p align="left">Информация данного раздела, на наш взгляд, будет полезна читателям. Например, 4 сентября 2001г. на пресс-конференции во Владивостоке военный журналист Григорий Пасько заявил, что 12 сентября в Верховном Суде России будет рассмотрена жалоба об отмене Приказа министра обороны РФ № 055 "О государственной тайне". 12 февраля 2002 г. военная коллегия Верховного Суда РФ признала недействительным приказ Минобороны от 10 августа 1996 г. № 055, в котором был утвержден и введен в действие перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах. По решению суда, данный приказ признался "недействительным и не порождающим правовых последствий с момента вступления данного решения в законную силу". На наш взгляд, в данном случае судом не учтены нормативные акты, указанные выше, которые четко разъясняют, что МО Российской Федерации вправе утверждать перечень информации, отнесенной к гостайне, и вносить какие-либо изменения и дополнения в него. Информация, изложенная в разделе, также пригодится работникам СМИ для того, чтобы знать, о чем можно сообщать, а о чем нет. 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ТРЕБОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАССЕКРЕЧИВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ВКЛЮЧАЯ АРХИВНЫЕ 5.1 Основные принципы и требования рассекречивания документов Процесс рассекречивания -- снятие ранее введенных ограничений на распространение информации, содержащейся в документах, составляющей государственную тайну, и на доступ к этим документам. Основаниями для рассекречивания информации, содержащейся в документах, являются: взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену информацией, составляющей в Российской Федерации государственную тайну, на- пример, как говорилось ранее, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. №798 "О мероприятиях по реализации документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе" стала несекретной информация: о штатной численности в мирное время личного состава по Вооруженным Силам Российской Федерации, виду Вооруженных Сил Российской Федерации и т.д.; изменение объективных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита информации, составляющей государственную тайну, нецелесообразна. В качестве примера можно привести извлечение из Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. № 658 "О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека": "Существовавшая в годы тоталитарного режима практика принятия без опубликования в печати законов, подзаконных актов и ведомственных директив об установлении различных видов юридической ответственности, организации и деятельности репрессивного аппарата являлась грубейшим нарушением норм государственной жизни и прав человека. Учитывая законное право граждан на получение правдивой информации о творившемся произволе, необходимость преодоления его тяжелых последствцй и недопущения подобного в будущем, постановляю: 1. Рассекретить законодательные акты, решения правительственных, партийных органов и ведомственйые акты, служившие основанием для применения массовых репрессий и посягательств на права человека по вопросам: организации и деятельности общих и специальных судов, внесудебных органов, а также органов внутренних дел и государственной безопасности в области применения мер государственного принуждения; организации и деятельности исправительно-трудовых учреждений, администрации мест поселения режима отбывания различных видов наказаний; установления уголовной и других видов юридической ответственности, применения репрессий в административном порядке (насильственного выселения из мест проживания, направления в ссылку, на спецпоселение и др.); применения принудительного труда, в частности мобилизации в военизированные трудовые формирования с ограничением свободы; применения различных мер принуждения и ограничения, прав в отношении бывших военнопленных и интернированных из числа советских и иностранных граждан, лиц без гражданства; помещения лиц на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения. 2. Перечисленные в пункте 1 настоящего Указа нормативные и иные акты подлежат рассекречиванию независимо от времени их издания. Снять с этих актов ограничения на ознакомление с ними и их публикацию. Рассекречиванию подлежат также сведения о числе лиц, необоснованно подвергшихся наказаниям в уголовном и административном порядке и иным мерам государственного принуждения за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам, протоколы заседаний внесудебных органов, служебная переписка и другие материалы, непосредственно связанные с политическими репрессиями". И в заключение всех основание для рассекречивания информации -- это временной принцип рассекречиваний документов и информации. Документы, составляющие государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. Срок засекречивания документов и информации, не должен превышать 30 лет. В настоящее время, на наш взгляд, появился новый -- экономический принцип рассекречивания документов и информации. Так, например, в целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций для освоения золоторудных месторождений "Сухой Лог" в Иркутской области и социально-экономического развития этой области, а также Ду-катского золотосеребряного месторождения в Магаданской области, вышли соответствующие распоряжения Правительства Российской Федерации (№ 1534-р от 9 сентября 1996 г. и № 447-р от 23 марта 1996 г.) о рассекречивании сведений о балансовых запасах золота данных месторождений. 5.2 Порядок рассекречивания документов Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению информации к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания информации и соответствия ее установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания информации, как говорилось ранее, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Так, например, правом изменения действующих в организациях перечней наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня, подлежат согласованию с Межведомственной : комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения. Граждане и организации могут обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании документов, отнесенных к государственной тайне. Организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемой информации, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями либо в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане и организации, подавшие запрос. , Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную и дисциплинарную ответственность. Документы рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сро- ков документы подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данной организации перечня, на основании которых они были засекречены. В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания документов предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующей информации к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими экспертной комиссии. Руководители организаций наделены полномочиями по рассекречиванию документов, необоснованно засекреченных, а также должностными лицами, непосредственно подчиненными им. Так, например, в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" документы об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме. 5.3 Рассекречивание архивных документов Под рассекречиванием архивных документов, и не только архивных, понимается снятие ранее присвоенных им грифов секретности и введенных ограничений на доступ к ним, если они не содержат информации, составляющей государственную тайну, а также в связи с изменением объективных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита, содержащихся в них сведений, нецелесообразна. Рассекречивание архивных документов -- это огромная область для исследований. Например, одним из направлений является решение проблемы сопоставления сроков хранения документов со сроками их рассекречивания. При организации работы по рассекречиванию архивных документов необходимо определиться с основной терминологией и основными требованиями данной работы. Объектом рассекречивания является документ или дело. Под документами понимаются текстовые и графические материалы, выполненные любым способом, кино- фото- фоно-материалы и другие материальные объекты, содержащие информацию, отнесенную к государственной тайне. Представленные для рассекречивания документы или дела рассматриваются полистно, в полном объеме. Рассекречивание документа может быть полным или частичным. Под полным рассекречиванием документа или дела понимается рассекречивание, при котором документ становится несекретным в полном объеме. Под частичным рассекречиванием документа или дела понимается рассекречивание, при котором несекретной сшю-вится его определенная часть, но в целом документ илидало остается секретным. Организационно-распорядительные документы (постановления, решения, распоряжения и tap,) рассекречиваются одновременно с имеющимися подготовительными материалами (проектами, справками, заключениями и т.п.). Организация рассекречивания архивных документов определяется следующими основными нормативными документами: "Временный порядок рассекречивания и продления сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся в закрытых фондах государственных архивов и центрах хранения документации" (утв. Решением Гостехкомиссии России от 28 июня 1994 г. № 16); "Положение о порядке рассекречивания и продления сроков засекречивания, архивных документов Правительства СССР" (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. № 170); "Положение о порядке рассекречивания документов, созданных КПСС" (утв. решением Межведомственной комиссией по защите государственной тайны от 14 июля 2001 г. № 75). Организационная работа по рассекречиванию архивных документов ведется с соблюдением требований нормативных актов по защите государственной тайны. Лица, привлекаемые к этой работе, должны иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей степени секретности рассматриваемых документов. Рассекречивание документов, содержащих сведения о личной жизни граждан или их персональных данных (личной тайны), осуществляется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об информации, информатизации и защите информации" и "О внешней разведке)", а также других законодательных и нормативных правовых актов, касающихся соблюдения прав и свобод личности в Российской Федерации. Исключение для не рассекречивания архивных документов является незаконное распространение в Российской Федерации или за ее пределами информации и документов, составляющих государственную тайну. Одной из основных задач Межведомственной комиссии является организация и осуществление рассекречивания архивных документов. Организационно-техническое и методическое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии, связанное с рассекречиванием документов, осуществляет структурное подразделение центрального аппарата -- Гостехкомиссиа. России. Межведомственная комиссия проводит работу по рассекречиванию документов в плановом порядке, а также во исполнение указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, обращений руководителей (заместителей руководителей) Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы и Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|