p align="left">В случаях, не терпящих отлагательства, допускается проведение оперативно - розыскных действий, ограничивающих конституционные права граждан, на основании мотивированного постановления одного из органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, с обязательным уведомлением судьи (суда) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, осуществляющий его, обязан получить судебное решение о проведении такого мероприятия либо прекратить его проведение. Закон предусматривает основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно - розыскных мероприятий (ст. 9). Теперь переходим к следующим правам - в Конституции РФ закреплены право на свободу передвижений и места жительства. В ст. 27 говорится, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; каждый может свободно выезжать за пределы РФ, а гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ. Важнейшую роль в плане регулирования указанного права играют нормы административного права, в которых подробно «расписаны» правила и порядок свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства. Данное право также закреплено в Законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» - «в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона» Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ от 12 августа 1993 г., N 32, ст.1227. В законе также указаны и основания ограничения данного права граждан РФ. Данный закон гарантирует и защиту, в соответствии с которой действия или бездействие государственных или иных органов, учреждений, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу либо непосредственно в суд. Порядок осуществления права на выезд более конкретно изложен в Федеральном Законе «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд и въезд в РФ, являются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка. Отказ гражданину в праве на выезд из РФ может быть обжалован в суде. Среди личных прав и свобод человека и гражданина РФ, в Конституции также закреплены свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). Вопрос о свободе совести и вероисповедания подробно регламентируется ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. там конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, в частности запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии - «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом» п. 5, п.6 ст. 3 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"// СЗ РФ от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4465. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы, предметов религиозного назначения и т.д. законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, совершением противоправных действий. В целях воспрепятствования таким акциям, Федеральный закон устанавливает обязательную ежегодную перерегистрацию религиозных объединений в течение 15 лет после образования. Свобода мысли и слова - это одна из самых демократических конституционных свобод, закрепленных в ст. 29 Конституции РФ, состоит из пяти частей. а) Каждому гарантируется свобода мысли и слова. б) Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. в) Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. г) Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. д) Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Каждая из перечисленных частей имеет свое специфическое назначение, значение и конкретное, относительно самостоятельное содержание, хотя все части взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга. Особо следует сказать о том, как Конституция РФ по-новому, демократично регулирует вопрос об определении национальной принадлежности лица. В ст. 26 Конституции РФ гарантируется демократическое и цивилизованное право: каждый вправе указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Вряд ли надо специально доказывать, насколько все это важно для такого многонационального государства, как Россия, где проживают представители около 150 национальностей. 2.3. Политические права и свободы в Российской ФедерацииПолитика - это та сфера общественной жизни, которая связана с осуществлением публичной власти. В связи с этим политические права и свободы человека и гражданина - это те права и свободы, которые определяют политический статус личности, позволяющий ей участвовать в общественно-политической жизни, в осуществлении политической власти, управлении обществом и государством и т.д. Поскольку политическая правосубъективность наступает в полном объеме обычно лишь к моменту совершеннолетия (18 лет), а иностранцы и апатриды достаточно редко и весьма ограниченно пользуются такими правами и свободами, постольку эти права и свободы - это, по сути дела, права гражданина, неразрывно связанные с обладанием личностью гражданством данного государства. К числу важнейших политических прав и свобод гражданина следует отнести: а) право участвовать в управлении делами общества и государства, право избирать и быть избранным, право на равный доступ к государственной службе, право обращений и др.; б) свобода печати и информации; в) свободы объединения, собраний и манифестаций; г) право и обязанность защиты страны; д) право на сопротивление угнетению и др. Многие из этих прав и свобод закрепляются во Всеобщей декларации прав человека ООН и Международных пактах о правах человека 1966 г. Профессор Енгибарян Р.В., анализируя политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ пишет, - «эти права и свободы, к сожалению, получили в Конституции РФ менее широкую и глубокую разработку, чем личные права и свободы. Это, в частности, нашло свое выражение и в том, что о ряде очень важных политических правах и свободах в ней говорится слишком лаконично и не прямо, а как бы косвенно и мимоходом, в отличие от большинства демократических конституций мира» Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник - М.: Юность, 2000 C.180. Так, о свободе печати говорится лишь в плане гарантирования свободы слова, права свободно писать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свободы массовой информации и запрещения цензуры (ст. 29). Поэтому задачей и делом первостепенной актуальности является укрепление правовой базы этого демократического института. В этом плане, в первую очередь выделяется Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г, но в настоящее время требуется принятие нового, более демократического и квалифицированного закона о СМИ. Существенное значение имел принятый в январе 1995 г. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Чрезвычайно важны Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 9 февраля 1995 г.; Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» и другие правовые акты. Все они вместе взятые гарантируют реализацию ст. 29 ч. 4-5 Конституции РФ, служат делу обеспечения свободы информации и печати, демократического соблюдения основ конституционного строя России, но в тоже время, они не учитывают многие реалии «современности». Неотъемлемый элемент гражданского общества - развитая система общественных объединений. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь. Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 22). По Всеобщей декларации прав человека, никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч. 2 ст. 20). Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права. В ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы. В статье 30 Конституции ничего не говорится о политических партиях, но право на их создание вытекает из ч. 3 ст. 13 Конституции. Часть 4 этой же статьи закрепляет принцип равенства общественных объединений перед законом. Названные конституционные положения конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. К основным актам в этой сфере относятся федеральные законы от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Другие законы касаются отдельных видов общественных объединений, например федеральные законы от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» //СЗ РФ, 1995, N 27, ст. 2503 от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» и др. Действие ФЗ "Об общественных объединениях" распространяется и на общественные объединения, особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией которых еще не урегулированы специальными законами. Это касалось, например, политических партий. Правда, в 1998 г. в Закон была включена новая статья 12 ("Политические общественные объединения"), а также внесены изменения, кратко отразившие некоторые аспекты статуса, государственной регистрации политических организаций, в том числе политических партий и движений (ст. 4, 7, 20, 21, 23, 27, 31). Тем не менее, статус политических партий и иных политических объединений требовал специальной законодательной регламентации. И вот с 14 июля 2001 г. действует ФЗ «О политических партиях». В нем раскрыты и статус политической партии, и содержание права граждан РФ на объединение в политические партии - которое включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий Ст. 2 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"// "Российская газета" от 14 июля 2001 г. N 133. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, и в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. (ч.1 ст.3)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|