p align="left">Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315-ФЗ от 17.12.2009) .// Консультант Плюс. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до двадцати трех лет. В нем же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. При этом установлено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров Статья 4. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315-ФЗ от 17.12.2009) .// Консультант Плюс . Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета (в отношении детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) и бюджетов субъектов РФ Статья 5 . Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315-ФЗ от 17.12.2009) .// Консультант Плюс . В статье 121 Семейного кодекса Статье 121 Семейный кодекс Российской Федерации : по состоянию на 20 мая 2008 года. - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2008. - 64 с. - (Кодексы. Законы. Нормы. вып. 46 (79)). - ISBN 978-5-379-00828-4. содержатся общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Используемое в ней понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В статье дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения: а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов). Законодательное определение терминов "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей" дается Законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315-ФЗ от 17.12.2009) .// Консультант Плюс. В нем установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке Статья. 1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315-ФЗ от 17.12.2009) .// Консультант Плюс. Семейным кодексом РФ Семейный кодекс Российской Федерации : по состоянию на 20 мая 2008 года. - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2008. - 64 с. - (Кодексы. Законы. Нормы. вып. 46 (79)). - ISBN 978-5-379-00828-4. определено, что защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей; в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей. Согласно статьи 121 Семейного кодексаСтатьи 121 п. 2 . Семейный кодекс Российской Федерации : по состоянию на 20 мая 2008 года. - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2008. - 64 с. - (Кодексы. Законы. Нормы. вып. 46 (79)). - ISBN 978-5-379-00828-4. и статьи 34 Гражданского кодексап. 1 ст. 34 . Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - по состоянию на 09.04.2009 N 56-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ.// Консультант Плюс органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти ст. 2, 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2004. N 33. Ст. 3368; 2005. N 1. Ст. 12, 17, 25. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Поскольку осуществление функций по опеке и попечительству относится к вопросам местного значения п. 16 ч. 1 ст. 14, п. 13 ч. 1 ст. 15, п. 21 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"),, органы местного самоуправления обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе ст. 121-123, 125, 140, 142, 145, 147, 150, 151 Семейный кодекс Российской Федерации : по состоянию на 20 мая 2008 года. - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2008. - 64 с. - (Кодексы. Законы. Нормы. вып. 46 (79)). - ISBN 978-5-379-00828-4., в Гражданском кодексе РФ Статьи. 31-41 Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - по состоянию на 09.04.2009 N 56-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ.// Консультант Плюс, а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов РФ), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в рассматриваемой сфере деятельности. В Семейном кодексе не называются структурные подразделения органов опеки и попечительства и стоящие перед ними задачи. Указанные вопросы решаются в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Как правило, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей закреплены в них за муниципальными отделами образования, входящими в структуру органов местного самоуправления (местной администрации) письмо Министерства образования РФ от 4 июля 1995 г. N 14/196-6 "Об укреплении службы по защите прав и интересов несовершеннолетних детей"//Вестник образования. 1995. N 8. Ряд функций по опеке и попечительству над детьми, оставшимися без попечения родителей, реализуются путем принятия муниципальных правовых актов. Высшим должностным лицом муниципального образования является глава муниципального образования, который наделен полномочиями: а) подписывать и обнародовать в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; б) издавать в пределах своих полномочий правовые акты Статьи. 7, 36 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ по состоянию на 05.04.2010 N 40-ФЗ //"Российская газета" - 07.04.2010.. Так, в Москве организация и осуществление опеки и попечительства отнесены к предмету ведения муниципальных образований Статьи 8 п. 2 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве"//Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2002. N 55. При этом необходимое взаимодействие с муниципальным образованием осуществляется управой района г. Москвы, как территориальным органом исполнительной власти города, подведомственным Правительству Москвы Пункт 2.2.6.9 Положения об управе района города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП//Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2003. N 1. В реализации государственной политики по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по созданию им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания принимает также участие Министерство образования Сахалинской области Положение о министерстве образования Сахалинской области утверждено постановлением администрации Сахалинской области от 17.12.2009г. № 572-па. "Об утверждении Положения о министерстве образования Сахалинской области". . Во многих субъектах РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Архангельской области от 18 декабря 1996 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в Архангельской области" Закон Архангельской области от 18 декабря 1996 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в Архангельской области"//Ведомости Архангельского областного собрания второго созыва. 1996. N 5; Закон Владимирской области от 2 апреля 1997 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской области" Закон Владимирской области от 2 апреля 1997 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской области"//Призыв. 1997. N 81; Закон Ленинградской области от 31 марта 1997 г. N 7-ОЗ "Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области" Закон Ленинградской области от 31 марта 1997 г. N 7-ОЗ "Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области" (в ред. Закона Ленинградской области от 11 июля 2001 г. N 43-ОЗ)//Вестник правительства Ленинградской области. 1997. N 4; 2001. N 9.; Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве" Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве" (в ред. Закона г. Москвы от 21 июня 2001 г. N 35)//Ведомости Московской городской Думы. 1997. N 6; 2001. N 8.; Закон Мурманской области от 16 июня 1997 г. N 7-01-ЗМО "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Мурманской области" Закон Мурманской области от 16 июня 1997 г. N 7-01-ЗМО "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Мурманской области"//Мурманский вестник. 1997. 20 июня.; Закон Пензенской области "Об органах опеки и попечительства в Пензенской области" Закон Пензенской области от 28 июня 1997 г. N 44-ЗПО "Об органах опеки и попечительства в Пензенской области"//Пензенская правда. 1997. 22 июня.; Закон Ростовской области Закон Ростовской области от 17 октября 1997 г. N 46-ЗС "Об организации опеки и попечительства в Ростовской области" (в ред. Закона Ростовской области от 16 августа 2000 г. N 98-ЗС)//Наше время. 1997. 28 окт.; 2000. 23 авг "Об организации опеки и попечительства в Ростовской области"; Закон Тюменской области Закон Тюменской области от 10 декабря 1997 г. N 135 "Об особенностях организации работы по опеке и попечительству в Тюменской области"//Тюменские известия. 1997. 18 дек., Кировской области Закон Кировской области от 10 марта 1998 г. N 35-ЗО "Об организации деятельности по опеке и попечительству в Кировской области"//Вятский край. 1998. 18 марта., в Сахалинской области распоряжение администрации Сахалинской области от 09.07.2009 № 480-ра «Об органах исполнительной власти Сахалинской области, являющихся органами опеки и попечительства» Распоряжение администрации Сахалинской области от 09.07.2009 № 480-ра «Об органах исполнительной власти Сахалинской области, являющихся органами опеки и попечительства» .// Консультант Плюс;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|