на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Международные стандарты и российское законодательство о правах человека и гражданина
p align="left">В случаях, не терпящих отлагательства, допускается проведение оперативно - розыскных действий, ограничивающих конституционные права граждан, на основании мотивированного постановления одного из органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, с обязательным уведомлением судьи (суда) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, осуществляющий его, обязан получить судебное решение о проведении такого мероприятия либо прекратить его проведение. Закон предусматривает основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно - розыскных мероприятий (ст. 9).

Теперь переходим к следующим правам - в Конституции РФ закреплены право на свободу передвижений и места жительства. В ст. 27 говорится, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; каждый может свободно выезжать за пределы РФ, а гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ. Важнейшую роль в плане регулирования указанного права играют нормы административного права, в которых подробно «расписаны» правила и порядок свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства. Данное право также закреплено в Законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» - «в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона» Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ от 12 августа 1993 г., N 32, ст.1227. В законе также указаны и основания ограничения данного права граждан РФ. Данный закон гарантирует и защиту, в соответствии с которой действия или бездействие государственных или иных органов, учреждений, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу либо непосредственно в суд.

Порядок осуществления права на выезд более конкретно изложен в Федеральном Законе «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд и въезд в РФ, являются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка. Отказ гражданину в праве на выезд из РФ может быть обжалован в суде.

Среди личных прав и свобод человека и гражданина РФ, в Конституции также закреплены свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). Вопрос о свободе совести и вероисповедания подробно регламентируется ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. там конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, в частности запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии - «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом» п. 5, п.6 ст. 3 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"// СЗ РФ от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4465. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы, предметов религиозного назначения и т.д. законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, совершением противоправных действий. В целях воспрепятствования таким акциям, Федеральный закон устанавливает обязательную ежегодную перерегистрацию религиозных объединений в течение 15 лет после образования.

Свобода мысли и слова - это одна из самых демократических конституционных свобод, закрепленных в ст. 29 Конституции РФ, состоит из пяти частей. а) Каждому гарантируется свобода мысли и слова. б) Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. в) Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. г) Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. д) Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Каждая из перечисленных частей имеет свое специфическое назначение, значение и конкретное, относительно самостоятельное содержание, хотя все части взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга.

Особо следует сказать о том, как Конституция РФ по-новому, демократично регулирует вопрос об определении национальной принадлежности лица. В ст. 26 Конституции РФ гарантируется демократическое и цивилизованное право: каждый вправе указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Вряд ли надо специально доказывать, насколько все это важно для такого многонационального государства, как Россия, где проживают представители около 150 национальностей.

2.3. Политические права и свободы в Российской Федерации

Политика - это та сфера общественной жизни, которая связана с осуществлением публичной власти. В связи с этим политические права и свободы человека и гражданина - это те права и свободы, которые определяют политический статус личности, позволяющий ей участвовать в общественно-политической жизни, в осуществлении политической власти, управлении обществом и государством и т.д. Поскольку политическая правосубъективность наступает в полном объеме обычно лишь к моменту совершеннолетия (18 лет), а иностранцы и апатриды достаточно редко и весьма ограниченно пользуются такими правами и свободами, постольку эти права и свободы - это, по сути дела, права гражданина, неразрывно связанные с обладанием личностью гражданством данного государства. К числу важнейших политических прав и свобод гражданина следует отнести: а) право участвовать в управлении делами общества и государства, право избирать и быть избранным, право на равный доступ к государственной службе, право обращений и др.; б) свобода печати и информации; в) свободы объединения, собраний и манифестаций; г) право и обязанность защиты страны; д) право на сопротивление угнетению и др. Многие из этих прав и свобод закрепляются во Всеобщей декларации прав человека ООН и Международных пактах о правах человека 1966 г.

Профессор Енгибарян Р.В., анализируя политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ пишет, - «эти права и свободы, к сожалению, получили в Конституции РФ менее широкую и глубокую разработку, чем личные права и свободы. Это, в частности, нашло свое выражение и в том, что о ряде очень важных политических правах и свободах в ней говорится слишком лаконично и не прямо, а как бы косвенно и мимоходом, в отличие от большинства демократических конституций мира» Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник - М.: Юность, 2000 C.180.

Так, о свободе печати говорится лишь в плане гарантирования свободы слова, права свободно писать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свободы массовой информации и запрещения цензуры (ст. 29). Поэтому задачей и делом первостепенной актуальности является укрепление правовой базы этого демократического института. В этом плане, в первую очередь выделяется Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г, но в настоящее время требуется принятие нового, более демократического и квалифицированного закона о СМИ. Существенное значение имел принятый в январе 1995 г. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Чрезвычайно важны Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 9 февраля 1995 г.; Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» и другие правовые акты. Все они вместе взятые гарантируют реализацию ст. 29 ч. 4-5 Конституции РФ, служат делу обеспечения свободы информации и печати, демократического соблюдения основ конституционного строя России, но в тоже время, они не учитывают многие реалии «современности».

Неотъемлемый элемент гражданского общества - развитая система общественных объединений. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 22). По Всеобщей декларации прав человека, никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч. 2 ст. 20). Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права. В ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.

Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы. В статье 30 Конституции ничего не говорится о политических партиях, но право на их создание вытекает из ч. 3 ст. 13 Конституции. Часть 4 этой же статьи закрепляет принцип равенства общественных объединений перед законом. Названные конституционные положения конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. К основным актам в этой сфере относятся федеральные законы от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Другие законы касаются отдельных видов общественных объединений, например федеральные законы от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» //СЗ РФ, 1995, N 27, ст. 2503 от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» и др.

Действие ФЗ "Об общественных объединениях" распространяется и на общественные объединения, особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией которых еще не урегулированы специальными законами. Это касалось, например, политических партий. Правда, в 1998 г. в Закон была включена новая статья 12 ("Политические общественные объединения"), а также внесены изменения, кратко отразившие некоторые аспекты статуса, государственной регистрации политических организаций, в том числе политических партий и движений (ст. 4, 7, 20, 21, 23, 27, 31). Тем не менее, статус политических партий и иных политических объединений требовал специальной законодательной регламентации. И вот с 14 июля 2001 г. действует ФЗ «О политических партиях». В нем раскрыты и статус политической партии, и содержание права граждан РФ на объединение в политические партии - которое включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий Ст. 2 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"// "Российская газета" от 14 июля 2001 г. N 133. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, и в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. (ч.1 ст.3)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.