на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Международные стандарты и российское законодательство о правах человека и гражданина
p align="left">Развитие этих принципиальных положений находит свое продолжение в ряде законов. Так, осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятым 22 июля 1993 г., - «Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ» ст. 17 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318.

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. также включал право граждан на медицинскую помощь. Нужно отметить что интересам охраны и укреплению здоровья служат многие нормы трудового, гражданского, уголовного, административного, экологического и других отраслей права. Так условия охраны труда урегулированы федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"/Российская газета" от 24 июля 1999 г.

В центре культурных прав и свобод находится право на образование. Статья 43 закрепляет это право и указывает, что: гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях: каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении и на предприятии; основное общее образование обязательно; РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживающие различные формы образования и самообразования и др. В целом, помимо Конституции РФ, организация осуществления права на образование имеет законодательную основу: это ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г. и ряд других нормативно-правовых актов, относящихся к сфере образования.

Специальная статья (ст. 44) гарантирует свободу творчества - литературного, художественного, научного, и др., преподавания. Она указывает, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Здесь же закрепляется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Вместе с тем устанавливается обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Но все эти культурные блага провозглашаются и закрепляются в общей форме в Конституции РФ. Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992 года изначально несли в себе элементы просветительства и декларативности. Там в частности, сказано, что «в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.» ст. 8. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г., N 46, ст. 2615 В целом, в современный период правовая база культурной сферы крайне слаба, она нуждается в укреплении, расширении, конкретизации и охвате наиболее актуальных и востребуемых народом сфер и участков культурной деятельности.

Как мы уже отмечали, во второй половине XX в. появилась новая группа прав - экологических, вызванная к жизни противоречиями научно - технической революции и проблемой выживания человечества как биологического вида.

Так, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, принимать участие в собраниях, митингах, по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан; при причинении вреда здоровью, требовать его возмещение. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - за счет средств государственных экологических фондов.

Согласно ст. 13 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" ВВС. 1992. N 10. Ст. 457. от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности по закону.

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" был принят 23 ноября 1995 г. Многие его положения, к сожалению, до сих пор не вошли в практику и грубо нарушаются. В нем закреплено, в частности, что граждане и общественные организации имеют право получать от специально уполномоченных государственных органов, отвечающих за проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов, данные о ее результатах. Более того, при подготовке заключения экспертная комиссия обязана рассмотреть материалы, отражающие общественное мнение. Из этого следует (хотя прямо в Законе об этом не говорится), что, раз эксперты должны рассмотреть подобные материалы, они могут их получить, лишь запросив такое мнение. А оно сложится только в случае, если общественность, население поставлены в известность о предстоящей государственной экологической экспертизе.

Существует большой пакет законодательных актов, реализующих конституционное право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Так в соответствии со ст. 29 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на: информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него; участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ. Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"// СЗ РФ от 3 мая 1999 г., N 18, ст. 2222.

В заключение следует уделить внимание и вопросу о соотношении и взаимосвязи прав и свобод с обязанностями, также устанавливаемыми Конституцией. В иерархии конституционных предписаний верховенство явно принадлежит правам и свободам; об этом говорит текст статьи 2 Конституции РФ и название Главы 2. Права и свободы человека и гражданина. В них об обязанностях человека и гражданина не упоминается вовсе, хотя в конце текста данной главы есть несколько статей об этих обязанностях. Это значит, что конституционные права и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому минимуму, а обязанности могут в некоторой (определяемой Конституцией, а на ее основании - законом) степени ограничивать многие, хотя и не все права и свободы. В некоторых статьях Конституции также раздельно говорится об обязанностях человека, т.е. "каждого", например платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), охранять природу и окружающую среду (ст. 58), а также об обязанностях гражданина, например по защите Отечества (ст. 59). Эти и другие обязанности, как правило, нуждаются в конкретизации законом применительно к отдельным их носителям.

Заключение

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, о том, что современная концепция прав и свобод - плод длительного исторического развития. В этом развитии выделяется три основных этапа, подробно рассмотренные в работе.

Общепризнанным воплощением современной доктрины прав и свобод человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г Генеральной Ассамблеей ООН, представляющая собой важнейший социально-политический и юридический документ, закрепивший в мировом масштабе основополагающие принципы и нормы, определяющие общий современный политический, социально-экономический и духовно-культурный статус личности. Во второй половине ХХ в. было также принято значительное число международных документов и конвенций по отдельным группам прав человека и гражданина. Согласно этим документам были созданы международный Комитет по правам человека и Европейский Суд по правам человека, призванные следить за соблюдением этих прав.

Анализ Конституции РФ и федерального законодательства показывает, что Российская Федерация признает права и свободы человека и гражданина, предусматриваемые международным правом. В соответствии с этим Конституция инкорпорирует в национальную правовую систему подавляющее большинство положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., являющихся основными международными источниками прав и свобод человека и гражданина.

Признавая принятые международным сообществом права и свободы человека, Российская Федерация одновременно обязуется со своей стороны не допускать их нарушения, создавать условия для их реализации и гарантировать их осуществление. Но, относя содержащиеся в этих документах предписания к общепризнанным принципам и нормам международного права, следует принимать во внимание то обстоятельство, что, по данным 2000 года, участниками названных пактов являются 144 государств из 200 членов ООН. Следовательно, почти для 60 государств-членов ООН пакты не являются юридически обязательными. Это объясняется тем, что Особенностью большинства международно-правовых актов, определяющих права и свободы, является то, что создаваемые ими нормы сформулированы в самой общей форме и не являются самоисполнимыми, т.е. их положения не могут непосредственно регламентировать отношения между российскими субъектами права. Всеобщая декларация принята "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства" (преамбула), поэтому большинство ее положений выдержано в духе декларации. По существу, государства ограничились лишь тем, что согласились содействовать уважению согласованных ими прав и свобод.

Но Конституция РФ вполне может служить примером действительно демократического и гуманистического решения важнейших проблем конституционного права на уровне международных стандартов. Она вобрала в себя все то лучшее, что достигнуто на современном этапе развития конституционализма, и в то же время отразила качественно новый подход к проблемам в конституционном развитии нашей страны. В конституционном законодательстве нашей страны впервые четко выражена его прямая ориентация на общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав и свобод человека и признание естественного, прирожденного характера основных прав и свобод человека.

Помимо этого Конституция РФ и существующий на данный момент пакет правовых актов России, приведенных в соответствие с международными стандартами, и международные договоры РФ гарантируют соблюдение законных прав и свобод граждан, где бы они ни находились, и способствуют комплексному решению вопросов, связанных с гражданством Российской Федерации.

Главной задачей и делом первостепенной актуальности сейчас является укрепление правовой базы этого демократического института, поэтому помимо Конституции РФ, организация осуществления прав и свобод граждан РФ имеет законодательную основу в многочисленных федеральных законах, Указах Президента РФ, Правительства РФ, регулирующих деятельность граждан и организаций и др. Интересам охраны и гарантированности основных прав и свобод граждан служат многие нормы трудового, гражданского, уголовного, административного, экологического и других отраслей права.. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Но характерной чертой современного российского законодательства является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями и колебаниями экономического курса, чрезмерной ролью субъективного фактора и т.д. Поэтому в ближайшие годы для России будет оставаться актуальной проблема неукоснительного соблюдения Конституции, духа и буквы каждого ее положения. Это стратегическая задача. Следует также ускорить принятие федеральных законов, которые направлены на развитие и конкретизацию положений Конституции, что позволит избежать многих правовых коллизий и произвольного толкования отдельных ее статей.

Список использованных источников и литературы

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года

Международный Пакт от 16.12.1966 "Об экономических, Социальных и культурных правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.

"Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) - // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.

Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. 1032-1 РФ «О занятости населения в РФ» (ред. от 07.08.2000) // "Российская газета", N 84, 06.05.1996.

Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 21 июня 1995 г.) // СЗ РФ, 1995, № 26, ст. 2399

Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г., № 46, ст. 2615

ФЗ РФ от 3 июня 1993 г № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 9 февраля 1995 г. // "Российская газета", № 39, 22.02.1995

ФЗ РФ от 3 июня 1993 г 5242-1«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». - // "Российская газета", № 152, 10.08.1993

ФЗ РФ № 5485-1от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» // "РГ", № 182, 21.09.93

ФЗ от 22 июля 1993 года № 5487-I ''Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан'' // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 августа 1993 г., № 33 ст. 1318

ФЗ РФ от 25 ноября 1994 г. № 41-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства"// СЗ РФ от 28 ноября 1994 г., № 31, ст. 3192

ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"// "Российская газета" от 25 мая 1995.

ФЗ от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 47, ст. 4472.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ// СЗ РФ 17.06.96 . № 25, ст. 2954

ФЗ от 15 декабря 1996 г. №152-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства"// СЗ РФ от 16 декабря 1996 г., № 51, ст. 5683

ФЗ от 26 мая 1997 г. № 83-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию"// "Российская газета" от 29 мая 1997.

ФЗ РФ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" //СЗ РФ, 1998, № 22, ст. 2331

ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"// СЗ РФ от 29 сентября 1997 г., № 39, ст. 4465.

ФЗ РФ от 28 марта 1998 г № 44-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней"// СЗ РФ от 30 марта 1998 г., № 13, ст. 1466.

ФЗ от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // СЗ РФ от 6 апреля 1998 г., № 14, ст. 1514.

ФЗ РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"// СЗ РФ от 3 мая 1999 г., № 18, ст. 2222

ФЗ от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" // СЗ РФ от 31 мая 1999 г., № 22, ст. 2670

ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"/Российская газета" от 24 июля 1999 г.

ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи"// СЗ РФ от 19.07.99 № 29, ст. 3697

ФЗ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях"// "РГ" от 14.07.2001 г. № 133

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002 г., № 1, ст.3,

ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ от 3 июня 2002 г., № 22, ст. 2031

ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ от 17.06 2002 г., № 24, ст. 2253

Научная и учебная литератруа

Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник - М.: Юность, 2000.

Богуславский М.М. Международное частное право - М. ЮрИнформ. - 1998.

Водолагин.С, Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России//Российская юстиция. 2001. №. 8.

Гаспарян Н. Праву не свидетельствовать против себя нужны дополнительные гарантии. // Российская юстиция. 2000. №. 12.

Иваненко В.С. Всеобщая декларация прав человека в Конституции Российской Федерации //Правоведение. 1998. № 4.

Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / под общей редакцией профессора Баглая М.В. - М. Издательство НОРМА 2001

Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. - М.:Юристъ, 1996

Колобова С. Как защитить трудовые права?//"Российская юстиция" № 10, 2000.

"Комментарий к Конституции Российской Федерации" /под ред. Л.А. Окунькова - Издательство БЕК, 1996.

"Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу РСФСР'' /под. ред. М.К. Треушникова- "Спарк", юридическое бюро "Городец", 1997

"Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации " /2-е издание, измененное и дополненное /под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева - М ИНФРА М-НОРМА, 1997.

Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. 2-е изд переработанное и дополненное - М. Издательство БЕК, 2001

Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России //Правоведение . 1998. № 4.

Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред д-р юрид наук, проф. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб и доп - М.:Юристъ, 2002

Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. Составитель Шестаков Л.Н. - М., 1990.

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.; Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2002.-959.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.