на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Международные стандарты и российское законодательство о правах человека и гражданина
p align="left">Статья 3 европейской Конвенции гласит, что никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Конвенция запрещает рабство и принудительный труд (ст. 4), дискриминацию (ст. 14), устанавливает, что наказание возможно исключительно на основании закона (ст. 7), закрепляет право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8), свободу мысли, совести и религии (ст. 9), свободу выражения (ст. 10), свободу собраний и ассоциаций (ст. 11), право на вступление в брак (ст. 12).

Одно из основополагающих прав закреплено в ст. 1 Протокола № 1 - право на беспрепятственное пользование своим имуществом. Соблюдение этого права имеет особенно большое значение в России, где институт частной собственности по-прежнему нуждается в усиленной защите по причине его относительной новизны.

Следует обратить особое внимание на то, что Европейский Суд при рассмотрении жалобы на нарушение конвенционных прав решает только один вопрос: была ли нарушена установленная европейской Конвенцией норма в результате действий (бездействия) государства. Европейский Суд не разрешает по существу возникающие споры. Он не имеет права приказать государству, например, освободить незаконно содержащегося под стражей гражданина или же присудить имущество тому или иному лицу в споре. Европейский Суд вправе лишь принять решение о том, соответствует ли положение, создавшееся внутри государства, конвенционным нормам. Однако если он признает нарушение европейской Конвенции, то государство, допустившее его, обязано привести внутреннее законодательство и / или правоприменительную практику в соответствие с ее нормами. Это следует из ст. 1, в которой говорится, что государства - участники обязуются соблюдать закрепленные в ней права.

Помимо этой конвенции, И.И. Лукашук выделяет - особый комплекс образуют многочисленные конвенции Международной организации труда (МОТ). Значительное число конвенций по правам человека заключено также и на региональном уровне. В рамках Организации африканского единства (ОАЕ), Организации американских государств (ОАГ), Совета Европы Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М. Издательство БЕК, 2001,С. 4 -5.

Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина, как отмечает М.В.Баглай, является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Конституционное право зарубежных стран. Баглай Указ соч. С. 90-92 В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г., один из разделов был посвящен правам и свободам человека и содержал обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы. Любое государство - участник этой организации вправе привлекать внимание других государств-участников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участником. Сотрудничество в области прав и свобод человека является содержанием понятия «человеческое измерение ОБСЕ». По этой проблеме были проведены крупные конференции в Мадриде, Париже, Копенгагене, Вене, Москве.

Но стоит отметить, что Международные акты, устанавливающие права и свободы человека и гражданина, обладают различной юридической обязательностью для участвующих в них государств. Так, Всеобщая декларация является резолюцией ООН; ее положения юридически необязательны для государств и являются рекомендациями. Вместе с тем существует большая степень вероятности того, что благодаря практике государств, деятельности международных организаций в сфере защиты прав человека, национальной конституционной, законодательной и национальной судебной практике положения Декларации трансформировались в нормы обычного международного права. Юридическая обязательность пактов для Российской Федерации вытекает не из факта внесения закрепленных ими прав и свобод в текст Конституции РФ, а в силу того, что Россия является правопреемницей СССР. В этой связи также необходимо упомянуть Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., которые хотя и не могут быть отнесены к числу договоров, являющихся источниками общепризнанных принципов и норм, но имеют важное значение для развития регионального сотрудничества в области защиты прав человека.

Россия, предприняла значительные шаги для реального обеспечения многообразных прав и свобод человека, хотя здесь еще имеется огромная масса неразрешенных проблем. Впервые Конституция РФ 1993 года закрепила тезис о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). Но кроме Конституции права и свободы человека получают конкретизацию и развитие в федеральных конституционных и федеральных законах, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Стоит учитывать, что процесс правовой интернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективных формах, способствуя превращению в недалеком будущем гражданина любого государства в гражданина планеты. Уже сейчас в силу признания тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права частью своего внутреннего права такое государство не вправе отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не зафиксировано в конституции данного государства. Это свидетельствует о неуклонном сближении международно-правового и конституционно-правового института прав и свобод.

1.3. Права человека и права гражданина. Гражданство

Нетрудно заметить, что уже более двух столетий всеобщие права и свободы личности разграничиваются на права человека и права гражданина. На чем основано такое разграничение? На этот вопрос есть убедительный ответ Р.В. Енгибарян: «Прежде всего, оно базируется на различении таких двух разных субъектов этих прав и свобод, как человека и гражданина. Совершенно очевидно, что человеком рождаются, а гражданином становятся. Соответственно права и свободы человека возникают в результате самого естественного факта рождения человека и вне всякой связи его с государством эти права берут свое начало в естественном праве. Гражданином же той или иной страны человек становится только в результате установления между ними и данным государством определенной политико-правовой связи в виде получения гражданства данного государства. Гражданин - это лицо, наделенное данным государством определенными политическими и иными правами, свободами и обязанностями. В отличие от прав человека, права гражданина берут свое начало в позитивном праве.» Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник - М.: Юность, 2000 C.141 Эти права и свободы, как и естественные права и свободы человека, с точки зрения современного мирового сообщества и международного права носят всеобщий и неотъемлемый характер и должны быть признаны и соблюдаться всеми странами мира.

Доцент Л.В. Лазарев справедливо указывает, что основные права и свободы принадлежат каждому от рождения. Это принципиальное положение касается происхождения основных прав. Человек имеет основные права от рождения, а не от государства, которое, если следовать централистско-бюрократическим теориям, может "даровать" права по своей "милости" или отнимать их по своему произволу. Этот примитивный подход, ставящий в центр всей правовой и политической системы не личность человека и гражданина, а государство, имеет за собой известные исторические традиции абсолютизма, фашизма, милитаризма, великодержавности и т.д. Но такой подход принципиально чужд духу Конституции См: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М. :Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002..

К числу естественных, прирожденных, неотчуждаемых, неприкосновенных прав человека обычно относят такие права, как права на жизнь, свободу, безопасность, личную неприкосновенность, личное достоинство и честь, собственность, достаточный и достойный уровень жизни, личную и семейную тайну, чистую окружающую природную среду, и др. Права же гражданина, опираются на факт принадлежности лица к данному государству, на его правовые установления и к ним относятся - право избирать и быть избранным, право на участие в управлении делами государства, право на труд, право на социальное обеспечение, право на объединение в политические партии и другие организации, права на обучение и медицинское обслуживание за счет государства и т.д.

Стоит отметить, что важнейшим условием и предпосылкой признания и соблюдения прав и свобод гражданина и соответствующих обязанностей государства по защите и обеспечению этих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Статья 15 Всеобщей Декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Основы гражданства чаще всего закрепляются в конституциях; другие, более частные вопросы гражданства регулируются специальными законами о гражданстве, а процессуальные вопросы признания, приобретения, изменения и утраты гражданства и другие - соответствующими подзаконными актами.

В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" //СЗ РФ от 3 июня 2002 г., № 22, ст. 2031, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормы о гражданстве содержатся и в ряде других актов, например конституциях республик, Семейном кодексе, а также в международных договорах России.

Провозглашая приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя, Конституция РФ устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве РФ (ст. 6). Это обусловлено тем, что гражданство - первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего ее взаимоотношения с государством. Конституционные нормы о гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями. Согласно п. "в" ст. 71 Конституции, гражданство в РФ относится к ведению Федерации, а пункт "а" ст. 89 возлагает решение вопросов гражданства России на Президента РФ.

Конституция РФ закрепляет два основополагающих принципа российского гражданства - оно является единым и равным независимо от оснований приобретения. В контексте Конституции принцип единого гражданства означает, что граждане РФ обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающими из принадлежности к нему едиными федеральными гарантиями прав и свобод и государственной защиты независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают и от оснований приобретения российского гражданства. С этим принципом гражданства неразрывно связан другой - равного гражданства. Как отмечает Лазарев Л.В. - «Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является таковым для всех российских граждан независимо от оснований приобретения. Не устанавливаются никакие ограничения, различия в правовом статусе граждан, категории граждан в зависимости от того, как и когда они приобрели гражданство РФ. Конкретным проявлением этого принципа является полное равноправие женщин и мужчин при решении вопросов о российском гражданстве. Заключение или расторжение брака гражданина России с иностранцем, не влечет за собой изменения гражданства. Это полностью соответствует международной Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. (ст. 4).» См: комментарий к ст. 6. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича .- М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002..

Положения ч. 1 ст. 6 Конституции РФ о том, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, находят воплощение в Законе «О гражданстве РФ», который определяет в главе II. Приобретение гражданства РФ и главе III. Прекращение гражданства РФ исчерпывающий список оснований приобретения и прекращения российского гражданства. В данном Федеральном законе также содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

Интересам многих соотечественников, проживающих на территории бывших союзных республик и стремящихся сохранить принадлежность к России, связи с ней, отвечает и допускаемое Конституцией (ч. 1 ст. 62), Законом о гражданстве (ст.6) двойное гражданство (российского и иностранного государства). Но для реализации такой возможности необходимо наличие соответствующего регулирования федеральным законом или международным договором между Российской Федерацией и тем или иным государством (государствами). Такие договоры - соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства - заключены, например, с Туркменистаном (1994 г.) ФЗ от 25 ноября 1994 г. № 41-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства"// СЗ РФ от 28 ноября 1994 г., № 31, ст. 3192 и Таджикистаном (1996 г.) ФЗ от 15 декабря 1996 г. № 152-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства"// СЗ РФ от 16 декабря 1996 г., № 51, ст. 5683. В то же время с целым рядом государств ближнего зарубежья заключены двусторонние договоры, касающиеся вопросов гражданства, защиты прав соотечественников. Так, с 1997 г. действуют Соглашение между РФ и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами России, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в РФ, подписанное в Москве еще 20 января 1995 года. ФЗ от 26 мая 1997 г. № 83-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию"// "Российская газета" от 29 мая 1997 г., В январе 2000 г. Россия ратифицировала Соглашение ФЗ от 2 января 2000 г. № 18-ФЗ "О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства"// Бюллетень международных договоров, март 2000 г., № 3 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и РФ об упрощенном порядке приобретения гражданства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.