на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы правоведения
p align="left">Отношения между членами общины регулировались при помощи социальных норм (правил поведения), которые имели достаточно сложную регулятивную систему. Основными источниками правил поведения были мифы, традиции, обычаи, ритуалы, обряды. Они регулировали труд, быт, семейные отношения, т.е. служили регуляторами общественных отношений.

Социальные нормы догосударственного общества не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Это -- мононормы.

Мононормы -- правила поведения, объединявшие зачатки права, морали, религии. Примером мононормы может быть известное у всех примитивных человеческих сообществ табу -- запрет на совершение какого-либо действия (например, охоты на определенный вид животных). Действие табу обеспечивалось не только страхом перед наказанием, но и страхом перед гневом богов, осуждением или высмеиванием со стороны общины. Для первобытного общества характерны следующие особенности нормативного регулирования:

нормы в первобытном обществе складывались стихийно, существовали исключительно в сознании людей и передавались из поколения в поколение устно;

ведущим способом регулирования был запрет;

характерным было отсутствие субъективных прав, зарождение зачатков позитивных обязанностей. Права и обязанности члена родовой общины составляли единое целое;

нормы поведения обеспечивались всем коллективом общины, а не специальным аппаратом принуждения, отсутствовавшим в первобытном обществе.

Социальные нормы первобытного общества регулировали, а власть обеспечивала функционирование примитивной хозяйственной деятельности (охота, рыболовство и собирательство), быт, воспроизводство населения и разрешение конфликтов внутри общества. В дальнейшем под воздействием социально-экономических и политических условий, прежде всего, в процессе государствообразования мононормы перерастают в нормы права и морали.

ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Предпринимательство -- это непосредственная самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли. Она осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется Конституцией Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законом Украины "О предпринимательстве" (7 февраля 1991 г., с последующими изменениями), "О предприятиях в Украине" (27 марта 1991 г.) и рядом других нормативно-правовых актов.

Субъекты предпринимательской деятельности:

граждане Украины, граждане других государств, лица без гражданства, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности;

юридические лица всех форм собственности;

объединения юридических лиц.

Все субъекты предпринимательской деятельности подлежат государственной регистрации.

Конституция Украины, Хозяйственный кодекс и Закон Украины "О предпринимательстве" закрепляют принцип свободы предпринимательской деятельности. Вместе с тем существует ряд ограничений в осуществлении предпринимательской деятельности. В частности, отдельные виды деятельности могут осуществлять только государственные предприятия (изготовление и реализация наркотических веществ, производство военного оружия, боеприпасов).

Ряд видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Лицензия -- это специальное разрешение, выданное уполномоченным органом государства

на выполнение определенных действий. Например, только при наличии лицензии могут осуществляться изготовление и реализация медикаментов и химических веществ, изготовление спиртных напитков, табачных изделий, медицинская и юридическая практика, организация азартных игр и многое другое.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Финансовое право -- это отрасль права, регулирующая общественные отношения в области мобилизации, распределения и использования государственных финансовых средств.

Финансовое право регулирует исключительно отношения, возникающие в финансовой деятельности государства: составление, утверждение, исполнение бюджета, сбор платежей и налогов, государственное финансирование и кредитование, регулирование денежной и валютной систем и др. Денежные отношения между физическими и юридическими лицами, например, отношения в сфере банковской деятельности, регулируются другими отраслями права.

Финансовое законодательство Украины -- это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы финансового права. К их числу относятся Бюджетный кодекс Украины, Закон Украины "О системе налогообложения", Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан". Декрет Кабинета Министров Украины "Об акцизном сборе" и другие нормативно-правовые акты.

Финансовая система Украины включает:

общегосударственный централизованный фонд; централизованные фонды для отдельных территорий; внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения и другие фонды); децентрализованные фонды; разные формы кредита. Государственный внутренний кредит представляет собой привлечение государством свободных средств населения (путем выпуска облигаций и других ценных бумаг) с последующим возвратом этих средств. Государственный внешний кредит представляет собой заимствование средств других государств и международных организаций. Обслуживание внешнего кредита осуществляется в первую очередь. Банковский кредит предоставляется из свободных средств Национальным банком Украины коммерческим банкам;

страхование (например, государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые повлекли утрату трудоспособности).

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ

Важной составной частью финансовой системы Украины является бюджетная система. Бюджет -- это роспись доходов и расходов государства или иного собственника бюджета на определенный период (по общему правилу -- на 1 календарный год). Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов, к которым относятся:

бюджет Автономной Республики Крым;

областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах;

бюджеты местного самоуправления (бюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений).

Государственный и местный бюджет могут состоять из общего и специального фондов.

Общий фонд бюджета включает:

все доходы бюджета, кроме предназначенных для зачисления в специальный фонд. К доходам бюджета относят налоговые поступления, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления от штрафов и финансовых санкций и др.;

все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета. Бюджетные средства расходуются на выполнение функций государства, задач местного самоуправления;

3) финансирование общего фонда бюджета. Данный раздел общего фонда бюджета определяет источники покрытия дефицита бюджета, а также расходование финансов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами.

Специальный фонд бюджета включает:

бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;

гранты или подарки, полученные распорядителями бюджетных средств для конкретной цели;

разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета.

Передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только путем изменения в закон о Государственном бюджете Украины или путем принятия решения соответствующего совета.

ПОНЯТИЕ НАЛОГА И ЕГО ВИДЫ В УКРАИНЕ

Доходы государства в значительной мере складываются из налоговых поступлений в бюджет.

Налог -- это установленный государством обязательный платеж, который вносится в бюджет государства в размерах и в сроки, определенные законом.

Плательщиками налогов являются физические и юридическими лица. Уплата налогов, установленных законом, является конституционной обязанностью каждого человека.

Виды налогов в Украине и порядок их внесения в бюджет определяются Законом Украины "О системе налогообложения" и другими нормативно-правовыми актами. В настоящее время Верховная Рада

Украины работает над принятием Налогового кодекса Украины.

В Украине существуют следующие виды налогов:

по действию в пространстве различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные налоги устанавливаются Верховной Радой Украины, плательщик вносит их в государственный бюджет (например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, акцизный сбор). Местные налоги устанавливаются местными советами, эти налоги направляются в местный бюджет (например, налог на рекламу, коммунальный налог, гостиничный сбор, рыночный сбор);

по методу взыскания налоговых средств различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взыскиваются непосредственно с доходов или имущества физических или юридических лиц (например, подоходный налог с физических лиц). Косвенные налоги вносят в бюджет производители товаров и услуг, включая сумму налога в цену товара или услуги (например, налог на добавленную стоимость);

по субъекту уплаты налога различают налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые юридическими лицами; налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами:

по объекту налогообложения -- различают налоги на имущество и налоги на доходы;

по ставке налогообложения -- прогрессивные и пропорциональные.

ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА УКРАИНЫ

Конституционное право -- ведущая отрасль национального права Украины

Конституционное право Украины как отрасль права и законодательства представляет собой систему правовых норм и нормативно-правовых актов, других источников, регулирующих отношения, связанные с основами конституционного строя, правового статуса лица, народовластием, территориальным устройством общества и государства. С их помощью обеспечивается организационное и функциональное единство общества Украины как целостной социальной системы. При этом закрепляются основы конституционного строя Украины, общие основы правового статуса человека и гражданина, территориальное устройство, система государственных органов, основные положения и принципы организации местного самоуправления в Украине.

Таким образом, предметом конституционного права Украины является особый круг общественных отношений, возникающих в процессе организации и осуществления публичной власти в Украине -- государственной и местной (местное самоуправление). Эти отношения характеризуются определенной спецификой, а именно: касаются всех важнейших сфер жизнедеятельности общества; выступают в качестве базовых в политической, экономической, духовной, социальной и других сферах жизни общества. Именно поэтому можно утверждать, что структуру предмета конституционного права Украины составляют: отношения политического характера; важнейшие экономические отношения; отношения, касающиеся правового статуса человека и гражданина; отношения, складывающиеся в процессе реализации права народа Украины на самоопределение и связанные с государственно-территориальным устройством Украины; отношения, касающиеся организации и деятельности государственного аппарата Украины; отношения, определяющие деятельность органов местного самоуправления.

Следовательно, конституционно-правовые отношения -- это общественные отношения, урегулированные конституционно-правовыми нормами, субъекты которых наделяются взаимными правами и обязанностями, в соответствии с которыми они должны функционировать.

СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Субъектами гражданско-правовых отношений являются физические и юридические лица, которые вступают между собой в гражданско-правовые отношения по поводу имущества и личных неимущественных благ. В отдельных случаях субъектом указанных отношений может быть государство, Автономная Республика Крым, территориальные громады, иностранные государства и другие субъекты публичного права.

Человек в качестве участника гражданских отношений считается физическим лицом.

К физическим лицам относятся граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства.

Для признания лиц субъектами гражданского права необходимо наличие гражданской правосубъектности, то есть их право- и дееспособности.

Гражданской правоспособностью называется способность лица иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.