного обоснования знания как важнейшее условие возникновения

теоретического самосознания) формируется в древнегреческой ци-

вилизации.

2.2.2. Географические знания

Рост населения, его подвижности, динамизма образа жизни, укрепле-

ние племенных союзов, развитие военного дела, политический и

военный экспансионизм, развитие обмена, торговли — все это спо- '

собствовало значительному расширению географического кругозо-

ра человека.

Наряду с освоением новых пространств, развитием представле-;.

ний о границах ойкумены (населенной части планеты) совершенст- '.

вовались формы картографии, создавались карты — схемы местнос- .

ти, способы ориентации по звездам, особенно у народов, осваивав-

ших океанские просторы, народов-мореплавателей (например, у на- .

родов Океании). Интересная характеристика географических

познаний эпохи разложения первобытного общества и зарождения

раннеклассовых отношений дана Л.Г. Морганом в исследовании

жизни ирокезов:

Столетия за столетиями и племя за племенем протаптывал... человек... древние '

исхоженные тропы. От Атлантического океана до Миссисипи и от Северных озер до

Мексиканского залива главные индейские пути через страну были так же тщательно и

разумно проложены и так же хорошо известны, как наши собственные. По многим нз

этих длиннейших троп ирокезы совершали военные экспедиции и таким образом

практически изучали географию страны. В пределах своик непосредственных терри-

торий они так же были знакомы с географическими особенностями, маршрутами

путешествий, озерами, холмами и реками, как впоследствии мы сами.

На смену простейшим способам схематического изображения'

местности с помощью камней, палок, рисунков на песке и др., кото-

рые были характерны для первобытного общества, приходят более

долговременные и совершенные «карты». Их либо рисовали, либо

вышивали на коже или ткани, либо чертили ножом на коре дерева

и т.п. Эти карты обычно были схемами маршрута, так как отражали

не местность в целом, а отдельный маршрут. На такой карте-схеме

изображались гидрографическая сеть (главная река, ее притоки,

озера и др.), речные пороги, броды, дороги, тропы, жилища, горы,

следы проживания людей в данном районе и др. Длина маршрута

определялась в днях пути. Есть этнографические данные о том, что у

некоторых народов была традиция собирать такие карты местности

в особых хранилищах.

Новый дополнительный импульс развитию картографии был по-

лучен вместе с расширением торговой деятельности, появлением

класса купцов, осваивавших дальние и неизведанные торговые пути.

Наиболее распространенные и трудные маршруты снабжались опре-

деленными указательными знаками (на деревьях, на камнях, на ска-

лах и др.), включая знаки, предупреждающие о возможности нападе-

ния (так зарождалось то, что на современном языке называется

«служба эксплуатации дорог»). Указательные знаки также отмеча-

лись на картах-схемах маршрутов.

2. 2.З. Биологические, медицинские и химические знания

Становление производящего хозяйства (земледелия и скотоводства)

стимулировало и развитие биологических знаний. Прежде всего это

связано с доместикацией, имевшей колоссальное значение для судеб

цивилизации. Одомашнивание животных и растений по самой своей

сути предполагает использование такого фундаментального биологи-

ческого явления, как искусственный отбор (селекция). Люди были

еще очень далеки от понимания сущности искусственного отбора, но

уже умели использовать этот метод для совершенствования своей

хозяйственной деятельности. Опыт селекции передается из поколе-

ния в поколение. Так, в XIV в. до н.э. в Хеттском государстве некто

Киккули из Митаннии написал трактат о коневодстве, который явля-

ется самой древней из дошедших до нас рукописей, целиком посвя-

щенных биологической теме.

Благодаря селекции было выведено много новых пород животных '

и растений, заложена база современной аграрной культуры. Развитие

скотоводства позволило освоить новые массивы зоологических, ве-

теринарных знаний и навыков, а развитие земледелия способствова-

ло накоплению ботанических, агрохимических и гидротехнических

(в связи с мелиорацией и ирригацией) знаний. Еще в Древней Месо-

потамии было открыто искусственное опыление финиковой пальмы,

которое привело к получению большого сортового разнообразия

этого дерева.

В эпоху классообразования от системы биологических знаний

постепенно отпочковывается медицина как относительно самостоя-

тельная отрасль знаний и практических навыков. Г'лубинной основой

этого процесса является изменение отношения к человеку. Человек

начинает осознавать свое кардинальное отличие не только от приро-

ды, ее предметов и процессов, но и от других людей. Отрываясь от

родовых связей, человек осознает себя как самоценное существо,

которое хотя и связано с коллективом (соседски-территориальной

общиной, патриархальной семьей и др.), его традициями и ценностя-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.